Методика на развитие и диагностику восприятия

Методика на развитие и диагностику восприятияИсточник: Чернобай А.Д., Федотова Ю.Ю. (сост.). Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти. Практические указания к курсу «Психология и педагогика» для студентов морских и психологических специальностей. — Владивосток: Морск. гос. ун-т им. адмирала Г.И. Невельского, 2005. — 53 с.

Возраст: подростки, взрослые.

  1. Методика диагностики объема восприятия.

Назначение методики: анализ (диагностика) объема зрительного восприятия в зависимости от степени осмысленности предъявляемого материала.

Объектами служат наборы бессмысленных сочетаний букв (по 8 букв в наборе) и осмысленные фразы (по три слова в каждой фразе). Всего в опыте 40 предъявлений, по 20 для каждого типа объектов, сначала предъявляются буквы, затем фразы. Задача испытуемого — письменно воспроизвести все, что ему было предъявлено.

  • Протокол занятия
  • Испытуемый__________________________________ Дата____
  • Экспериментатор______________________________ Время опыта____
Номер Предъявленные Ответ Кол-во правильно
предъявления стимулы испытуемого воспроизведенных букв
1
2
40

Экспериментатор предъявляет объект-стимул на 1с, после чего испытуемый письменно воспроизводит увиденное. Ответы испытуемого заносятся в протокол.

Набор 1.

 1 РОПМЬУЛД  6 ЭВОЕРАПВ
 2 ЛАЕПГЗИЯ  7 ОТАСЯМТЛ
 3 ЛЧЮБВУИТ  8 ДЮЯИДРНМ
 4 ЫВБСБЛОМ  9 ХОВАСТРО
 5 ЭЕБЯКНОБ  10 РВЕЖАЛИМ
11 АРОПЦДАТ  16 ЦЗУБКОПА
 12 ЦУПМСТВО  17 БИБПЛПЬИ
 13 БОАДЫКРС  18 БМББСМПР
 14 ДБАВЕЗЖН  19 ПАОАОМПЕ
 15 ЭЦХАВЦОЛ  20 ОРАШЦУЗЖ

  Набор 2.

1. Я иду домой 11. Давай пойдем гулять
2. Передайте мне чай 12. Спят усталые игрушки
 3 Солнце уже высоко  13 Старушка присела отдохнуть
 4 Море сегодня холодное  14 Сегодня очень холодно
 5 Позвони мне, пожалуйста  15 Птичка вьет гнездо
6. Пора учить уроки  16 Мне все надоело
 7 Собака поджала лапу  17 Подари мне луну
8. Пора ложиться спать  18 Мальчик рисует ракету
 9 Очень интересная книга  19 Ты записался добровольцем?
10. Не хочу учиться 20. Девочке очень весело

 Обработка и анализ результатов.

  1. Определить среднее число правильно воспроизведенных букв для обоих наборов тест-объектов (М1 и М2).
  2. Проанализировать характер ошибок, допущенных испытуемым (например, смешение букв, близких по начертанию или по звучанию и т. п.).
  3. Сравнить величину объема восприятия при предъявлении осмысленного и бессмысленного материала.

По данным классических исследований объем восприятия лежит в пределах 4-6 единиц. При предъявлении однородных объектов объем восприятия составляет 8 — 9 единиц. При предъявлении буквенных стимулов объем восприятия несколько ниже и составляет 6 — 7 единиц.

Однако если буквы образуют слова, то одномоментно могут быть восприняты два коротких несвязанных слова и (или) одно длинное слово из 10 — 12 букв, или 4 слова, образующие фразу.

Таким образом, в осмысленном тексте в качестве оперативных единиц восприятия выступают слоги и слова.

2. Узнавание фигур.

Назначение методики: диагностика (исследование) процессов восприятия и узнавания.

Ход исследования: экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры первой таблицы.

Первая инструкция: «Сейчас я покажу вам изображения фигур. У вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур» (рис. 1).

Методика на развитие и диагностику восприятия

Вторая инструкция: «На следующем рисунке (рис. 2) среди нарисованных фигур вы должны выбрать те, которые видели в первом случае».

Методика на развитие и диагностику восприятия

Обработка результатов: экспериментатор отмечает и подсчитывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле:

Методика на развитие и диагностику восприятия

где «М» — число правильно узнанных фигур,

«N» — число неправильно узнанных фигур.

Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала: буквенного, цифрового, словесного.

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже.

Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке.

Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней — кликните на третью ссылку.

Источник: http://www.psmetodiki.ru/index.php/vzroslye/lichnost/146-metodika-diagnostiki-svojstv-vospriyatiya

Методики для диагностики восприятия

ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ:

Для определения уровня развития восприятия следует сопоставить результаты диагностических методик с теоретическими данными об этапах развития процесса. В данном разделе предложены наиболее простые для применения методики. При анализе данных надо учитывать чрезвычайную пластичность процесса восприятия и его зависимость от воспитательных воздействий.

  • Определение уровня развития данного психического процесса фиксируется в сводной таблице при помощи знаков:
  • Выше среднего (+) – Ребенок безошибочно выполнил все задания, старательно и быстро справился с тестом.
  • Средний уровень (V) – Ребенок допустил незначительные ошибки, после помощи взрослого исправил их.
  • Ниже среднего (-) – Ребенок с трудом справлялся с заданиями, допускал многочисленные и «грубые» ошибки, отказывался принимать помощь взрослого.

Низкий уровень (!) – Ребенок совершенно не справился с заданиями, отказывался их выполнять, ссылаясь на свое незнание и т.п.

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ЦВЕТ

Цель: Методика направлена на исследование восприятия цвета.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.49

Материал: Приготовить девять цветных кружков диаметром 4-5 см (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, черный). Кружочки желательно наклеить на плотный картон и разрезать пополам. Подобрать картинки, соответствующие цветовой гамме кружков (например, красный помидор, оранжевая морковь, зеленый огурец, желтый лимон и т.п.)

Задание: Попросите ребенка разложить кружки под рисунком такого же цвета. Усложните задание, неправильно, разложив кружочки и, попросите исправить ошибки.

НАЙДИ ФОРМУ

Цель: Методика направлена на исследование восприятия формы.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр. 50

Материал: Приготовить пять геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник) одного цвета, средней величины

Методика на развитие и диагностику восприятия
Методика на развитие и диагностику восприятия
Методика на развитие и диагностику восприятия

И т.д.

Все фигуры сделайте в двух экземплярах.

Задание: Смешайте все фигуры обоих комплектов и попросите ребенка разложить их парами, одинаковые фигуры вместе, и назвать их. Усложните задание, разложив фигуры неверно. Попросите исправить ошибку и наложить фигуры друг на друга так, чтобы нижнюю фигуру было не видно.

РАЗЛОЖИ ПО ВЕЛИЧИНЕ.

Цель: Методика направлена на исследование восприятия величины.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр. 51.

Материал: Для ее проведения надо вырезать из картона и раскрасить пять предметов (матрешек, елочек, клоунов или т.п.) разного размера. Другой комплект – квадраты такого же размера, но разные по цвету.

Задание: Попросите ребенка разложить предметы в ряд по росту: сначала самый большой, потом поменьше. Затем закрыть предметы квадратиками таких же размеров.

Отметьте для себя как сравнивает ребенок размеры: на глаз, накладывает или прикладывает рядом, методом проб и ошибок или раскладывает сразу правильно и уверенно.

Это говорит о степени развития перцептивных действий.

СРАВНИ КАРТИНКИ.

Цель: Методика направлена на исследование восприятия формы и образов, на выявление способности ребенка соотносить их.

Источник: Гатанова Н., Тунина Е. Программа развития и обучения дошкольника. Тесты для детей 4-х лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 200, стр.5

Материал: Таблица с изображением предметов, напоминающих по форме различные геометрические фигуры и набор геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал).

Задание: Покажите ребенку пять геометрических фигур и назовите их. Предложите малышу посмотреть на картинки и найти предметы, похожие по форме на эти геометрические фигуры.

5. СОБЕРИ ОТКРЫТКУ:

Цель: Методика направлена на исследование уровня перцептивных действий и свойств образа восприятия: предметности, целостности, структурности, константности..

Источник: 1) Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.

52; 2) Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов»./Авт.-сост. Семаго Н.Я.

, Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2001, стр.26

Материал: Необходимо подготовить образцы картинок и сами картинки, разрезанные на три разные части (вдоль рисунка, поперек него и по диагонали; другая – на четыре (см. приложение)

Задание: Предложите ребенку собрать картинки из разрезанных деталей по образцам. Сначала дайте картинку, разрезанную на три части, после успешного выполнения – разрезанную на четыре части.

Примечание: Можно замерять время собирания открытки и характер действий. Сенсорный уровень действий – если складывает неуверенно, пробуя подобрать части без ориентировки на какой либо признак.

Перцептивный уровень – если ориентируется на какой-нибудь признак размера, форму, цвет, но собирает с ошибками и пробами. Операциональный (умственный) уровеньперцептивных действий – если собирает сразу и быстро.

6. УЗНАЙ НА ОЩУПЬ:

Цель: Методика направлена на исследование особых свойств – целостности и предметности, восприятие формы.

Источник: 1) Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.

53

Материал: Набор предметов: карандаш, ложка, шарик(мячик), рыбка, кисточка, катушка, пуговица, линейка, кубик, пирамидка.

Задание: Ребенку надо завязать глаза и поочередно давать в руки предметы, которые он должен узнать на ощупь. Можно предметы положить в мешочек или коробочку и ощупывать одной рукой.

Следует наблюдать за особенностями движения рук и пальцев, отметить точность и скорость узнавания. Предметы должны быть знакомы ребенку.

Можно попросить его назвать качества предметов, спрашивая его: «Какой это предмет? А еще какой? Какая у него поверхность, форма? Что еще ты чувствуешь?»

7. ОПРЕДЕЛИ ВРЕМЯ:

Цель: Методика направлена на определение восприятия времени.

Источник: 1) Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.

54

  1. Материал: Список вопросов или картинок с изображением времени суток.
  2. Задание: Попросите ребенка ответить на вопросы (можно с предъявлением картинок):
  3. 1) Что дети делают ночью?
  4. 2) Когда делают зарядку?
  5. 3) Что делают днем?
  6. 4) Бывает ли ночью солнышко?
  7. 5) Как можно узнать утро?
  8. ДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ:



Источник: https://infopedia.su/16x3cc6.html

Методы диагностики восприятия

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 49Следующая ⇒

Описываемые далее методики позволяют оценивать восприя­тие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с харак­теристиками самих перцептивных процессов способность ребен­ка формировать образы, делать связанные с ними умозаключе­ния и представлять эти заключения в словесной форме. Послед­ние две характеристики в психодиагностику детского восприя­тия введены потому, что основная тенденция в развитии восп­риятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации.

3 Немов Кн. 3

Часть I. Психологическая диагностика

Методика 1. «Чего не хватает на этих рисунках?»

Читайте также:  Что такое депрессия: причины, признаки, симптомы и лечение

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис. 2. На каждой из карти­нок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребе­нок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фик­сирует время, затраченное ребенком на выполнение всего зада­ния. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

  • Оценка результатов1
  • 10 баллов— ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.
  • S-9 баллов■— время поиска ребенком всех недостающих пред­метов заняло от 26 до 30 сек.
  • 6-7 баллов— время поиска всех недостающих предметов заня­ло от 31 до 35 сек.
  • 4-5 баллов— время поиска всех недостающих предметов соста­вило от 36 до 40 сек.
  • 2-3 балла— время поиска всех недостающих предметов оказа­лось в пределах от 41 до 45 сек.
  • 0-1 балл— время поиска всех недостающих деталей состави­ло в целом больше чем 45 сек.

1 Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства вы­водов об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.

Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той при­чине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения ме­тодик, их определить невозможно.

В этой связи исследователю разрешается при­бавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствие усердия со стороны ребёнка в про­цессе его работы над психодиагностическими заданиями.

Такая процедура в целом мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференци­ровать детей.

Методика на развитие и диагностику восприятия
  1. _____ Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста_
  2. Часть I. Психологическая диагностика
  3. Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высокий. 8-9 баллов— высокий. 4-7 баллов— средний. 2-3 балла— низкий. 0-1 балл— очень низкий.

Методика 2. «Узнай, кто это»

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить це­лый рисунок.

Психодиагностическое обследование при помощи данной ме­тодики проводится следующим образом. Ребенку показывают рис. 3, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изоб­раженная деталь.

На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на по­ставленный вопрос, то на такое же время — 10 сек — ему пока­зывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображе­но на этом рисунке.

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на реше­ние задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему при­шлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

Оценка результатов

10 баллов— ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака.

Методика на развитие и диагностику восприятия
Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

Рис. 3. Картинки к методике «Узнай, кто это»

  • 7-9 баллов— ребенок установил, что на данном рисунке изобра­жена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек.
  • 4-6 баллов— ребенок определил, что это собака, только по фраг­менту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек.
  • 2-3 балла— ребенок догадался, что это собака, лишь по фраг­менту «г», затратив от 30 до 40 сек.
  • 0-1 балл— ребенок за время, большее чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента: «а», «б» и «в».
  • Выводы об уровне развития
  • 10 баллов— очень высокий.
  • Часть I. Психологическая диагностика
  • 8-9 баллов 4-7 баллов 2-3 балла 0-1 балл
  • —высокий.
  • —средний.
  • —низкий. «
  • —очень низкий.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/2×2692.html

Диагностика осязательного восприятия дошкольников с нарушением зрения

Юрлина О. Ф., Касаткина С. Н. Диагностика осязательного восприятия дошкольников с нарушением зрения [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 33-35. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1007/ (дата обращения: 10.07.2019).

В дошкольном образовательном учреждении для детей с косоглазием и амблиопией в детском саду № 173 «Василек» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти было разработано и проведено диагностическое исследование осязательного восприятия детей четвёртого, пятого, шестого и седьмого годов жизни.

Теоретическими основами констатирующего эксперимен­та являлись диагностические методики, разработанные Л.А. Венгером, Л.И. Борисовой, А.Р. Лурия, Л.И. Плаксиной, Л.А. Ремезовой, З.А. Репиной, Е.А. Стребелевой.

Для его проведения мы отобрали задания в соответствии с «Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)», отвечающие характеру констатируемых данных.

Задания были адаптированы и модифицированы в соответствии с возрастом обследуемых детей и целью нашего исследования. Кроме того, в эксперименте были использованы специально разработанные нами диагностические задания.

Количественными критериями служили следующие показатели: время, затраченное на выполнение отдельных заданий; число перцептивных задач, решенных ребенком в ходе выполнения одного задания; общее число заданий, выполненных каждым ребенком.

Качественные критерии давали возможность характеризовать процесс достижения результатов, а не только общую успешность или неуспешность выполнения задания.

Здесь мы особо выделяли критерии, позволявшие судить о способе выполнения перцептивных действий, точности и полноте их осуществления; о степени динамичности и обобщенности действий, легкости их выполнения; количестве и качестве от­дельных проб, осуществляемых в этих целях, и т. п.

  • При разработке методики мы стремились к наиболее полному изучению сформированности у детей навыков осязательного восприятия в условиях решения различных перцептивных задач.
  • Были определены направления диагностической работы, включающие по несколько серий заданий:
  • 1) характеристика особенностей осязательного восприятия детьми формы объектов;
  • 2) изучение осязательного восприятия величины;
  • 3) выявление особенностей осязательного восприятия телесности: материала и его поверхностей;
  • 4) изучение уровня осязательного восприятия пространственных отношений.
  • В ходе экспериментальной работы с одним и тем же ребенком, «проводя» его через все задания, мы имели возможность всесторонне исследовать особенности осязательного восприятия основных пространственных свойств объектов и их отношений как важного компенсаторного механизма.
  • Опыт использования методики показал, что разработанные задания, во-первых, достаточно портативны (на каждое задание в среднем затрачивалось 5–10 минут); во-вторых, они адаптированы с учетом разного возраста детей; в-третьих, хорошо дифференцируют детей.

Перед предъявлением задания детям предлагалась ин­струкция, устанавливался характер деятельности при выполнении заданий. По завершении выяснялось, насколько целенаправленно выполнялось задание, так как только при целенаправленной, осознанной работе достигаются наилучшие результаты.

Предлагаем рассмотреть диагностику, направленную на изучение осязательного восприятия формы у детей старшего дошкольного возраста.

Первая серия заданий проводится с целью изучения способности идентифицировать геометрические фигуры.

На первом этапе (сличение) ребенку в «темных» очках поочередно предъявляются фигуры, и предлагается инструкция: «Найди такую же фигуру». На втором этапе (узнавание) дети получают инструкцию: «Найди круг, квадрат и т. д.». На третьем этапе (называние) педагог предлагает инструкцию: «Назови фигуры, которые я по очереди буду тебе давать».

Вторая серия заданий проводится аналогично первой, но в данном случае дети оперируют геометрическими телами.

Проводя анализ выполнения заданий, определяем уровень:

  1. I уровень: идентификация, узнавание и называние геометрических фигур осуществляется безошибочно, точно, в полном объеме.
  2. II уровень: идентификация, узнавание и называние геометрических фигур осуществляется в полном объе­ме, но ребенок действует методом проб и ошибок.
  3. III уровень: опознание и выбор геометрических фи­гур осуществляется точно и в полном объеме только на уровнях сличения и узнавания.

Следующее задание «Найди домик для фигуры» направлено на изучение способности идентифицировать силуэтные и контурные (рельефные) изображения геометрических фигур на ощупь. Ребенку в «темных» очках предъявляется таблица с рельефами геометрических фигур, предлагается обследовать ее и на ощупь наложить силуэты фигур на контуры, точно совмещая линии контуров.

Задание «Найди предмет такой же формы» помогает выявить способ­ность на ощупь сопоставлять ге­ометрические фи­гуры с предметами соответству­ющей формы. Ребенку предъявляется геометрическая фигура, предлагается найти в мешочке предметы аналогичной формы. Детьми второй младшей группы это задание не выполняется.

  • В заданиях «Найди домик для фигуры» и «Найди предмет такой же формы» выделяем I уровень, если действия соотнесения выполняются безошибоч­но в полном объеме, обследование фигур осуществляется целенаправленно, в соответствии с установленным алгоритмом.
  • II уровень: действия соотнесения выполняются в полном объеме методом проб и ошибок, алгоритм обследовательских действий нарушается.
  • III уровень: при соотнесении ребенок допускает одну–две ошибки, действия обследования хаотичные.

Задание «Что измени­лось?»направлено наизучение уровня развития осязательной памяти. Геометрические фигуры раскладываются в ряд. Ребенку в «темных» очках предлагается инструкция: «Тщательно ощупай каждую фигуру. Запомни, в каком порядке они лежат». Затем фигуры перемешиваются, ребенок на ощупь по памяти должен разложить их в соответствующей последовательности.

  1. I уровень выделяем, если обследование фигур осуществляется целенаправленно в соответствии с установленным алгоритмом, фигуры раскладываются в ряд без ошибок.
  2. II уровень: расположение фигур осуществляется верно, но ребенок действует методом проб и ошибок, алгоритм обследовательских действий на­рушается.
  3. III уровень: ребенок допускает одну–две ошибки в расположении фигур в ряду, действия обследования хаотичные.

Задание«Выложи по образцу» предполагает изучение осязательного восприятия пространственного расположения геометрических фигур в условиях зрительно-осязательного, осязательно-зрительного и осязательно-осязательного переноса. Задание выполняется детьми старшего дошкольного возраста.

Проводится в три этапа.

Первый этап – зрительно-осязательный способ переноса. Ребенок рассматривает образец, после чего, надев «темные» очки, выкладывает на своей карточке фи­гуры на ощупь по памяти.

Второй этап – осязатель­но-зрительный способ пе­реноса. Ребёнок в «темных» очках ощупывает карточку, запоминает расположение фигур, после чего с открытыми глазами выкладывает на своей кар­точке то, что запомнил.

Третий этап – осязательно-осязательный способ переноса. Ребенок в «темных» очках ощупывает карточку, запоминает расположение фигур, после чего, не снимая «темные» очки, выкладывает на чистой карточке то, что запомнил.

  • I уровень: ребенок безошибочно выкладывает фигуры по памяти, сохраняя их пространственное расположение, действуя всеми тремя способами.
  • II уровень: при расположении фигур ребенок допускает одну–две ошибки, действуя осязательно-зрительным или осязательно-осязательным способом; алгоритм обследовательских действий нарушается, действия осуществляются методом проб и ошибок.
  • III уровень: ребенок допускает ошибки в действиях всеми тремя способами, обследовательские действия хаотичны.
Читайте также:  Бывает ли у взрослых синдром отличника и как его лечить?

Задание «Продолжи ряд» предполагает изучение способ­ности на ощупь составлять ряды из геометрических фигур, расположенных в рит­мически заданной последова­тельности. Ребенку в «темных» очках нужно обследо­вать карточку с наклеенными геометрическими фигурами, установить закономерность в их расположении и воспроизвести ритмический ряд из предложенных фигур.

  1. I уровень: обследование фигур осуществляется целенаправленно в соответствии с установленным алгоритмом, все фигуры выкладываются в установленной ритмической последовательности.
  2. II уровень: в расположении фигур в ряду ребенок допускает одну–две ошибки, алгоритм обследовательских действий нарушается.
  3. III уровень: в расположении фигур в ряду ребенок допускает три и более ошибок, дей­ствия обследования хаотичны.

Задание«Какая фигура лишняя?»направлено на выяснение уровня развития аналитического осязательного восприятия. Ребенку в «темных» очках предлагается об­следовать карточку с наклеенными геометрическими фигурами, назвать «лишнюю», объяснить свой выбор.

I уровень: обследование фигур происходит целенаправленно в соответствии с установленным алгоритмом, осуществляется правильный выбор лишней фигуры, дается объяснение. II уровень: алгоритм обследовательских действий нарушается, выбор лишней фигуры осуществляется верно, но его аргументация отсутствует.

III уровень: выбор осуществлен неверно, аргументация отсутствует, действия обследования ха­отичные.

В задании «Сложи фигуру» – изучается уровень сформированности целостности осязательного восприятия. Перед ребенком в «тем­ных» очках поочерёдно выкладываются фигуры, предлагается их собрать. Детьми второй младшей группы это задание не выполняется.

  • I уровень: обследование частей фигур происходит целенаправленно, фигуры складываются правильно.
  • II уровень: обследование частей фигур происходит целенаправленно, фигуры складываются правильно, но ребенок действует методом проб и ошибок.
  • III уровень: действия обследования хаотичные, фигуры складываются с ошибками.

Задание «Поиск девятого» направлено на изучение умения осязательным способом устанавливать закономерность в следовании элементов разной формы, расположенных в три ряда, анализировать их, определять пропущенную фигуру в ряду. Задание выполняется детьми старшего дошкольного возраста.

Ребёнку «темных» очках поочередно предъявляются три карточки с изображением геометрических фигур, размещенных в логически заданной последовательности. Предлагается инструкция: «Ощупай фигуры и скажи, какая фигура должна быть на месте пропущенной».

  1. I уровень: обследование фигур происходит целенаправленно, пропущенная фигура определяется верно, аргументация выбора осуществляется правильно.
  2. II уровень: обследование фигур происходит целенаправленно, пропущенная фигура определяется верно только в двух случаях, в аргументации ребенок испытывает затруднения.
  3. III уровень: действия обследования хаотичные, при расположении фигур ребенок до­пускает две ошибки, аргумен­тация отсутствует.

Проводя диагностическое обследование, мы видели, что дети путают фигуры сходных конфигураций. Отсутствие планомерного обследования фигур в целом, приводило к ошибкам.

При выполнении дошкольниками задания «Сложи фигуры» наблюдалась зависимость результата от способа деления фигуры на части. Так, наиболее высокие результаты получены, когда дети составляли фигуры, разделенные по горизонтальной и вертикальной линиям.

При выполнении задания «Поиск девятого» значительные затруднения у детей возникали из-за того, что дети обследовали перцептивное поле частично, не устанавливая логическую последовательность расположения фигур. Более высокие результаты были получены в том случае, когда закономерность легко уловима (явно выражена), например, когда однородные фигуры расположены столбиками или рядами.

Выполнения задание «Продолжи ряд» дети испытывали трудности при раскладывании фигур на плоскости (смещали фигуры, не проверяли правильность выполнения задания).

При выполнении задания «Какая фигура лишняя?» более высокие результаты были получены, если предъявлялись фигуры, значительно отличающиеся друг от друга.

Необходимо отметить, что результаты диагностического обследования зависят и от того, владеют ли дети приемами осязательного обследования объектов, умеют ли выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора.

Как мы видим, необходим углублённый анализ уровня развития осязательного восприятия, который является основой эффективности коррекционной работы.

Литература:

  1. Восприятие и действие А. В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, А.Г. Рузская / Под ред. Запорожец А. В. // М.: Просвещение. 1967.

  2. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие // СПб. РГПУ. 1998.

  3. Моурлот Л.И., Ремезова Л.А. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста // Самара: СГПУ. 2007.

  4. Мясникова Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения// Саратов. 2006.

  5. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. // М.: РАОИКП. 1999.

  6. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) / Под ред. Л.И. Плаксиной // М.: Экзамен. 2003.

  7. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др./ Под ред. Стребелевой Е. А. // М.: Академия. 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): III, ребенок, фигура, уровень, задание, расположение фигур, осязательное восприятие, действие обследования, обследование фигур, полный объем.

Диагностика осязательного восприятия дошкольников…

III, ребенок, фигура, уровень, задание, расположение фигур, осязательное восприятие, действие обследования, обследование фигур, полный объем.

Важно организовать разнообразные действия детей с моделями фигур, так как уровень представлений о них определяется богатством опыта восприятия формы. Большое значение имеет осязательно-двигательное обследование моделей.

развитие готовности руки к осязательному обследованию объектов

формирование осязательного обследования и восприятия предметов

Однако обследование строго симметричных фигур (предметов, рисунков) проводится…

При проведение обследования задания предъявляются ребенку сразу для самостоятельного выполнения, после объяснения задания.

Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при…

Обследование может проводиться индивидуально с двумя — тремя детьми, с подгруппой в зависимости от содержания

Задание 1. На выявление навыков вырезания симметричных фигур (изображений).

Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста…

Диагностика осязательного восприятия дошкольников…

Ребенок рассматривает образец, после чего, надев «темные» очки, выкладывает на своей карточке фигуры на ощупь по памяти.

После обследования дети с ними играют, придумывают сказки, рассказы, загадки.

Это дает основание использовать в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры.

Развитие осязательного восприятия как компенсаторного…

Цель — проверка уровня предметности восприятия

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1007/

Методика «Диагностика восприятия формы и величины»

Цель: диагностика различения формы и величины, а также знания детьми названий геометрических фигур.

Стимульный материал: карточка размером 12х15, разделенная на 12 квадратов, на каждом из которых нарисованы геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, параллелограмм, овал двух размеров (разница 0,5 см.); 12 вырезанных из картона фигур, тождественных нарисованным на карточке (приложение 2).

Инструкция по проведению. Методика включает 3 серии. 1 серия: перед ребенком кладут карточку и набор фигур и читают инструкцию: «Разложи фигурки в свои домики». Если ребенок не включается в деятельность взрослый берет одну фигур и предлагает найти такой же на карте.

Если ребенок допускает ошибки при соотнесении величин, это может быть обусловлено тем, что ребенок не считает величину существенным признаком.

Чтобы убедиться в том, что ребенок различает величины можно положить два круга разного размера и сказать: «Это большая фигура, а это какая?», а затем положить два квадрата и попросить показать большой и маленький. Если в ходе выполнения задания ребенок называет все фигуры, вторую и третью серии можне не проводить.

2 серия: ребенку последовательно называют 5 фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и предлагают найти их на карте. Инструкция: «Я буду называть тебе фигуры, а ты покажи мне их на карте. Покажи круг…». 3 серия: ребенку показывают разные фигуры и просят назвать соответствующие. Инструкция: « Как называется эта фигура?»

Анализ результатов. Оценивается способность ребенка различать формы и величины (выполнение 1 серии), а также знание сенсорных эталонов (узнавание, называние).

Низкий уровень: ребенок допускает ошибки при идентификации прямоугольников, параллелограммов и овала, но остальные фигуры соотносит верно. Не знает названия фигур. Если ребенок допускает ошибки при соотнесении круга, квадрата и треугольника можно предположить дефект зрения;

Средний уровень: ребенок находит все фигуры с помощью внешних развернутых действий (выполняет 1 серию задания), показывает и называет круг, квадрат и треугольник, прямоугольники и параллелограммы называет квадратами, овал – кругом;

Высокий уровень: ребенок выполняет 3 серии задания: с помощью зрительной ориентировки находит все фигуры, развернутые действия использует только при соотнесении параллелограммов, правильно показывает и называет все фигуры, кроме параллелограммов и овалов.

При качественном анализе учитывается характер ориентировочных действий (моторная или зрительная ориентировка), сосредоточенность и заинтересованность при выполнении задания, время, затраченное ребенком на поиски разных фигур, высказывания ребенка сопровождающие действия: дает ли названия фигурам при выполнении 1 серии, спрашивает ли названия незнакомых фигур. Во 2 и 3 серии выявляются фигуры, названия которых ребенок не знает.

Методика «Эталоны»(модификация методики Л. А. Венгера)

Цель: диагностика восприятия формы.

Стимульный материал: таблица с 16 рисунками; 4 фигурки разной формы на карточках и вырезанные из картона (приложение 3).

Инструкция по проведению. Предлагается 3 варианта, но обследование должно начинаться с первого, наиболее сложного. Если ребенок справляется с заданием, второй и третий варианты не используются. Вариант 1. Ребенку предлагают рассмотреть таблицу с картинками и эталоны (фигурки) на картоне и говорят: «Посмотри на эти фигурки.

Они решили спрятаться и укрылись среди других фигурок, надели на себя дополнительные украшения, но форма их осталась прежней. Найдиих в этой таблице». Если ребенок не справляется с заданием нужно уменьшить количество картинок в таблице, закрыв половину листом бумаги. Вариант 2.

Если ребенок не может найти не одной фигурки, ему дают первую фигурку, вырезанную из картона, и разрешают прикладывать ее к рисункам на таблице. Затем дают второй эталон на карточке и просят найти соответствующие картинки. Если ребенок не справляется, далее даются вырезанные эталоны. Вариант 3.

Если ребенок не может найти соответствующие картинки даже путем прикладывания можно предложить обвести пальцем контуры эталонов и рисунков.

Анализ результатов: Оценивается характер перцептивной деятельности ребенка и подсчитывается количество найденных эталонов.

Низкий уровень: ребенок справляется с заданием, используя только внешние развернутые перцептивные действия с помощью взрослого (вариант 3).

Если, после показа образца действия, ребенок находит не менее 3 картинок, то для детей 3-4 лет это не является показателем задержки психического развития, но служит ориентиром для развивающей работы, которая должна быть направлена на формирование действий более высокого уровня.

Средний уровень: ребенок 3-4 лет находит не менее 2 картинок, ребенок 4-5 лет — 6 картинок, соответствующих эталонам, самостоятельно используя внешние перцептивные действия (вариант 2).

Высокий уровень: ребенок 3-4 лет находит не менее 4 картинок, соответствующих эталонам, самостоятельно используя внешние перцептивные действия (вариант 2). У детей 4-5 лет прецептивные действия интериоризированны, найдено не менее 6 картинок.

Если ребенок не справляется с заданием при предъявлении полной таблицы, но находит картинки в «уменьшенной таблице», то можно говорить о неумении ребенка сосредоточиться на деятельности и малом объеме внимания.

Хаотичный поиск (прикладывание эталонов не по порядку) и большое количество ошибок может свидетельствовать об импульсивности ребенка и неумении организовать поисковую деятельность. Однако следует помнить, что для детей младшего возраста такие особенности в пределах нормы и они должны учитываться в коррекционно-развивающей работе.

Читайте также:  Словесно логическое или вербальное мышление - что это

Высказывания ребенка сопровождающие действия (обращение за помощью, называние картинок и эталонов, описание дополнительных деталей) являются источником информации о развитии речи ребенка и особенностях его сотрудничества со взрослым.

  • Диагностика внимания
  • Методика «Найди отличия» (сокращенный вариант из теста Витцлака)
  • Цель: диагностика внимания.
  • Стимульный материал: 2 пары картинок, имеющих 1 различие (приложение 4).

Инструкция по проведению. Ребенку последовательно предлагаются пары картинок, на которых он должен найти отличия и сказать, чем они отличаются. Читается инструкция: «Посмотри внимательно на эти картинки и скажи, чем они отличаются друг от друга».

Если ребенок не понял инструкцию и начинает перечислять изображенные на карточках картинки, взрослый повторяет инструкцию.

Если ребенок, заметив отличие на первой паре карточек (большой — маленький мишка), называет этот же отличительный признак на другой паре картинок, экспериментатор задает вопрос: «А чем еще отличаются картинки?». Если и в этом случае ребенок не дает верного ответа, диагностика прекращается.

Если ребенок не объясняет, а только показывает отличие пальцем, ему задают вопрос: «Что ты показываешь?». Если ребенок отвечает правильно, ответ засчитывается как верный. В противном случае переходят к следующему заданию.

  1. Анализ результатов:
  2. Низкий уровень: ребенок с заданием не справился;
  3. Средний уровень: найдены отличия в одной паре картинок (дети младшего возраста могут показать, но не назвать отличия);
  4. Высокий уровень: найдены и названы отличия в обеих парах.

При качественном анализе учитывается время, затраченное ребенком на поиски отличий; количество отвлечений; систематичность поиска, возвращения к ранее изученным деталям; высказывания ребенка сопровождающие действия, свидетельствующие о понимании ребенком инструкции. Дети младшего возраста часто путают понятия общее – различное, поэтому они могут называть сходства, а не различия в картинках. Если ребенок называет все общие признаки на картинках, то уровень внимания оценивается как высокий.

Диагностика памяти

Методика «10 слов» (модификация методики А. Р. Лурии)

Цель: диагностика кратковременной вербальной памяти.

Стимульный материал: 10 слов для запоминания (лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, мед, игла).

Инструкция по проведению. Взрослый читает ребенку инструкцию: «Сейчас я буду называть слова. Слушай внимательно. Когда я закончу читать, повтори слова, которые запомнишь». Слова читаются медленно, четко.

Анализ результатов. Подсчитывается количество слов, воспроизведенных ребенком.

дети 3-4 лет дети 4-5 лет
Низкий уровень: до 2 слов до 3 слов
Средний уровень: 3 – 4 слова 4 – 6 слов
Высокий уровень: более 4 слов более 6 слов

При качественном анализе учитываются особенности запоминания: повторяет ли ребенок слова вслед за взрослым, в каком порядке воспроизводит. Включение лишних слов при воспроизведении может свидетельствовать о нарушениях памяти или дефекте фонематического слуха, однако такие предположения нуждаются в дополнительных подтверждениях.

Воспроизведение небольшого количества слов или ошибки могут быть обусловлены отсутствием интереса, а также ситуативной отвлекаемостью ребенка. Малое количество слов, воспроизведенных детьми, также может быть обусловлено низким уровнем произвольности.

Для детей до 5 лет – это возрастные особенности, поэтому полученные данные должны быть подкреплены наблюдениями за ребенком или использованием методик, не требующих развитой произвольности.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s22648t10.html

Картотека по теме: Методы диагностики познавательных процессов дошкольников | Социальная сеть работников образования

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Прежде чем излагать конкретные методики психодиагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи – у дошкольников, рассмотрим понятие «стандартизированный комплекс психодиагностических методик», которое уже встречалось и будет еще неоднократно упоминаться в тексте.

Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам. Под словом «стандартизация», включенным в название комплекса, понимается возможность получения с помощью всех этих методик одинаковых по природе и сравнимых показателей, которые позволяют определять уровень развития у данного ребенка отдельных познавательных процессов, сравнивать между собой степень развития у него же разных познавательных процессов и следить за развитием ребенка из года в год. Кроме того, стандартизация предполагает использование для всех методик единой оценочной шкалы.

Большинство описываемых в этом разделе методик (это относится не только к диагностике дошкольников, но и детей любого возраста, а также взрослых людей) позволяет получать показатели психологического развития, выражаемые в стандартизированной, десятибалльной шкале.

При этом показатели, находящиеся в пределах от 8 до 10 баллов, в большинстве случаев свидетельствуют о наличии у ребенка выраженных способностей или задатков к их развитию.

Показатели в пределах от 0 до 3 баллов – о том, что у ребенка имеется серьезное отставание в психологическом развитии от большинства других детей.

Показатели, оказавшиеся в пределах диапазона 4-7 баллов, – о том, что данный ребенок по уровню развития соответствующего психологического качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста.

Там, где установить стандартную систему оценок было трудно (в основном это касается методик, предполагающих развернутую качественную характеристику изучаемого психологического свойства), предложены иные, нестандартные способы оценки. Эти случаи особо оговариваются и соответствующим образом аргументируются в тексте.

К каждой из представленных в комплексе методик после ее подробного описания, предваряемого краткой инструкцией, даются способ оценки полученных результатов, процедура и условия выводов об уровне развития ребенка на основании полученных данных.

Текст всего стандартизированного комплекса методик завершается представлением Индивидуальной карты психологического развития ребенка, в которую вносятся все показатели, полученные по частным психодиагностическим методикам при комплексном обследовании данного ребенка.

В эту карту в течение нескольких лет можно вносить данные, касающиеся повторных и последующих психодиагностических обследований этого же ребенка, и таким образом следить за тем, как из года в год или из месяца в месяц психологически развивается ребенок.

Показатели – баллы и характеристика на их основе уровня психологического развития ребенка, использованные в описываемых методиках, как абсолютные, т.е. непосредственно отражающие достигнутый уровень развития, касаются детей пятишестилетнего возраста.

Если ребенку столько лет, то по полученным им показателям прямо можно делать заключение об уровне его психологического развития. Эти же показатели применимы и к детям более раннего возраста, однако в этом случае они могут быть только относительными, т е.

рассматриваться в сравнении с уровнем развития детей пяти-шестилетнего возраста

Поясним сказанное на примере. Допустим, что ребенок пяти-шестилетнего возраста в результате его психодиагностики по методике оценки восприятия под названием «Чего не хватает на этих рисунках?» получил 10 баллов. Его уровень психологического развития должен быть, соответственно, оценен как очень высокий.

Если же по данной методике тот же ребенок получит 2-3 балла, то из этого следует, что его уровень психологического развития низкий. Однако, если по той же самой методике 2-3 балла получает ребенок трех-четырехлетнего возраста, то о нем уже нельзя будет просто сказать, что его уровень развития низкий.

Таким он будет только по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста, а по отношению к сверстникам может оказаться средним. То же самое можно сказать и о высоких показателях.

6-7 баллов для ребенка пяти-шестилетнего возраста действительно могут означать среднюю оценку, но те же баллы, полученные ребенком трех-четырехлетнего возраста, могут свидетельствовать о высоком уровне психологического развития данного ребенка по отношению к основной массе сверстников.

Поэтому всякий раз, когда психодиагностике подвергаются не дети пяти-шестилетнего возраста, в словесном заключении относительно уровня их развития должна содержаться фраза: «…по сравнению с детьми пяти-шестилетнего возраста».

Например: «По уровню развития памяти данный ребенок находится в среднем диапазоне по сравнению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Необходимость делать такую оговорку отпадает только в том случае, если при пользовании данной методикой установлены соответствующие возрастные нормы. Тогда вместо слов «по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста» необходимо говорить: «по сравнению с нормой».

Относительная форма оценки на первых этапах применения психодиагностических методик не только неизбежна, но и весьма полезна, так как позволяет сравнивать между собой показатели уровня психологического развития детей разного возраста.

В предлагаемом комплексе психодиагностических методик, кроме того, для многих психологических свойств имеется не одна, а несколько методик, оценивающих эти свойства с различных сторон. Сделано это не только для получения надежных результатов, но и по причине многогранности самих диагностируемых психологических явлений.

Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка.

Соответствующие свойства, предлагаемые для них методики и получаемые показатели представлены в Карте индивидуального психологического развития ребенка (см. табл. 4).

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ

Описываемые далее методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации.

Методика  «Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис 1. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка

Оценка результатов

10 баллов – ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов
8-9 баллов – время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек
6-7 баллов – время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек
4-5 баллов – время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек
2-3 балла – время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек
0-1 балл – время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек
  • Выводы об уровне развития
  • 10 баллов – очень высокий.
  • 8-9 баллов – высокий
  • 4-7 баллов – средний
  • 2-3 балла – низкий
  • 0-1 балл – очень низкий.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/05/17/metody-diagnostiki-poznavatelnykh-protsessov-doshkolnikov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector