Самосознание – это такое определение в философии

Самосознание - это такое определение в философии

Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (то есть своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).

Самосознание свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественных отношений, своих общих интересов и идеалов.

В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и общественных событий.

Самосознание тесно связано с рефлексией, где оно выходит на уровень теоретического мышления.

Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего другие люди, самосознание по самому существу носит общественный характер. В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В.С. Мерлину):

  • сознание отличия себя от остального мира;
  • сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
  • сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
  • социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания.

Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятие человека, когда еще в раннем детстве формируется у ребенка целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» указывается, что способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает.

Существует и противоположная точка зрения (С.Л. Рубинштейн) согласно которой самосознание – высший вид сознания, возникший как результат развития сознания. Не сознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности.

Самосознание - это такое определение в философии

Третье направление психологической науки исходит из того, что осознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одновременно, едино и взаимообусловленно. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений – о самом себе.

В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я».

Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме.

Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В.П. Зинченко). Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания – левым полушарием.

Критерии самосознания:

  1. выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);
  2. осознание своей активности – «Я, управляю собой»;
  3. осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);
  4. моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я».

«Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, то есть непосредственные процессы деятельности самосознания.

«Личностное Я» – это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постольку человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

В структуре самосознания можно выделить:

  1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);
  2. осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);
  3. познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
  4. эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

  • самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
  • самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К. Юнгом и основана на противопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики. Юнг выделяет два уровня самоотображения.

Первый – субъект всей человеческой психики – «самость», которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы, и поэтому есть как бы тотальная личность. Второй уровень – форма продления «самости» на поверхности сознания, осознаваемый объект, сознательное «Я».

Когда человек думает: «Я знаю себя», «Я чувствую, что я устал», «Я ненавижу себя», то в этом случае он является одновременно и субъектом и объектом. Несмотря на идентичность «Я»-субъекта и «Я»-объекта, все же необходимо отличать – принято называть первую сторону личности «Я», а вторую – «самостью». Различие между «Я» и самостью относительно.

«Я» является наблюдающим началом, самость – наблюдаемым. «Я» современного человека научились наблюдать за его самостью и чувствами, как если: чем-то отличным от него. Однако «Я» может наблюдать и за своей склонностью наблюдать – и в этом случае то, что сначала было «Я», становится самостью.

Гуманистические психологи рассматривают самость как целенаправленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.

Мерилом для человека в его отношении к себе являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

  • в непосредственно-чувственный уровень – самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате достигается простейшая самоидентификация личности;
  • в целостно-образный, личностный уровень – осознание себя как деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание аутоидентичности своего «Я»;
  • рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень – осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;
  • целенаправленно-деятельный уровень – своеобразный синтез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения.
  • Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности: уподоблением, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентификация») и интеллектуальным анализом своего «Я» (рефлексия и саморефлексия).
  • В целом можно выделить три пласта сознания человека:
  • 1) отношение к себе
  • 2) отношение к другим людям
  • 3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).
  • Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:
  1. эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то – хорошие люди»));
  2. группоцентрическии уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он – хороший»);
  3. просоциальный уровень («Другой человек – это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть», «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»);
  4. эстохолический уровень – уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность – главное в отношении к другому человеку»).

Нарушения самосознания

При всех психических заболеваниях самосознание поражается раньше, чем предметное сознание. Существуют специфические расстройства самосознания:

  • деперсонализация, когда происходит утрата своего «Я», все происходяшее в своей психике люди воспринимают как бы со стороны, как что-то внешнее или чужое;
  • расщепление ядра личности. Оно как бы раздваивается, больные жалуются на постоянное присутствие двух чуждых начал, конфликтующих между собой. Каждое из этих начал, «Я», обладало памятью, индивидуальностью, утверждало собственную жизненную целостность, но не признавало саму мысль о возможном существовании других начал;
  • нарущение телесной идентификации, когда люди жалуются, что части своего тела воспринимают как что-то от них отдельное;
  • крайние формы нарушения самосознания (дереализация), когда утрачивается чувство реальности не только своего бытия, но появляются сомнения в подлинности существования всего окружающего мира.
  • Самосознание - это такое определение в философии

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/samosoznanie

Самосознание

Определение 1

Самосознание – это представление человека о самом себе как обладающем мышлением, могущим чувствовать и действовать. При этом самосознание, одновременно, является проявлением индивидуальности человека и устанавливает связь с общественным сознанием.

Самосознание обладает своей структурой, которая включает в себя ряд элементов: во-первых, ментальный элемент, обеспечивающий познание человеком самого себя, во-вторых, эмоциональный элемент, формирующий самооценку, в-третьих, поведенческий элемент, отвечающий за саморегуляцию, линию поведения.

Самосознание имеет ряд этапов развития:

  1. Самочувствие – самый первый рубеж самосознания. Оно выражает способность ощущать наличие себя и своего тела в рамках мира. Это дает возможность соотносить себя с предметами и явлениями мира. Чтобы понять объективность предмета нужно осознать себя как независимую от мира сущность. Человек на этом этапе параллельно формирует схему своего тела и схему мира.
  2. Осознание себя частью сообщества и присущей ему культуры.
  3. Формирование «Я» – с одной стороны, концепт «Я» отражает нечто индивидуальное в человеке, с другой стороны, он помогает наладить контакт с другим человеком и обществом в целом.

Самосознание - это такое определение в философии

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Самосознание напрямую связано с контролем себя и самооценкой. Оно вырабатывает идеал, которого стремится достичь, что рождает ощущение удовлетворения или разочарования.

Самосознание может иметь разные уровни предметной проявленности, доступной для восприятия. Таковым проявлением самосознания многие исследователи считают рефлексию.

Рефлексия при этом является осознанием своего я как индивидуального явления, которое может быть отражено и на общность. Иными словами, предмет рефлексии включает в себя непосредственно самосознание каждого человека, самосознание других и, как итог, общественное сознание.

Функции самосознания

Самосознание обладает рядом функций:

  • формирование человеком себя как неповторимой индивидуальности.
  • осмысление места человеческого «Я» в структуре мира, род самозащиты и вхождения в него.

Концепт самосознания в истории философии

В рамках истории европейской философии понятие самосознание имеет богатую историю. Впервые о самосознании заговорил древнегреческий философ Сократ. Всем известен его призыв: «познай самого себя». Самосознание по Сократу, как видно из этого, представляет собой самопознание.

В рамках средневековой философии понятие самосознания исследовалось совместно с категорией души и производных от нее понятий духовное и идеальное.

В Новое время разработку концепта самосознания продолжает Рене Декарт. Раскрытию темы самосознания служит его выражение: «Я мыслю, следовательно, существую».

В своей философии Декарта доходит до утверждения, что человеку реально и с достоверностью точно дано только его «Я», способность это осознавать и мыслить. Самосознание здесь есть непосредственная наличность психических процессов.

Человек способен понять и познать механизмы своей внутренней, духовной жизни.

В разрешение вопроса о сути самосознания свой вклад вносит и немецкая классическая философия. Так И.

Кант учил о связи, которая присутствует между познанием и самосознанием, с одной стороны, и априорными основаниями разума, которые даны человеку вне опыта. Ключевая роль в трактовках самосознания И. Канта отводится разуму. В философии Ф.

Гегеля характеристика самосознания как разумного явления остается, но к нему добавляется понимание самосознания как проявления Абсолютного Духа.

Замечание 1

Со второй половины XIX века в анализе понятия самосознание появляется иррационалистическая традиция мысли. Здесь самосознание понимается наполненным предрассудками, субъективными мнениями, желаниями и пристрастиями. Разум перестает занимать ключевое место в трактовках самосознания.

Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/soznanie_v_filosofii_postanovka_problemy_soznaniya_v_filosofii/samosoznanie/

САМОСОЗНАНИЕ

 СхемыСтатьиКнигиПрезентацииРефераты

выступает механизмом, обеспечивающим слежение за зависимостью динамики содержания образа «Я» от содержания фиксированного образа «Я», помещаемого в рефлексивную позицию.

Источник: Методологический словарь для управленцев

apperception) (философия) – осознание рассудком самого себя. Различными способами самосознание было одним из важных методов, которым философия стремилась закладывать знание.

Источник: Большой толковый социологический словарь

социальное качество личности, проявляющееся в выделении индивидом самого себя из окружающей социальной среды, в познании себя в качестве субъекта своих физических и психических состояний, социальных ожиданий, стремлений и действий.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

англ. (self) consciousness; нем. Selbstbewu?tsein. 1. Осознание и оценка индивидом самого себя как личности, своего существования, действий, характеристик и т. д., обычно во взаимосвязи с др. людьми и объектами. 2. Осознание индивидом оценок его другими. См. ЛИЧНОСТЬ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Осознание индивидом своей социальной идентичности как человека, отличающегося от других людей. От рождения человек не обладает самосознанием, оно формируется на ранних стадиях социализации. Овладение языком очень важно для процессов формирования самосознания у ребенка.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

осознание человеком себя как личности и своего места в совместной общественной деятельности людей. Благодаря самосознанию человек приобретает способность к самоконтролю, возможность самостоятельно направлять и контролировать свои поступки и воспитывать себя.

Основу нравственного самосознания личности составляют убеждения и ее собственное отношение к ним — убежденность. Благодаря тому, что личность вообще может и должна направлять и контролировать свои действия, она обладает моральной ответственностью.

Отношение человека к себе как моральной личности выражается в понятиях достоинства и чести. Способность реализовать свои убеждения путем самостоятельного регулирования своих действий есть совесть.

Когда человек понимает связь своих убеждений, самооценок и самоконтроля с объективным ходом социально-исторического развития, с интересами общества и людей, можно говорить о его сознательности. Все эти элементы и составляют структуру нравственного человека.

Источник: Нравственное развитие взрослого человека

осознание индивидом своей физич., интеллектуальной, личностной специфики, нац. и профессиональной принадлежности, места в системе обществ. отношений. Правомерно также говорить об этич., классовом, профессиональном С. Сам термин “С.” впервые был употреблен в древнеиндийском эпосе (в IX в. до н. э.). Как теоретич. концепция С. рассматривалось в рамках идеалистич.

течений в древнеиндийской, древнекитайской, древнегреческой философии. Не исчезало, а принимало иные религиозные и метафизич. оттенки понятие С. и в период средневековья. В Новое время теория С. занимает значительное место в работах классиков нем. идеалистич. философии конца XVIII – нач. XIX вв.: Канта, Фихте, Гегеля. Взгляды философов-идеалистов становятся методологич.

основой развития первых психологич. концепций С. (А. Пфендер, Т. Липпс – на Западе, Е. Бобров, Л. Лопатин – в России), в к-рых С. выступает как сверхвременная духовная субстанция, познать к-рую возможно только через интроспекцию. Проблема С, как и проблема сознания, комплексная. В зависимости от принадлежности С. индивиду, классу, нации и т. д.

, а также от аспекта изучения его содержания, оно может стать предметом исследования ряда смежных наук – философии, психологии, социологии, а также педагогики и этнографии. Наиболее разработана данная проблема в философии и психологии. Исследования отечественных философов и психологов стали важнейшей вехой в утверждении категории С, в ее действительной научной интерпретации.

С, как и сознание, стало рассматриваться в рамках теории отражения. В психич. жизни индивида они неразрывны, хотя качественно своеобразны. В процессах сознания С. присутствует в форме осознания и отнесения акта сознания именно своему “Я”, а процессы С. могут осуществляться только на основе осознания своей временно-пространственной принадлежности и отнесенности к внешнему миру.

Если сознание ориентировано на объективный мир в целом, то объектом С. является субъективный мир личности. В С. она – и субъект, и объект познания. Исторически С. могло зародиться, так же как и сознание, только на основе обществ. взаимоотношений между людьми, в процессе создания продуктов труда.

Опосредствованно познавая себя в труде и общении с другими, человек мог регулировать свои действия и поведение в системе обществ. взаимоотношений, изменяя их сообразно своим потребностям, психич. и физич. возможностям, соц. статусу. С. – развивающийся в онтогенезе процесс, связанный с общим развитием человека.

Формируясь в деятельности, в действии, в поведении, оно реализуется также через внешние формы своего проявления. С. в структуре личности выступает стержневым звеном, участвует в регуляции всех форм ее активности, развития и саморазвития.

Оно – необходимое условие сохранения тождественности личности, преемственности отдельных стадий ее развития, в нем отражается своеоразная история индивидуальности. С. – это единство трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования. Они представлены в любом реальном проявлении С.

Самопознание – исходный момент и основа существования С, его рез-т – знание индивида о себе. Это знание связано с собственным отношением к нему самого индивида. В нем отражается степень ценности конкретного итога самопознания. Именно на этой основе и формируется эмоционально-ценностное отношение личности к себе.

Обобщенные достижения в сфере самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе объединяются в особом образовании С. – в самооценке. Она становится внутренним механизмом саморегулирования действенно-волевой сферы С.

Имплицитно присутствуя в структуре регуляции поведения, самооценка позволяет выбирать наиболее адекватные, оптимальные линии поведения, определяя его стиль и способы реагирования на поведение других, отношение к предполагаемой оценке своего поведения и т. д. Самооценка – динамичный рез-т процессов С.

В ходе развития личности она становится глубже, более устойчивой, полнее охватывает ее психич. свойства, нравственные ценности, отношения и т. д. Однако самооценка не есть только отражение итогов самопознания и самоотношения, она включает всегда элементы прогноза, экстраполяции себя в будущее.

Компонент будущего в самооценке – существенный момент саморегулирования, включенного в процессы самовоспитания, саморазвития личности. Саморегулирование поведения функционально осуществляется как двухуровневый процесс. Первый уровень – управление поведенч. актом на всех этапах его развертывания. Второй – действие самоконтроля, т. е.

своеобразной обратной связи внутри процесса саморегулирования. Самоконтроль проявляется в непрерывном прослеживании всех звеньев поведенческого акта, их связи, последовательности внутренней логики. Это своеобразный “отчет” личности перед собой о соотнесенности цели действия, хода его выполнения, с усвоенной и принятой системой соц. эталонов. Самоконтроль дает возможность учитывать внешние и внутренние условия протекания действия и в случае неоо-ходимости изменять его, включать дополнительные усилия, актуализировать потенциальные резервы личности. Лит.: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946; Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. Чеснокова И.И. Проблема самосознания. М, 1977; Столин В.В. Самосознание личности. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1990. И.И. Чеснокова.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности “Я” как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы самопознания (само-по-знания), самоидентификации, самоопределения.

Внешне проявляется как система предъявляемых (явно и неявно) самооценок и оценок других, помещающаяся в основание задаваемой модели познавательных и социальных дистанций, позволяющих мне определять мое место в системе складывающихся вне меня связей и отношений как в теоретическом, так и практическом их срезе, а также вырабатывать механизмы самоутверждения меня в мире и самозащиты меня от мира, определяющие индивидуальные качества личности. Это вынесение себя и своего сознания вовне дополняется и фундируется обращением индивида на самого себя, направленностью сознания на самое себя, т.е. “вовнутрь”.

С. есть осознание собственных ценностно-символических оснований, предельных смыслов, задающих меня, мои знания, мои возможности отношения с миром и с самим собой. В С. “Я” познает себя и свое сознание, оценивает свое знание, т.е.

собственные условия-предпосылки, как бы наблюдая себя со стороны, выходя за собственные пределы, одновременно оставаясь в них (последнее верно только для западной традиции).

Отделяя сущности от данностей с помощью мышления (в восточной традиции – отстраняясь от мира), “Я” в понимании простраивает субъективное отношение к предмету, другому и себе как рефлексирование, переинтерпретацию и реорганизацию смысловых структур своего бытия (в восточной традиции – “снимая” субъективное и иные привязки к внешнему миру, а тем самым и саму возможность “Я”).

И в восточной и в западной версиях речь идет о самоочищении сознания (выявлении “чистого” сознания) в процессах познания и самопознания. Однако это принципиально разные ориентации: Восток проговаривает необходимость элиминации мышления, возможности безобъектного (“не вовлеченного”) сознания, снятии С. (будь то в пассивном пути дао или активных практиках йоги или дзена).

Запад принципиально настаивает на опосредовании процессов осознавания мышлением, интенциональности сознания (его направленности всегда “на”, его необъяснимости из самого себя), его переводимости и постоянном переходе в С. По сути, речь идет о двух различных установках: негативной (Восток) и позитивной (Запад).

Позитивная установка предполагает переопределение позиций в смысловых полях, изменение смысловых границ и систем ценностей (“видений” – неокантианство, “горизонтов” – феноменология, “перспектив” – символический интеракционизм, “ситуаций” – прагматизм и т.д.). Она предполагает реализацию “проекций”, “объективаций”, “означиваний”, т.е.

“привязку” к внешнему, удержание себя в мире, а также различение осознаваемых и неосознаваемых (бессознательное) мыслительных процессов (психоанализ, философия жизни и др.) и признание различных состояний – резче: множественность – “Я” (открытие разных типов рациональности и изобретение схем работы со многими знаниями).

В конечном счете эти разные ориентации породили и разные техники работы с собой и своим сознанием – прежде всего медитацию (Восток) и оформляемую в мышлении и посредством мышления рефлексию (Запад). При этом рефлексия может быть рассмотрена как способ перехода от “неявного” в С. (бессознательного, латентного, личностного и т.д.

) к явному, но не через работу с предметными содержаниями (смутными или, наоборот, самоочевидными), что есть проблема и задача когнитивных практик (стратегий), но через выявление субъективных отношений к неявному, т.е.

через его проблематизацию и выявление лакун, не заполненных знанием и готовыми схемами действия, рационализированными в мышлении; или – другая сторона этого же – через вписывание себя в контексты ситуаций и действий.

Рефлексия не имеет собственных содержаний, она есть своего рода остановка в мышлении, попытка увидеть себя в прошлом (в сделанном, прожитом) с поиском в нем опор для определения векторов движения и выявления его смыслов, через понимание (не транслируемых в рационально оформляемых в мышлении схемах) личностных контекстов.

Таким образом, речь как раз и идет о проявлении своих самоидентификаций и самоопределений в прошедших жизненных и познавательных ситуациях, выявлении наличных знаний и способов (методов) работы с ним для определения через себя новых возникающих ситуаций (или, в данном случае, действительности). Коль скоро ситуация не видна из самой себя, она должна быть осмыслена в более широкой рамке.

Такой предельной рамкой выступает трансцендированное вовне (само) сознание социума – его культура, задающая предельные границы возможных (улавливаемых) для любого “Я” смыслов и координаты для самоидентификаций и самоопределений – абсолютизируемые в культуре ценности и символы. С. культуры, в свою очередь, наиболее адекватно схватывается (проявляется) в философской и/или методологической рефлексии, задающей, соответственно, видения, горизонты, перспективы, ситуации и т.д. для специфизированных и индивидуализированных С. Сознание не локализуемо в каждом отдельном субъекте, оно тотально. Мысль (идея) случается, она развивается и разрабатывается мышлением, фиксируется и переинтерпретируется в рационализированных системах знания, но не вырабатывается в мышлении. Последнее структурируется и процессуализируется, развивается в той или иной традиции культуры. Сознание же, в силу своей тотальности и целостности (“нерасчленимости”), реализуется как С., как способность быть “здесь-и-теперь” в культуре через различные состояния сознания или множественность сознаний, обусловливающих возможные познавательные процедуры.

Установка на осознание сознанием самого себя задана в философии Нового времени Р. Декартом в его “cogito ergo sum”: “Если я осознаю, что любые мои действия, в том числе сомнение и отрицание, есть проявление мышления (и, следовательно, оно неустранимо, неотрицаемо), то я как субъект мышления осознаю себя существующим”. Установка на С.

как наблюдение внутреннего опыта, деятельности и способов ее проявления была сформулирована Дж. Локком. Как осознание сознанием собственных содержаний трактовал С. философ Г. Лейбниц. Переинтерпретация соотношения осознания внешнего мира и С. принадлежит в новоевропейской традиции И.

Канту: “Сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня”. При этом С. может схватываться как в логической (через сопоставление представлений), так и в трансцендентальной (через установление связи представления с познавательной способностью) рефлексиях. Г.

Гегель переинтерпретировал проблему в “Философии духа” как процессуальность саморазвертывания духа в его рефлексии о самом себе. “Перевернул” же проблему И. Фихте, у которого не сознание реализуется “в” и “через” С., а “Я” полагает само себя, свое собственное бытие”, именно “Я” полагает “не-Я”, т.е.

сознание не дано, а задано, порождает себя (синтез “Я” и “не-Я” задается в абсолютном “Я”).

Момент предзадаваемости С. структурами практик и культурными формами актуализировала “философия действия” или “социального активизма” (соответственно – марксизм и особенно неомарксизм и неогегельянство).

Тема горизонта “жизненного мира” и феноменологической редукции введена феноменологией (специально разрабатывалась в феноменологической социологии), а тема выявления экзистенции как основы С., оставляющая человека один на один с голосом собственной совести в страхе перед “небытием” (“ничто”, “пустотой” и т.д.), – экзистенциализмом.

Новый поворот проблематике С.

задала ее психологизация и социологизация, пошедшая по пути расщепления “Я”: соотношение субъективного, отраженного (зеркального) и ролевого “Я” в структурно-функционалистских версиях социологии личности; структур “сверх-Я”, “Оно” и “Я” во фрейдизме ; структур “I” и “me” в символическом интеракционизме ; проблема “Я – Я” и “Я – Он” в концепции автокоммуникации; соотношение отношений “Я – Ты / Мы” и “Я – Он / Они” (“Оно”) в диалогических концепциях и т.д.

В рамках социологии С. рассматривается как присущее не только индивиду, но и социальной группе, классу, этносу, обществу в целом, когда они осознают себя субъектом практической и познавательной деятельности, а также вырабатывают общие идеалы и понимание собственных интересов. В данном случае С.

понимается как единство самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе, самоориентации и саморегулирования социальных субъектов, проявляемое в их поведении, деятельности и общении. Внутренним механизмом саморегулирования действенно-волевой сферы С.

выступают системы самооценок социальных субъектов, которые закладывают основы их мировоззрений и могут быть институциализированы как отдельные от этих субъектов системы идеологических представлений или идеологии. В современных философских подходах в целом происходит перенесение акцентов с познающего на познаваемый субъект, само С.

трактуется не как начало, а как итог реконструкции в познавательных процедурах действий субъектов в рамках той или иной культуры, которая, в свою очередь, понимается как фиксируемая в языковых (дискурсивных) практиках и представляющая собой нецентрированный гипертекст.

Отдельной проблемой является выработка процедур и техник открытия замкнутых структур теоретического (научного, аналитического) мышления как опосредующего процессы С. в современных социокультурных ситуациях.

В.Л. Абушенко

Источник: Социология: энциклопедия

Источник: https://voluntary.ru/termin/samosoznanie.html

Самосознание

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

Самосознание есть определенная форма реального явления – сознания. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает.

Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это — сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Как это возможно с точки зрения материалистической теории познания — вот в чем состоит главный философский вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении специфики этой формы сознания и познания.

Эта специфика определена, тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект).

Такое раздвоение, как оно ни кажется странным для обычного мышления, является очевидным и постоянно наблюдаемым фактом.

Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает относительность различия и противоположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно.

Факт самосознания показывает, что разделение действительности на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется это деление, выражающееся по меньшей мере в двух формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и в форме разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания.

Самосознание обычно рассматривают лишь в плане индивидуального сознания, как проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое в широком философском аспекте включает в себя также и аспект социологический.

В самом деле, говорим же мы о классовом самосознании, о национальном самосознании и т. п. Психологические науки, изучающие явление сознания, представляют собой также самосознание людей и самопознание человеком человека.

Таким образом, самосознание выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания.

Наибольшую гносеологическую трудность представляет собой индивидуальное самосознание. Ведь самосознание общества является либо познанием общественных явлений (форм общественного сознания, личности и пр.

) отдельными людьми, учеными, либо изучением сознания всех людей теми же отдельными людьми (этим занимается психологическая наука). В обоих случаях мы не выходим из рамок обычного соотношения общего и отдельного, соотношения между объектом (обществом) и субъектом (человеком, отдельными людьми).

В индивидуальном же самосознании перед нами факт раздвоения сознания этого отдельного человека на объект и субъект.

Идеалистическая философия и психология рассматривает это раздвоение как наличие в сознании особой субстанции, чистой субъективности («духа», «души»), делающей своим предметом всю остальную субъективность, т. е. совокупность всех текучих явлений сознания.

Материалистическая философия, психология, физиология и психопатология накопили уже большой материал для научного объяснения явления самосознания, его генезиса и психологического механизма.

Материалисты, отвергая мистическую трактовку самосознания, считают самосознание одной из форм сознания, имеющей те же гносеологические корни, что и сознание в целом. Они различают две формы сознания: предметное сознание и самосознание.

Имеются и социальные предпосылки самосознания. Самосознание не является созерцанием собственного изолированного индивида, оно возникает в процессе общения.

Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в осознании самих правил взаимоотношения.

Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру.

Самосознание в процессе жизни человека развивается не только на базе «органических ощущений и чувств», но и на основе его деятельности, в которой человек выступает творцом созданных им предметов, что развивает в нем сознание различия субъекта и объекта. Материалистическое понимание самосознания основывается на том положении, что в человеческом «я», взятом в его психологическом плане, «нет ничего, кроме психических событий и связей, которые они имеют между собой или с внешним миром.

Однако способность «я» в процессе самосознания отвлекаться от всех переживаемых им состояний (от ощущений до мышления), способность рассмотрения субъектом всех этих состояний в качестве объекта наблюдения ставит вопрос о различении текучих и стационарных, устойчивых сторон содержания сознания.

Это различение представляет собой явление внутреннего опыта.

Наряду с постоянно меняющимся содержанием сознания, вызываемым изменениями внешнего и внутреннего мира, в сознании имеется момент устойчивый, относительно постоянный, вследствие которого человек сознает, отличает себя как субъекта от меняющегося объекта.

Проблема внутреннего тождества «я», единства самосознания была предметом размышлений многих философов, в том числе И. Канта, выдвинувшего учение о трансцендентальном единстве апперцепции, т. е. об единстве познавательного опыта.

Следует затронуть и вопрос: что возникает раньше — предметное сознание или самосознание? Иначе, является ли самосознание предпосылкой и низшей ступенью сознания или продуктом развитого сознания, его высшей формой.

Во второй, более общей формулировке, он представляет известный интерес и для философии. Самосознание–это процесс, проходящий различные ступени развития.

Если взять самосознание в его первичных, элементарных формах, то оно уходит далеко в область органической эволюции и предшествует человеческому сознанию, является одной из его предпосылок.

Если же рассматривать самосознание в его наиболее развитых формах как один из признаков класса или личности и разуметь под ним понимание классом или личностью своей роли в общественной жизни, призвания, смысла жизни и пр., то, конечно, такое самосознание стоит ваше сознания в общем смысле этого слова, является формой общественного сознания.

Источник: https://vuzlit.ru/1522128/samosoznanie

САМОСОЗНАНИЕ

осмысление человеком своих личностных качеств и себя как части объективного мира, своей роли в его развитии и места в нем.

Источник: Словарь социального педагога

одна из сторон сознания человека, осознание им себя как личности, своих чувств, желаний, потребностей, идеалов, достоинств и недостатков.

Источник: Педагогический словарь

осмысление человеком своих личных качеств и себя как части объективного мира, своей роли в его развитии и места в нем [66, c. 332; 67, c. 474; 82, c. 684]..

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

выступает механизмом, обеспечивающим слежение за зависимостью динамики содержания образа «Я» от содержания фиксированного образа «Я», помещаемого в рефлексивную позицию.

Источник: Методологический словарь для стратегов

осознание, оценка человеком своего мировоззрения, целей, интересов и мотивов поведения, на основе которых он строит свое взаимодействие с другими людьми; убеждение в ценности собственной личности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (т.е. своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).

Источник: Словарь по педагогической психологии

осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практич. и познават. деятельности, как личности (т.е. своего нравств. облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения). С.

свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе обществ, отношений, своих общих интересов и идеалов. В С.

человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и обществ, событий. С. тесно связано с рефлексией, где оно выходит на уровень теоретич. мышления.

Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего др. люди, С. по самому существу носит обществ, характер. См. ст. Сознание и лит. к ней.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

выделение в сознании человека своего «я» из объективного мира, осмысление своего места в мире, своих достоинств и недостатков, самоанализ своих состояний и переживаний, самооценка личностных качеств и саморегуляция поведения.

Только человек обладает самосознанием, как видением своего своеобразия, своей отдельности и разности с другими себе подобными. Самосознание всегда духовно, в нем зарождаются идеи свободы, самоуважения. Оно дает начало человеческой личности.

Самосознание не только индивидуальное явление, но и коллективное – есть самосознание нации, сословия, народа, коллектива, общества в целом. Оно проявляется в представлении о своем положении в окружающем мире, в самочувствии народа, его самопознании, самооценке, самоответственности.

В них проявляется историческая память об основных этапах развития сообщества, и тогда мы имеем дело с гражданственностью, патриотизмом, гордостью, уважением к истории своего народа.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

осознание, оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (т.е. своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения). С.

свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественных отношений, своих общих интересов и идеалов. В С.

человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и общественных событий. С. тесно связано с рефлексией, где оно выходит на уровень теоретического мышления. Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего другие люди, С.

по самому существу носит общественный характер. Профессиональное С. учителя складывается из его представлений об оценке себя как профессионала со стороны учеников, коллег, руководства, родителей и других референтных для педагога людей.

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

Источник: https://didacts.ru/termin/samosoznanie.html

Самосознание: расшифровка понятия

Формы самосознания, его особенности, самосознание, сознание и личность, уровни самосознания — в специальной литературе эта тема раскрывается во множестве сложных вопросов. Перед нами же не стоит задача полностью осветить эти проблемы. Коснемся лишь основных моментов.

Определение и его особенности

Начнем с определения. Итак, самосознание человека определяется как комплекс психических процессов, с помощью которых человек осознает себя как субъекта деятельности. Иными словами, это осознание собственной внешности, потребностей, эмоций, поведения, отношений с окружающими.

При внешней простоте понятие самосознания скрывает в себе множество глубинных смыслов и порождает большое количество вопросов. Самосознание позволяет человеку дать целостную оценку себя и сформировать представление о своем «Я», отделить его от мира и других людей в нем — все это заключает в себе короткое определение.

Рекомендуем: Интроспекция — это

Самосознание — это постоянная динамика, непрекращающееся изучение и оценка своих поступков, мыслей и ощущений. Ведь на протяжении жизни меняется сам человек, а значит, и его взгляд на себя.

Факторы развития самосознания могут быть различными. Чаще всего их делят на внутренние (например, самонаблюдение) и внешние (оценка других, общение).

Различаются и особенности самосознания в каждом из возрастных периодов.

Как соотносятся самосознание и личность? Некоторые ученые склонны приравнивать один термин к другому, однако другие их разделяют и считают, что самосознание включается в структуру личности и, следовательно, его развитие не отдельный процесс, а одна из сторон развития личности.

Рекомендуем: Что такое рефлексия?

Разделил «Я» на два таких образования американский психолог и философ Уильям Джеймс. Он считал, что «Я» составляет единство двух компонентов, двух его сторон — эмпирической и «чистой». Первый элемент — это объект познания, а второй — субъект.

  • Эмпирическое «Я» Джеймс еще именовал «Мое», подразумевая под этим, что в него включается все то, что человек может назвать принадлежащим ему, в самом широком смысле: тело, материальную собственность, продукты творческой деятельности, круг родных и близких, черты характера… Эмпирическое «Я» имеет трехчастную структуру.
  • Материальное «Я» — принадлежащие человеку предметы, вещи, его собственное тело.
  • Духовное «Я» — внутренний мир личности, ее особенности, склонности и способности.
  • Социальное «Я» — образ, сформированный окружающими людьми. Как полагал Джеймс, количество социальных «Я» человека совпадает с количеством социальных групп, мнение которых имеет для него ценность.

Рекомендуем: Понятие индивидуальности в психологии

Отношения самосознания — внутреннего, глубинного процесса — и внешней деятельности человека сложны еще и потому, что внутренние механизмы очень трудно отделимы от них.

Лишь в искусственно созданных условиях (если, например, человека изолировать от окружающих) внутренние процессы начинают ярко проявляться. Человек может сам с собой разговаривать, собственные мысли кажутся ему чужеродными.

При психических расстройствах такие симптомы видны еще более отчетливо.

Функции и структура

Из чего состоит самосознание? Мы уже затронули эту тему, однако теперь рассмотрим ее более подробно. Разные ученые рассматривали различные компоненты самосознания.

Так, тождественность начинает осознаваться уже в младенчестве, когда ребенок обретает способность различать ощущения, пришедшие извне и относящиеся к его собственному телу. Примерно в три года ребенок уже овладевает навыком употребления личных местоимений — можно говорить об осознании своего «Я».

Осознание собственных психических качеств, а также формирование самооценки приходится на подростковый возраст и юность. Конечно, эти этапы развития самосознания очень приблизительны, к тому же нужно понимать, что благодаря тесной взаимосвязи всех компонентов увеличение объема одного из них неизбежно повлечет за собой изменения во всей структуре.

Рекомендуем: Основы индивидуальной психологии Адлера

Развитие самосознания начинается с установления принадлежности личности к данному ей имени, которое происходит в самом раннем возрасте. Позже ребенок открывает, что какие-то его поступки вызывают одобрение окружающих, а какие-то — наоборот. Через стремление к признанию у ребенка формируется чувство собственного достоинства и самооценка.

Следующее звено в развитии — половая идентификация, когда человек осознает присущие его полу характеристики (социальные, физические и психологические). Субъективно организуемое психологическое время личности связано с сопоставлением себя настоящего с собой в прошлом и будущем. Наконец, социальное пространство составляют культура и стиль общения и взаимодействия с обществом.

Так, самопознание — это первая часть структуры, отражающая многоплановые представления человека о себе и процесс их получения. Самооценивание и самопринятие (или неприятие) представляют второй компонент. Наконец, третий элемент включает конкретные действия, в которых видны знания о себе и самооценка. Из Я-концепции вытекают и основные функции самосознания.

  • Регуляция поведения, самоконтроль в разных видах деятельности.
  • Накопление информации о себе.
  • Формирование самооценки и оценки окружающих.
  • Сохранение постоянства собственного образа и поведения.

Список можно продолжать и дополнять. Роль самосознания в развитии личности поистине сложно переоценить. Евгения Бессонова

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/samosoznanie.html

Ссылка на основную публикацию