Социометрия класса для младших школьников: образец

Начальное общее образование предполагает четыре года обучения, во время которых не только формируются знания и умения детей, но и складываются навыки взаимодействия, познаются общечеловеческие ценности.

Привить чувство коллективизма младшим школьникам несложно, если правильно построить воспитательный процесс.

Благоприятная атмосфера в классе складывается из отношений учеников друг к другу, оценить которые можно с помощью социометрии.

Суть социометрических методик для начальной школы

Под социометрией понимают социально-психологический тест, направленный на выявление особенностей взаимоотношений внутри группы. В его основе лежит подход Дж.

Морено, который выдвинул теорию о том, что психологическое состояние отдельной личности зависит от особенностей неформальных отношений ближайшего окружения: соотношения симпатий и антипатий.

Другими словами, выявив место конкретного человека внутри коллектива, можно понять его проблемы.

Социометрическая методика используется в различных группах: и взрослых, и детских. Она позволяет измерить в количественных выражениях уровень эмоционально-психологической близости отдельных участников коллектива. Кроме того, с помощью социометрии можно:

  • выявить существование референтных групп (мини-коллективов);
  • зафиксировать уровень сплочённости коллектива;
  • определить лидеров в симпатиях со стороны других участников.Социометрия класса для младших школьников: образецСоциометрия помогает определить, насколько сплочён детский коллектив

Метод широко используется для школьников разных уровней образования. Он основывается на теоретическом (воображаемом) выборе, который обязательно делают все члены группы. Особенностью социометрии является то, что ребёнка ставят в довольно непростую ситуацию, в которой он должен принять решение в пользу или против своих сверстников.

Сложность подобных эмоциональных ситуаций в начальной школе вызвана тем, что в этот период у детей отсутствует совместная деятельность. Они просто учатся вместе, сидят за партой.

Общение чаще всего ситуативное, то есть зависит от конкретной ситуации. Ученикам сложно выбрать лидера в коллективе, но определить свои предпочтения всё-таки под силу.

Именно поэтому социометрия в начальной школе помогает выявить целый ряд эмоциональных проблем внутри группы сверстников.

Дети начальных классов чаще всего оценивают сверстников именно с позиции успешности в учёбе и отношений учителя. Свой выбор ученики нередко объясняют отношением педагога.

Высказывания «Его часто хвалит учитель», «Она всегда делает домашнюю работу хорошо», «Он самый прилежный ученик» и тому подобные утверждения характеризуют симпатии и антипатии преподавателя, а не самого ребёнка.

Поэтому результаты социометрии помогут учителю ещё и пересмотреть своё поведение в классе, выстроив его правильно по отношению ко всем детям.

Подготовительный этап перед исследованием

Перед проведением мониторинга нужно дать её критериальное обоснование. Оно должно быть значимым и понятным всем участникам. В социометрических методиках применяются два типа критериев:

  1. Коммуникативный — отражает предпочтение участника («Кого бы ты выбрал?»).
  2. Гностический – определяет осознание участников своего положения в группе («Кто выбрал бы тебя?»).

Важным компонентом для планирования социометрии является также её цель. Если тест проводится для составления рейтинга и выявления лидера, то достаточно одинарного критерия. Например: «Кого бы ты выбрал командиром класса?», «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?». Этот вариант удобен для назначения старосты класса, командира детского отряда и так далее.

Социометрия класса для младших школьников: образец

Разрабатывать анкеты необходимо с учётом того, каким будет исследование — устным или письменным — и с какой целью оно проводится

Если целью является определение партнёрских отношений, то рекомендуются двойные критерии. Например: «С кем бы ты хотел пойти в поход? А с кем бы ты не пошёл?».

Такой подход применяется для определения эмоционального благополучия внутри классного коллектива.

Социометрия в этом случае поможет не только определить предпочитаемых детей, но и выявить случаи отвержения на том этапе, когда эту проблему ещё возможно исправить.

Ещё одним важным моментом является параметрический критерий, определяющий количество выборов: от одного до полного отсутствия ограничений (можно выбрать всех).

Определив критериальную основу социометрии, приступают к разработке анкет. Исследование может проводиться письменно и устно. При первом варианте психолог лично беседует с каждым ребёнком, фиксируя его ответы по рейтингу: выбор 1, выбор 2, антивыбор 1 и так далее. Здесь важны два компонента:

  • кто выбирает;
  • кого выбирает.

Для письменного опроса разрабатывается анкета, в которой обязательным является указание своего имени, вопрос, понятный для ребёнка, и строчки с результатами ответов (выборов).

Проводит социометрию школьный психолог. Основная его задача на подготовительном этапе: создание благоприятных отношений с учениками класса. Для этого нужно провести совместно с детьми ряд занятий или мероприятий.

Дети должны видеть в психологе собеседника, старшего товарища, но ни в коем случае ни администратора. Это необходимо для того, чтобы ученики не боялись ответить неправильно, а отвечали искренне.

Нужно помнить, что сделать честный выбор — сложная эмоциональная ситуация для большинства детей в классе, особенно для непопулярных. Поэтому важно, чтобы ребёнок доверял взрослому.

Социометрия класса для младших школьников: образец

Психологу желательно провести несколько мероприятий с детьми до того, как будет проводиться социометрия

Анкета — самый распространённый вид социометрии. Она позволяет провести тест среди учеников всего класса одновременно.

Детям даётся инструкция: «Мы все хотим, чтобы ваш (наш) класс был самым дружным. Но, возможно, что-то мешает этому. Чтобы разобраться в этой проблеме, мне нужна ваша помощь. Перед вами анкеты.

Здесь несложные вопросы, но они касаются ваших отношений друг с другом. Отнеситесь серьёзно и отвечайте честно. Анкеты обязательно нужно подписать. Я даю честное слово, что никто, кроме меня, не узнает о том, что вы написали.

Ни с кем не советуйтесь и не подсматривайте в чужие анкеты. Важно только ваше мнение».

На бланке анкеты нужно написать (напечатать) вопросы (критерии) и определить место для ответов. Для учеников начальной школы лучше использовать вариант, при котором дети вписывают имена в строчки с выбором, или же таблицу с готовым списком обучающихся.

Важна для младших школьников и формулировка вопроса. Он должен быть понятен, а ситуация выбора — ценной для ребёнка. Например:

  • Кого ты хочешь (не хочешь) пригласить на свой день рождения?
  • С кем ты хотел бы сидеть за одной партой?
  • С кем бы ты хотел делать домашние задания?
  • С кем бы ты хотел дружить?
  • Если бы ты переходил в другую школу, кого бы позвал с собой?

Социометрия класса для младших школьников: образец

Важно настроить школьников только на самостоятельное заполнение анкеты

Таблицы: Примеры анкет для мониторинга

Вариант 1.

Вариант 2.

Цветовая проективная социометрия

Такой вариант социометрии проводится индивидуально. Для него потребуется специальное оборудование, а именно цветовое поле в виде шахматной доски: 5Х5 рядов из 13 цветовых и 12 белых квадратов. Сама методика предполагает сложную систему выборов через фишки и цветовую доску. Однако такой способ сложен для младших школьников, поэтому рекомендуется использовать упрощённую методику.

Упрощённая проективная цветовая методика

Детям даётся список учащихся класса, цветные карандаши (карточки). Перед ребёнком раскладываются несколько цветов и предлагается выбрать самый приятный, а затем ученик должен совместить этот оттенок с кем-то из одноклассников. Это позволяет определить эмоциональное отношение к выбору.

Таблица: Значение выбранных цветов

Цветовая непроективная методика

Детям предлагается таблица со списком детей и пустых клеточек для определения выбора. Варианты интерпретации цвета записываются на доске, отдельной карточке или самом бланке в виде инструкции.

Толкования цветового анализа:

  • красный — «нравится»;
  • розовый — «симпатичен»;
  • оранжевый — «с ним интересно»;
  • жёлтый — «общаюсь»;
  • зелёный — «в принципе, я рад за его успехи»;
  • синий — «безразличен»;
  • серый — «не нравится»;
  • чёрный — «я ненавижу этого человека (он мне неприятен)».

Задачей ребёнка является раскрасить клеточку напротив каждой фамилии в зависимости от интерпретации цвета.

Устный вариант теста

Суть этого метода близка к анкетному варианту, но проводится тест устно. Для этого ребёнку предлагается список детей с фотографиями, чтобы ребёнок не забыл о каком-то однокласснике и результаты социометрии были достоверными. Затем задаются вопросы и фиксируются варианты ответов в специальном протоколе.

Обработка результатов и их интерпретация (выводы)

Социометрия класса для младших школьников: образец

Пример социограммы, составленной после проведения теста

После первичной обработки протоколов и анкет составляется матрица — таблица с нумерованным списком детей по вертикали и горизонтали и полученными результатами. После её анализа формируется социограмма, позволяющая наглядно оценить результаты проведённого исследования.

  • Внутренний круг фиксирует «звёзд» — детей с самым большим числом выборов.
  • Второй круг — предпочитаемых (вторые по уровню показатели).
  • Третий круг — игнорируемых (оттеснённых) детей;
  • Четвёртый круг — изолированных одиночек (учеников, не набравших ни одного очка).

Выяснить наличие внутренних групп поможет наличие чёткой подструтктуры взаимных выборов. Педагогу нужно обратить на это внимание.

Социометрия — широко используемая адаптированная для разного возраста методика. Для того чтобы осуществлять грамотную коррекцию в классном коллективе, нужно проводить исследование 2–3 раза в год и на основе анализа результатов планировать воспитательную и образовательную деятельность.

Источник: https://shkolabuduschego.ru/school/sotsiometriya-na-sluzhbe-emotsionalnogo-blagopoluchiya-mladshih.html

Социометрия для школьников (образец)

Под социометрией обычно понимают социально-психологический тест для определения характера взаимоотношений внутри малой группы.

В его основу заложена социометрия Морено, который считал, что психологическое состояние личности зависит от неформальной структуры отношений в ближайшем окружении – соотношения симпатий и антипатий в группе, частью которой она является.

А значит, определив место конкретного человека в этой системе, можно разобраться в  его проблемах.

Социометрия класса для младших школьников: образец

Метод социометрии можно использовать в самых разных коллективах, в том числе и школьных. Он позволяет измерить уровень эмоциональной близости участников опроса в количественном выражении:

  • определить социометрический статус каждого члена малой группы (класса);
  • выявить наличие референтных подгрупп;
  • измерить сплоченность группы;
  • определить, кто является центром симпатий и антипатий («звезды» и отвергаемые).

Для этого всем членам группы (класса) предлагается выразить на опросном листе свои предпочтения в конкретных ситуациях, которые называются социометрическим критерием.

Выбирая критерий, нужно обращать внимание на его значимость и понятность для анкетируемой группы.

В социометрии применяются два основных типа критериев: коммуникативные (вопросы типа: «Кого бы ты выбрал, если…?») и гностические, позволяющие определить, насколько человек осознает свое положение в измеряемом коллективе («А кто, по-твоему, выбрал бы тебя, если…»).

Если нужно определить иерархию группы, выбираются «ординарные» критерии: «Кого бы ты выбрал капитаном команды КВН?». Чтобы выявить отношения партнерства – «двойные»: «С кем бы ты не пошел в поход?».

По количеству возможных выборов, это могут быть «параметрические» критерии с ограничением числа выборов, и «непараметрические» — без ограничения, когда можно выбрать всех.

Социометрия класса для младших школьников: образец

Тест социометрия для школьников

Социометрический критерий предлагается всем участникам в качестве письменного или устного вопроса. Для младших школьников социометрия класса должна ориентироваться на учебную деятельность или совместные внеклассные занятия. В частности, здесь предлагается социометрия для 5 класса.

Читайте также:  Что такое психоз? признаки, симптомы, лечение

На бланке анкеты нужно напечатать формулировки выбранных критериев и выделить место для ответов.

Пример анкеты:

  1. Если бы тебе пришлось перейти в другую школу, кого из своих одноклассников ты бы взял (а) с собой?
  2. Кого из своих одноклассников ты бы не взял(а) в новую школу?

Нужно предлагать минимальное количество вопросов, чтобы не затруднять процесс обработки заполненных анкет.

Всем ученикам обследуемого класса даются порядковые номера (можно использовать номера в классном журнале). Список номеров и фамилий можно написать на доске, но если речь идет о пятиклассниках, то лучше раздать им анкеты с готовыми списками.

Социометрия класса для младших школьников: образец

Как провести социометрию в классе?

Анкетирование в классе проводит, как правило, школьный психолог. Важно, чтобы он пользовался у ребят определенным доверием, так как важно мотивировать их на выполнение этого серьезного дела. Для этого необходимо правильно составить вступительное обращение.

Возможный вариант инструкции:

«Хотите узнать, дружный у вас класс или нет? Вы же любите всякие анкеты! Вот мы с вами сейчас поиграем в социометрию: это такая анкета, в которой нужно будет ответить на несколько вопросов… Чтобы получились правильные результаты, нужно отвечать так, как вы думаете на самом деле… Сначала обязательно подпишите свой листок. Иначе ваши ответы не принесут пользы… А я обещаю, что никому не покажу ваши анкеты. Вы узнаете о результате только, когда я все подсчитаю… Ну, а теперь читайте вопросы и сразу отвечайте. И главное – не подглядывайте!»

Социометрия класса для младших школьников: образец

Результаты социометрии

После подсчета количества выборов (положительных и отрицательных), составляется социоматрица. Для этого рисуется таблица, в которой слева по вертикали и сверху по горизонтали записываются фамилии всех учеников по порядку. И на пересечениях отмечаются сделанные выборы. Взаимные выборы или отказы можно выделять разным цветом и обводить кружком.

Итоговые числа нужно записать в нижних строках и крайних столбцах справа. По набранному количеству выборов в нижних строках матрицы можно определить лидирующего в классе ученика, или наоборот, аутсайдера (по максимуму отвержений).

Для каждого социометрического критерия составляется своя матрица.

Для дальнейшего анализа рисуется социограмма,  на которой все участники опроса изображаются в виде геометрических фигур, соединенных  стрелками, символизирующими отрицательные или положительные выборы.

 Они могут быть:

  • односторонними положительными,
  • взаимными положительными,
  • односторонними отрицательными,
  • взаимными отрицательными.

Социометрия класса для младших школьников: образец

Социоматрица и социограмма отражают иерархию отношений в опрошенном классе и статус каждого ученика. Чем он выше, тем выше его притягательность для одноклассников. Эмоциональными лидерами класса являются «звезды», набравшие более половины возможного числа положительных выборов, или собравший максимум плюсов от других популярных учеников.

На другом полюсе класса находятся отвергаемые, изолированные и игнорируемые ученики. У изолированных нет ни положительных, ни отрицательных выборов. Игнорируемые имеют больше отрицательных, чем положительных выборов; отвергаемые — только отрицательные выборы.

Социометрия для школьников выявляет также «высокостатусных», «среднестатусных» и «низкостатусных» детей в классе, в зависимости от суммы положительных выборов.

Тест может показать наличие в классе нескольких группировок со своими «звездами». Вся эта информация помогает учителю правильно планировать учебно-воспитательную работу в классе.

О социодраме и социометрии — видео

Источник: https://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8307-sotsiometriya-dlya-shkolnikov-obrazets.html

Социометрия для школьников

Социометрия класса для младших школьников: образец

В любом коллективе существует разные отношения между его членами. Особенно хорошо это просматривается в рамках одного класса, где дети не просто общаются между собой, но и еще соперничают друг с другом. Это может выражаться на практически всех уроках, так как успешность и уровень знаний у каждого разный, поэтому возникают конфликты, обиды и ссоры. Чтобы выявлять и разрешать возможные проблемы в общении между одноклассниками школьный психолог, используя различные методики, составляет социометрию класса.

В статье вы узнаете: для чего и как правильно проводится социометрия, как вид изучения межличностных отношений в классе.

Правила проведения социометрии в классе:

  1. Этот вид психологического исследования можно проводить, начиная с начальных классов. У деток дошкольного возраста ее использовать нельзя, так как они очень впечатлительны и эмоциональны, поэтому их мнение меняется очень быстро.
  2. Группа, в которой планируется проводить опрос, должна взаимодействовать минимум полгода.
  3. В ней не имеют права участвовать дети, не входящие в постоянный состав коллектива.
  4. Не следует проводить в преддверии праздников или мероприятий, произойдет искажение данных.
  5. Человек, проводящий работу с детьми должен вызывать у них доверия, но не иметь никакого к ним отношения.

Цели проведения социометрии для детей

Социометрию в старших классах проводят для того, чтобы определить уровень сплоченности коллектива, выявить лидеров и отверженных. Это необходимо для того, чтобы классный руководитель мог проводить необходимую воспитательную работу, знал, кому можно доверить руководство и контроль за остальными учащимися (старосту).

Для младших школьников проведение социометрии становится действительно информационным, начиная с 3-4 класса, когда приоритетом кроме учебной деятельности становится общение между сверстниками.

Методика проведения социометрии для школьников

Сбор информации

Для того чтобы создать целостную картину о классе необходимо перед проведением письменного опроса учащихся, нужно провести подготовительную работу по сбору информации. Для этого необходимо:

  • изучить документацию (классный журнал, личные дела);
  • провести беседы с учителями, работающими с этими детьми;
  • посетить уроки и внеклассные мероприятия, с целью наблюдения за поведением и взаимоотношениями детей класса.

Опрос

Существует определенная технология, как нужно провести опрос в классе для социометрии, чтобы получить наиболее достоверные результаты. Она заключается в следующем:

  1. Проводится инструктаж, то есть объясняется, где и как писать.
  2. Каждому ребенку предлагается выбрать из класса следующих детей:
  • с которыми они предпочитают общаться;
  • тех, кого следует убрать.

В каждом варианте необходимо написать всего троих детей в порядке предпочтения (первым – самых любимых или нелюбимых, а потом – чуть менее значимые). Чтобы детям в начальных классах было понятно, кого писать в опросе социометрии, можно сформулировать вопрос так: «Кого ты пригласишь на свой день рождения?».

Анализ и расшифровка полученных данных

Чтобы разобраться в отношениях между учащимися класса, все данные заносятся в матрицу, которая представляет собой таблицу с фамилиями детей расположенными по вертикали и горизонтали.

Социометрия класса для младших школьников: образец

В клетках напротив каждой фамилии обозначается выбор этого ребенка. Подсчет высказанных симпатий и антипатий, сделанных участниками исследования, помогает выделить среди детей лидеров (или звезд), предпочитаемых, принимаемых, непринятых и изгоев.
Для наглядности, по составленной психологом матрице рисуется социограмма, которая позволяет визуально представить взаимоотношения в классе.

Социометрия класса для младших школьников: образец

Источник: http://www.my-sunshine.ru/sotsiometriya-dlya-shkolnikov

Социометрия для младших школьников

Ни для кого не секрет, что первые годы жизни ребенка, его обучения – это очень ответственный период, поскольку он оказывает особое влияние на становление личности человека.

В школе он не просто получает поверхностные и более углубленные знания по некоторым предметам, постигает технику чтения и письма, а также производит самостоятельно первые математические операции: в школе ребенок начинает знакомство с новой жизнью, с ее реалиями, как взрослый, только под четким присмотром педагогов.

Младший школьник отличается от остальных своими особыми интересами, к ребенку нужен особый подход: он еще не может воспринимать более серьезную информацию, поэтому часть обучения для него производится в форме игры.

Также он находит своих первых друзей, учится общению со взрослыми за пределами семьи (с педагогами, с ребятами постарше или с ровесниками).

Очень важно помочь ребенку в этот период, поэтому многие школьные педагоги довольно активно используют методику социометрии.

Замечание 1

Для школьников социометрия – это тесты, которые основаны на принципах социальной психологии. Они направлены на то, чтобы установить специфику взаимоотношений, который складываются между членами одного коллектива. В нашем случае нам очень важно выявить характер отношений школьника с одноклассниками, а также с педагогами и руководством школы.

Социометрия класса для младших школьников: образец

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основу социометрической методики заложил Джекоб Морено. Именно ему принадлежит идея о зависимости благоприятного климата и эффективной деятельности личности от того, каким образом складываются ее неформальные отношения с ближайшим окружением.

Методика социометрии довольно широко применяется в образовательном процессе, причем затрагивает все его этапы. Перед школьником стоит задача сделать осознанный выбор в пользу какого-то члена группы, и при этом высказать свое объективное мнение обо всех участниках социометрического метода.

Пример социометрии младших школьников

Как мы отметили ранее, метод социометрии распространен достаточно широко. Но конкретно школьники младших классов в этом процессе сталкиваются с некоторыми трудностями.

Замечание 2

Это связано с тем, что они взаимодействуют со своими одноклассниками только на уроках, и у них отсутствует какая-то другая совместная деятельность. Общение чаще всего зависит от конкретных обстоятельств (сидеть вместе на уроке, участвовать в интерактиве), поэтому выбор лидера для них затруднителен.

Но все же исследователи подтверждают, что есть несколько параметров, по которым младшие школьники могут определиться с выбором.

Чаще всего в качестве лидеров они выбирают тех учеников, которые получают высокие оценки, показывают больше способностей к освоению материала, его воспроизводству, а также выделяются учителями.

В этом возрасте ученики часто делятся своими впечатлениями (преимущественно с родителями), и выделяют лидера следующими фразами:

  1. «Он (она) больше нравится нашему учителю»;
  2. «Учитель хвалит его (ее) чаще, чем всех остальных»;
  3. «Он (она) лучше, чем остальные, справляется с заданиями».

Именно таким образом дети могут высказать свою симпатию или антипатию, но основываются не на собственном опыте, а скорее копируют высказывания учителя, его позицию в отношении того или иного ученика.

Именно по этой причине социометрия младших школьников прежде всего полезна самому учителю – опираясь на результаты, он может корректировать свое собственное отношение к учащимся, относиться ко всем одинаково, не выделять «любимчиков» или «отстающих».

Социометрия для младших школьников может проводиться сразу несколькими способами, каждый из которых эффективен в зависимости от технологии:

  • Анкетирование – это наиболее доступный и самый простой для младших школьников метод, где могут использоваться не только обычные вопросы, но также изображения, тесты на ассоциацию;
  • Устный опрос – в данном случае для большей эффективности и наглядности организатору рекомендуется использовать фотографии учеников, так как младшие школьники могут забыть фамилии своих одноклассников, но при этом могут хорошо знать их в лицо. Методика помогает получить подробную информацию, но есть и минус: проведение требует гораздо большего количество времени, чем обычное анкетирование;
  • Цветовая проективная социометрия – вариант для организации и проведения индивидуальной социометрии. Он представляет из себя набор того или иного цвета на специальной цветовой доске, а также из разноцветных фишек. Для младших школьников используют самый простой вариант исследования, что помогает организовать его в более игровой форме;
  • Упрощенная цветовая проективная методика социометрии – в данном случае учащимся предлагается соотнести определенные цвета с каждым из одноклассников. В дальнейшем значения толкуются исходя из психологической интерпретации цвета (каждому цвету соответствует свое описание).
Читайте также:  Страх и неуверенность в себе: как научиться их перебарывать

Так, желтый цвет описывает стремление быть похожим на своего одноклассника, и ребенок признает в нем лидера. Синий цвет – удаленный интерес и стремление к взаимодействию, но по необходимости.

Зеленый цвет – ученик кажется ребенку идеальным собеседником, с которого он берет пример. Черты цвет – означает противоположность.

При этом, такой учащийся привлекает ребенка своей загадочностью и непонятностью, но он не уверен, хочет ли взаимодействовать с ним в дальнейшем, чтобы сблизиться.

Социометрия для младших школьников проводится в несколько этапов. Ученику дается явная установка на то, чтобы он выбрал лидера, определил того, кто нравится ему меньше, на основе своих антипатий или симпатий, а не на основе мнения учителя или других людей. Еще один шаг в подготовительного этапа – составить анкету.

Она может производиться в двух формах: устная и письменная. Устная форма гораздо проще для восприятия у маленького ребенка, но при этом не каждый ребенок готов пойти на контакт со взрослыми и довериться ему.

Письменная форма признана более сложной, но при этом позволяет ему быть более честным, так как он не боится, что кто-то в этот момент будет также слушать его, соглашаться или не соглашаться.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/sociometriya_dlya_mladshih_shkolnikov/

Социометрия, отчет по результатам исследования

  • Ульяновский государственный университет
  • факультет гуманитарных наук и социальных технологий
  • Выполнила:
  • Данюкина Марина
  • студентка группы С-21
  • отделения социологии
  • Преподаватель:

Ефимова О.И.

  1. г. Ульяновск
  2. — 1999 —
  3. Социометрия
  4. Цель:

    выявить сплоченность группы, а также «лидеров» и «отверженных».

Методика:
Социометрический метод – это метод опроса, направляемых на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе).

В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений.

Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы).

Испытуемые:

было опрошено 26 школьников – семиклассников (12-13 лет) школы
N68 Заволжского района
г. Ульяновска.

Процедура:

каждому давался заранее приготовленный лист, давалась инструкция. После сбора ответы обрабатывались и были сделаны выводы (см. ниже).

Инструкция:

Здравствуйте, меня зовут Марина, 2 курс отделения социологии УлГУ проводит исследование, я хочу попросить вас помочь мне. Результаты этого исследования будут известны только вашему учителю и мне.

Важно, чтобы каждый из вас написал лично свое мнение, только тогда можно уверенно говорить о положительных результатах исследования. Возьмите, пожалуйста, небольшой лист бумаги, в правом верхнем углу напишите свою фамилию, имя и класс.

А теперь задание: «у вас через несколько дней вечер в классе, с конкурсами и КВНом.

С кем из присутствующих в классе вы бы хотели пойти на праздник?» Напишите последовательно трех человек в зависимости от величины вашего интереса к нему, то есть первым вы напишите того, с кем хотели бы пойти в первую очередь, затем под цифрой два – во вторую очередь и только после этого в третью очередь. СПАСИБО! До свиданья!

Обработка результатов:

Взаимный выбор

  • Число взаимных выборов: 20
  • 1)
    Хитрова (1) – Белоногова (1);
  • 2)
    Голованова (1) – Артамонова (3);
  • 3)
    Голованова (2) – Колесникова (3);
  • 4)
    Голованова (3) – Альбикова (3);
  • 5)
    Веркина (1) – Биккулова (2);
  • 6)
    Веркина (2) – Нафиева (2);
  • 7)
    Артамонова (1) – Колесникова (2);
  • 8)
    Артамонова (2) – Альбикова (2);
  • 9)
    Янина (1) – Левицкова (1);
  • 10)
    Янина (2) – Попова (2);
  • 11)
    Будаева (1) – Игошина (1);
  • 12)
    Шанин (1) – Гаврильчев (1);
  • 13)
    Карпенко (1) – Головин (1);
  • 14)
    Макарова (3) – Нафиева (1);
  • 15)
    Колесникова (1) – Альбикова (1);
  • 16)
    Нафиева (1) – Биккулова (1);
  • 17)
    Левицкова (2) – Попова (1);
  • 20)
    Уфимов(1) – Улитин (1);
  • 21)
    Ефимова (1) – Андреева (1);
  • 22)
    Андреева (3) – Биккулова (3).

Рис. 1: выбор Колесниковой (лидера) Рис. 2: Выбор Нафиевой (лидера)

Таблица 1.

Рис. 3: социометрические группы

  1. Социометрия класса для младших школьников: образец (16-17) Лидеры группы: Колесникова
  2. Алена, Нафиева Эльвира;
  3. (11-9) Популярные члены группы:
  4. Артамонова Оля, Голованова
  5. Люда, Попова Лида, Биккулова
  6. Женя;
  7. (1-4) Отверженные члены группы:
  8. Белоногова Наташа, Головин
  9. Антон, Игошкина Кристина,
  10. Карпенко Олег, Хитрова Юля.
  11. Выводы:

Социометрия, проведенная в 7 классе школы
N68
Заволжского района г. Ульяновска выявила, чтов исследуемой группе большинство детей имеет более или менее бла­гоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межлич­ностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

На основании таблицы и рисунков 1-3 можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по половому признаку, причем в группе девочек наблюдается разоб­щенность на две группы во главе с лидерами (Колесниковой, Нафиевой).

В основе мотива выбора у де­вочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отно­шения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с вы­бираемым ребенком.

В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия.

Мотивация выборов в большинстве слу­чаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, дру­гие причины выступают как второстепенные.

Среди популярных членов группы можно выделить: Артамонову, Голованову, Попову, Биккулову.

Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей (Карпенко, Головин, Игошкина, Белоногова, Хитрова). Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

Источник: https://mirznanii.com/a/215375/sotsiometriya-otchet-po-rezultatam-issledovaniya

Анализ проведения методики № 1 (социометрия)

«Социометрические звезды»
1. Булавко Александр
2. Переходская Юлия
3. Невмержицкая Валерия
«Предпочитаемые»
1. Уласевич Влад
2. Процко Александр
3. Илюк Кристина
«Принятые»
1. Воробьёв Глеб
2. Вакулик Виктория
3. Гончар Денис
4. Мартинович Кирилл
5. Булова Анастасия
6. Худой Павел
7. Дериговский Артём
8. Бохонко Анастасия
9. Гладкий Клим
10. Зубрицкая Татьяна
11. Шкурко Денис
12. Осташев Слава
13. Гладкий Клим
«Изолированные»
1. Хлыстун Степан
2. Лупенко Анастасия
  • Коэффициент взаимности выборов
  • КВ=(29/59)´100%=49,1%.
  • Показатель взаимности выборов имеет средний уровень.
  • Уровень благополучия межличностных отношений
  • Число учащихся с высоким статусом: — 6.
  • Число учащихся с низким статусом: — 15.
  • Значит, уровень благополучия межличностных отношений является низким.
  • Микрогруппы в классе
  • Количество микрогрупп в классе – 2.

В первую микрогруппу входят Гресько Сергей, Давыдчик Евгений, Леончик Анна, Кожемяко Ксения.

Лидер микрогруппы, Леончик Анна, существенно влияет на межличностные взаимоотношения в микрогруппе (но не в классе). Причина возникновения этой микрогруппы — общие интересы, а также в том, что ее некоторые члены живут в одном многоэтажном доме и хорошо знают друг друга.

Во вторую микрогруппу входят Жильская Ирина и Михед Елизавета. Явного лидера нет, общение происходит на одинаковом уровне. Это учащиеся с низким статусом. Причина возникновения этой микрогруппы — на основе общности интересов, дружбы.

В третью микрогруппу входят ЗборовскаяЕкатерина,Коржеский Антон, Минойть Вячеслав, Фролов Антон, Лаворенко Матвей, Понаморёва Полина, Панфиленко Ксения, Савенко Полина. Лидер данноймикрогруппы–Минойть Вячеслав – «социометрическая звезда», имеет высокий статус в классе.

Другие члены микрогруппы имеют низкий статус, кроме Понаморёвой Полины. Лидерство Мийтя Вячеслава в микрогруппе основано на том, что это одни из наиболее популярных и активных учащихся класса.

Причина возникновения этой микрогруппы – актив класса и на основе общности интересов, дружбы, особенно с девчонками, немаловажно, что они сидят вместе, рядом партами.

В четвертую микрогруппу входят КрысенкоАнасасия и Терех Юлия. Это учащиеся с низким статусом в группе. Эта микрогруппа не имеет выраженных лидеров, она возникла потому, что ее члены сидят за одной партой.

В пятую микрогруппу входят Лукина Ярослава и Фибик Юлиана. Явного лидера нет, общение происходит на одинаковом уровне. Это учащиеся с низким статусом. Причина возникновения этой микрогруппы — на основе общности интересов, дружбы.

В шесттуюмикрогруппу входят Понагайбо Анастасия и Яцко Татьяна. Это учащиеся с низким статусом в группе. Эта микрогруппа не имеет выраженных лидеров, она возникла потому, что ее члены сидят за одной партой.

В седьмую микрогруппу входят Суховеева Юлия и Сущик Ирина. Явного лидера нет, общение происходит на одинаковом уровне. Это учащиеся с низким статусом. Причина возникновения этой микрогруппы — на основе общности интересов, дружбы.

Аккерман Ирина и Палазник Валентина не входят ни в одну из данных микрогрупп.

Наиболее влиятельной, авторитетной является третья микрогруппа. Ее члены являются самыми уважаемыми в группе, так что их лидерство бесспорно. Это актив класса.

Имеет место эпизодическое соперничество первой и третьей микрогрупп.

Вывод:на основании данных полученных при проведении социометрии можно сделать анализ социометрического статуса каждого ученика в классе. «Социометрические звёзды» составляют 5% от общего количества.

Это, как правило, учащиеся, отличающиеся своей яркостью, умом, общительностью, неординарностью, способностью объективно оценивать своих одноклассников и тактично указывать на недостатки, умением дать полезный совет и вовремя придти на помощь. «Предпочитаемые» составляют 30% от общего количества.

Они отличаются жизнерадостностью, способностью настраивать класс на «хорошую волну», создавать «приподнятое» настроение, избежать «острых углов» в процессе обучения. «Принятые» составляют 65% от общего количества.

Читайте также:  Самодостаточный человек и самодостаточность

Это учащиеся, для которых характерны следующие черты: робость, спокойный характер, неумение показать себя, выделить себя и свои качества, заниженная самооценка и неправильное представление о себе и своей значимости. Коэффициент взаимных выборов составляет 44,4%, т.е. является средненьким.

Все это является следствием того, что раньше учащиеся учились в школах и не так давно образовали химико-биологический класс в лицее. Поскольку чем старше, тем труднее привыкать к смене обстановки, то некоторые ученики предпочитают проводить время с друзьями и подругами из своих старых классов, хотя в целом все учащиеся стараются общаться между собой.

Источник: https://cyberpedia.su/12x925b.html

Материал (1 класс) по теме: Социометрия класса | Социальная сеть работников образования

Социометрия

Социально-психологический тест разработанный Дж. Морено (имеет много модификаций), применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:

  • а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
  • б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
  • в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора.

Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными.

C помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарищи для досуга).

В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели работать?») и негативные («С кем бы вы не хотели работать?»). После выбора и формулировки критериев составляете и опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.

Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Примерный текст инструкции. «При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом.

Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для вас, и для вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах.

Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».

Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.

После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию.

В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами.

В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

  1. Возможны три основных способа выбора:
  2. 1) Количество выборов ограничивается 3 — 5;
  3. 2) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);
  4. 3) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ.

С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий, Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение за отрицательный выбор.

Ниже приведен пример обследования группы при помощи первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.

Бланк социометрического опроса

Ф. И. О.

Курс (группа, класс, отдел)

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы (курса, отдела, класса и т.д.) с учетом отсутствующих.

1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться (работать) в новом коллективе?

  • а)
  • б)
  • в)

2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?

  1. а)
  2. б)
  3. в)

3. С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход?

  • а)
  • б)
  • в)
  • Обработка данных и интерпретация результатов

На основании полученных результатов составляется матрица (таблица 1). Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий группы, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – их номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.

  1. Таблица 1 (критерий выбора: 1)
  2. Матрица социометрических положительных выборов №         Фамилия,
  3. имя, отчество         1         2         3         4         5         6         7         8         9         10
  4. 1         Александров Паша                   1         2                             3                                        
  5. 2         Иванов Сегей                             1         2                   3                                        
  6. 3         Петров Дима                   2                   3                                                 1          
  7. 4         Сарченко Сергей                   2         1                                                                     3
  8. 5         Алферова Ира                                                                     1         3         2          
  9. 6         Володина Галя                   3                                                 2                   1          
  10. 7         Ладзина Наташа                                                 1         2                             3          
  11. 8         Ловшина Нина                                                 1         3         2                              
  12. 9         Покровская Алла                                                 2         1         3                              
  13. 10         Самойлова Таня                                                           2         1         3                    
  14. Кол-во выборов (M)         0        4        3        2        3        6        5        2        4        1
  15. Кол-во взаимных выборов         0        3        2        2        3        3        3        1        3        0

Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову С., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Петрову Д.

, поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками (у нас в таблице они выделенны зеленым цветом).

Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов.

  • Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле: C =          M  
  • n — 1
  •  где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.
  • Например, социометрический статус Иванова С. будет равен 4 : 9 = 0,44

В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп (см. таблицу 2).

  1. Таблица 2
  2. Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента Статусная группа         Количество полученных выборов
  3. «Звезды»         В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
  4. «Предпочитаемые»         В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
  5. «Принятые»          
  6. «Непринятые»          В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
  7. «Отвергнутые»          Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым
  8. Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле: K =          Общее число сделанных выборов  
  9. Общее количество испытуемых
  10. Для нашего примера К = 30 : 10 = 3.
  11. В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:
  12. «Звезды» – Володина Г.;
  13. «Предпочитаемые» – Ладзина Н.;

«Принятые» – Иванов С, Петров Д., Сарченко С, Алферова И., Левшина Н., Покровская А.;

«Непринятые» – нет;

«Отвергнутые» – Александров П., Самойлова Т.

Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле: KB =          Количество взаимных выборов  

Общее число выборов

В нашем случае KB = (20 : 30) х 100% = 66,7%. Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.

На основе заполненной социометрической матрицы строится социограмма. Она позволяет визуализировать результаты, наглядно увидеть картину сложившихся взаимоотношений в группе. Можно строить индивидуальные и групповые социограммы.

На практике индивидуальные социограммы используются редко (ее есть смысл построить разве что для сравнения руководителей разных групп одного уровня), так как групповая социограмма полностью отображает всю картину групповых взаимоотношений.

Наиболее распространенный вид социограммы — «мишень». Она представляет собой набор концентрических окружностей, число которых соответствует наибольшему количеству выборов для одного члена группы.

Многолетняя практика применения социометрического метода позволяет утверждать, что построение социограммы вида «мишень» не вызывает особых сложностей (даже в группе из 15 человек максимальное количество выборов редко превышает 10).

Если группа состоит из 15–20 человек, то для ее построения нужно использовать лист ватмана подходящего формата — А3 (420×297), так как на социограмме будет много линий. Мужчин и женщин желательно отображать с помощью разных значков (например, квадрат и круг). Внутри такого значка указывается номер участника, соответствующий его порядковому номеру в матрице.

Наносить данные на социограмму рекомендуется в том порядке, в каком они записаны в матрице, а не в зависимости от количества полученных выборов (в таком случае меньше вероятность ошибки).

 Выборы членов группы отображаются красными стрелками, отклонения — синими. Возможны варианты взаимных выборов и отклонений, такие случаи отображаются двухсторонними стрелками. Для того чтобы они выделялись на общем фоне, целесообразно использовать более толстые линии.

источник:

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2013/03/02/sotsiometriya-klassa

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector