Рисуночный тест «моя семья». методика интерпретации рисунка

Рисуночный тест «Моя семья». Методика интерпретации рисунка

Рисуночный тест «Моя семья» часто используется в детской арт-терапии. Это объясняется удобством и эффективностью данной техники. Образ родителей является наиболее емким и доступным для детского сознания, а его интерпретация становится источником важной психологической информации.

Существует множество разновидностей этого теста и не меньшее количество вариантов его интерпретации. Но все они преследуют общую цель – определить специфику внутрисемейных отношений, которые во многом влияют на становление ребенка как личности.

Проведение диагностической методики изучения семьи

Для реализации этой арт-терапевтической техники понадобится:

  • лист, форматом А4;
  • 6 цветных карандашей (желательно подбирать цвета с ярко выраженными смысловыми значениями, к примеру: черный, белый, зеленый, желтый, коричневый, красный);
  • ластик.

Приступать к тесту имеет смысл лишь в случае, если этого желает ребенок. Предложите ему изобразить свою семью, причем не давая уточнений, что такое «семья» и уж тем более, что именно рисовать. При необходимости можно дать наводящие подсказки: предложить нарисовать семью, занятую повседневными делами, или изобразить семейный круг так, как его представляет он сам.

Время, отводящееся на выполнение задания, не должно ограничиваться. Также следует объяснить ребенку, что можно пользоваться ластиком. Для интерпретации проективного теста «Моя семья» важно обратить внимание на:

  • последовательность изображения людей;
  • задержки более 20 секунд при прорисовке деталей;
  • стертые фрагменты;
  • словесные комментарии к рисунку;
  • также обращайте внимание на детские эмоции при прорисовке различных персонажей.

После того как рисунок будет готов, необходимо задать ряд вопросов, которые помогут настроить ребенка на открытый эмоциональный диалог. Спросить, кто изображен на рисунке? Как себя чувствует каждый из персонажей? Кто здесь самый счастливый, а кто опечален?

Тонкости психологической интерпретации

Изображенный состав. Ребенок, не испытывающий эмоционального дискомфорта, всегда изобразит полный семейный круг.

Нарушение реального состава – практически всегда свидетельствует о внутреннем эмоциональном конфликте. Его причины обязательно следует выяснить и предпринять все необходимые меры для разрешения.

Отсутствие кого-то из членов семьи говорит о сложных взаимоотношениях этого человека с автором рисунка.

Характер прорисованных деталей. Об эмоциональной привязанности ребенка к тому или иному члену семьи может свидетельствовать:

  • старательность прорисовки персонажа;
  • наличие дополнительных деталей: украшений, узоров, фантастических элементов;
  • широта применяемой цветовой палитры.

Все эти моменты имеют большое значение при проведении диагностической методики изучения семьи.

Анализ процесса рисования. Первым на рисунке обычно изображается представитель семьи, наиболее значимый для рисовальщика. Стандартная цепочка у человека, не испытывающего эмоционального дискомфорта, выглядит так: мама — отец — ребенок — братья/сестры, пр. Смещение отца или матери на последнюю позицию в этой очередности может свидетельствовать о негативном отношении к конкретному человеку.

О конфликтном отношении ребенка к тому или иному члену семьи также свидетельствуют длительные паузы, которые делаются перед рисованием определенных персонажей или элементов. О сомнениях и эмоциональном дискомфорте по отношению к человеку может говорить стирание ластиком определенных фрагментов на рисунке во время арт-терапии.

Источник: http://healingarts.ru/diagnosticheskaya-metodika-moya-semya/

Результаты диагностики по методике рисунок семьи. Тест «Моя семья». Вопросы воспитания

Проективные методики являются самыми точными в психологической диагностике. Причина этого в бессознательном проецировании отношений и чувств в продуктивных видах деятельности.

Вербальные методики для взрослых людей не могут создать объективную картину отношений в семье по причине осознания социальности (желательности) результатов.

Поэтому детский тест «рисунок семьи» является одним из самых точных методик определения отношений в семье глазами ребёнка.

Семья состоит из нескольких человек и целого ряда отношений. Каждый член семьи имеет своё место в ней, своё ощущение отношений к нему окружающих и собственное отношение к другим членам.

Тест «Рисунок семьи» предназначается для диагностики семейных отношений с позиции ребёнка. С помощью рисунка семьи можно определить отношение ребёнка к своим родителям и другим родственникам, особенности восприятия себя, семейные проблемы и источники психологического дискомфорта.

Очень часто взрослым кажется, что в и семье созданы идеальные отношения. Но вопрос не в том, как строят они отношения, а как воспринимают это их дети.

Часто восприятие семьи детьми и взрослыми не просто не совпадает, а является противоположным. Родители должны понимать, что никто не ставит целью «уличить» их в плохом отношении к ребёнку.

Рисуночный тест семьи поможет выявить проблемы на стадии их появления, что поможет успешно решить их, не дожидаясь последствий.

Рисуночный тест «Моя семья». Методика интерпретации рисунка

Тест предполагает полное отсутствие напряжения у ребёнка. Он должен просто рисовать, полностью погружаясь в процесс. А для этого нужно, чтобы взрослый оставил ребёнка наедине со своей работой, наблюдая за процессом со стороны (как бы занимаясь своим делом).

Особенно продуктивна эта методика для средних и старших дошкольников, когда ребёнок ещё не обладает способностью проектировать на бумаге вербальные задания. Он, как бы, «рисует душой» а не логикой или инструкциями. Именно поэтому, результаты, полученные благодаря этой методике, считаются самыми достоверными.

Порядок проведения диагностики

Классический вариант теста имеет две части: рисуночную и вербальную. Проведение обеих частей имеет очень важное значение для избежания ошибок интерпретации.

Материалы для исследования:

  • лист белой бумаги (стандартный лист А4);
  • шесть цветных карандашей: красный, чёрный, синий жёлтый, зелёный, коричневый;
  • ластик.

Процедура исследования

Перед проведением исследования нужно ликвидировать все отвлекающие факторы. Желательно, чтобы ребёнок в комнате находился один вместе с исследователем. Если это невозможно, то обеспечьте его относительную изолированность.

Ребёнку даётся инструкция: «Нарисуй свою семью». При этом ни в коем случае нельзя объяснять ребёнку значение слова «семья», так как в этом случае будет искажена суть методики и будет дана завуалированная инструкция к рисованию.

Если ребёнок переспрашивает или пытается уточнить задание, то необходимо просто повторить сказанную ранее инструкцию, без уточнений.

Время рисования не ограничивается. В процесс рисования вмешиваться нельзя. Исключением может быть только замена карандаша пи необходимости. Обратите внимание, что на замену нужно предложить карандаш точно такого оттенка, как тот который сломался.

При выполнении задания взрослый фиксирует в протоколе следующие особенности:

  1. Последовательность рисования: с чего ребёнок начал, каким образом заполняется пространство, и сменяются персонажи.
  2. Делает ли ребёнок паузы, и в каком случае они возникают.
  3. Пользуется ли ластиком, какие детали поддавались коррекции.

Источник: https://uk-ng.ru/rezultaty-diagnostiki-po-metodike-risunok-semi-test-moya-semya-voprosy.html

Психологический рисуночный тест моя семья интерпретация

Идентификация В рисунке семьи имеет место и такой показательный фактор, как идентификация. Ребенок легко отождествляет себя с тем или иным персонажем своего рисунка. Он может отождествлять себя с отцом, матерью, сиблингом.

Идентификация с родителем своего пола соответствует нормальному положению вещей. Она отражает его желание иметь предпочтительные отношения с родителем противоположного пола.

Идентификация со старшим сиблингом, независимо от пола, также является нормальным явлением, особенно если есть ощутимая разница в возрасте. Иногда ребенок может отождествлять себя и с дополнительными персонажами, не входящими в состав семьи.

В чем выражается идентификация? Фигура, с которой идентифицирует себя ребенок, изображается наиболее привлекательной, законченной; ей уделяется больше времени. Кроме того, предостаточно информации об этом обычно дают результаты беседы.

/ рисунок семьи — интерпретация

Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.4.

Важно Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.

Анализ рисунков к тесту «Моя семья» Вероника, 19 лет Вероника из благополучной семьи, но девочка несколько замкнута, и это вызывает беспокойство у матери. Поэтому было решено провести тестирование. На просьбу изобразить свою семью Вероника с желанием и очень старательно стала рисовать (рис.

1). Первым она нарисовала папу, затем маму, после свою младшую сестру, кошку и в последнюю очередь себя.

Беседы с психологом тест «рисунок семьи» (тест «моя семья»)

В противном случае полученные данные не будут объективными.

  • Не стоит расшифровывать, кто подразумевается под семьёй. Если малыш начинает засыпать вопросами из разряда «А бабушку/тётю/дядю рисовать?», просто повторите, что нужно нарисовать семью.
  • Не направляйте «художника», даже если заметите, что кому-то он забыл нарисовать уши, а бабушку, например, и вовсе упустил из виду.
  • Не высказывайте предположения.

Рисуночный тест «моя семья». методика интерпретации рисунка

Иногда ребенок, игнорируя реальную ситуацию, изображает одного из родителей неестественно большого размера, часто это касается материнской фигуры. Это говорит о том, что в его глазах этот родитель воспринимается как подавляющая фигура, пресекающая любое проявление самостоятельности и инициативы.

Противоположным образом родитель, которого ребенок не воспринимает всерьез, игнорирует, не уважает, изображается небольшим по размерам, с маленькими руками или вообще без них. 6.

Рисуночный тест «моя семья»

Внимание Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева и В.В.Столина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. Описание теста Тест «Кинетический рисунок семьи» направлен не столько на выявление тех или иных аномалий личности, сколько на прогноз индивидуального стиля поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых и конфликтных ситуациях, выявление неосознаваемых аспектов личности. Процедура эксперимента следующая: Для исследования необходимы лист белой бумаги (21х29см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Инструкция испытуемому «Нарисуй, пожалуйста, свою семью».Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему нарисовать, психолог должен просто повторить инструкцию.

О чем может рассказать тест «рисунок семьи»? интерпретация теста

  • Затем следует задать ребёнку вопросы:
  • Кого ты нарисовал?
  • Кого ты не нарисовал и почему?
  • В каком месте ты рисовал семью?
  • Чем занимается каждый на рисунке?
  • Какое у вас здесь настроение: вам весело или скучно?
  • Кто на рисунке самый весёлый, грустный, счастливый? Почему?
  • Кто тебе нравится больше остальных? Почему?
  • Как в нарисованной семье наказывают детей за непослушание или плохое поведение?
  • Как ты себя чувствуешь на рисунке? Что хотел бы изменить, чтобы почувствовать себя лучше?

Если по ответам на вопросы сложно прийти к точному заключению касательно отношений в семье, то стоит предложить ребёнку 6 проблемных ситуаций, 3 из которых выявляют отрицательные чувства испытуемого относительно семьи, а 3 другие — положительные:

  1. Представь, что у тебя есть два билета в цирк.

Дошкольник.рф

Совсем «забытые» родственники, образы которых отсутствуют — это те, к кому ребёнок испытывает негатив или не чувствует никакой эмоциональной связи с ними. Части тела Образ с самой большой головой — это самый умный член семьи, по мнению ребёнка.

Крупные глаза говорят о том, что у человека проблемы, он просит помощи. При этом независимые и спокойные родственники будут изображены с глазами-щёлочками.

«Забытые» уши — знак того, что этот человек ребёнка совершенно не понимает, не слышит. Открытый рот — показатель скрытой угрозы для малыша, а вот маленькая чёрточка вместо губ — символ замкнутости персонажа.

Читайте также:  Что значит когнитивный диссонанс или резонанс

Огромные руки в сочетании с большим количеством пальцев говоря о том, что человек воспринимается испытуемым как могущественный и способный. Если фигура не стоит на ногах, то малыш не считает её авторитетом.

Это может говорить о потребности ребенка в любви, которую он хотел бы получить от этого человека. 5. Родительская пара Обычно родители изображаются вместе, отец выше и крупнее помещается слева, мать пониже справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости. Как уже отмечено, следует учитывать, что рисунок не всегда отражает действительность, иногда это лишь отражение желаемого.

Ребенок, который воспитывается одним из родителей, может тем не менее изобразить их обоих, выражая тем самым свое желание того, чтобы их союз восстановился. Если же ребенок рисует одного родителя, с которым живет, это означает принятие им реально существующей ситуации, к которой ребенок более или менее адаптировался. Один из родителей может оказаться на рисунке в изолированном положении.

Если ребёнок изобразил себя с преобладанием какого-то одного цвета и затем повторил такой же оттенок в ком-то ещё, то этого человека испытуемый считает авторитетом для себя.

Психологи утверждают, что преобладание красного цвета говорит о психологическом дискомфорте, который малыш испытывает в семье. Если же тестируемый и вовсе отказался от раскрашивания, то он, вероятно, испытывает сильную тревожность и проблемы с самооценкой.

Возможно, в семье ребёнка ущемляют или даже унижают. Размер, порядок и расположение Чем больше размер персонажа, тем значимее для испытуемого его прообраз.

Например, если домашний питомец той же величины, что и родители, то отношения с родными для малыша менее важны, чем забота о кошке или собаке. По такому же принципу анализируется и соотношение размеров членов семьи: если мама больше папы, то малыш считает её более значимой в своей жизни.

При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки).

При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции.

Часто продуктивными оказываются проективные вопросы, например: «Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?»,»Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?»,»Кого мама позовет идти с собой?»и т.п.

Далее ребенку предлагается решить6 ситуационных задач: Три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три —позитивные. 1. Представь себе, что ты имеешь два билета в Цирк. Кого бы ты позвал идти с собой? 2.

Если при рисовании других членов семьи ребенок пропускает голову, черты лица или штрихует нее лицо, то это часто связано с конфликтными отношениями с данным лицом, враждебным отношением к нему. Выражение лица нарисованных людей также может быть индикатором чувств ребенка к ним.

Однако дети склонны рисовать улыбающихся людей, это своеобразный «штамп» в рисунках, но это вовсе не означает, что дети так воспринимают окружающих. Для интерпретации рисунка семьи выражения лиц значимы только в тех случаях, когда они отличаются друг от друга. Девочки больше, чем мальчики, уделяют внимание рисованию лица, это указывает на хорошую половую идентификацию девочки. В рисунках мальчиков этот момент может быть связан с озабоченностью своей физической красотой, стремлением компенсировать свои физические недостатки, формированием стерео­типов женского поведения.

Большие, через весь лист, фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети. Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством опасности. При анализе следует обращать внимание на рисование отдельных частей тела: 1.

Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей. Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, длинными пальцами, то это часто связано с агрессивными желаниями.

Иногда такие рисунки рисуют и внешне спокойные и покладистые дети. Можно предполагать, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены.

Такое рисование себя также может указывать на стремление ребенка компенсировать свою слабость, желание быть сильным, властвовать над другими.

Источник: http://yurist-online24.ru/psihologicheskij-risunochnyj-test-moya-semya-interpretatsiya/

Психологический рисуночный тест моя семья интерпретация

Тест «Рисунок семьи»

Разница в эмоциональном отношении к ним сразу понятна. Информацию, которую вы получите, нельзя использовать для упреков ( «Почему ты не любишь младшую сестричку?») Если ребенок еще не умеет писать, пусть расскажет, кого он нарисовал.

Обратите внимание и на неодушевленные предметы на рисунке.

  • Это для нас, взрослых, они неодушевленные.
  • В восприятии ребенка мебель, игрушки, телевизор, телефон могут даже вступать в своеобразные «отношения» между собой и персонажами рисунка.
  • И ребенок здесь не так уж и не прав.

Просто взрослые зачастую скрывают эмоциональную привязанность к своим «игрушкам». А если вы на рисунке видите папу, который наполовину исчез под капотом машины, и маму, сидящую с телефоном, то даже неспециалисту не составит труда сделать вывод: сколько папа проводит время с машиной, мама — с телефоном, а сколько — с ребенком и друг с другом.

Рисуночный тест «Моя семья»

Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.6.

Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.10.

Рисуночный тест «Моя семья». Методика интерпретации рисунка

Через рисунок он передает то, как он их видит и какую роль он отводит каждому в семье. Тестируемый изобразил семью, члены которой находятся рядом друг с другом.

  1. На картинке они могут быть просто изображены рядом или заняты общим делом.
  2. Или противоположный вариант, когда члены семьи нарисованы на расстоянии друг от друга.
  3. Такая интерпретация рисунка семьи показывает как реальную ситуацию в семье, так и желаемую ребенком.

Возможно, ему уделяют мало внимания и он мечтает проводить с родителями больше времени, или же семья действительно дружная и все делается вместе. Если на рисунке все держатся за руки, то это можно понимать двояко.

Или же в семье все отлично, или ребеночек хочет чтобы так было. Двусмысленно также будет изображение двух человек, стоящих рядом. Возможно, между этими людьми действительно теплые отношения или же крохе хочется, чтобы это стало реальностью.

Кого бы ты пригласил? Представь, что вся твоя семья собирается в гости, но кто-то один заболел, а, значит, должен остаться дома. Кто это будет? Ты собираешь пазл (мастеришь поделку, лепишь из пластилина), и у тебя не всё получается.

Кого ты попросишь помочь тебе?

Представь, что корабль, на котором вы путешествовали, попал на необитаемый остров.

С кем бы тебе было удобно жить там? Тебе подарили настольную игру, вся семья собралась играть, но один оказывается лишним.

Кто не будет участвовать? Кого из членов семьи можно оставить дома, если не хватает одного билета в кино?

Важно помнить о некоторых нюансах проведения рисуночной диагностики: Не нужно проводить тест, когда малыш перевозбуждён или плохо себя чувствует.

В противном случае полученные данные не будут объективными.

Не стоит расшифровывать, кто подразумевается под семьёй.

Психологический тест «Рисунок семьи»

Желательно, чтобы ребёнок в комнате находился один вместе с исследователем.

Время рисования не ограничивается. В процесс рисования вмешиваться нельзя.

Исключением может быть только замена карандаша пи необходимости.

Обратите внимание, что на замену нужно предложить карандаш точно такого оттенка, как тот который сломался. При выполнении задания взрослый фиксирует в протоколе следующие особенности: Последовательность рисования: с чего ребёнок начал, каким образом заполняется пространство, и сменяются персонажи.

5.

Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним. 6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок.

Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.

10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы.

Тест — рисунок семьи для дошкольников с ответами. Результаты психологического теста с рисунком семьи

Это говорит, что родители пытаются выглядеть авторитетами и мало прислушиваются к мнению ребенка.

  • При этом у родителей нет ушей.

    Это значит, что малыша не слышат и не дают ему права выбора.

  • Мама выше папы. Это говорит о том, что в семье мариархат. Узкие глаза-щелки у папы свидетельствует о его независимости.

    Возможно он хорошо зарабатывает.

  • Много штрихов и зарисовки. В ребенке скрыто беспокойство.
  • Большие глаза у малыша говорят о его страхе. Кроме того, у малыша завышена самооценка.

    Он считает себя самым умным. Об этом говорит самая большая голова.

  • Характеристика рисунка третьеклассницы:

    1. Брат девочки в стороне.
    2. Родители не держатся за руки, кисти спрятаны за спиной. Это говорит о некоторых запретах в семье. Возможно родители очень скромные и сдержанные.

    Рисуночная методика «Моя семья»

    Нередки случаи, когда кто-то находится дома, а кто-то на улице. Помимо застывше-монументальных групповых портретов, встречаются и рисунки, на которых все члены семьи заняты делом и, безусловно, самым важным — ребенок.

    Рисунок семьи «без семьи» — крик протеста ребенка и подаваемый им таким образом сигнал бедствия — SOS. На предлагаемом нами рисунке десятилетняя девочка, ревнуя родных к младшим детям в семье, всех членов семьи спрятала в доме за толстыми стенами.

    Себя же, как Карлсона, она разместила где-то на крыше (подробная трактовка рисунка будет приведена ниже).

    Педагогика

    Не стоит разговаривать в тоне, не располагающем к беседе. Мягкость, спокойствие, непринуждённость — характеристики диалога, стимулирующего тестируемого к наиболее полным и откровенным ответам.

    Некоторые из вопросов вызывают ребёнка на раскрытие чувственной сферы, её обсуждение, не все дети готовы к этому. Поэтому в случае формальных или односложных реплик не следует принуждать человека к обнажению своих чувств.

    Источник: http://civilyur.ru/psihologicheskij-risunochnyj-test-moja-semja-interpretacija-92947/

    Интерпретация рисуночного теста "Моя семья"

    Очень важно, что бы ребенок воспитывался в благополучной семье.

    Но как быть, если ребенок, например, стал тревожным? Часами говорить с ним, успокаивать? Но если все опять повторится, тевожность вернется? Что бы не травмировать ребенка своими распросами, на мой взгляд, лучше провести рисуночный тест, втем более, что дети очень любят рисовать в дошкольном детстве. Правильно «расшифровать» рисунок нам помогут несколько критерий:

    Читайте также:  Рационализация как понятие в психологии

    1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве. 2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей. 3.

    Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны. 4.

    Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем. 5.

    Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним. 6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок.

    Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку. 7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову. 8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо.

    Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи. 9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье. 10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы.

    Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других. 11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек. 12.

    Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни. 13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку. 14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.

    Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка

    1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью. 2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту. 3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.

    4. Если применяется легкая или минимальная штриховка. 5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле). 6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.

    Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях

    1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания. 2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми. 3.

    Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями. 4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье. 5.

    Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи. 6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.

    7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно. 8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности. 9.

    Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье. 10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье. 11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя. 12.

    Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии. 13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги. 14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.

    Наличие других деталей на рисунке

    Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье. Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.

    Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье. Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка.

    Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.

    Цвет в рисунке

    Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?

    1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм. 2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка. 3.

    Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию. 4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность. 5.

    Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.

    Источник: https://multiurok.ru/blog/intierprietatsiia-risunochnogho-tiesta-moia-siem-ia.html

    Рисунок семьи — рисуночный тест для дошкольников: интерпретация результатов по тесту. Обработка и анализ теста рисунок семьи

    Статья расскажет вам о том, как правильно провести с ребенком тест «Рисунок семьи» и как его истолковать.

    Рисунок семьи — рисуночный тест для дошкольников: интерпретация результатов по тесту

    Тест, проводимый с помощью рисования, под названием «Моя семья» следует проводить с ребенком, перешагнувшим 5-летний возраст. Именно в это время в голове ребенка уже полностью сложилась осознанная картинка отношений между родителями, поведения их друг с другом и с остальными членами семьи.

    Проводить такой тест можно дома самостоятельно (если вы имеете соответствующее психологическое образование или умеете толковать рисунок). В других случаях тест совершают профессиональные психологи при детских садах и школах, чтобы узнать о психическом состоянии ребенка и вовремя оказать ему помощь, побеседовав с родителями.

    ВАЖНО: Своевременная психологическая помощь, которую можно совершить, опираясь на тест «Моя семья», может уберечь ребенка от травмы, узнать малыша с другой стороны, выявить его тайные мысли.

    Хороший тест для анализирования отношений в семье и ребенка и его психическом состоянии

    Инструкция проведения теста «Рисунок семьи», как его сделать правильно?

    Как проводить тест. Атрибутика:

    • Найдите тихое место для проведения теста, комфортное и спокойное. Письменный стол и удобный стул должны присутствовать обязательно.
    • Дайте ребенку чистый лист альбомной или принтерной бумаги (он должен быть совершенно чистым, без какой-либо разлиновки, пятен и посторонних надписей). Позвольте ребенку расположить лист так, как ему комфортно: вертикально или горизонтально.
    • В качестве пишущих принадлежностей дайте ребенку или набор карандашей, или набор фломастеров (они наиболее комфортны, так как краски или мелки могут оставлять пятна и подтеки, способные нарушить толкование теста). У ребенка должна быть полная палитра оттенков (10-12 цветов и более), чтобы он точно мог выбрать тот цвет, который ощущает.

    Инструкция к тесту:

    • После того, как дадите ребенку всю атрибутику, скажите ему: «Нарисуй свою семью».
    • Обратите внимание на то, как ребенок отреагирует на эту просьбу. Некоторые детки могут сразу же сказать «Я не знаю», «Я не хочу», «Что это?». В таком случае эта характеристика свидетельствует о том, что ребенку еще не было заложено понимание семьи. Если дело никак не идет, вы можете попросить малыша нарисовать семью не свою, а семью, к примеру, зверушек. Такой рисунок толкуется так же личностно.
    • Следите за настроением ребенка, с которым он рисует: какие у него гримасы, молча он делает это или постоянно что-то рассказывает, злится или улыбается.

    ВАЖНО: Если вы знаете, что в семье не так давно произошла ссора или развод, лучше не проводить в данный период времени с ребенком такой тест, так как в большинстве случаев на бумаге малыш изложит все свои негативные мысли.

    Что следует учитывать:

    • Дайте ребенку полную свободу действий
    • Не говорите что ему нужно рисовать и где
    • Не стойте над ребенком
    • Не просите его менять карандаши
    • Не следует комментировать все рисунки ребенка
    • Толкование нужно проводить только после того, как рисунок будет полностью завершен.
    • Толковать рисунок не следует при ребенке
    • Молча наблюдайте за тем, кого ребенок рисует первым, а кого последним.

    Как правильно рисовать семью для толкования психологического теста: инструкция и правила

    Толкование теста «Рисунок семьи»: правила

    Правила:

    1. Рисунок не имеет ничего случайного. Если на листе бумаги присутствует посторонний человек, он обязательно имеет значение для ребенка. Либо же на оборот: отсутствующий член семьи – отсутствует и в чувственном понимании малыша: негативные чувства к нему, обиды, ревность, либо же тот человек себя плохо ведет и на рисунки ребенок старается вычеркнуть его из своей жизни.
    2. Если на рисунке нет самого ребенка. Такая черта характеризует малыша не с самой лучшей стороны: либо же у него нет собственной реализации, либо он понимает, что чувствует себя хорошо без своей семьи.
    3. Обратите внимание на размер изображения. Считается, что размер персонажей на листе бумаги имеет прямое значение: большие персонажи – более значимые, чем маленькие.
    4. Уточните кто где. После того, как ребенок закончит свой рисунок, спросите его обязательно о том кто и где изображен, даже если вам все предельно понятно. По характеру толкования малыша, сделайте свои выводы о том, как он относится к разным членам семьи.
    5. Вымышленный персонаж. В некоторых случаях ребенок может заменить существующего члена семьи вымышленным персонажем и это так же важно. Скорее всего, этого человека часто не бывает рядом.
    6. Место расположения. Значение имеет так же то где расположен каждый персонаж и член семьи. Те, кто находится в верхней части листочка – самые важные и влиятельные в семье, те кто ниже – те, кто должен слушаться.
    7. Расстояние. Значение так же имеет и то, на каком расстоянии друг от друга располагаются персонажи друг от друга. Ближе всего к ребенку будут располагаться те члены семьи, с которыми ребенку комфортно и дальше те, которые вызывают негативные эмоции.
    8. Маленький ребенок. Если малыш нарисовал себя очень маленьким, это значит лишь то, что у него очень низкая самооценка.
    9. Тесное расположение. Если на рисунке члены семьи имеют телесные соприкосновения (обнимаются, держатся за руку, целуют друг друга и так далее), то это означает лишь то, что в реальной жизни это происходит очень часто.
    10. Как малыш рисует. Если отдельные элементы рисунка ребенок рисует с сильным нажимом карандаша, это значит что к тому предмету или человеку, которого он изображает, он относится наиболее тревожно. Если же рисунок неуверенный (к примеру, тонкая или дрожащая линия) – это говорит о том, что ребенок боится рисовать, так как боится в реальной жизни.
    11. Голова. Имеет значение ее размер. У самого умного и разумного члена семьи, по мнению малыша, будет самая большая голова, а у того, кто глуп и часто ошибается – самая маленькая.
    12. Глаза. Для ребенка глаза – это то, чем можно плакать и потому самые крупные и большие будут у того, кто часто расстраивается и пускает слезы. Глаза – так же то, что выражает печаль.
    13. Уши. В детском понимании уши – это то, чем нужно слушать и «слушаться». Те, у кого уши будут самыми большими, должны выполнять наставления взрослых.
    14. Рот. Считается, что рот дан для того, чтобы кричать и самый большой (а так же открытый рот) будет у того, кто больше всего в семье повышает голос. В то же время большие губы будут у того, кто часто целует и кто часто показывает свою любовь.
    15. Шея. В детском понимании эта часть тела – самоконтроль. Если у нарисованного члена семьи есть шея – он умеет контролировать свои эмоции и чувства. Если у самого ребенка на рисунке нет шеи – это признак того, что от него много требуют.
    16. Руки. Символизируют взаимопонимание и отношение к окружающим людям. Если руки большие, а пальцев много – этот персонаж силен, если нет – слаб душой и характером.
    17. Ноги. Эта часть тела – уверенность персонажа в себе. Если ноги в воздухе – человек мало уважаем и не уверен в себе, если твердо стоят на земле – таков его статус и в жизни, и в семье.
    18. Солнце. Оно всегда символизирует тепло и позитив. Если на рисунки присутствует солнце, значит семья добрая и счастливая. Ребенок в такой семье чувствует себя защищенным и любимым.
    19. Дом. Этот элемент присутствует на рисунках тех детей, что любят домашнюю атмосферу, обстановку и любят всегда возвращаться домой потому, что там нет ссор, скандалов и непонимания, а лишь уют, комфорт и ласка.
    20. Игрушки. Так же могут присутствовать другие элементы: яркая одежда, пища и сладости, шарики и подарки, домашние животные цветы и многое другое. Все эти элементы только говорят о том, что жизнь ребенка счастлива и наполнена приятными моментами.
    Читайте также:  Определение сентенции и применение в жизни

    Как объяснить ребенку правила рисования теста «Моя семья» и на что обратить внимание?

    Тест — рисунок семьи: примеры

    Примеры рисунков и ориентировочные толкования:

    Толкование: В семье есть проблемы во взаимоотношениях. Не последнюю роль в главенстве играет бабушка, которая присутствует очень часто и управляет жизнью родителей. Тем не менее, родители умеют управлять своими эмоциями, а деи послушны и дружны.

    Толкование: Семья счастливая и дружная. Дети очень любят друг друга. Улыбки на лицах говорят о том, что все члены семьи любят и радуют друг друга. Мама отличается спокойствием, разумностью и принимает важные решения в семье. Папа стоит первым, а значит он — лидер и добытчик.

    Толкование: Дети очень любят свой дом. В семье присутствует лад и понимание. Все члены семьи доверяют друг другу. Папа — лидер в семье.

    Толкование: В семье присутствует некоторое недопонимание, это читается по тому, как далеко все члены семьи расположены друг от друга.

    Толкование: Папа — умеет управлять своими эмоциями, принимает решения в семье и главенствует над мамой. Мама изредка бывает эмоциональной, но дети считают ее умной. Дети любят родителей и стараются во всем им подражать (это читается по тому, как они все одеты).

    Толкование: Семья неуверенно стоит на ногах (нет почвы, возможно они часто переезжают или не имеют дома, работы). Тем не менее, каждый уверен в себе, чувствует свою силу в обществе.

    Толкование: Дети счастливы в семье и дружны между собой и с мамой. Папа так же рядом, но возможно он часто бывает на работе. Тем не менее, дети считают родителей разумными и примером для подражания.

    Видео: «Психологический анализ детского рисунка Методика проведения самостоятельного анализа по шагам»

    Источник: https://babyben.ru/vospitanie/risunok-semi-risunochnyj-test-dlya-doshkolnikov-interpretaciya-rezultatov-po-testu-obrabotka-i-analiz-testa-risunok-semi.html

    Тест — рисунок семьи для дошкольников с ответами. Результаты психологического теста с рисунком семьи

    Расшифровка теста моя семья. Примеры рисунков с расшифровкой.

    Маленькие дети очень чувствительные и могут воспринимать ситуации и поведение взрослых по-своему. Иногда по словам родителей в семье благоприятная атмосфера, но при этом ребенок достаточно агрессивный и упрямый. Рассказать об истинном положении дел поможет психологический тест «Моя семья».

    Тест-рисунок семьи для дошкольников с ответами

    Это один из самых простых и информативных тестов. Никаких особых указаний нет. Необходимо объяснить малышу как, и что нужно рисовать.

    Инструкция по проведению теста:

    • Выдайте ребенку простой карандаш и лист бумаги. Попросите нарисовать свою семью и непосредственно его самого.
    • Не отходите от ребенка, следите за тем, кого малыш рисует в первую очередь и как сильно нажимает на карандаш.
    • Не стоит проводить тест, после того, как малыш поссорился с мамой, отцом или сестрой. Дошкольник должен быть в хорошем расположении духа.
    • Попросите кроме семьи нарисовать еще что-то. Дополнительные предметы помогут лучше разобраться в состоянии малыша.

    рисунок семьи для дошкольников

    Расшифровка рисунка:

    • Нажим на карандаш. Усилие, с которым малыш нажимает на карандаш, говорит о его самооценке. Если ребенок слабо нажимает, линии не четкие и светлые, это говорит о низкой самооценке. Если нормальные, с равномерным нажимом, то ребенок спокойный и уравновешенный. При очень сильном нажиме можно судить об агрессии малыша и его импульсивности.
    • Линии и штрихи. Если нет лишних штрихов и дорисовок, то ребенок адекватный и уравновешенный. Если множество нечетких линий и штрихов, то малыш неуверенный и постоянно колеблется.
    • Расположение на листе. Если рисунок вверху, то малыш очень себя любит. Расположение внизу говорит о заниженной самооценке.

    рисунок семьи для дошкольников

    Рисуночный тест-рисунок семьи: варианты рисунков, примеры с интерпретацией

    На самом деле расшифровать рисунок очень просто, для этого необязательно быть психологом.

    Основные показатели:

    • Детали. Если на рисунке мало дополнений и деталей, то ребенок скрытный и переживательный. Если очень много, то малыш беспокойный и торопливый.
    • Члены семьи. Обратите внимание на линии, которыми нарисован отец или мать. Отличие от остальных членов семьи должно насторожить. Если папа нарисован очень толстой линией, то малыш его побаивается.
    • Размеры. Если кот больше мамы или папы, то это говорит о том, что ребенок больше любит домашнее животное. Если папа больше мамы, то малыш любит проводить время с отцом. Если малыш нарисовал себя очень маленьким, это говорит о низкой самооценке. Если персонаж большой, то ребенок уверен в себе.
    • Расположение. Тот член семьи, что ближе всего к малышу, самый любимый и ценный. Часто дети рисуют себя взявшись за руки с мамой или отцом. Это говорит о привязанности.
    • Если кто-то отсутствует на рисунке, это говорит о ненависти к члену семьи или полном безразличии к нему.
    • Органы чувств. Человек без ушей не слышит малыша. Если ребенок нарисовал кому-то открытый рот, это говорит об угрозе и боязни. Если у кого-то из членов семьи глаза щелочки, это говорит о его уверенности и независимости. Большая голова говорит об уме.
    • Если кто-то на рисунке нарисован в стороне от всей семьи, это говорит о незначимости для малыша. Часто такого героя вытирают ластиком.

    Рисуночный тест-рисунок семьи

    Признаки благополучия в семье:

    • Ребенок нарисовал всех строго в центре, одинакового роста и с равным нажимом на карандаш
    • Если ребенок нарисовал всех персонажей взявшимися за руки
    • Если присутствует минимальная штриховка и все герои улыбаются
    • Если малыш с радостью выполняет задание и с улыбкой рисует семью
    • Яркие краски

    Признаки тревоги:

    • Малыш на рисунке очень большой, маленький или стоит в стороне.
    • Если никого не нарисовал, кроме себя
    • Если изображение начинается с ног, а не с головы
    • Если малыш нарисовал себя с открытым ртом, или закрытым руками лицом
    • Если все члены семьи нарисованы в ячейках

    Рисуночный тест-рисунок семьи

    Разберем рисунок пятилетнего ребенка:

    • Стоит отметить, что весь рисунок выполнен яркими красками, значит ребенок относительно доволен семьей.
    • Из тревожных признаков: мама и папа нарисованы вместе, а малыш немного в стороне. Это говорит, что родители пытаются выглядеть авторитетами и мало прислушиваются к мнению ребенка.
    • При этом у родителей нет ушей. Это значит, что малыша не слышат и не дают ему права выбора.
    • Мама выше папы. Это говорит о том, что в семье мариархат. Узкие глаза-щелки у папы свидетельствует о его независимости. Возможно он хорошо зарабатывает.
    • Много штрихов и зарисовки. В ребенке скрыто беспокойство.
    • Большие глаза у малыша говорят о его страхе. Кроме того, у малыша завышена самооценка. Он считает себя самым умным. Об этом говорит самая большая голова.

    Рисунок пятилетнего ребенка

    Характеристика рисунка третьеклассницы:

    • Родители не держатся за руки, кисти спрятаны за спиной. Это говорит о некоторых запретах в семье. Возможно родители очень скромные и сдержанные.
    • Брат девочки в стороне. Это говорит о том, что родители мало участвуют в его воспитании.
    • То что девочка нарисована между родителями, говорит о том, что они общаются через нее. Возможно между родителями разногласия.
    • Прямая линия рта у отца говорит о возможной агрессии.Солнце свидетельствует о теплых отношениях в семье и доброжелательности.
    • Плохо прорисованные ступни говорят об отсутствии стабильности. Возможно в семье не хватает денег или кто-то из членов семьи не работает.

    Рисунок третьеклассницы

    Как видите, при помощи психологического теста «Моя семья» можно узнать о состоянии ребенка и климате внутри семьи.

    ВИДЕО: Расшифровка рисунка семьи

    Источник: https://heaclub.ru/test-risunok-semi-dlya-doshkolnikov-s-otvetami-rezultaty-psihologicheskogo-testa-s-risunkom-semi

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector