Роль стереотипов в механизмах зарождения стереотипного мышления

 Стереотипы  – это устойчивое мнение о людях, событиях, вещах, сложившееся в обществе. Термин stereotypes был введён социологом Вальтером Липпманом в 1922 г. У стереотипизации есть ряд неоспоримых преимуществ, но не следует забывать и о негативном влиянии подобного мышления.

Роль стереотипов в механизмах зарождения стереотипного мышления

Стереотип — мнение о людях, сложившееся в обществе

Особенности возникновения стереотипов

Слово имеет древнегреческое происхождение, его использовали в типографии – означало твёрдый объёмный отпечаток.

Сложившиеся стереотипы, простыми словами, это картинка у нас в голове. Устойчивые, привычные взгляды человека на жизнь, которые формируются в ходе общения и на основе личного опыта. Термин

Механизм развития стереотипов:

  • усваиваются в процессе социализации;
  • формируются при общении с родителями, сверстниками, учителями, через личные контакты;
  • возникают под влиянием телевидения, интернета, книг и журналов.

Формирование стереотипного мышления начинается с рождения, родители покупают новорождённым одежду розового или голубого цвета, в зависимости от пола.

Пословицы и поговорки – это тоже своего рода стереотипы, в которых заключена житейская мудрость.

Виды стереотипов

Все виды стереотипов принято делить на несколько групп, в зависимости от объекта стереотипизации.

Роль стереотипов в механизмах зарождения стереотипного мышления

В обществе существует несколько разновидностей стереотипов

Классификация:

  1.  Антропостереотипы  – относятся к человеку:
  • стереотипы персоналий – характеристики отдельных личностей;
  • социальные, относятся к определённой группе – этнические и национальные, расовые, языковые, классовые, культурные, автостереотип, гендерные и гетеростереотипы, религиозные, профессиональные, политические.
  1.  Событийные .
  2.  Предметные  – характеризуют предметы в самом широком смысле слова:
  • вещественные;
  • понятийные.

Зачем нужны стереотипы?

Устоявшиеся шаблоны и модели поведения значительно упрощают процесс мышления и познания. У каждого человека присутствует ряд умозаключений, которыми он пользуется неосознанно.

Роль стереотипов в механизмах зарождения стереотипного мышления

Каждый человек имеет свои стереотипы, которые помогают ему думать проще

Особенности стереотипизации:

  1. Эффект проекции. Человеку свойственно переносить свои недостатки на неприятных личностей, а приятных наделять собственными достоинствами.
  2. Эффект усреднённости. Все яркие личностные особенности собеседника приводятся к среднему знаменателю.
  3. Эффект порядка. При знакомстве с новым человеком мы привыкли доверять первому впечатлению, пользуемся физиогномическими и социальными стереотипами, при встрече со старым знакомым – свежей информации.
  4. Эффект ореола. Нередко общее суждение об индивиде складывается на основании только одного хорошего или плохого действия.
  5. Эффект стереотипизации. Наделение индивида характерными чертами, в зависимости от профессии, национальности.

Роль, функции и влияние на жизнь

Основные свойства стереотипов – неизменность во времени, отсутствие динамичности, избирательность, эмоциональная полнота. Постепенно учёные и психологи вносят новшества в концепцию, но основная мысль не меняется.

Роль стереотипов в механизмах зарождения стереотипного мышления

Наличие стереотипов добавляет человеку избирательности

Роль и функции – сокращают время реагирования на изменяющуюся реальность, ускоряют процесс познания, предоставляют первичное основание для ориентирования в происходящем.

Феномен стереотипизации рассматривают с нескольких позиций:

  • содержание;
  • адекватность – нередко в основе навязанных установок лежит правдивая информация;
  • происхождение – факторы и условия возникновения.

Правдивые стереотипы полезны, поскольку восприятию нужно периодически отдыхать. Но любая адекватная установка может стать неадекватной, если данные устаревают.

Плюсы и минусы стереотипизации

Стереотипы значительно облегчают жизнь человека, помогают сориентироваться в определённых ситуациях, не допустить ошибок. Благодаря им мы знаем, что вода мокрая, а огонь горячий, если бросить камень в реку, от него разойдутся круги.

  • Но с другой стороны, подобное мышление часто ограничено, в установках присутствует много устаревших и неточных представлений о людях, явлениях, событиях.
  • 
  • Положительные и отрицательные стороны
Преимущества Недостатки
Содействуют ориентировке в многообразии проявлений жизни. Способствуют адаптации в обществе.
Значительно облегчают жизнь, поскольку снимают некоторый груз повседневных проблем. Позволяют выжить в трудных ситуациях, когда нет времени на долгий анализ ситуации.
Помогают проанализировать, сделать выводы из нескольких схожих ситуаций.
В негативных ситуациях оказывают парализующее действие – сложно поверить в происходящее, поскольку в голове заложено, что этого не может быть.
Если у человека очень много ложных стереотипов, это значительно ограничивает мировоззрение, препятствует саморазвитию и самосовершенствованию. Чрезмерное обобщение не позволяет мыслить гибко.
Стереотипизация внешности, личностных качеств и черт характера нередко способствует развитию комплекса неполноценности, заниженной самооценки.
Категоризация не позволяет видеть индивидуальность и уникальность индивида.
Стереотипы пытаются втиснуть всё происходящее в строгие рамки – хорошо и плохо, чёрное и белое. Но в жизни не всегда всё так однозначно.
Человек не видит все грани происходящего. В результате развивается эгоцентризм, упрямство, фанатизм.
Стрессы, разочарования, другие болезненные переживания – следствие завышенных ожиданий, которые внушают социальные стереотипы.

Самые распространенные примеры из жизни

Социальные стереотипы присутствуют во всех сферах жизни человека, появляются новые клише и паттерны относительно семейных и дружеских отношений, о женщинах и мужчинах.

Наиболее известные установки мышления и стереотипы восприятия:

  1. Домохозяйка – неопрятная женщина без возраста, в грязном фартуке и с бигуди. Не работает, но всегда выглядит измученной. Сейчас многие женщины сидят дома, работают в интернете, ведут активную жизнь, занимаются семьёй и воспитанием детей, и при этом прекрасно выглядят.
  2. После рождения ребёнка можно попрощаться с карьерой и красивой фигурой. Но на самом деле, работа и внешний вид после родов – индивидуальный выбор женщины.
  3. Старый человек, означает мудрый человек. Старость и мудрость не синонимы, уважать людей только за возраст глупо. В каждой возрастной группе присутствуют абсолютно разные представители, хорошие и неприятные.

Роль стереотипов в механизмах зарождения стереотипного мышления

Один из распространённых стереотипов, что пожилые люди мудры

Часто в современном обществе можно услышать, что власть портят людей, женщина может быть либо умной, либо красивой, большие деньги не заработаешь честным путём.

7 эффективных способов избавиться от стереотипов

  1. Нередко люди придают большое значение популярным стереотипам, что сильно ограничивает мышление, препятствует личностному росту и развитию.
  2. В психологии есть несколько эффективных приёмов, которые помогут избавиться от чрезмерного стереотипного мышления.

  3. Методы разрушения стереотипов:
  1.  Не торопитесь с выводами.  Всегда давайте себе возможность немного подумать, поразмышлять. Анализируйте ситуацию, сравнивайте каждое событие с уже известными фактами, находите противоречия и разногласия.

    В мире о русских сложилось мнение, что это люди, которые постоянно употребляют алкоголь, носят шапку ушанку, выгуливают медведя и круглосуточно играют на балалайке. Но это не так – не создавайте усреднённые образы.

  2.  Найдите источник.  В формировании стереотипного мышления весомую роль играют кумиры, лидеры общества.

    Чтобы ослабить влияние установки, разберитесь, откуда произрастают ваши убеждения, и действительно ли они ваши.

  3.  Ставьте выполнимые задачи.  Чтобы избежать излишнего влияния общественного мнения, сформулируйте собственные позитивные жизненные стереотипы, поставьте чёткие цели.
  4.  Формируйте открытость восприятия.

      Научитесь воспринимать любое явление целиком, смотреть на него по-новому, открывать неизведанные стороны.

  5.  Развивайте критическое мышление.  Не стесняйтесь спрашивать у себя, действительно ли информация правдива, не противоречит ли она здравому смыслу, согласен ли я с общепринятыми истинами.

    Эти вопросы помогают здраво оценить всё происходящее вокруг.

  6.  Расширяйте кругозор.  Если вы хотите избавиться от стереотипов, выходите из зоны комфорта, развивайтесь, учитесь. Начните с малого, проложите новый маршрут к месту работы или учёбы.
  7.  Медитация.

      Практики развития осознанности – это способ созерцания действительности, не имеющий шаблонных схем мышления.



Эти методы не только позволят сломать конкретные стереотипы, навязанные обществом, но и отойти от привычки мыслить предвзято, шаблонно и узко.

 Стереотип  – определённая призма, через которую человек смотрит на окружающее, и ведёт себя соответствующим образом. Полностью уйти от стереотипного мышления не получится, поскольку это часть общественного сознания. Но если навязанные паттерны мешают нормальной жизни, нужно от них избавляться.

Психические заболевания

Источник: https://lechusdoma.ru/stereotipy/

Стереотипы – что это в психологии (роль и виды). Как избавиться от стереотипов

Стереотип – вариант личностной установки. Установка – своеобразная призма, через которую в определенных условиях или по отношению к определенному объекту человек воспринимает мир и ведет себя только одним образом. Наш мир пропитан стереотипами. От них не уйти, так как это продукт общественного сознания. Стереотипы приносят как пользу, так и вред.

Что такое стереотип

Термин «стереотип» был введен в 1922 году социологом Вальтером Липпманом. Автор трактовал его как «картинку у нас в голове».

Социальная установка включает 3 компонента:

  • знания об объекте (когнитивный элемент);
  • эмоции и оценка в отношении объекта (аффективный компонент);
  • готовность поступать конкретным образом (поведенческий компонент).

Стереотип – социальная установка с недостатком когнитивного компонента (недостаток знаний, ложная информация, устаревшие данные). Как установка стереотип предопределяет наше поведение.

Стереотипное мышление часто ограничено. Оно нередко руководствуется устаревшими, неточными, узкими, ошибочными представлениями о человеке, социальном феномене, природном явлении и особенностях взаимодействия с ним.

У стереотипов есть свои плюсы и минусы:

  • С одной стороны, такое мышление ограничивает развитие личности, препятствует раскрытию творческого потенциала или просто вредит там, где объект стереотипа изменился (минус).
  • Но с другой стороны, стереотипы позволяют экономить время и силы там, где объекты, ситуации и действия в их отношении просты и неизменны (плюс).
  • Стереотипы опасны тем, что могут формировать одно ожидание, а человеку придется столкнуться совсем с другой реальностью (минус). Хорошо, если реальность окажется лучше. Если наоборот, то личность рискует оказаться в состоянии фрустрации и дезадаптации.
  • Стереотипы помогают экономить нервную энергию, позволяя по инерции действовать в похожих ситуациях (плюс).

У каждой личности существует внутренняя иерархия стереотипов. Например, популярный стереотип о том, что женщина в первую очередь должна реализоваться как хозяйка, мать, жена, может стоять на первом месте у одного человека и на пятом у другого.

Стереотипы формируются и закрепляются на уровне психики. В мозгу возникают когнитивные схемы, или комплекс нейронных связей, которые и обеспечивают одну и ту же реакцию на повторяющиеся ситуации. Например, всю Я-концепцию личности можно рассматривать как когнитивную схему, схему нашей личности.

Чаще всего стереотипы возникают в отношении каких-то групп, дифференцированных по полу, возрасту, нации, статусу, роли. Например, известное утверждение о том, что все женщины – слабый пол. Но стереотипы могут говорить о нормах поведения, развития, жизни. Тогда они переплетаются с ценностями.

Большая часть стереотипов формируется в детстве. Влияние оказывает семья, окружение, любые значимые люди. То есть стереотипы – последствия научения в ходе социализации личности. Уверена, у вас или вашего окружения найдется пара-тройка утверждений о какой-либо нации, с представителями которой вы даже не общались лично.

Стереотипы бывают как позитивными, так и негативными, но очень часто в них встречается ошибочное обобщение.

  • Например, что большинство людей представляют, если слышат, что женщина называет себя домохозяйкой? Полную даму с бигудями на голове, в сальном фартуке, с измученным видом, не работающую. На деле же каждую женщину можно назвать домохозяйкой, а эра интернета многим позволяет работать в стенах дома.
  • Или почему рождение ребенка у многих людей ассоциируется с неизбежным крахом фигуры и «запуском себя». На самом деле это индивидуальный выбор каждой женщины.
  • Популярно мнение, что старость = мудрость, ум. Нет, это не синонимы. Как и уважать человека за один возраст нельзя. Старики, как и подростки, молодежь, взрослые люди бывают разными. Среди них так же встречаются неприятные, девиантные, эгоистичные, асоциальные личности.

Можно сказать, что в личностных стереотипах собраны страхи, предубеждения предыдущих поколений, общества в котором личность воспитывалась.

Особенности стереотипного восприятия

Мышление через стереотипы отличается следующими особенностями:

  • Эффект проекции, суть которого в том, что при общении мы наделяем своими недостатками неприятных нам людей, а своими достоинствами – приятных.
  • Эффект средней ошибки, подразумевающий усреднение ярко выраженных особенностей другого человека.
  • Эффект порядка, при котором в общении с малознакомым человеком больше доверия мы отдаем первичной информации, а при общении со старым знакомым – свежим данным.
  • Эффект ореола, или суждение человека по одному из его поступков (хорошему или плохому).
  • Эффект стереотипизации, или наделение человека характерными (стереотипными) чертами для какой-то группы, например, ориентируясь на профессию человека.

Виды и формы стереотипов

Роль стереотипов в механизмах зарождения стереотипного мышления

Стереотипы характеризуют как индивидуально-личностные особенности, так и внешние признаки людей. Например, жив стереотип об эмоциональности женщин и рациональности мужчин (индивидуально-личностные особенности). Также популярен стереотип, что татуировки наносят только неблагополучные или социально опасные люди, либо несерьезные (внешние стереотипы). Или стереотип о том, что черный цвет в одежде – признак депрессии и внутреннего разлада.

Единой классификации стереотипов нет:

  • В одной выделяют такие виды (В. Н. Панферов): антропологические, социальные, эмоционально-экспрессивные.
  • Отечественный психолог Артур Александрович Реан выделил антропологические, этнонациональные, социально-статусные, социально-ролевые, экспрессивно-эстетические, вербально-поведенческие стереотипы.
  • О. Г. Комарова обозначила 3 вида стереотипов: этнические, профессиональные, полоролевые.

Таким образом, рассматривать феномен стереотипов можно с нескольких позиций:

  • содержания;
  • адекватности (часто в основе все-таки лежит правдивый факт);
  • происхождения стереотипов (условия и факторы возникновения);
  • роли стереотипов в жизни человека, восприятии других людей и функционировании общества.

Адекватные, то есть правдивые стереотипы полезны и необходимы, так как нашему восприятию тоже нужно отдыхать. А вот влияние неадекватных стереотипов стоит ограничивать. Адекватный стереотип становится неадекватным, когда правдивые данные устаревают в силу изменения объекта стереотипа.

Как избавиться от стереотипов

Мы не можем контролировать процесс формирования стереотипов, но в наших силах сознательно уменьшать их влияние на наше поведение и восприятие людей. Полностью избавиться от стереотипов нельзя.

Исходя из того, что стереотип – это устойчивое и категоричное, упрощенное представление, суждение о чем-либо, распространенное в среде обитания личности, придерживающейся его, можно утверждать, что скорректировать влияние стереотипов позволит:

  • смена окружения;
  • расширение знаний об объекте стереотипа.

С первым все понятно: уехать из страны, обзавестись новыми друзьями и так далее. А как насчет второго пункта?

Стереотипы – это штампы, ярлыки. Как от них избавиться? Быть критичным и избирательным к поступающей информации. Как минимум, не принимать какой-либо факт, пока лично с ним не столкнешься.

Важно не поддаваться на манипуляции и провокации СМИ, давление общества (даже родителей и старших товарищей). Учитесь перепроверять информацию. Это вопрос практики.

Услышали какой-то факт, усомнились в нем, нашли несколько источников, если информация не расходится, то можно верить.

Найти источник

Кто формирует стереотипы? Лидеры общества, кумиры общества, культурное наследие (исторический опыт). Соответственно, чтобы ослабить влияние стереотипа, нужно подробнее познакомиться с его источниками. Откуда произрастают ваши стереотипы?

Стереотипам пропитана вся наша жизнь, ведь это и нормы этикета, и правила досуга, и нормы поведения в обществе, и требования к работе. Решите, какие именно стереотипы вы хотите в себе ослабить.

Что говорят о вас?

Найдите список стереотипов о русских. Самое банальное – распивание крепких напитков в шапке-ушанке, с медведем рядом и балалайкой в руках. Вы каждый день так делаете? Вы хотя бы раз так делали? Сомневаюсь. Так не возникли ли у вас теперь сомнения об адекватности хранящихся в вашем мозге стереотипов?

Кстати, чтобы усомниться в каких-то стереотипах, достаточно применить их к хорошо знакомым и близким вам людям или самому себе. Особенно актуально для гендерных стереотипов.

Сотрудничество

Роль стереотипов в механизмах зарождения стереотипного мышления

Расширить знания об объекте стереотипа можно через совместную деятельность, достижение общей цели, получение эмоций, открытость и общительность. Замкнутость и неопределенность, слабо развитое самопознание и неустойчивый внутренний мир негативно сказываются на ослаблении стереотипов. Они наоборот закрепляют их. Чтобы дать себе шанс сломать стереотип, нужно позволить себе погрузиться в то, о чем он говорит.

Творческое мышление

По сути нас везде, еще с детского сада, учат усваивать шаблоны. Мы ужасно ленивы в вопросах анализа и поиска информации, мы привыкли верить всему беспрекословно, брать уже переработанные кем-то данные, работать по схемам, жить по инструкциям.

Благо, сейчас признается ценность творческого мышления, и программы обучения перестраиваются на проблемное обучение, цель которого – раскрытие творческого потенциала и индивидуальности личности. Людям «старой закалки» сложнее: придется самим развивать творческие способности, учиться мыслить нестандартно.

Стереотипы и суеверия

Стереотипы очень похожи на предрассудки и суеверия. Соответственно, и избавляться от стереотипов можно теми же способами. Важно понять, что если их не контролировать, то они начнут контролировать вас.

Когда чувствуете влияние какого-то стереотипа, особенно если он вгоняет вас в самокопание, грусть, чувство несостоятельности, страх, тревогу, спрашивайте себя «Почему я так думаю? Как еще можно поступить в этой ситуации? Что я имею?» Возьмите за правило всегда разбираться в причинах.

Не обязательно жить стереотипами (особенно чужими), если они создают неудовлетворительные для вас условия жизни. Что интересно, именно стереотипы в отношении себя («я должен») наносят больший урон личности. Думайте о себе, любите себя, живите своей жизнью, учитесь быть счастливым.

Послесловие

Таким образом, ломать стереотипы можно с двух позиций:

  • чужие убеждения через личный пример и действия, поиск внутренней гармонии;
  • свои убеждения через активность познания внешнего мира.

Примите себя. Например, в молодом возрасте тоже может быть плохое здоровье. Если вы это примите в себе и других, то уже минус один стереотип. В выходной не обязательно сбегать из дома в кафе или клуб, можно насладиться домашним уютом.

Вот и второй стереотип сломан. В браке обязательно должны быть дети, но вы еще не достигли своих планов по самореализации, не готовы заниматься детьми, хотя брак ваш крепок и проверен годами? Значит, не нужно пока рожать детей.

Познавайте себя и формируйте соответствующие условия вокруг.

Составьте список самых популярных для вас стереотипов и вперед к разрушениям. Проверяйте их лично. Самопознание и познание – основа избавления от стереотипов. В обоих случаях вы найдете себя и сможете контролировать стереотипное поведение и мышление, а не наоборот.

Источник: https://psychologist.tips/1941-stereotipy-chto-eto-v-psihologii-rol-i-vidy-kak-izbavitsya-ot-stereotipov.html

О роли стереотипов в манипуляции

Роль стереотипов в механизмах зарождения стереотипного мышленияОдним из главных «материалов», с которым орудует манипулятор, являются социальные стереотипы.

В словарях сказано:

«Социальный стереотип — устойчивая совокупность представлений, складывающихся в сознании как на основе личного жизненного опыта, так и с помощью многообразных источников информации.

Сквозь призму стереотипов воспринимаются реальные предметы, отношения, события, действующие лица. Стереотипы — неотъемлемые компоненты индивидуального и массового сознания.

Благодаря им происходит необходимое сокращение восприятия и иных информационных и идеологических процессов в сознании…».

Обычно стереотипы включают в себя эмоциональное отношение человека к каким-то объектам и явлениям, так что при их выработке речь идет не только об информации и мышлении, а о сложном социально-психологическом процессе.
Ни один человек не может прожить без «автоматизмов» в восприятии и мышлении — обдумывать заново каждую ситуацию у него не хватит ни психических сил, ни времени.

Таким образом, стереотипы, как необходимый человеку инструмент восприятия и мышления, обладают устойчивостью, могут быть выявлены, изучены и использованы как мишени для манипуляции. Поскольку их полезность для человека в том и заключается, чтобы воспринимать и оценивать быстро, не думая, манипулятор может применять их как «фильтры», через которые его жертвы видят действительность77.

Известный американский журналист Уолтер Липпман в книге «Общественное мнение» (1922) выдвинул целую концепцию стереотипизации как основы пропаганды.

Он писал:

«Из всех средств влияния на человека самым тонким и обладающим исключительной силой внушения являются те, которые создают и поддерживают галерею стереотипов. Нам рассказывают о мире прежде, чем мы его увидим.

Мы представляем себе большинство вещей прежде, чем познакомимся с ними на опыте. И эти предварительные представления, если нас не насторожит в этом наше образование, из глубины управляют всем процессом восприятия».


На магической силе стереотипов основана коммерческая реклама и торговые марки. Частое повторение слов и образов создает стереотипное представление о высоком качестве какого-то товара и загоняет это представление в подсознание. При виде торговой марки («мерседес», «адидас» и т.д.) мы, не думая, убеждены, что перед нами хорошая вещь. Работает стереотип.

Возникла даже целая «культура» имитации торговых марок — так, чтобы глаз не различал той разницы, которая вносится, чтобы не вступать в конфликт с патентным правом. Один японский фабрикант даже фамилию свою поменял, стал Мичимото Золинген — и выпускает ножи с надписью М.Золинген. Немцы — в суд, бесполезно.

Такая мимикрия, которую мы не всегда замечаем, широко распространена78.


Если удается подтолкнуть крупные массы людей видеть какое-то общественное явление через нужный манипулятору стереотип, то несогласным становится очень трудно воззвать людей к здравому смыслу, убедить их остановиться, подумать, не принимать скоропалительных опасных решений.

Ницше заметил:

«Так как недостает времени для мышления и спокойствия в мышлении, то теперь уже не обсуждают несогласных мнений, а удовлетворяются тем, что ненавидят их. При чудовищном ускорении жизни дух и взор приучаются к неполному или ложному созерцанию и суждению, и каждый человек подобен путешественнику, изучающему страну и народ из окна железнодорожного вагона».


Утверждения манипуляторов не обязательно должны совпадать со стереотипами. Прикрытие манипуляции достигается и высказываниями, абсурдно противоречащими стереотипам — важно загнать мышление в накатанную колею. На исходе перестройки сопредседатель движения «Демократическая Россия» А.

Мурашев призывал к бойкоту советско-американских переговоров, т.к. они якобы на руку «империи зла». Выступая против поездки Дж.

Буша в Москву, он выдал такой перл демократического ума: «Если все же Буш пойдет на нее, демократы проведут в Москве манифестацию под лозунгом: „Буш — пособник коммунистов!“.


Задача манипулятора облегчается тем, что стереотипов-мишеней сравнительно немного, особенно у интеллигенции, проникнутой рациональным мышлением (то есть не отягощенной традициями и религиозным видением мира).

Такое мышление откладывает в сознании очень небольшую часть всего человеческого опыта, и эта часть «оседает» в памяти в виде стереотипов как заученных и легко узнаваемых готовых целостных умозаключений («если А, то Б»).


В одном английском психологическом детективном романе и преступник и его циничный адвокат на суде успешно манипулировали другими участниками драмы. Подлая женщина волею судеб оказалась опекуном мальчика — наследника большого состояния. Она провоцировала его ненависть. Доведя ее до нужной кондиции, побудила к отчаянному поступку.

Мальчик находил утешение в своем кролике, а она под предлогом риска кожных заболеваний его убила (при мальчике засунула в горячую духовку). Потом подбросила газету с описанием убийства — отравления пыльцой спорыньи, подмешанной в салат. Мальчик сделал то же самое, и они вместе съели миску отравленного салата — ничего другого честному ребенку не оставалось.

Она вышла в уборную и очистила желудок, а мальчик умер.

Это — сравнительно простая манипуляция на чувствах.


Началось следствие и суд.

И следователь, и судья, и адвокат прекрасно все понимали, но прямых улик не было — налицо попытка нервного ребенка убить ненавистную тварь хотя бы ценой своей жизни (мальчик перед смертью даже в этом признался). Приговор зависел от присяжных. И адвокат построил защиту на стереотипах мышления присяжных. Он тщательно изучил каждого по всем возможным источникам, а потом наблюдая за их поведением в суде.


Особо трудным объектом был для него молодой умный, образованный и чуткий человек. Но адвокат выяснил, что он был марксист, и специально для него часть речи построил на классовом подходе.

Подсудимая — из пролетарской семьи, всю жизнь работала на богатых хозяев, создавала им прибавочную стоимость, была отчуждена от образования и культуры, огрубела — но честно выполняла свой долг, как умела. И вот — буржуазное общество ей мстит и т.д.

Остальные присяжные ничего в этом куске речи не поняли, для каждого из них был заготовлен свой кусок, на языке именно его стереотипов. Все до одного оправдали убийцу, причем не вызывавшую у них симпатий.


Для успешной манипуляции общественным мнением необходимо иметь надежную «карту стереотипов» разных групп и слоев населения — весь культурный контекст данного общества.

Очень большой объем исследований был в этой области выполнен американскими специалистами, работавшими над изучением умонастроений влиятельных групп в зарубежных странах с целью повлиять на эти умонастроения в желательном для США направлении («чтобы внешняя политика США вызывала чувство восхищения или по крайней мере воспринималась без возмущения»). Эта сфера глобальной манипуляции сознанием стыдливо называется в США «публичной дипломатией». Она сформировалась как целая особая область социодинамики культуры81. Наибольшие усилия в США были предприняты для изучения культурных стереотипов разных групп населения СССР (особенно интеллигенции как главной силы, создающей или разрушающей легитимность государства). С профессиональной точки зрения дотошность и объективность американских советологов восхищает. Нашли струны, на которых играть.


Особенно важно использование стереотипов в «захвате аудитории».

«Захват» — одна из главных операций в манипуляции сознанием.

В ходе ее выполнения манипулятор привлекает, а затем удерживает внимание аудитории и «присоединяет» ее — делает сторонником своих установок (создает ощущение принадлежности к одному и тому же «мы»).

На этой стадии манипулятор подстраивается под стереотипы аудитории, не противоречит им. Его задача — завоевать доверие, он как бы издает клич: «Мы с тобой одной крови — ты и я».


Видный социальный психолог Ф.Зимбардо советует:

«Эффективность коммуникатора возрастает, если он сначала выражает мнения, соответствующие взглядам аудитории… Представляйте одну сторону аргумента, если аудитория в общем дружественна. Представляйте обе стороны аргумента, если аудитория уже не согласна с вами или есть вероятность, что аудитория услышит противоположное суждение от кого-нибудь еще».

Главное — не заронить у людей подозрение, что ты собираешься ими манипулировать.

304, 1

Источник: https://management-club.com/chto-chitaem/s-g-kara-murza-manipulyatsiya-soznaniem/o-roli-stereotipov-v-manipulyatsii.html

Психологические механизмы формирования социальных стереотипов

  • Государственное образовательное учреждение высшего 
    профессионального образования
  • «Нижегородский 
    государственный архитектурно – 
    строительный университет » 
     
  • Гуманитарно – художественный институт 
  • Кафедра психологии 
  • Дисциплина: «психология» 
  • Реферат по теме:

«Психологические 
механизмы формирования социальных стереотипов»

Выполнила                                                               студентка

                                                                                                       группы ПД 1.08

                                                                                                       Аниковская Д.А.                      

  1. Проверила                                                                                    доктор пед.наук,
  2.                                                                                                       кандидат псих.наук
  3.                                                                                                       профессор ННГАСУ

                                                                                                      Щербакова Е.Е.   

г. Нижний Новгород – 2010

Стр.
 Введение.   3
  1. Социальный стереотип как психологическое явление.
        §1. Определение понятия.                                                     6
        §2. Свойства, функции и виды стереотипов.   12
  1. Механизмы формирования социальных стереотипов.
  17        
        §1. Роль эмоциональных состояний личности.   18
            §2. Влияние социальных процессов и                    взаимоотношений.
  21
  1. Психологические факторы образования стереотипов.
  26
 Заключение.                                                                      28
 Список  использованной литературы.   30

Введение

 

    Мы 
все живем в мире стереотипов. Именно стереотипы в значительной степени 
определяют моральные нормы, формируют 
политические, религиозные и мировоззренческие концепции. Поведенческие стереотипы тоже очень разнообразны и во многом определяют наше поведение, наши суждения и отношение к окружающему.

Благодаря этим стереотипам мы четко знаем, как себя вести в том или ином случае; знаем, что плохо и что хорошо; знаем, кто прав, а кто не прав.

Знаем, но это не значит, что так и есть в действительности потому, что стереотипы, на которых основаны наши суждения, могут быть сформированы на ошибочных предпосылках или определенных, не всегда обоснованных условностях.

    Получение образования также базируется на формировании стереотипов мышления – ряда зафиксированных истин 
и методов, создающих основу наших 
знаний. Мы обычно забываем, а иногда и не знаем, каким именно путем 
были получены эти истины.

    Люди 
обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Собственные  представления  человеку кажутся верными и не подлежащими изменению.

    Стереотипы 
– неотъемлемый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии 
самостоятельно, творчески реагировать 
на все встречающиеся ему в 
жизни ситуации.

Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и определенным образом направляет его поведение. Однако стереотип может быть как истинным, так и ложным.

Он может вызывать и положительные эмоции, и отрицательные. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данной социальной группы к определенному явлению.

    Существование стереотипов в механизме познания носит двойственный, противоречивый характер.

С одной стороны стереотипы значительно упрощают процессы познания и творчества, позволяя широко использовать имеющиеся знания и навыки, представляющие собой сложный комплекс стереотипов, а с другой – они же ограничивают нашу возможность познания нового, выходящего за рамки привычных понятий или противоречащего им.

    Многие 
прекрасные специалисты в своей области деятельности оказываются не в состоянии преодолеть барьер стереотипов, с порога отвергают все, что не укладывается в их мировоззренческую концепцию. Сформировавшиеся стереотипы очень устойчивы и часто сохраняются на протяжении всей жизни человека, их разрушение обычно бывает очень болезненным процессом.

    Таким образом, формирование стереотипов 
является обязательным элементом нашей 
культуры, но вместе с тем формирование стереотипов порождает и определенный консерватизм в нашей деятельности, в том числе и в процессе мышления. К социальным стереотипам относятся как более частные случаи  этнические, политические и ряд других стереотипов. Их изучением наряду с психологией занимается социология, культурология, философия. 

    Проблема социальных стереотипов актуальна в настоящее время. На силе  стереотипов основана коммерческая реклама и торговые марки.

Частое повторение слов и образов создает стереотипное представление о высоком качестве какого-то товара,  это представление укореняется  в подсознании и человек уже не критически воспринимает информацию об этом товаре.

  Таким образом стереотипы имеют достаточно сильное влияние на сознание людей и очень широкое распространение, границы которого трудно даже оценить.

  •     Цель реферата – обобщить известные психологической науке данные, различные теоретические исследования и эксперименты, посвященные проблеме социальных стереотипов, и попытаться создать классификацию конкретных механизмов их формирования.
  •     Задачами 
    соответственно являются знакомство с различными теоретическими подходами, имеющимися в литературе по данной теме, структурирование информации, определение взаимосвязей между различными психологическими явлениями, влияющими на процесс образования стереотипов, и выявление  закономерностей их формирования.
  •     Гипотеза 
    исследования заключается в предположении 
    о том, что формирование социальных стереотипов происходит как в 
    результате действия индивидуальных  когнитивных процессов и эмоциональных 
    состояний личности, так и под 
    воздействием социальных факторов (процессов социального познания, взаимодействия и взаимного влияния людей).  
          
      
  •     Глава I. Социальный стереотип как психологическое явление 
  • §1. Определение понятия  

    Проблема 
социального стереотипа имеет обширную историографию. В западной психологии, политологии и социологии теории стереотипов разрабатываются, в основном, на макротеоретическом уровне.

В этих исследованиях содержатся различные интерпретации стереотипа, как некоего образования с определенными психологическими механизмами, формирующимися под воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов.

    Впервые термин «стереотип» был введен в 
общественные науки  в 20-е годы ХХ века в США, когда возникла необходимость 
изучения и объяснения законов функционирования массового сознания.

Основателем концепции стереотипного мышления и поведения стал американский ученый Уолтер Липпман. В своей работе «Общественное мнение» (1922 г.) У.

Липпман утверждал, что это упорядоченные, схематичные детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права.

    В своей работе У.Липпман выделил 
две важные, на его взгляд, причины, которые оказывают влияние на формирование стереотипов.

Первая причина – использование принципа экономии усилий, характерного для повседневного человеческого мышления и выражающегося в том, что люди стремятся не реагировать каждый раз по-новому на новые факты и явления, а стараются подводить их под уже имеющиеся категории. Вторая причина – это защита существующих групповых ценностей.

    С тех пор было предложено огромное количество конкретных определений 
социального стереотипа. В зависимости 
от теоретической ориентации автора на первый план выдвигаются соответствующие 
аспекты этого явления.

    Так, Т.Шибутани  определяет социальный стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку 
людей, с точки зрения какого-то легко 
различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями 
относительно свойств этих людей».

    Р.Таджури 
понимает под социальным стереотипом «склонность воспринимающего субъекта легко и быстро воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории».

    Г.Тэжфел суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа:

    1. люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками;
    2. такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени;
    3. социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;
    4. социальные стереотипы становятся более отчетливыми («произносимыми») и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами;
    5. они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся;
    6. социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но в высшей степени трудно модифицировать их и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта.

     
В конце 50-х годов в западной 
научной мысли наибольшую популярность 
получило определение, предложенное 
американским психологом и социологом Кимбаллом Юнгом .

Стереотип понимался им как «ложная классификационная концепция, с которой, как правило, связаны какие-то социальные чувственно-эмоциональные тона сходства и различия, одобрения или осуждения другой группы». После такого взгляда к стереотипам стали относиться как к чему-то заведомо ложному, неверному.

Стереотип стал выступать синонимом ошибочной оценки или предвзятого мнения о явлениях или группах. Лишь с возникновением гипотезы О.Клайнберга стало распространяться суждение о наличии в стереотипах некоего «зерна истины».

    В американской науке существует множество 
направлений, которые разрабатывают 
социально-бихевиористские (У.Липпман, Р.О.Хара), психологические (Т.В.Адорно, М.Хоркхаймер), символически-интеракционистские (Т.Шибутани, Д.К.Дэвис. С.Дж.Бэран), феноменологические (Э.У. Вайнэки) теории в исследовании стереотипов. 

    Общим для американских исследований является то, что они в основном посвящены 
антростереотипам (то есть образам, формируемым 
в определенной социальной группе), их роли в сфере социальной и политической.

    Изучение 
социальных стереотипов успешно 
продвигается в Польше благодаря 
старым научным традициям и современному интересу к проблеме. Доминируют исторический и общетеоретический подходы (А.Шафф, А.Бондар, А.Барциковский, А.Колосковская и др.).

    Большое внимание в работах ученых Германии и Франции уделяется стереотипизации 
как процессу формирования стереотипов. Речь идет о приверженности стереотипам, склонности пользования ими в 
определенных ситуациях. Недостатком 
этих исследований является ограничение внимания к проблемам стереотипов теоретическими вопросами, без установления связи между стереотипами и конкретным действием.

    В западноевропейской социальной психологии широко распространена точка зрения, согласно которой социальные стереотипы и ряд других феноменов группового и общественного сознания должны быть объединены в общую концептуальную схему.

В частности, швейцарский социальный психолог В.Дуаз выделил четыре уровня стереотипов:

  • индивидуально-психологические особенности  формирования представлений человека о своей социальной среде;
  • представления, складывающиеся в ситуации межличностного общения;
  • коллективные представления, формирующиеся в межгрупповых отношениях; социальный стереотип зарождается и функционирует именно на этом уровне;
  • идеология, которая складывается под влиянием определенных исторических условий данного общества.

Источник: http://stud24.ru/pedagogy/psihologicheskie-mehanizmy-formirovaniya-socialnyh-stereotipov/22789-65486-page1.html

Стереотипность мышления

             Стереотипность мышления как качество личности – склонность мыслить посредством жестких, ограниченных, негибких категорий и понятий.

            Мы еще не увидели мир, а нам уже рассказали о нем. И мы поверили. У нас еще не включился разум, а стереотипы уже начали свою работу. Мы по рассказам уже представили большинство вещей в голове, прежде чем смогли с ними познакомиться наяву.

К примеру, мы впервые ныряем, используя стереотип «вода жидкая», и дополнительно это не проверяем.  Мы не были в большинстве стран мира, но можем судить о них по стереотипам. Нас можно сравнить с туристами, которые видят и изучают мир из окна поезда.

          Стереотип  — устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Психолог Н.Козлов пишет: «Привычки — это то, как привыкли Вы. Стереотипы — это то, как привыкли все. А Вы — вслед за ними. Потому что Вас так воспитали».

Система стереотипов составляет миропонимание. Посредством стереотипов мы воспринимаем и реагируем на мир. Наши мысли обычно следуют  привычному маршруту, выработанному стереотипами. Представим лес, по нему можно идти по дорожкам и тропинкам, а можно ломиться через бурелом и чащу.

Так вот, стереотипы – это и есть дорожки и тропинки, по которым прогуливаются наши мысли. Возникает вопрос: какова связь между убеждениями и стереотипами? Стереотип – это любое утверждение, принятое нами за истину и ставшее, в силу этого, нашим убеждением или верованием.

Например: «Все блондинки – глупые», «Все адвокаты – жулики», «Все мужчины хотят от женщин только одного» и т.д.

    Без стереотипов человеку пришлось бы тратить массу энергии для проверки истинности суждений о каждой вещи. На это не хватило бы и ста жизней. Доля наших непосредственных наблюдений мира в сравнении со стереотипами просто ничтожна. Поведенческие стереотипы играют адаптационную роль в нашей жизни.

Помните притчу о сороконожке? Когда она стала задумываться, в каком порядке переставлять каждую из своих 40 ног, она утратила способность передвигаться в принципе! Воспринимая мир через призму стереотипов, мы устраняем всю его сложность, непротиворечивую картину, мир становится для нас простым и ясным.

Природа человека такова, что он всегда стремился составить для себя простой и не обремененный излишними подробностями образ окружающего его мира. У каждой вещи, у каждого явления есть свое название. Мы можем высказать четкое и короткое суждение по большинству жизненных ситуаций.

Стереотипная картина мира, безусловно, далека от объективности, но мы к ней приспособились.  Мир становится для нас уютным домом. Поэтому ясно, что любое посягательство на наше миропонимание (систему стереотипов) встречает мощный отпор.

Нам даже трудно допустить мысль, что наш личный мирок и мир вообще – две большущие разницы.

         Термин «стереотип» ввел в языковую практику  журналист Уолтер Липпман, заимствуя его из техники печатания газет: текст отливается в застывшие формы стереотипа, чтобы затем быть тиражированным много раз.

Он открыто заявил, что образец мира в нашей голове, в реальности которого мы клянемся – это псевдомир: «Мир, с которым мы имеем дело,  лежит за пределами нашего видения, нашего духа. Его нужно сначала исследовать, описать и представить себе.

Но человек является созданием, способным постичь лишь порцию действительности, достаточную для того, чтобы обеспечить его жизнь и выхватить себе с весов времени несколько мгновений познания и счастья. Так, он, сообразно своему вкусу, постепенно создает в своей голове картину мира».

Составить себе действительную картину мира — бесперспективное занятие: «Реальное окружение настолько обширно, сложно и изменчиво, что его невозможно охватить непосредственно. Человек недостаточно вооружен, чтобы воспринимать такую точность, такое разнообразие, такие превращения и комбинации. И поскольку приходится действовать в этом мире, мы сначала реконструируем его в более упрощенной модели, прежде чем иметь с ним дело».

       Липпман выделил четыре аспекта стереотипов: 1. Стереотипы намного проще реальности. Сложные картины мира стереотипы «кладут на лопатки» одной фразой; 2.  Стереотипы редко связаны с нашим личным опытом. Как правило, они преподносятся нам родителями, друзьями, СМИ; 3.

Все стереотипы ложны. Они наделяют конкретного человека теми качествами, которыми он обязан обладать лишь из-за своей принадлежности к той или иной людской группе («Японцы неотличимы друг от друга», «Ты хитрый, как сто китайцев»); 4. Стереотипы очень живучи.

Даже если люди убеждаются в том, что стереотип не соответствует действительности, они склонны не отказаться от него, а утверждать, что исключение лишь подтверждает правило. Например, самый высокий человек в мире – китаец.

Встреча с ним лишь убеждает жертву стереотипа в том, что все остальные китайцы — маленького роста.

       Наше миропонимание с помощью стереотипов не простое упорядочение реальности. Стереотипы – это гаранты нашего самоуважения. Поэтому, наши стереотипы имеют собственную индивидуальность, наполнившись чувствами и соответствующими эмоциями.

      Стереотипы, в общем смысле, рождают опыт людей и время. О них не пишут в учебниках, но, тем не менее, установки предыдущих поколений прочно овладели нашими умами. Возьмем стереотипы о деньгах. С победой большевиков вообще отрицались товарно-денежные отношения.

Денег при коммунизме не будет, поэтому будем готовиться к этому заранее.  Стереотипы о презренных деньгах накапливались в народной памяти, и теперь играют  роль негативной установки, ограничительной программы, мешающей нам добиваться финансового успеха.

Вот галерея наших стереотипов о деньгах: В сорок лет денег нет, и не будет; Меньше денег — спокойнее сон; Богат тот, кому везет; За деньги можно купить все; Деньги — корень всех зол; Работай как вол — и разбогатеешь; Бережливость — залог богатства; Не в деньгах счастье; Бедность — не порок и др.

        Почему человек мыслит стереотипно? Ответ достаточно прост – страх. Совершая какие-либо действия, мы оглядываемся на окружение, опасаясь их осуждения. Отступив от стереотипов, можно запросто вляпаться в неприятную ситуацию, сделать себе больно, совершить ошибку.

Стереотипы угрожающе шипят: «Так делать нельзя», «Ошибаться плохо», «Не выделяйся, будь как все», «Ты можешь чего-то лишиться, если сделаешь так», «Тебя перестанут уважать» и другие. Стереотипно-шаблонная жизнь ограничивает человека, ставит, порой, непреодолимые преграды на пути к счастью.

Чем больше у нас стереотипов, тем меньше возможностей стать лидером жизни.

      Зная необходимую, полезную сторону стереотипов для нашего восприятия действительности, они могут быть использованы как мишени для манипуляции.

Если посредством стереотипов мы быстро, не думая воспринимаем реальность, почему бы не использовать их как «призму», через которую жертвы манипуляции увидят мир. Создавать стереотипы довольно просто. Например, не думайте о белом слоне, не думайте о белом слоне, не думайте о белом слоне.

Даже не сомневаюсь, что вы меня не послушались. Картинка белого слона проявилась в вашем сознании. Осталось только ее закрепить как стереотип.

      Для рождения стереотипов массовая пропаганда применяет любые средства – ложь, замалчивание, дезинформацию и пр. Наше сознание послушно запоминает многократные, настойчивые повторения одних и тех же фраз, которые в конечном итоге становятся стереотипами.

Для вдалбливания в мозги нужных стереотипов не требуется особых доказательств и логических выкладок. Достаточно сослаться на какой-либо авторитетный источник (надежный источник сообщил). Мы ежедневно наблюдаем рассеивание стереотипов на экранах телевизоров и в СМИ.

Проглатывая очередную порцию «дезы», мы думаем: «Дыма без огня не бывает», «Раз об этом все говорят — значит, так оно и есть».

       Нам ясно, что коммерческая реклама и торговые марки держатся на плечах стереотипов, но, все равно, всякий раз ловимся на ту же удочку. Когда на экранах телевизоров часто повторяют слова о каком-либо товаре и показывают его образы, возникает стереотипное представление о высоком его качестве.

В магазине масса соответствующих товаров, но мы видим только тот, который засел у нас в подсознании как стереотип. Появилась даже целая отрасль имитации торговых марок. Один японский фабрикант даже фамилию свою поменял, стал Мичимото Золинген — и выпускает ножи с надписью М.Золинген.

Немцы — в суд, бесполезно.

        Можно создать мощный стереотип и потом его использовать, как заблагорассудится.

Например,  в конце 40-х и в 50-е годы в США был создан стереотип об СССР как «империи зла», угрожающей интересам всех американцев.

Все последующие интервенции и военные акции США по всему мира подавались как действие против СССР. Стереотип работал – никаких дополнительных объяснений американцам и не требовалось.

        Антирусский стереотип настолько силен, что продолжает свое победное шествие спустя много лет после развала СССР.
К примеру,  в 1996 г. в Австрии нашли массовые захоронения расстрелянных людей. Телевидение, предвкушая сенсацию, скрупулезно транслировало извлечение останков, чуть ли не внутрь черепов свои камеры засовывали. От двух до трех тысяч трупов в одной яме.

Кто же расстрелял австрийцев? Само собой, русские. Обозреватель испанской газеты «Паис» пишет с сарказмом: «Русские продолжают быть убийцами по своей природе, такова уж их раса — убивают чеченцев и вообще кого попало. Они такие плохие, потому что были коммунистами? Или они были коммунистами, потому что такие плохие?».

И далее сообщает, что вышел конфуз — русские до тех мест в Австрии не дошли. Значит, эти бедные останки принадлежат заключенным какого-нибудь концлагеря, которых нацисты вывезли и расстреляли, чтобы замести следы. Вот ведь гады! Опять конфуз — во всех черепах здоровые крепкие зубы, следы хорошего питания. Да и остатки тряпок явно офицерские. Никак не могли быть изможденными узниками.

Нашелся умный историк, объяснил: это останки австрийских офицеров, расстрелянных Наполеоном. Но археологи над ним посмеялись — не тот культурный слой, не тот возраст останков. Наконец, промелькнуло мало кем замеченное сообщение, что эти массовые расстрелы — дело рук добрых янки, и всякие упоминания об этом событии исчезли.

Не укладывается в стереотип! Если бы советские войска были в той зоне Австрии, то никакой проблемы вообще бы не возникло, никто бы ничего не расследовал и не сомневался.

        Стоит ли избавляться от стереотипов? От стереотипов типа «Мойте руки перед едой» или «Нельзя играть на проезжей части» избавляться, естественно, не стоит.

Нужно работать со стереотипами, которые заполняют нашу жизнь страхами, злобой и ненавистью, суживают рамки нашего миропонимания.

Расширяйте свой кругозор, занявшись незнакомым делом или заинтересовавшись новыми для вас вопросами. Другими словами, сходите туда, где вы еще не бывали.

        Поиграйте в такую игру: вы встретились с инопланетянином, который свободен от всех стереотипов. Ему неизвестно, что у женщины фигура должна быть 90-60-90 и 3-5 размер груди, и он не спросит, почему до двадцати пяти лет вы еще не вышли замуж.

Он просит вас рассказать о вашей жизни на планете. Сосредоточьтесь и попытайтесь осознанно рассказать ему о своей жизни с помощью конкретных доводов и примеров. Раскройте свои жизненные принципы и основные убеждения.

Такая техника отфильтрует ваши вредные стереотипы и верования.

Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Источник: https://podskazki.info/stereotipnost-myshleniya/

Ссылка на основную публикацию