Краткое описание теории личности маслоу

Для того, чтобы помогать человеку с его психологическими проблемами, для начала нужно понять, как они возникают.

Причем у разных направлений науки разные взгляды на это: в соответствии с теми теориями личности, которые лежат в их основе.

Одна из них — гуманистическая, идеологами которой стали Карл Роджерс и Абрахам Маслоу. О теории личности Маслоу поговорим далее.

Что такое соционика? Узнайте об этом из нашей статьи.

Краткая предыстория

Краткое описание теории личности Маслоу

До начала ХХ века вся психология сводилась закрытию в больных в определенных учреждениях и вызовам священников (опционально — экзорцистов). Потом появился дедушка Фрейд.

Он заявил, что где-то внутри человека сидит Оно — бессознательное, и помогать с душевными проблемами можно, вытащив это бессознательное, пережив и осмыслив.

Откуда оно взялось при этом не уточнялось, поэтому психологи активно пользовались методом психоанализа, но не могли обосновать его. А наука предпочитает четкие объяснения.

К тому же у Фрейда большинство расстройств объясняется подавленными сексуальными переживаниями, а людям очень не хотелось оказаться теми, кем руководит всего лишь половой инстинкт.

Появившаяся вскоре теория бихевиоризма — поведенческой психологии — ушла недалеко. Её последователи считали, что психика человека — набор реакций на стимулы (к счастью, не только сексуальные). Требовалось такое объяснение, которое сделало бы человека чуть более человечным.

Им стала гуманистическая теория. Карл Роджерс заявил, что личность обладает уникальным опытом — «феноменальным полем», которая и отличает её от других.

Проблемы начинаются, когда это поле не совпадает с реальной действительностью. Маслоу развил эти идеи.

Как работает метод расстановок Берта Хеллингера? Читайте об этом здесь.

Структура личности

Краткое описание теории личности Маслоу

По Маслоу человека нельзя разделить, выделив какое-то там Я, Сверх-Я и Оно. Он тот, кем сам делает себя, его задача — найти свой собственный смысл в окружающем мире.

Реальность для человека не объективна, а субъективна — она такая, какой он её чувствует и воспринимает.

Это экзистенциальный подход, ставящий во главу угла существование индивида. Более того, ученый пошел дальше своих предшественников, которые изучали людей с отклонениями. Он предпочел рассматривать опыт выдающихся личностей.

Маслоу выделил несколько уровней потребностей:

  • физиологические (сон, еда, крыша на головой),
  • нужда в надежности (безопасность, отсутсвие страха неудач),
  • социальные — потребность в принадлежности и любви (относиться к социальной группе, быть принятым ею и любимым),
  • нужда в уважении (компетентность, уважение, признание, одобрение),
  • потребность в развитии (познавательные, духовные, эстетические потребности и их вершина — самоактуализация).

Краткое описание теории личности Маслоу

  • Шаг за шагом, ступень за ступенью личность идет к высшей потребности: саморазвитию.
  • Однако до этой стадии доходит от 2 до 5 процентов людей.
  • Собственно, этим он больше всего и известен: пирамида потребностей Маслоу найдется в любом учебнике по психологии, маркетингу или управлению персоналом, так как стала основой теории мотивации.
  • Хотя сам он никогда свою теорию в виде пирамиды не представлял: впервые это сделали через пять лет после его смерти.

Воззрения самого ученого несколько шире и претерпевали изменения в процессе развития. Однако сейчас мы остановимся на том понимании, которое наиболее распространено в современном обществе.

Теории Маслоу

Мотивации

Абрахам утверждал, что все потребности личности располагаются в строго иерархическом порядке. Удовлетворены потребности низшего порядка — возникают потребности высшего.

Краткое описание теории личности Маслоу

  1. А на стремлении удовлетворить их и основывается система мотивации, так широко применяемая в управлении персоналом.
  2. Даже самая скромная зарплата удовлетворяет физиологические потребности человека: никто не имеет права платить меньше прожиточного минимума.
  3. Поскольку этот минимум заплатят где угодно, только деньгами работника не удержишь: придется удовлетворять его более высокие потребности, а это — стабильность и безопасность.

Для этого зарплату нужно отдавать регулярно, без задержек, чтобы была уверенность. Но это тоже делает большинство работодателей, поэтому поднимаемся на уровень выше — социальные потребности.

Ключевым является то, что для удовлетворения низших уровней потребностей нужно не так уж много денег, так зачем платить больше, если в работе можно заинтересовать удовлетворением более высоких уровней?

Это общение: отношения внутри коллектива, отношения с клиентами и так далее.

Это потребность в уважении: похвала и признание заслуг (шоколадная медаль, фотография на доске почета или в корпоративной газете, на сайте компании и т.п., разговоры с начальником, который убеждает в незаменимости).

Краткое описание теории личности Маслоу

Это работает даже лучше, чем повышение зарплаты.

Наконец, высшая ступень — потребность в развитии. Обещание карьерного роста, расширения круга обязанностей и т.п.

  • Заметили, как выглядит большинство объявлений о вакансиях?
  • Они застрагивают все уровни пирамиды: «Стабильная зарплата, дружный коллектив, карьерный рост».
  • Главные моменты теории мотивации:
  1. Все мотивы иерархичны.
  2. Высшие мотивы незначительные, пока низшие не удовлетворены.
  3. Чем выше уровень мотива, тем длительнее можно откладывать их реализацию.
  4. Чем выше уровень потребности, тем большие усилия человек готов прикладывать для её удовлетворения.

Пирамиду потребностей активно используют в рекламе. Любой ролик упирает на удовлетворение какой-либо потребности.

Например, кофе рекламируют не как напиток для бодрости, а как средство коммуникации, показывая истории, как люди знакомятся за чашкой кофе и т.п. Таким образом, делается упор на удовлетворение социальных потребностей, и тот, кому не хватает общения, побежит за этим кофе.

Исходя из сказанного выше, чем дешевле товар, тем на более низкие уровни потребностей можно делать ставку, чем дороже — тем на более высокие.

Гуманистическая

Краткое описание теории личности Маслоу

  1. Как мы уже сказали, в воззрениях самого Маслоу все несколько сложнее.
  2. Его иерархия потребностей быстро подверглась критике.
  3. Она совершенно не объясняет существование аскетов, которые уходят в горы и медитируют до просветления: эти индивиды таким образом ставят потребность в развитии выше, чем в безопасности.

В горах ведь может напасть дикое животное. Или экстремальные жизненные условия, когда даже потребность в еде не удовлетворяется.

В блокадном Ленинграде некоторые сохраняли любимых домашних попугайчиков, хотя должны были бы сразу пускать на суп — пищи-то нет. Другие, кстати, так и делали.

Таким образом, иерархия потребностей всего спектра поведения не объясняет — есть что-то еще. Ученый высказывал предположения, что потребности развиваются с возрастом, но и эта теория не нашла подтверждения.

В итоге Маслоу остановился на том, что разделил все потребности на 2 группы: дефицитарные и бытийные.

Задача первых восполнить некий дефицит — в сне, еде, сексе, общении, то есть обеспечить выживание. А вот вторые связаны с развитием, с такой деятельностью, которая направлена на моральное удовлетворение, на поиск высоких целей и их достижения.

Чуть позже он добавил понятия метамотивации, метапотребности. Они стоят в прямой связи с вечными понятиями добра, красоты, истины.

Самоактуализации

Краткое описание теории личности Маслоу

  • Согласно теории Абрахама, индивид стремится к высшей ступени иерархической пирамиды — развитию, самоактуализации, то есть самому глубокому понятию, принятию и использованию собственных возможностей.
  • Это тот самый поиск смысла жизни, обретя который, человек становится счастлив, то состояние, в котором он делает то, что хочет, а не то, что ожидают от него другие.
  • Особенности самоактуализировавшейся личности таковы:
  1. Она знает и понимает жизнь, а не прячется от нее за механизмами психологической защиты.
  2. Она принимает и себя, и других, позволяя им иметь собственную точку зрения и не переубеждая.
  3. Увлекается любимым делом и ориентируется на решение задач.
  4. Независима от социального окружения.
  5. Может понять окружающих, внимательна к ним и доброжелательна.
  6. Открыта новому опыту.
  7. Различает добро и зло, не считает, что цель оправдывает средства.
  8. Ведет себя естественно и спонтанно.
  9. Проявляет способности, творит в работе, отношениях, любви.
  10. Готова решать проблемы, осознавать трудности.
  1. Однако, как мы уже сказали, лишь 2-5% людей таковы.
  2. Это объясняется неблагоприятными социальными условиями, сомнениями в собственных способностях, так присущими многим индивидам, чрезмерное влияние потребности в безопасности, которое заставляет избегать малейших рисков, пусть даже они удовлетворят более высокие потребности (затягивающая «зона комфорта», из которой так сложно выйти).
  3. Существует несколько путей самоактуализации:
    Краткое описание теории личности Маслоу

  • Бескорыстное переживание происходящего с полной сосредоточенностью.
  • Представление о жизни как о постоянном выборе.
  • Прислушивание к себе, наличие своего «я», а не навязанного.
  • Принимать ответственность и быть честным перед собой.
  • Не зависеть от других — иначе высказать мнение не получится.
  • Выявить свои психологические защиты и преодолеть их.
  • Воспринимать самоактуализацию не как конечную точку, а как постоянный процесс.
  • Полно переживать моменты озарения, не забывать о них — это и есть моменты самоактуализации.
  • Теория Маслоу стала большим шагом вперед в психологии, ведь она признала внутренний мир человека, сделала его кем-то большим, чем руководимым желанием секса животным.
  • Однако её судьба показательна: в современном мире гуманистическую теорию, позволяющую жить в гармонии с собой и миром, стали применять для увеличения продуктивности персонала и «впаривания» совершенно ненужных вещей.
  • Развитие личности в теории Абрахама Маслоу:

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/teoriya-lichnosti-maslou.html

Краткое изложение теории Маслоу, теория мотивации личности

Краткое описание теории личности Маслоу

Кроме того, исследования Маслоу позволили впервые сформулировать позитивный взгляд на человеческую природу. Традиционная психология изучала людей с психическими отклонениями, тогда как Абрахам Маслоу исследовал поведение здоровых и реализовавшихся индивидов. Он уделял особое внимание таким проявлениям личности, как альтруизм, любовь, креативность.

Пирамида Маслоу

Очень часто встречаются изображения пирамиды потребностей Маслоу. Эта схема упрощенно изображает теорию мотивации. Нужно заметить, что Абрахам Маслоу не является автором рисунка. Впервые он встречается в немецкоязычной литературе 1970 годов.

Как правило, в основу теории мотивации по Маслоу включают пять типов потребностей.

  1. Краткое описание теории личности МаслоуОрганические (физиологические): голод, жажда, сон.
  2. Потребность в безопасности: защита от холода, комфортное жилье, избавление от страхов, уверенность в будущем, стабильность жизни, доверие к людям.
  3. Социальные: общение, совместная деятельность, дружба, любовь, принятие, взаимопонимание, привязанность, забота о других.
  4. Потребности в уважении и престиже: социальный статус, карьера, самоуважение, одобрение, признание.
  5. Духовные и нравственные: самовыражение через творчество, самоактуализация, познание.

Два нижних уровня иерархии, включающих органические потребности и необходимость в безопасности, обобщенно называют физиологическими или базовыми. Они образуют поведенческую доминанту.

Эти нужды неизбежны, они обеспечивают выживание человека, поэтому они удовлетворяются в первую очередь. Только реализовав базовые потребности, человек будет способен думать о целях более высоких порядков.

Очевидно, что люди свои желания реализуют постепенно, словно поднимаясь с одной ступени на другую, поэтому другое название теории мотивации — лестница Маслоу.

Краткий список потребностей состоит из пяти пунктов, но существует и более подробное разбиение пирамиды Маслоу.

  1. Краткое описание теории личности МаслоуФизиологические.
  2. Потребности в безопасности.
  3. Потребность в принадлежности: общение, любовь, дружба, привязанность.
  4. Потребность в уважении: одобрение, признание, стремление к успеху.
  5. Познавательные: стремление к приобретению знаний и умений, исследовательский интерес.
  6. Эстетические: стремление к гармонии и порядку, чувство прекрасного.
  7. Потребность в самоактуализации: саморазвитие, реализация своих талантов.

В подробной классификации духовные и нравственные потребности личности разбиваются на три группы (познавательные, эстетические и потребности в самоактуализации).

Самоактуализация

Абрахам Маслоу выделил особенности людей, которые близки к самоактуализации:

  • адекватное восприятие реальности, ощущение комфорта в реальности;
  • принятие себя и других, способность строить глубокие отношения;
  • умение следовать своим желаниям;
  • спонтанность действий, естественность и простота;
  • способность фокусироваться на задаче;
  • потребность в уединении;
  • независимость;
  • Краткое описание теории личности Маслоуспособность творить, способность дать свежую оценку происходящему;
  • мистичность, могут находиться в высших состояниях;
  • демократичность;
  • способность разграничивать цели и средства, добро и зло;
  • чувство юмора.
Читайте также:  Метод исследования самооценки дембо-рубинштейн

Достичь самоактуализации, по словам Маслоу, удаётся не всем. Люди часто не видят своего потенциала, боятся своих талантов и возможного успеха. Иногда раскрытию способностей препятствует окружение. Для развития нужна безопасная и дружелюбная среда.

Изначально в теории мотивации утверждалось, что дальнейшее продвижение невозможно, пока не удовлетворены базовые потребности. Считалось, что в первую очередь человек использует все возможности, чтобы обеспечить себя и свою семью едой, чистой водой, безопасным жильём и так далее.

Позже Абрахам Маслоу говорил, что процесс реализации нужд личности не всегда поступательный, и обычный порядок может нарушаться. Нередко удовлетворение высших желаний начинается, когда ещё не реализованы низшие. Более того, Маслоу говорил, что некоторые потребности могут возникать одновременно.

Например, человек может нуждаться и в безопасности, и любви, и в самоуважении. Далеко не у всех базовые потребности удовлетворены полностью, но это не мешает людям иметь желание быть полезным обществу или любить.

Необязательно удовлетворять нужды более низкого уровня полностью, чтобы перейти на более высокий уровень пирамиды Маслоу.

Применение теории Маслоу

Краткое описание теории личности МаслоуТеории мотивации часто используются руководителями, которые стремятся повысить производительность своих сотрудников. Работы Абрахама Маслоу имели огромное значение при создании современных теорий мотивации.

Руководители должны понимать, что мотивация личности определяется многими потребностями. Чтобы мотивировать сотрудника, руководителю нужно дать ему возможность удовлетворения существующих потребностей.

  • Социальные: командный дух на рабочих местах, периодические совещания, стимулирование социальной активности сотрудников.
  • Потребность в уважении: интересная и содержательная работа, поощрение достигнутых результатов, продвижение по карьерной лестнице, профессиональное обучение и переподготовка.
  • Потребности в самовыражении: позволить подчинённым полностью использовать их потенциал и развивать свои способности.

Только экономических стимулов многим людям недостаточно. Повышение заработка помогает удовлетворить лишь базовые потребности. Считается, что только беднейшие и бесправные слои населения руководствуются потребностями низших уровней.

Недостатки теории Маслоу

Краткое описание теории личности МаслоуКонцепции Маслоу привлекали к себе как сторонников, так и критиков. Последние считали, что выборки исследований слишком малы и по ним нельзя делать какие-либо обобщения. Составляя список черт личностей, движущихся по пути самоактуализации, Абрахам Маслоу выбирал активных и здоровых людей, таких как Авраам Линкольн, Элеонора Рузвельт, Альберт Эйнштейн. Такие люди, по его мнению, были успешны. Некоторые великие люди, например, Рихард Вагнер, не попали в исследование, потому что не обладали личностными чертами, которые ценил Маслоу.

Основная проблема теории иерархии потребностей личности в том, что нет возможности количественно измерить, насколько удовлетворены потребности человека. Теория Маслоу не универсальна, она не учитывает индивидуальные особенности развития личности. Для некоторых людей порядок иерархии потребностей меняется.

Благодаря тому, что теория мотивации построена во соответствии с определённой иерархией, её часто ассоциируют с пирамидой власти.

Чем больше материальных ценностей у человека, тем больше удовлетворены его потребности и тем больше у него власти. Такая теория особенно популярна у людей с иерархическим мышлением.

Они убеждены в том, что успех личности основывается на конкуренции. Ближе к вершине пирамиды и, соответственно, счастливее тот, кто активно и успешно конкурирует с другими.

Подобный взгляд на жизнь ведёт к тому, что люди стремятся получить как можно больше общепринятых вещей, таких как престижная работа, дорогое жилье, социальный статус. Многие верят, что большое количество достижений ведёт к счастью.

В современных теориях развития человека и общества конкуренция рассматривается как непродуктивный путь. Общественное развитие может быть более эффективным, если отказаться от конкуренции и поставить на первый план уникальность личности и её способность к проявлению своих талантов.

Источник: https://psiho.guru/terminy/kratkoe-opisanie-teorii-lichnosti-maslou.html

Теория развития личности Абрахама Маслоу

Краткое описание теории личности Маслоу

  • Краткая биография.
  • Предпосылки теории.
  • Иерархия потребностей.
  • Пирамида Маслоу.
  • Д-мотивы и р-мотивы.
  • Метапотребности и метапатологии.
  • Два образа жизни.
  • Самоактуализация.

Введение

В предыдущей статье мы уже упоминали об обстоятельствах, при которых в психологии возникло гуманистическое направление. Важной его особенностью была убежденность его последователей в том, что помимо базовых потребностей и потребностей в реализации животных инстинктов любой человек обладает и совершенно другой мотивацией, а также потенциалом к ее реализации.

Имелось ввиду следующее, невозможно исчерпывающе описать человека, исключив те его черты, которые, собственно и отличают его от животного, а именно, такие вещи как стремление понять основополагающие вопросы бытия и мироздания, стремление к самоактуализации, самосовершенствованию, стремление к творчеству и к прекрасному.
Более того, последователи гуманистического направления считали, что стремление к вышеперечисленному имманентно присуще человеческой природе, наравне с животными инстинктами.

Среди всех гуманистических теорий и воззрений на природу личности и на ее мотивы, теория Абрахама Маслоу пожалуй наиболее известна.

Маслоу Абрахам Гарольд (1908 — 1970). Краткая биография

Абрахам Маслоу родился в США в 1908 году в семье бедных еврейских эмигрантов. Детство Абрахама было нелегким из за непростых отношений с родителями и сверстниками.

По его собственным словам, сказанным впоследствии, такая личная история должна было непременно завершится психическими проблемами или еще более серьезными последствиями.

Мальчик рос несчастным, покинутым и одиноким, а общение со сверстниками и понимание родителей ему заменяли библиотечные коридоры и книги.

Изначально образование планировалось отцом, поэтому молодой Маслоу поступает учится на юриста в колледж, но довольно быстро понимает, что быть адвокатом не его призвание.

Вскоре, молодой человек поступает в университет в Висконсине, где получает степень бакалавра по психологии, а через несколько лет и доктора.

Во время обучение Маслоу знакомится с Гарри Харлоу, известным американским психологом, в лаборатории которого он занимается исследованием доминантного поведения у обезьян.

Получив степень доктора, Маслоу возвращается в Нью-Йорк и остается там уже надолго, работая в Бруклинском колледже.

Во время второй мировой войны в США из Германии и Европы от нацистов бежит большое количество европейской ученой элиты, в том числе известнейшие психологи того времени, такие как Эрих Фромм, Альфред Адлер, Рут Бенедикт и другие.

Благодаря этому Нью Йорк того времени становится психологической меккой всего мира, в этих условиях и формируются научные взгляды и будущий подход молодого ученого.

В 1951 году Маслоу получает кафедру психологии в Университете Брандейс, где работает в течении 10 лет, а потом читает лекции там же. В 1969 году он неожиданно уходит из университета и посвящает все время занятиями философией и экономикой, а вскоре после этого в 1970 он внезапно умирает от инфаркта.

Предпосылки теории Маслоу

Теория развития человека по Абрахаму Маслоу основывается на пяти гуманистических принципах, которые были изложены в статье о предпосылках гуманистической психологии.

А поскольку вершиной его теории является такое понятие, как стремление человека к самоактуализции, то естественно, что основной вопрос, который возникает к этой идее заключается в том, какими именно мотивами руководствуется человек выбирающий подобный ориентир в своей иерархии ценностей.

Для сравнения, базовым стремлением человека Фрейда, помимо удовлетворения физиологических потребностей тела, было снятие постоянного психологического напряжения, которое возникало вследствие действия оппозиции ИД — Супер Эго.

Любая личность в такой системе была вечным заложником этого противостояния, устранить которое полностью было в принципе нельзя, но через осознание травматического содержимого бессознательного и перенаправление энергии либидо в другое русло это напряжение можно было до известной степени снизить.

Именно на этом и была основана работа по психологической помощи в психоанализе.

Здесь можно обратить внимание на то, что в системе Фрейда стремление к высшим ценностям было обусловлено целиком и полностью позицией супер эго. То есть, во первых, это стремление было приобретенным через воспитание, а во вторых, очевидно вторичным, поскольку истинными потребностями человека согласно учению психоанализа были именно порывы ИД.

Естественно, в такой системе координат места для некой высшей, и не обусловленной насущной необходимостью тела потребности, не было и быть не могло.
При всей недоказуемости положений психоанализа, веских оснований для построения такой теории было достаточно, а логика Фрейда была вполне, если и научно не безупречной то вполне, очевидной и понятной.

Однако, теория личности Зигмунда Фрейда была построена целиком и полностью на материалах его работы, как психиатра, с людьми, страдающими в той или иной степени различными психологическими проблемами, зачатую весьма серьезными.

В этом то и была основная претензия Маслоу к психоанализу.
Он изначально считал, что нельзя построить правильную теорию, не принимая в расчет того факта, что в мире не так уж и мало психологически здоровых людей.

Именно по этой причине сторонники гуманистической психологии делали такой существенный акцент именно на психическом здоровье человека, и это играло такую важную роль, что стало одним из пяти базовых принципов нового направления.

Конечно это вовсе не означало отрицания очевидного факта существования психологических проблем, но позволяло взглянуть на них с совершенно другого ракурса.
И этим ракурсом стала теория потребностей, которая заняла главное место в воззрениях Маслоу на человеческую личность.

Несомненно и совершенно очевидно, что в человеческом мире существует немалое количество людей, цель жизни которых именно реализация своих внутренних возможностей и способностей, причем зачастую, эта реализация предполагает, частичный отказ от приоритета базовых потребностей, поскольку движение в этом направлении сопряжено с определенными рисками и частым выходом за пределы зоны комфорта.

Иначе говоря, если вы хотите делать то, в чем заключается ваше призвание, то как правило, вам приходится выбирать довольно тернистую и трудную дорогу, на которой люди часто претерпевают немало лишений. И эти факты хорошо всем известны, что означает, что те кто выбирает этот путь осведомлены о его трудностях и опасностях.
Тем не менее, такие люди всегда есть и их немало.

Исчерпывающе объяснить их мотивы с точки зрения замещения нереализованной изначальной потребности на другой вид деятельности довольно затруднительно, особенно если, эти базовые потребности изначально были удовлетворены. И это несомненно требовало своего объяснения.

Пирамида Маслоу. Иерархия потребностей

Очевидно, что сначала у человека возникает потребность в чем либо, а на базе этой потребности возникает импульс (желание) к ее удовлетворению. Это и есть мотивация.

  • Одно из основных положений теории Маслоу заключается в том, что человек постоянно чем то мотивирован, и почти никогда не бывает положения дел при котором наступает полное удовлетворение, а если такие ситуации и возникают, что бывает, то весьма ненадолго, и очень скоро возникает следующая потребность и так далее и так далее.
  • Иначе говоря, по Маслоу, желания являются неотъемлемой характеристикой человеческого бытия.
  • Другая важная часть этой теории говорит о том, что все потребности, стоящие в основе мотивации имеют не приобретенную, а врожденную природу и этот изначальный позыв человека (энергия желания) просто накладывается на внешние обстоятельства, которые и определяют сам предмет желания, или направление в котором разворачивается эта энергия.

Третье важное предположение говорит о том, что эти стремления — мотивации существуют в условиях иерархии в силу наличия очевидных приоритетов.
Так например, потребность в дыхании очевидно более первична по степени важности, чем потребность в еде и питье, а потребность в общении несомненно проигрывает стремлению насытиться и не умереть с голоду.

Итак, вот какая иерархия потребностей в порядке очередности была предложена Маслоу.

— первичные физиологические потребности тела.
— потребность в безопасности.
— потребность в принадлежности к обществу и любви.
— потребность в самоуважении.

Читайте также:  Классификация акцентуаций характера по карлу леонгарду

— потребность в самоактуализации.

На основе этой шкалы была создана известная пирамида потребностей Маслоу, согласно которой, потребности нижнего уровня должны быть удовлетворены (пусть и не полностью, но в основном), прежде чем возникнет хотя бы осознание наличия потребностей другого уровня, как необходимости. По мнению Маслоу, чем выше поднимался индивид по ступеням этой пирамиды, тем больше реализовывал именно человеческие качества личности, и тем большим психологическим здоровьем он при этом должен был обладать.

Краткое описание теории личности Маслоу

В теории Маслоу важно понимать, что она обладает определенной степенью погрешности и это конечно понимал и он сам.
Ведь совершенно очевидно, что исключения из иерархии мотивов могут быть и они довольно многочисленны.

Мир знает немало людей, которые во имя высоких идей подвергали себя лишениям, голоду и даже шли на смерть.
По этому поводу Маслоу говорил, что некоторые люди в силу своих индивидуальных особенностей способны создавать собственную иерархию потребностей.

Данное допущение было очевидным и хорошо согласовалось со второй позицией гуманистической психологии где утверждался тезис об уникальности каждой личности.

Таким образом, сама природа человека говорила о неизбежности существования исключений в любой подобной теории.

Источник: http://xn--108-iddybtxbgw3cxi.xn--p1ai/articles/maslow-theory/

Теория личности Маслоу

Теория личности Маслоу имеет свои важные концепции — о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности.

Говоря о необходимости формирования нового подхода к пониманию психики, Маслоу подчеркивал, что одним из самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является не столько стремление принизить роль сознания человека, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде. В то же время одной из главных идей Маслоу была мысль о том, что в отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, но наоборот, хочет взорвать это равновесие, так как оно является смертью для личности. Равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Поэтому только стремление к развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации, есть основа развития и человека, и общества.

Теория личности Маслоу не менее активно выступает и против тенденции сведения всей психической жизни к ролевому поведению, которая была свойственна бихевиоризму. Самое ценное в психике — ее самость, ее стремление к саморазвитию, и они не могут быть описаны и поняты с позиций поведенческой психологии.

В отличие от психоаналитиков которые исследовали главным образом отклоняющееся поведение, в теории личности Маслоу, считается, что исследовать человеческую природу необходимо, «изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов». Только изучая лучших людей, писал он, мы можем исследовать границы человеческих возможностей и вместе с тем понять истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях.

Выбранная им группа состояла из 18 человек, при этом 9 из них были его современниками, а 9 — историческими личностями, среди которых были А. Линкольн, А. Эйнштейн, В. Джемс, Б. Спиноза и другие известные ученые и политические деятели.

Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:
физиологические потребности — пища, вода, сон и т.п.

; потребность в безопасности — стабильность, порядок; потребность в любви и принадлежности — семья, дружба;

потребность в уважении — самоуважение, признание; потребность в самоактуализации — развитие способностей.

Одно из самых слабых мест в теории личности Маслоу — это утверждение о том, что данные потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (например, в самоуважении или самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные, например потребность в безопасности или любви. В то же время не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или самоуважении является доминирующей и определяет поведение человека, хотя его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда даже фрустрировали удовлетворение этих потребностей.

Однако, несмотря на расхождение по проблеме иерархии данных потребностей, большинство представителей гуманистической психологии приняли сам термин «самоактуализация», введенный Маслоу, так же как и его описание «самоактуализирующейся личности».

Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все существующие потребности в два класса — потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации).

Таким образом он выделяет два уровня существования человека — бытийный, ориентированный на личностный рост и самоактуализацию, и дифициентный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей.

В дальнейшем он выделяет группы бытийных и дефициентных потребностей, ценностей, познания, обозначая их терминами Б и Д (например, Б — стремление к знаниям и Д — стремление к безопасности), а также вводит термин «метамотивация» для обозначения собственно бытийной мотивации, ведущей к личностному росту.

В теории личности Маслоу при описании самоактуализирующейся личности, подчеркивается, что таким людям присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей.

Это, как правило, люди естественные, адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не на себе.

В то же время людям свойственно не только принятие других, открытость и контактность, но и стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей их среды и культуры.

Так в теорию личности Маслоу входят понятия «идентификация» и «отчуждение», хотя полностью эти механизмы психического развития им так и не были раскрыты. Однако общее направление его рассуждений и экспериментальных исследований дает нам возможность понять его подход к психическому развитию личности, его понимание связей между личностью и обществом.

Ученый считал, что каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его Я, его «самости» и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности.

Поэтому именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты и составляют самую суть человеческой личности, отличают человека от животных.

Однако это стремление к самоактуализации наталкивается на различные трудности и препятствия, на непонимание окружающих и собственные слабости и неуверенность. Поэтому многие люди отступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить себя, самоактуализироваться.

Такой отказ не проходит бесследно для личности, он останавливает ее рост, приводит к неврозам. Исследования Маслоу показали, что невротики — это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации.

Таким образом, общество окружающих необходимо человеку, поскольку самоактуализироваться, проявить себя он может только среди других людей, только в обществе.

Но общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации, так как любое общество, считает Маслоу, стремится сделать человека шаблонным представителем своей среды, оно отчуждает личность от ее сути, от ее индивидуальности, делает ее конформной.

В то же время отчуждение, сохраняя «самость», индивидуальность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и так же лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому в своем развитии человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его в процессе его личностного развития и стремятся проглотить и погубить человека.

Оптимальным, считает Маслоу, является идентификация во внешнем плане, в общении человека с окружающим миром и отчуждении во внутреннем плане, в плане его личностного развития, развития его самосознания. Именно такой подход дает возможность человеку эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой.

Эта позиция Маслоу, его мысли о необходимости противостояния, но не враждебности, личности и общества, необходимости отчуждения влияний среды, тенденций к стереотипизации, конформизму, которые пытается навязать общество личности, и сделали его популярным в среде интеллектуалов, прежде всего в среде научной и творческой, так как эта позиция во многом отражала не только концепцию самого Маслоу, но и концепцию взаимосвязи между личностью и обществом всей этой социальной группы.

Признание получил и тезис Маслоу о том, что цель личностного развития — это стремление к росту, к самоактуализации, в то время как остановка личностного роста — это смерть для человека как личности, для его «самости».

При этом духовному росту мешают не только физиологические потребности, боязнь смерти, дурные привычки, но и давление группы, социальная пропаганда, которые уменьшают автономность и независимость человека.

Необходимо подчеркнуть, что в отличие от психоанализа, который рассматривал психологическую защиту как благо для личности, как способ избежать невроза, Маслоу считает психологическую защиту злом, которое останавливает личностный рост.

Самоактуализация связана и с умением понять себя, свою внутреннюю природу и научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее.

При этом Маслоу считал, что самоактуализация является не одномоментным актом, но процессом, не имеющим конца, что это способ «проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение».

Он выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и к миру, моменты, которые стимулируют личностный рост и стремление к самоактуализации. Это может быть мгновенное переживание, которое Маслоу называл «пик-переживание», или длительное — «плато-переживание».

В любом случае это моменты наибольшей полноты жизни, реализации именно бытийных, а не дефициентных потребностей, а потому они так важны в развитии самоактуализации, в первую очередь самоактуализации трансцендентного типа, формирующейся у людей, для которых наиболее значим именно трансцендентный опыт.

Оценивая теорию личности Маслоу, необходимо отметить, что он был практически первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности, но и на позитивные стороны личностного развития. Он одним из первых исследовал позитивные достижения личного опыта, раскрыл пути саморазвития и самосовершенствования для любого человека.

В русле теоретических исследований Маслоу были разработаны и психотерапевтические концепции К. Роджерса и В. Франкла.

Источник: https://psyera.ru/5030/teoriya-lichnosti-maslou

Теория личности Маслоу — кратко

Если говорить о теории личности по Маслоу кратко, то можно сказать, что человек стремится к высшей ступени иерархии потребностей – собственному развитию, самоактуализации. Иными словами, он хочет понимать, принимать и правильно использовать свои возможности.

Самоактуализирующаяся личность по Маслоу

Теория самоактуализации личности по Маслоу – это концепция, предполагающая, что человек хорош от природы и имеет способность к самосовершенствованию. Маслоу предлагает психологию личности, по которой сама сущность человека движет его в направлении личностного роста и самодостаточности.

Особенности самоактуализирующейся личности заключаются в следующем:

    • знает и понимает жизнь, не пользуется психологическими приемами защиты;
    • принимает окружающих и позволяет им иметь свое мнение, не вступая в споры;
    • увлечена любимым делом, ставит задачи и решает их;
    • независима от окружения;
    • понимает других членов социума, относится к ним доброжелательно;

А также, такая личность:

  • стремится к познанию нового;
  • различает добро и зло, убеждена, что цель не оправдывает средства;
  • ее поведение естественно;
  • проявляет творческие способности на работе и в отношениях с людьми;
  • осознает трудности и решает проблемы.

Лишь около 5 % людей соответствуют этим особенностям.

Столь минимальная цифра объясняется неблагоприятными социальными условиям и психологическими проблемами. Большинство людей избегает рисков, даже если они могут удовлетворить более высокие потребности.

Читайте также:  Дедукция в философии и психологии

Теория развития личности Маслоу

Концепция развития личности по мнению Маслоу представляется, как восхождение по «лестнице» потребностей – от примитивных физиологических (еда, вода и т.д.) до высоких духовных (самоактуализация, познание и т.д.). Психолог считал, что люди изначально мотивированы на поиск высших целей.

Иерархия потребностей человека и составляет структуру личности по Маслоу.

Она включает пять уровней:

  1. Физиология – поддержка внутренней среды организма.
  2. Безопасность – подразумевают свободу от страха и уверенность. Перестают мотивировать при регулярном удовлетворении.
  3. Любовь и привязанность – желание иметь место в семье, социальной группе.
  4. Уважение и уверенность в себе – желание иметь хорошую репутацию, признание.
  5. Самоактуализация, самореализация и творчество.

Маслоу утверждал, что все потребности человека, предусмотренные в иерархии, являются врожденными. По мере насыщения потребностей начальных уровней возникают желания следующей позиции иерархии.

Источник: http://z-motiv.ru/teoriya-lichnosti-maslou-kratko/

3. Гуманистические теории развития личности

Абрахам
Маслоу

(1908–1970).
Видный
американский психолог, основатель гуманистической
психологии.

Теория
личности Маслоу имеет
свои важные концепции – о самоактуализации,
видах потребностей
и механизмах развития личности. Одной
из главных идей Маслоу была мысль о том,
что в отличие от животных человек не
стремится к равновесию со средой, но
наоборот, хочет взорвать это равновесие,
так как оно является смертью
для личности.

Равновесие, адаптация,
укорененность в среде уменьшают или
совсем уничтожают стремление к
самоактуализации, которая и делает
человека личностью. Поэтому только
стремление к развитию, к личностному
росту, т.е. к самоактуализации, есть
основа развития и человека, и общества.

Самое ценное в психике – ее самость, ее
стремление к саморазвитию, и они не
могут быть описаны и поняты с позиций
поведенческой психологии. Исследовать
человеческую природу необходимо, «изучая
ее лучших представителей, а не каталогизируя
трудности и ошибки средних или
невротических индивидуумов». Только
изучая лучших людей, писал А.

Маслоу, мы
можем исследовать границы человеческих
возможностей и вместе с тем понять
истинную природу человека, недостаточно
полно и четко представленную в других,
менее одаренных людях.

Существует
определенная иерархия потребностей
человека, которая выглядит следующим
образом:

физиологические потребности –
пища, вода, сон и т.п.;

  • потребность в
    безопасности – стабильность, порядок;
  • потребность
    в любви и принадлежности – семья, дружба;
  • потребность
    в уважении – самоуважение, признание;
  • потребность
    в самоактуализации – развитие
    способностей.

Одно
из самых слабых мест в теории личности
Маслоу – это утверждение о том, что
данные потребности находятся в раз и
навсегда заданной жесткой иерархии и
более высокие потребности (например, в
самоуважении или самоактуализации)
возникают только после того, как
удовлетворяются более элементарные,
например потребность в безопасности
или любви. В то же время не только критики,
но и последователи Маслоу показали, что
очень часто потребность в самоактуализации
или самоуважении является доминирующей
и определяет поведение человека,
хотя его физиологические потребности
не были удовлетворены, а иногда даже
фрустрировали удовлетворение этих
потребностей.

Однако,
несмотря на расхождение по проблеме
иерархии данных потребностей, большинство
представителей гуманистической
психологии приняли сам термин
«самоактуализация», введенный Маслоу,
так же как и его описание «самоактуализирующейся
личности».

Впоследствии
и сам Маслоу отказался от столь жесткой
иерархии, объединив все существующие
потребности в два класса – потребности
нужды (дефицита) и потребности развития
(самоактуализации).

Таким образом он
выделяет два уровня существования
человека – бытийный, ориентированный
на личностный рост и самоактуализацию,
и дифициентный, ориентированный на
удовлетворение фрустрированных
потребностей.

В дальнейшем он выделяет
группы бытийных и дефициентных
потребностей, ценностей, познания,
обозначая их терминами Б и Д (например,
Б – стремление к знаниям и Д – стремление
к безопасности), а также вводит термин
«метамотивация»
для обозначения собственно бытийной
мотивации, ведущей к личностному росту.

В
теории личности Маслоу при описании
самоактуализирующейся личности,
подчеркивается, что таким людям присуще
принятие себя и мира, в том числе и других
людей.

Это, как правило, люди естественные,
адекватно и эффективно воспринимающие
ситуацию, центрированные на задаче, а
не на себе.

В то же время людям свойственно
не только принятие других, открытость
и контактность, но и стремление к
уединению, к автономии и независимости
от окружающей их среды и культуры.

Ученый
считал, что каждый человек рождается с
определенным набором качеств, способностей,
которые и составляют сущность его Я,
его «самости» и которые человеку
необходимо осознать и проявить в своей
жизни и деятельности.

Поэтому именно
осознанные стремления и мотивы, а не
бессознательные инстинкты и составляют
самую суть человеческой личности,
отличают человека от животных.

Однако
это стремление к самоактуализации
наталкивается на различные трудности
и препятствия, на непонимание окружающих
и собственные слабости и неуверенность.
Поэтому многие люди отступают перед
трудностями, отказываясь от желания
проявить себя, самоактуализироваться.

Такой отказ не проходит бесследно для
личности, он останавливает ее рост,
приводит к неврозам. Исследования Маслоу
показали, что невротики – это люди с
неразвитой или неосознанной потребностью
в самоактуализации.

Таким
образом, общество окружающих необходимо
человеку, поскольку самоактуализироваться,
проявить себя он может только среди
других людей, только в обществе.

Но
общество по самой своей сути не может
не препятствовать стремлению человека
к самоактуализации, так как любое
общество, считает Маслоу, стремится
сделать человека шаблонным представителем
своей среды, оно отчуждает личность от
ее сути, от ее индивидуальности, делает
ее конформной.

Карл
Роджерс

(1902
– 1987). Американский
психолог, один из лидеров гуманистической
психологии, автор клиент-центрированного
подхода в психотерапии.

Самоактуализация,
по К. Роджерсу, это актуализация врожденной
человеку тенденции к росту и развитию
его личности в соответствии с тем, какой
личность должна быть, является, по своей
природе.

Роджерс считал, что природе
человека свойственна тенденция к росту
и развитию так же, как в семени растения
заложена тенденция к росту и развитию.

Все, что нужно для роста и развития
заложенного
в человеке природного потенциала –
только создать соответствующие условия. 

Роджерс
полагал, что личность и поведение в
большей степени являются функцией
уникального восприятия человеком
окружения, и считал, что существуют
определенные формы развития, способствующие
склонности человека к осуществлению
своих врожденных возможностей.

По его
мнению, при
отсутствии значительных внешних
ограничений или антагонистических
воздействий тенденция к актуализации
естественно выразится посредством
разнообразных форм поведения. Некоторые
существенные признаки определяют
тенденцию к актуализации как «один
центральный источник энергии в организме
человека».

Во-первых, она берет начало
в физиологических процессах организма
(то есть это биологический
факт,
а не психологическая тенденция).

На
организменном уровне тенденция к
актуализации выражается не только в
сохранении организма с удовлетворением
дефицитарных потребностей (воздух,
пища, вода), она также развивает организм,
обеспечивая эволюцию и дифференциацию
органов и функций тела, его рост и
постоянное обновление.

А мотивационная
сила, с которой тенденция к актуализации
действует на психические процессы,
относящиеся к Я, имеет еще большее
значение. Тенденция к актуализации
является активным процессом, отвечающим
за то, что организм всегда стремится к
какой-то цели, будь то начинание,
исследование, перемены в окружении,
игра или творчество. Она ведет человека
к самостоятельности и самодостаточности.

Во-вторых,
тенденция к актуализации не просто
нацелена на снижение напряжения
(сохранение жизненных процессов и поиски
комфорта и покоя). Она также
подразумевает повышение
напряжения.

Вместо того, чтобы считать конечной
целью любого поведения уменьшение
напряжения, Роджерс полагал, что поведение
мотивировано потребностью человека
развиваться и улучшаться. Человеком
управляет процесс роста, в ходе которого
осуществляется его личностный потенциал.

К тому же Роджерс утверждал, что эта
конструктивная биологическая тенденция
является общей для всех форм жизни –
она присуща не только людям, даже не
только животным, но всему живому. Это
сущность жизни!

Роджерс
не считал нужным давать конкретные
примеры проявления тенденции к
актуализации в поведении, но ее можно
охарактеризовать в терминах желания
достичь или завершить что-то, что сделает
жизнь человека более разнообразной и
удовлетворительной (например, стремление
получить хорошую оценку, добиться
повышения по службе, быть независимым,
помогать людям, больным СПИДом). Другие
многочисленные примеры также иллюстрируют
действие принципа актуализации Роджерса.
Например, маленький ребенок, который
учится ходить, поражает своим упорством
– он действительно «зациклился»
на этом и актуализируется. Он падает
назад или вперед, ударяется головой и
расквашивает нос. Но в конце концов он
идет. Также и игрок в теннис стремится
улучшить свой удар справа и слева, игрок
в гольф – прицел и удары по мячу, профессор
колледжа – свои статьи, а подросток –
свои представления о себе. Движение к
саморазвитию часто сопровождается
борьбой и страданиями, но побудительный
мотив настолько непреодолим, что человек
настойчиво продолжает свои попытки,
несмотря на боль и неудачи, которые,
вероятно, испытывает. Короче, Роджерс
предположил, что фактически все поведение
людей направлено на повышение их
компетентности или на их актуализацию.

Для
Роджерса весь жизненный опыт оценивается
с позиции того, насколько хорошо он
служит тенденции к актуализации. Эта
установка отражается в другом термине,
который он использовал в связи с этой
тенденцией: организмический
оценочный процесс.

Это словосочетание отражает идею о том,
что люди ищут и оценивают позитивно
переживания, которые они воспринимают
как содействующие их личности или
развивающие ее. Люди испытывают чувство
удовлетворения от таких позитивных
переживаний.

И напротив, они избегают
и оценивают негативно те переживания,
которые воспринимают как противоречащие
или препятствующие их актуализации.
Организмический оценочный процесс
позволяет людям оценить переживания с
точки зрения того, насколько они
способствуют тенденции к актуализации
или препятствуют ей.

И вполне естественно,
они будут обращаться к переживаниям
актуализации и избегать переживаний,
воспринимаемых иначе.

Роджерс предположил,
что даже маленькие дети, если есть для
этого возможность, будут действовать
в соответствии с организмическим
оценочным процессом: «Самый простой
пример – это ребенок, который ценит
пищу, пока голоден, и испытывает к ней
отвращение, когда насыщается; в какой-то
момент он оценивает стимуляцию, а вскоре
оценивает только остальное; он
удовлетворяется диетой, которая в
конечном итоге максимально интенсифицирует
его развитие».

Наиболее
необходимым аспектом тенденций к
актуализации, с точки зрения личности,
является стремление человека к
самоактуализации.

В контексте теории
Роджерса тенденция
к
самоактуализации –
это процесс осуществления человеком
на протяжении всей жизни своих возможностей
с целью стать полноценно функционирующей
личностью. Пытаясь достичь этого, человек
проживает жизнь, наполненную смыслом,
поисками и волнениями.

К тому же
самоактуализирующийся человек живет
экзистенциально, непринужденно
наслаждаясь каждым моментом жизни и
полностью участвуя в ней.

По Роджерсу,
не требуется каких-то особых мотивационных
конструктов (то есть специфических
влечений), чтобы понять, почему человек
активен; каждый человек исходно
мотивирован просто тем, что живет. Мотивы
и влечения не объясняют целенаправленной
деятельности организма. Человечество
в основе своей является активным и
самоактуализирующимся в силу своей
собственной природы.

Нужно
подчеркнуть, что самоактуализация как
таковая не является конечным состоянием
совершенства. Роджерс полагал, что ни
один человек не становится
самоактуализированным настолько, чтобы
отбросить все мотивы.

У него всегда
остаются таланты для развития, навыки
для совершенствования, более действенные
и приятные способы для удовлетворения
биологических потребностей.

Однако
можно говорить о людях, которые достигли
большей самоактуализации, чем другие;
они далее других продвинулись к такому
функционированию, которое можно назвать
более полноценным, творческим и
самостоятельным.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5247626/page:3/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector