Таблица возрастной периодизации выготского

Возрастная периодизация развития детей имеет несколько классификаций, каждая из которых ставит своей целью выделить некие закономерности физического и психологического взросления. Подобное деление жизни детей и подростков на определенные этапы помогает понять особенности развития и скорректировать специфические проявления их негативных сторон.

Таблица возрастной периодизации Выготского

Несмотря на неравномерность каждого этапа, границы которого зависят от индивидуальных особенностей детей, каждый ребенок проживает все периоды взросления последовательно.

Некоторые определения

Возрастная периодизация детства до сих пор не имеет четкого определения.

Так, существует деление на развитие физиологических, социальных и психологических признаков взросления. Однако на сегодняшний день нет критериев, способных объединить социальные и биологические показатели.

Более того, существует два подхода к любым классификациям: стихийный и нормативный.

Таблица возрастной периодизации Выготского

Нормативный подход предусматривает организацию такого воспитательного процесса, который сможет учесть все случайные обстоятельства и обеспечить оптимальные условия для развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Считается, что оптимальной классификацией различных возрастных групп станет та, которая будет максимально учитывать не только факторы физиологии и психологии, но и условия и особенности воспитания, обучения и социальной адаптации ребенка.

Виды периодизации

Несмотря на большое разнообразие вариантов периодизации, принято выделять 2 вида классификации: физиологическую и психологическую.

Что касается физиологической периодизации, то она была принята еще в 1965 году во время Международного симпозиума, на котором обсуждались вопросы возрастной физиологии. Было принято решение выделять всего 7 периодов развития детей и подростков:

  • Этап новорожденности, который длится всего 10 дней от рождения;
  • Период грудного вскармливания, который заканчивается в 1 год;
  • Ранний возраст предусматривает развитие ребенка с года до 3 лет;

Таблица возрастной периодизации Выготского

  • Начало детства длится с 3 до 8 лет;
  • Окончание детства знаменуется у мальчиков в 12, а у девочек в 11 лет;
  • Подростковый период заканчивается у девочек к 15, а у мальчиков к 16 годам;
  • Этап юношества длится с 17 лет до 21 года у юношей, тогда как у девушек он заканчивается к 20 годам.

Таблица возрастной периодизации Выготского

Психологических периодизаций несколько, однако, несмотря на их разные критерии, большинство из них базируются на одних и тех же возрастных этапах. Рассмотрим особенности некоторых из них.

Эриксон. Этапы

Эрик Эриксон, известный американский психолог, считает, что стадии развития ребенка связаны с психосоциальными аспектами. Им была разработана периодизация, основанная на этом принципе.

  1. Младенчество. Этап, который длится до 1 года, является базой для развития полноценной здоровой личности. Дальнейшее благополучное психологическое и социальное взросление зависит от степени любви и ласки, которую подарила мать. Это время, когда закладывается ощущение уверенности в окружении и чувство внутренней определенности. Малыш будет настолько адаптирован в социуме, насколько велико его чувство доверия к матери.
  2. Начало детских лет. Период от года до трех лет. Время начала самостоятельной физической активности. Начинает проявляться идентичность ребенка, которая выражается в желании все выполнять без помощи взрослых. Разумное поощрение самостоятельности будет способствовать развитию личностной самооценки и правильной жизненной позиции. В случае чрезмерной опеки малыш может вырасти слабовольным человеком, который не способен к принятию самостоятельных решений.
  3. Игровым возрастом Э. Эриксон считает период до 6 лет. Возраст до школы характеризуется появлением чувства вины за совершенные провинности и наличием желания совместной деятельности. Малыши уже умеют выполнять задания, ориентируясь на заданную цель. В это время обязательно нужно поощрять желание ребенка творить, заниматься общественно-полезным трудом и расширять его возможности самостоятельной деятельности. Чрезмерный контроль приведет к появлению чувства вины и низкой самооценки.Таблица возрастной периодизации Выготского
  4. Период начала школьной жизни является важным этапом для детей, так как он знаменует выход из-под тотальной опеки родителей и переход на новую стадию социального развития. С 6 до 11-12 лет взрослеющие личности учатся правилам дисциплины, а также осознанному участию в социальной жизни. С этим периодом связано появление первых комплексов из-за страха потерять авторитет в глазах учителя, а также сомнения в собственных возможностях.
  5. Юношеский этап, продолжительность которого Эриксон определяет в пределах 12-20 лет, является главным периодом психосоциального взросления. Ребенок, который ощущает себя взрослым, еще не в состоянии определить грани социального мира, возрастающие требования которого он чувствует все сильнее. Начинается поиск смысла жизни и ответов на философские вопросы о собственном предназначении. Душевный дискомфорт, который испытывают подростки, приводит к ощущению бесполезности своего существования и выражается в асоциальном поведении. Наступает время кризиса идентичности, который не дает юношам и девушкам сделать правильный выбор профессионального и личностного пути.

Э. Эриксон считает, что правильное психосоциальное развитие ребенку должны обеспечить семья и учреждения образования.

Закономерности взросления по Выготскому

Известный советский психолог Л. Выготский не только предложил свою классификацию этапов возрастного развития, но и выделил особые закономерности, которые сопровождают взросление детей и подростков.

  • Наличие цикличности. Каждый этап характеризуется индивидуальными временными границами, особым темпом и содержанием, которые имеют способность видоизменяться во время всего периода взросления. Одни периоды интенсивны и ярко выражены, тогда как другие могут проявляться достаточно незаметно.
  • Скачкообразность развития доказывает неравномерность развития психологических функций. Во время каждого возрастного этапа на передний план выходит новая функция психологического сознания. Таким образом, в сознании ребенка происходит постоянная перестройка связей между функциями.
  • Метаморфозы взросления проявляются из-за цепи качественных преобразований в психике ребенка. При этом их количественная составляющая отходит на задний план. Психическое состояние малыша абсолютно разное на всех возрастных этапах.
  • Регулярная комбинация эволюции и инволюции, которые, взаимодействуя, выводят ребенка на новый уровень психологического и социального развития.

Таблица возрастной периодизации Выготского

Выготский считал, что единственная движущая сила развития любого ребенка – обучение. Для того чтобы обучение смогло выполнить возложенную на него функцию, оно должно быть ориентировано не на те этапы развития, которые подходят к завершению, а на те, что еще не начались. Таким образом, ориентация обучения должна быть направлена на перспективу.

Психолог оперировал термином «ближайшее развитие». Суть его сводится к грамотному определению тех умственных способностей ребенка, которые есть на данный момент, и тех, на которые он способен. Таким образом определяется возможный уровень сложности задач, предлагаемых учащемуся: они должны позволять развиваться способностям, а не демонстрировать уже полученные знания.

Не менее важное место в зоне ближайшего развития занимает психологическое взаимодействие с взрослыми, которое должно стать проводником в мир дальнейшего самостоятельного взросления.

Психологический возраст по определению Выготского

Свою возрастную периодизацию психолог базировал на психологическом возрасте детей, который раскрывает социальную адаптацию на том или ином этапе взросления.

По мере того, как ребенок взрослеет, старые предпосылки развития вступают в противоречие с новыми, более важными факторами, которые ломают уже сложившееся отношение к миру и выводят на новый этап взросления. Таким образом, меняется психологический возраст.

Психолог считал, что типы возрастных преобразований бывают двух видов: устойчивые и кризисные. Исходя из этого определения, им была выделена такая возрастная периодизация:

  • Кризис новорожденного ребенка;
  • Младенческий возраст до 1 года;
  • Кризис первого года жизни;
  • Начало периода детства, который продолжается до трех лет;
  • Кризис трех лет;
  • Возраст до школы до 7 лет;
  • Кризис семилеток;
  • Время обучения в школе включает в себя возраст до 11-12 лет;
  • Кризисный период тринадцатилетних подростков;
  • Половозрелые годы, которые длятся до 17 лет;
  • Кризис идентичности семнадцати лет.

К тому же Выготский считал, что периодизация детского возраста должна базироваться на трех факторах:

  • Внешние проявления взросления (например, по наличию или отсутствии зубов, их смена с молочных на постоянные);
  • Характеристика какого-либо критерия (к примеру, периодизация Ж. Пиаже, которая основана на умственном развитии);
  • Существенные факторы психомоторного развития (в качестве примера можно привести классификацию Л. Слободчикова).

Таблица возрастной периодизации Выготского

Свойства кризисных периодов

Периоды кризисов, которые впервые были определены Выготским, по-разному трактуются психологами. Одни считают их естественными показателями адаптациями к новым условиям, во время которых ребенок развивается и переходит на новый этап развития. Другие – отклонением от нормального развития. Третьи считают кризисы факультативным проявлением, то есть, необязательным в развитии ребенка.

В любом случае, отрицать наличие кризисных периодов в жизни детей было бы бессмысленно. В это время происходит формирование новых свойств психики, закладывание норм и устоев, изменение общего мировоззрения.

Несмотря на то, что каждый кризисный этап характеризуется индивидуальным проявлением, существует ряд признаков, которые объединяют все переломные периоды в жизни детей.

  • Отказ от сотрудничества с взрослыми;
  • Легкая уязвимость, обидчивость, которые проявляются в замыкании в себе или проявлении агрессии;
  • Неумение справиться с негативными эмоциями;

Таблица возрастной периодизации Выготского

  • Желание добиться полной самостоятельности, с которой, как правило, не представляют, что делать.

Во время кризиса дети теряют интерес к учебе, у них кардинально меняются интересы, возможны конфликтные ситуации с окружающими их людьми.

Возникновение кризиса, так же как и остроты его протекания, связано с множеством факторов. При этом определить, какой из них сыграл главную роль, иногда не представляется возможным.

В момент преодоления кризисного периода происходит переход личности на новую ступень физического, психологического и социального развития.

Рассмотрим с помощью таблицы основные проявления кризисных периодов на разных возрастных этапах.

Таблица возрастной периодизации Выготского

Во время протекания всех возрастных периодов основные рекомендации родителям сводятся к следующему:

  • Сохраняйте спокойствие;
  • Умейте выслушать;
  • Дайте ценный совет;
  • Не навязывайте свое общество;
  • Уважайте выбор своего ребенка;
  • Дайте ему разумную свободу действия, соответствующую возрасту;
  • Любите своего ребенка;
  • Говорите ему о своей любви как можно чаще.

Соблюдая эти простые правила, взрослые не только смогут легче пережить эти непростые времена, но и помогут в этом нелегком деле своим детям.

Подведем итоги

Любая возрастная классификация очень условна, так же как расплывчаты ее границы. Нельзя оценивать степень развития своего ребенка сухими среднестатистическими данными.

Однако, зная основные периоды развития детей, родители смогут подготовиться к грядущим изменениям в поведении и мироощущении своих наследников и избежать очень серьезных ошибок в процессе их воспитания.

Таблица возрастной периодизации Выготского

Источник: https://vospitannie.ru/vozrast/vozrastnaya-periodizatsiya-detej.html

Возрастная периодизация психического развития

Проблема возрастной периодизации психического развития чрезвычайно трудная и важная как для науки, так и для педагогической практики. Ее решение, с одной стороны, связано с представлениями о движущих силах и условиях психического развития, а с другой — влияет на стратегию построения системы образования подрастающего поколения.

Исторически первой была предложена — в рамках теории рекапитуляции — периодизация, основанная на биогенетическом законе. Но, будучи построенной на одном внешнем признаке психического развития, она не могла раскрыть его сущность.

Позднее была предложена довольно удачная периодизация, основывающаяся на ступенях воспитания и обучения детей, поскольку, действительно, процессы детского развития тесно связаны с воспитанием ребенка, а оно само опирается на огромный педагогический опыт.

Если же за основу периодизации выбирается какой-нибудь один, пусть и объективный, внутренний признак или какая-либо сторона развития (например, психосексуальное в психоанализе З.Фрейда), то такая периодизация затрагивает лишь эту одну сторону психического развития.

Так, чрезвычайно популярные в современной психологии периодизации психического развития Ж. Пиаже и Э.Эриксона раскрывают закономерности становления одна — интеллекта, а другая — личности ребенка.

В отечественной психологии впервые научную периодизацию на основе существенных признаков детского развития предложил Л. С. Выготский.

Для возраста как объективной категории, по его мнению, характерны следующие моменты: хронологические рамки отдельного этапа развития, специфическая социальная ситуация развития, качественные новообразования. Под социальной ситуацией развития Л.С.

Выготский понимал складывающееся к началу каждого возрастного этапа развития своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его социальной средой.

На всем протяжении периода возрастного развития социальная ситуация определяет динамику психического развития и возникающие новообразования, а также формы и путь, по которому они приобретаются.

В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.

Каждый возраст представляет собой целостную структуру, а не совокупность отдельных особенностей. В нем есть центральное новообразование, ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку личности ребенка на новой основе.

Вокруг центрального новообразования группируются все остальные, частные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка. С центральным новообразованием связаны центральные линии развития, а все остальные — с побочными. На следующей стадии центральные линии развития предыдущего возраста становятся побочными, а побочные выдвигаются на первый план.

Таким образом, значение и удельный вес отдельных линий развития в структуре возраста меняются, перестраиваются на каждой стадии.

В процессе развития происходит чередование стабильных и критических периодов. В стабильных периодах постепенно, медленно и неуклонно накапливаются количественные изменения, чтобы обнаружиться в критических периодах в виде скачкообразно возникающих необратимых новообразований.

В критические периоды происходит перестройка социальной ситуации развития, связанная с изменением взаимоотношений ребенка с социальной средой и его отношением к самому себе. Критические периоды характеризуются прежде всего тем, что границы, определяющие начало и конец кризиса, неотчетливы. Они начинаются и заканчиваются незаметно.

Но хотя кризисы — относительно краткие стадии, при неблагоприятных стечениях обстоятельств они могут растягиваться.

Читайте также:  Предмет изучения парапсихологии и что это такое

Критические периоды достаточно бурные, поскольку изменения, происходящие в развитии, оказываются очень значительными. Для взрослых ребенок в эти периоды трудновоспитуем. Он находится в постоянном конфликте с окружающими, а также зачастую с самим собой. Упрямство, капризы, аффективные вспышки и подобные формы поведения становятся типичными.

Педагогические воздействия, которые раньше успешно применяли взрослые по отношению к ребенку, теперь оказываются недейственными. Развитие во время кризиса имеет как бы негативный характер: то, что приобретено на предыдущей стадии, распадается, исчезает.

Кризисные периоды характеризуются обострением противоречий между новыми потребностями ребенка и старыми, отжившими формами его взаимоотношений со взрослыми.

Теоретические представления о сущности детства и возрастной периодизации Л. С. Выготского получили дальнейшее развитие в трудах Д.Б.Эльконина. Он считал, что следует говорить о системе «ребенок в обществе», а не «ребенок и общество», чтобы не противопоставлять ребенка обществу.

Детство имеет конкретно-исторический характер, а все деятельности ребенка — социальное происхождение. Они общественны не только по происхождению, но и по содержанию и форме. Присвоение ребенком достижений человеческой культуры имеет активный, деятельностный характер.

Он активно познает окружающий мир — мир предметов и взаимоотношений между людьми, включаясь в две системы отношений: «ребенок—вещь» и «ребенок—взрослый». При этом вещь содержит в себе кроме физических свойств общественно выработанные способы действия с ней, т. е.

о ней можно говорить как об общественном предмете, которым ребенок должен научиться действовать, а взрослый не только имеет индивидуальные особенности, но и выступает как представитель какой-то профессии, носитель каких-то видов общественной деятельности, их задач, мотивов и норм отношений, т. е. как общественный взрослый.

Деятельность ребенка внутри систем «ребенок—общественный предмет» и «ребенок—общественный взрослый» представляет собой единый процесс, в котором формируется личность ребенка, но этот единый процесс расщепляется, раздваивается на две группы деятельностей.

Первую составляют деятельности, развертывающиеся в системе «ребенок— общественный взрослый». Внутри них происходит ориентация ребенка в основных смыслах человеческой деятельности и освоении задач, мотивов и норм отношений между людьми.

Вторую составляют деятельности, развертывающиеся в системе «ребенок — общественный предмет».

Внутри них происходит усвоение ребенком общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, выделяющих в предметах те или иные свойства.

В деятельности первого типа в основном развивается мотивационно-потребностная сфера, а в деятельности второго типа формируются операционально-технические возможности ребенка.

Д. Б. Эльконин формулирует закон чередования, периодичности разных видов деятельности в психическом развитии: за деятельностью одного типа следует деятельность другого типа, за ориентацией в системе отношений следует ориентация в способах употребления предметов.

Таким образом, в развитии ребенка есть три эпохи: раннее детство, детство и подростничество. Каждая их эпох делится на два периода, характеризующихся тем, что ребенок усваивает. К каждому периоду ребенок приходит с определенным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений «ребенок—общественный взрослый», и тем, что он усвоил из системы отношений «ребенок—общественный предмет».

Под возрастом Д. Б. Эльконин понимал соответствующий относительно замкнутый период в жизни ребенка, значение которого определяется прежде всего его местом в общем ходе детского развития.

Каждый возраст характеризуется следующими показателями: социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, возрастными новообразованиями и кризисами как переломными моментами в развитии. Таковыми выступают кризисы отношений трех и одиннадцати лет и кризисы, связанные с ориентацией в мире вещей, одного года и семи лет.

В соответствии с указанными показателями рассмотрим в дальнейшем характеристики возрастных периодов младенческого, раннего и дошкольного возраста.

Источник: https://psyera.ru/2313/vozrastnaya-periodizaciya-psihicheskogo-razvitiya

Возраст и возрастная периодизация развития | Горизонты

Анализ индивидуального развития человека показывает, что категория возраста с точки зрения жизненного пути конкретного человека может быть рассмотрена с нескольких позиций.

Хронологический (абсолютный или календарный) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т. п.), отделяющих момент возникновения объекта от момента измерения его возраста. Это чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение абсолютного возраста называется датировкой.

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со средним статистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, – за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Благодаря полученным статистическим данным о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить, были установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т. е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, напротив, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, то говорят, что биологический возраст человека превышает его хронологический возраст.

Социальный возраст измеряется посредством соотнесения уровня социального развития человека (например, меры овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

Психологический возраст устанавливается путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т. д.) развития индивида с соответствующим нормативным уровнем.

Существует также субъективный возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета.

Под этим понятием подразумевается собственная оценка человеком своего возраста, возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни. Основой субъективного возраста является самоощущение.

Следовательно, субъективный возраст относительно свободен от хронологического возраста. Человек может ощущать себя старше своих лет, младше или соответственно своему возрасту.

Предметом психологического исследования является психологический возраст человека, а основной задачей в связи с этим выступает поиск системы отсчета и хронологических единиц измерения, т. е. построение периодизации психического развития.

Возрастная периодизация

Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Вопрос заключается в том, что обусловливает качественное своеобразие.

 В истории психологии неоднократно предпринимались попытки построить периодизацию психического развития. Их систематизация была предпринята Л.С. Выготским в работе «Проблема возраста».

Все существующие к тому времени периодизации ученый разделил на три группы, и сделал это настолько методологически удачно, что в предложенную систематизацию, как правило, успешно вписываются современные периодизации.

Первую группу составили периодизации, созданные не путем расчленения самого процесса развития на этапы, а по аналогии со ступенчатым построением других хронологических систем. Таковой является, в частности, известная периодизация С. Холла, созданная по аналогии с представлениями о ступенях развития общества.

Он выделял стадию рытья и копания (0–5 лет), стадию охоты и захвата (5 – 11 лет), пастушескую стадию (8 – 12 лет), земледельческую стадию (11–15 лет), стадию промышленности и торговли (15–20 лет), соотнося их с животной стадией развития общества, периодом охоты и рыболовства, временем завершения дикости и начала цивилизации, порой романтизма и т. п.

Ко второй группе (самой многочисленной) Л.С. Выготский отнес периодизации, которые основаны на каком-либо одном (реже нескольких) отдельно взятом признаке развития. Пример периодизации такого типа являет собой схема П.П.

Блонского, построенная с учетом дентиции (появления и смены зубов) и соответственно включающая в себя беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство.

К этой же группе можно отнести и периодизацию психосексуального развития 3.

Фрейда, предполагающую следующие фазы развития личности: 1) оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны – в области рта; формы поведения – захват, удержание, сосание, кусание; 2) анальная фаза (2 – 3-й годы жизни): эрогенные зоны – в области заднего прохода; формы поведения – интерес к функциям отправления; 3) фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны – в области первичных половых органов; формы поведения – исследование своих гениталий; 4) латентная фаза (с 5–6 лет до 11–12 лет, т. е. стадия полового созревания): эрогенные зоны не выделяются и специфические формы поведения отсутствуют; 5) генитальная фаза (фаза половозрелости): активизируются все эрогенные зоны и формы поведения.

Особое место в периодизациях второй группы занимает периодизация Ж. Пиаже, в основе которой лежит развитие интеллектуальных структур.

Развитие интеллекта представляется в периодизации фактором достижения равновесия с окружающей средой и описывается посредством четырех стадий: 1) предоперациональной стадии мышления (сенсомоторного интеллекта) с его рефлексами и приспособительными реакциями; 2) стадии предпонятийного и интуитивного мышления (внутренних действий с образами, символами); 3) стадии конкретных операций и 4) стадии формальных операций.

По аналогии со стадиями, выделенными Ж. Пиаже, в основе периодизации Л. Колберга лежит становление морали.

С этих позиций в периодизации выделяются доморальный уровень (связанный с ориентацией на избегание наказания и получение поощрения), уровень конвенциональной морали (связанный с ориентацией на образец или авторитет) и уровень автономной морали (связанный с ориентацией на общественный договор и общепринятые моральные нормы).

Вариантов периодизации второй группы множество. Все они названы Л.С. Выготским моносимптоматическими, поскольку в основании большинства из них лежит лишь один, хотя и важный, признак развития.

В третью группу Л.С. Выготский включил периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого психического развития. К этой группе можно отнести периодизацию Э. Эриксона, важным достоинством которой является охват всей жизни личности, а не только ранних возрастов. Э.

Эриксон выделил 8 фаз развития: 1) первая фаза (младенчество, первый год жизни) характеризуется первичным доверием или недоверием ребенка к окружению; 2) вторая фаза (раннее детство: 2 – 3-й годы жизни) характеризуется автономией или стыдом и сомнением; 3) третья фаза (дошкольный возраст: 4 – 5-й годы жизни) характеризуется инициативой или чувством вины; 4) четвертая фаза (школьный возраст: с 6-ти до 11–12 лет, т. е. до половозрелости) характеризуется чувством ценности и трудолюбия или малоценности; 5) пятая фаза (юношество) характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности; 6) шестая фаза (молодость: 20–30 лет) характеризуется близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией; 7) седьмая фаза (зрелость: 30–40 лет) характеризуется творческим началом, интегративностью или застоем; 8) восьмая фаза (старший взрослый возраст (плюс старость): от 40 лет и старше) характеризуется целостностью личности или раздвоенностью и отчаянием.

Периодизация детского развития Л.С. Выготского

Л.С. Выготский предложил также собственную периодизацию. Он выделил в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. По мнению Л.С.

Выготсского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются: 1) кризис новорожденности, 2) стабильный период младенчества, 3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство, 5) кризис трех лет, 6) стабильный дошкольный возраст, 7) кризис семи лет, 8) стабильный младший школьный период, 9) пубертатный кризис, 10) стабильный подростковый возраст, 11) кризис 17 лет, и т. д.

Линию Л.С. Выготского в современной отечественной психологии продолжили А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин. Их позиция в вопросе о периодизации может быть выражена в нескольких тезисах:

  • 1) несостоятельность многих периодизаций психического развития связана с тем, что за их основания брались хотя и характерные, но внешне отдельные признаки развития, а не внутреннее существо этого процесса, в то время как основания периодизации надо искать только во внутренних противоречиях самого развития;
  • 2) периодизацию психического развития необходимо строить с учетом смены одной целостной деятельности другой, личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части;
  • 3) при рассмотрении источников развития психики каждый период следует связывать с наиболее значимым для него типом целостной деятельности ребенка (ведущей деятельностью);

4) целостная деятельность ребенка, специфическая для каждого его возраста, определяет те психические изменения, которые возникают в нем впервые, – новообразования.

 Именно эти новообразования служат основным критерием для деления детского развития на отдельные возрасты; на каждой возрастной ступени всегда есть центральное новообразование, определяющее процесс развития в целом и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе.

С точки зрения А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина, основой психического развития является смена деятельности, детерминирующая возникновение новообразований; в то же время достигнутые новообразования являются предпосылкой становления нового типа деятельности, переводящего ребенка на новый этап развития.

Новый тип деятельности, который лежит в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, называется ведущим.

Ведущая деятельность – это 1) деятельность, в которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности; 2) деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре – воображение, в учении – логическое мышление); 3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка. Таким образом, ведущая деятельность – это деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии ее развития.

Читайте также:  Доминирование и доминация в нашей сегодняшней жизни

Периодизация детского развития по А.Н. Леонтьеву

В основе периодизации А.Н. Леонтьева лежит собственно тип ведущей деятельности.

Соответственно в ней выделяются: 1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого; 2) раннее детство с предметной деятельностью; 3) дошкольное детство с игрой; 4) школьный возраст с учением; 5) подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками; 6) юношеский возраст с учебно-профессиональной деятельностью.

Д.Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л.С.

Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев, в их числе: 1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2) основной (ведущий) тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис (Подробнее здесь).

Разделяя каждый период на две стадии, Д.Б. Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической сферы.

Ученым был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации всегда возникают противоречия.

Отечественная возрастная психология в качестве основной периодизации психического развития ребенка принимает периодизацию Д.Б. Эльконина.

Однако данная периодизация ограничивается рассмотрением только ранних возрастов.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что одной из наиболее актуальных проблем современной психологии является разработка подробной, научно обоснованной периодизации психического развития взрослого человека.

Этапы и стадии детского развития по Д.Б. Эльконину

– этап раннего детства состоит из двух стадий: младенчества с кризисом новорожденности (мотивационно-потребностная сфера личности) и раннего возраста, начало которого знаменует кризис 1-го года жизни (операционально-техническая сфера);

– этап детства начинается кризисом 3-х лет, знаменующим начало дошкольного возраста (мотивационно-потребностная сфера). Вторая стадия открывается кризисом 7-ми лет и переходит в младший школьный возраст (операционально-техническая сфера);

– этап отрочества делится на стадию подросткового возраста (мотивационно-потребностная сфера), началом которого является кризис 11 – 12-ти лет, и стадию ранней юности (операционально-техническая сфера), связанную с кризисом 15-ти лет.

По Д.Б. Эльконину, кризисы 3-х и 11 – 12-ти лет – это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях; а кризисы первого года, 7-ми и 15-ти лет – кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.

Периодизация детского развития по Э. Эриксону 

В западной возрастной психологии классической считается периодизация Э. Эриксона (Эпигенетическая теория). В ней Э. Эриксон выдвинул три новых положения, ставшие тремя важными вкладами в изучение человеческого «Я»:

  1. Наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической и генитальной), в ходе которого меняется направленность влечения (от аутоэротизма до влечения к внешнему объекту), существуют тесно связанные психологические и социальные стадии развития «Я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.
  2. Становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл.
  3. Каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения..

Стадии психосоциального развития по Эриксону включают:

  1. Младенческий возраст — формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщённости и отчуждения.
  2. Ранний возраст — борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность.

  3. Дошкольный возраст — Задача возраста «игрового» развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания.

  4. Школьный возраст — формирование трудолюбия и умения  обращаться с орудиями труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности.

  5. В подростковом и раннем юношеском возрасте появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи — неуверенность в  понимании собственного «Я» […]
  6. Задача конца юности и начала зрелости — поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества.

Зрелый возраст — борьба творческих сил человека против косности и застоя. Период старости характеризуется становлением окончательного цельного представления о себе, своём жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию.

Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эгоидентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение. При воспитании ребёнка нельзя забывать, что «негативные» чувства всегда существуют и служат динамическими противочленами «позитивных» чувств на протяжении всей жизни.

Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности, Кризисы, по Э. Эриксону, — это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а поворотные пункты, «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».

См. подробнее:

См. также эссе под рубрикой «Горизонты«:

  1. Стадии духовного роста личности в контексте возрастных кризисов

См. также разделы Справочника :

Источник: http://ingorizont.ru/?p=424

Понятие о критериях возрастной периодизации психического развития. Л.С.Выготски о критериях возрастной периодизации

Периодизация психического развития — выделение в целостном жизненном цикле ч-ка последовательности стадий (периодов) психического развития.

Цель периодизации — обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Вопрос лишь в том — что обусловливает это качественное своеобразие. В свое время А.Гезелл, 3.Фрейд, Ж.Пиаже, Л.С.Выготский и др. выделяли разнообразные основания для построения периодизации.

Систематизация этих попыток была предпринята Л.С.Выготским в работе «Проблема возраста». Все существующие к тому времени периодизации Л.С.

Выготский разделил на 3 группы, и это деление оказалось столь методологически удачным, что появляющиеся современные периодизации часто успешно вписываются в предложенную им систематизацию.

Первую группу составили периодизации, созданные не путем расчленения самого развития личности на этапы, а по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития. Таковой, в частности, является известная периодизация С.Холла, созданная по аналогии с развитием общества.

Он выделял стадию рытья и копания (0—5 лет), стадию охоты и захвата (5—11 лет), пастушескую стадию (8—12 лет), земледельческую стадию (11—15 лет), стадию промышленности и торговли (15-20 лет), соотнося их с животной стадией развития общества, периодом овладения охотой и рыболовством, концом дикости и началом цивилизации, периодом романтизма и т.п. Понятно, что подобные аналогии очень заманчивы, но поверхностны. Ко второй группе (самой многочисленной) Л.С.Выготский отнес периодизации, к-ые основаны на каком-либо одном (или нескольких) отдельно взятом признаке развития. Пример простейшей периодизации такого типа он берет у П.П.Блонского, к-ый в качестве основания использовал дентицию и выделял соответственно беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство. В эту же группу Л.С.Выготский помещает периодизацию, предложенную В.Штерном, основанием к-ойяв-ся собственно психологический, а не биологический критерий — собственная активность ч-ка. Так, к примеру, В.Штерн говорит о периоде, когда ребенок только играет, о периоде сознательного учения с разделением игры и труда, о периоде юношества с развитием самостоятельности и началом трудовой д-ти. В.Штерну же принадлежит и периодизация, в основание к-ой положено развитие речи с выделением фазы первого слова, фазы однословных и двусловных предложений, фазы грамматизации и т.д. Третью группу, по Л. С. Выготскому, должны составить периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого развития. Именно они позволили бы ответить на вопросы, что, как, почему, в каком направлении изменяется. Л.С.Выготский предложил собственную периодизацию, руководствуясь диалектической моделью развития и идеей скачков-переходов к новому качеству. Он выделял в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований.

По мнению Л. С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются:

  • 1) кризис новорожденности
  • 2) стабильный период младенчества,
  • 3) кризис первого года жизни,
  • 4) стабильное раннее детство,
  • 5) кризис трех лет,
  • 6) стабильный дошкольный возраст,
  • 7) кризис семи лет,
  • 8) стабильный младший школьный период,
  • 9) пубертатный кризис,
  • 10) стабильный подростковый возраст,

11) кризис 17 лет и т.д.

№ 24 Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования как критерии возрастной периодизации

Первым основным понятием механизма психического развития является — социальная ситуация развития ребенка. Под социальной ситуацией развития Л. С.

Выготский имел в виду складываю­щееся к началу каждого нового этапа своеобразное, специфическое для данного воз­раста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Социальная си­туация развития представляет собой исходный момент для всех изменений, возмож­ных в данный период, и определяет путь, следуя которому человек приобретает ка­чественные образования развития.

Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития, т. е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми.

Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Только оценив социальную ситуацию развития, мы сможем выяснить и понять, как возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка. Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности.

Ведущая деятельность— это та деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у ребенка основных психологических новообразований (главнейшие изменения в психических процессах и пси­хологические особенности личности) на данной стадии развития.

Это: 1) деятельность, в форме которой возникают и внутри которой диффе­ренцируются другие новые виды деятельности; 2) деятельность, в ко­торой формируются или перестраиваются частные психические про­цессы (например, в игре – воображение, в учении – логическое мыш­ление); 3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка.

Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности.

Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации.

Важно отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии, и прежде всего появление новых психических образований.

Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств и свойств.

Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности: — непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Благодаря ему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий. — предметно-манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет). — игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет). — учебная деятельность младших школьников от б до 10-11 лет. — общение подростков в возрасте от 10-11 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.). В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что в конечном счете приводит к их качественным изменениям. Растущие психические возможности естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка со взрослыми — несоответствие новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис развития.

Новообразование Л. С. Выготский определял как качественно новый тип лично­сти и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития.

Читайте также:  Социофобия: кто такие социофобы и как избавиться от социофобии?

Психологическое новообразование — это: — во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период; — во-вторых, новообразование — обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста (Выготский Л. С). Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. Оно выступает «основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты» (Выготский Л. С). Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов (например, наглядно-действенное мышление в раннем детстве) до отдельных свойств личности (скажем, рефлексия в подростковом возрасте).

Появление принципиально новых психических характеристик существенным образом меняет психологическую картину возраста. Уже сама по себе эта новая картина может вызвать неадекватную реакцию родителей, педагогов или врачей.

Для родителей и педагогов новое в поведении ребенка нередко кажется проявлением упрямства или капризов.

А для врачей новые свойства или качества, проявляющиеся в поведении ребенка, могут стать причиной постановки неверного диагноза и ошибочного лечения, особенно если это «новое» поведение разворачивается на фоне патологического процесса.

Вероятность диагностических ошибок в такие периоды возрастного развития увеличивается, так как врач может не знать ни о вновь возникающих психологических качествах, ни об особенностях периода развития, который предшествует их появлению (кризис развития).

Основные понятия, описывающие процесс психического развития ребенка: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, периоды кризисного и стабильного развития ребенка, психологические новообразования.

Примерный характер взаимодействия между ними: развитие психики — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Именно психические новообразования как бы завершают каждый возрастной этап развития ребенка, именно они являются основным результатом ведущей деятельности, развивающейся в рамках конкретной ситуации развития, развернутой во времени. Т.е.

именно новообразования составляют сущность каждого возрастного периода в жизни ребенка — с их появлением завершается один период развития и открывается следующий. Новые психологические приобретения появляются в кризисные периоды, которыми завершается стабильный этап. Именно в этот момент и происходит тот самый перелом в психическом развитии.

Источник: https://cyberpedia.su/14×11653.html

4.9.1. «Возрастная периодизация» Выготского как периодическая система стадий

Реконструкцию периодической системы стадий детского развития можно осуществить путем преобразования таблицы 7 (в 4.8.5) так, чтобы стадии были теперь систематизированы не по признакам их начал, а по признакам их концов (4.8.4).

Т. е. верхних границ стадиальных ЗБР: именно эти границы – стадиальные уровни потенциального развития – наиболее важны для выяснения того, что находится в стадиальной ЗБР.

Можно понимать такое преобразование таблицы 7 и как систематизацию стадий по «складыванию» и разрушению социальной ситуации развития, т. е. по формированию внешней регуляции данным средством (к концу «кризиса») и ее отвержению ребенком (к концу «возраста») [160].

  • Выполнив такое преобразование таблицы 7, получим таблицу 8.
  • Таблица 8
  • «Возрастная периодизация» Выготского как периодическая система стадий детского развития (короткая форма)
Периоды Ряды Средство внешней регуляции «Группы» и «подгруппы» стадий
I Нестабильные II Стабильные
I 1 Вещь первосигнальная КН  2  МВ
2 Слово бытовое К1  3 РВ  4
II 3 Вещь игровая 5   К3  6  ДВ
4 Слово учебное К7  7 ШВ  8
III 5 Вещь серьезно-игровая 9  К13  10  ПВ
6 Слово серьезное К17  11 [ЮВ  12]
Социальная ситуация развития (с внешней регуляцией указанным средством) [161] «Складывается» (в конце стадии – сложилась) Разрушается (в конце стадии – «аннулируется»)
Внешняя регуляция указанным средством в конце стадии (со стороны взрослого) Ребенок стал объектом регуляции Ребенок перестал быть объектом регуляции
Внешняя регуляция в начале стадии (со стороны взрослого) Ребенок перестал быть объектом регуляции со средством, характерным для предшествующей стадии Ребенок стал объектом внешней регуляции со средством, характерным для данной стадии

Выше уже обсуждалась аналогия между периодической системой стадий детского развития и периодической системой Д.И. Менделеева (1.3).

Для удобства понимания таблице 8 придан вид, сходный с известной каждому старшекласснику короткой формой таблицы Менделеева, в которой «подгруппы» выделяются внутри «групп» [162] путем размещения символов элементов (у нас – стадий) в клетках таблицы слева или справа.

Рядом с обозначениями стадий указаны их порядковые номера в соответствии с таблицей 1 (в 3.4.1).

Применяется также «длинная форма» таблицы Менделеева, в которой строка соответствует не ряду (полупериоду), как в табл. 8, а всему периоду. Аналогичная форма периодической системы стадий детского развития приведена в таблице 9.

Таблица 9

Периодическая система стадий детского развития (длинная форма)

Периоды «Группы» и «подгруппы» стадий
  1. Ia Нестабильные
  2. («кризисы»)
  • IIa Стабильные
  • («возрасты»)
  1. Ib Нестабильные
  2. («кризисы»)
  • IIb Стабильные
  • («возрасты»)
I 1  КН  2  МВ К1  3 РВ  4
II К3  6  ДВ К7  7 ШВ  8
III 9  К13  10  ПВ К17  11 [ЮВ  12]
Процессы Формирование (в «кризисе») и разрушение (в «возрасте») социальной ситуации развития с внешней регуляцией посредством вещи Формирование (в «кризисе») и разрушение (в «возрасте») социальной ситуации развития с внешней регуляцией посредством слова

В таблице 9 «группы» стадий обозначены теми же римскими цифрами, что и в табл. 8, но с добавлением латинских букв для обозначения двух «подгрупп»: «a» и «b».

Если стадии находятся в одной «подгруппе», то между ними есть существенное сходство. Например, находящиеся в одной «подгруппе» «кризисы» 3 и 13 лет оба являются особенно «резкими» [163].

В чем проявляется их аналогичность «кризису новорожденности» в той же «подгруппе»: он начинается чрезвычайно резким переходом к новой среде (рождение) и сопровождается весьма агрессивными «требованиями» новорожденного, к которым вынуждены приспосабливаться взрослые.

Разумеется, сходство между стадиями одной подгруппы является неполным и предполагает качественные различия между ними [164].

Сноски

[160] См. 4.5 – 4.7.

[161] О связи социальной ситуации развития с внешней регуляцией см. в 4.5; о социальной ситуации развития как «новообразовании» и «фундаменте» – в 4.6. Как «новообразование» «кризиса», она «складывается», как «фундамент» стабильного «возраста» – разрушается.

[162] Выготский задал для своей теории форму периодической системы (см. Предисловие для ученых и начало части II). Однако Выготский не применял термины «группа» и «подгруппа» не в психологическом смысле, а в том, в каком они употребляются в таблице Менделеева. Поэтому эти термины взяты в кавычки.

[163] Ср.

: в «детской психологии накоплен значительный материал, дающий основание для выделения двух резких переходов в психическом развитии детей»; это «кризис трех лет» и «переход от младшего школьного возраста к подростковому, известный в литературе под названием «кризиса полового созревания»»; «сопоставление симптоматики этих двух периодов показывает наличие между ними большого сходства» (Эльконин Д.Б., [305], с. 18).

[164] Что имеет место и в таблице Менделеева: так, золото и серебро – в одной подгруппе, и они действительно сходны, но при этом золото не есть серебро и качественно отличается от последнего.

Касвинов С. Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков. — Харьков: Райдер, 2013. Публикуется на сайте psixologiya.org с разрешения автора.

Обновлено 17.02.2014 00:01

Источник: https://psixologiya.org/vozrastnaya/sistema-vygotskogo/1946-491-vozrastnaya-periodizacziya-vygotskogo-kak-periodicheskaya-sistema-stadij.html

Периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина

Опубликовано в ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Конспекты.

III Группа периодизаций выделяет периоды на основе СУЩЕСТ-ВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков. 

1)
В.И. Слободчиков

  • 1 ступень — оживление (0-12мес)  
  • 2 ступень — одушевление (11-12мес — 5-6 лет)
  • 3 ступень — персонализация (5,5 — 18 лет)
  • 4 ступень  — индивидуализация (17-42года)

2)
Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Бо-рисовича Эльконина. В них используются три критерия — социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное но-вообразование.

  1. Социальная ситуация развития – это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанав-ливаются у ребенка с социальной средой.
  2. Понятие «ведущая деятельность» было введено Леонтьевым: дея-тельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на раз-витие психики.
  3. Новообразование – те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
Период Воз-раст Ведущая деятель-ность Новообразование Социальная си-туац. развития
Младен-чество 0-1 эмоциональное об-щение ребенка со взрослым  ходьба, первое слово Освоение норм отношений меж-ду людьми
ранний возраст 1-3 предметная деятель-ность «внешнее Я сам» по Выготскому Усвоение спосо-бов деятельно-сти с предмета-ми
Дошкольн. возраст 3-6(7) ролевая игра произвольность пове-дения Освоение соци-альных норм, взаимоотноше-ний между людьми
младший школьный возраст 6(7)-10(11) учебная деятель-ность произвольность всех психических процес-сов, кроме интеллекта Освоение зна-ний, развитие интелектуально-познават. дея-тельности.
средний шк. возр. подросток 10(11)- 14(15) интимно-личностное общение в учебной и других видах дея-тельности чувство «взрослости», возникновение пред-ставление о себе «не как о ребенке» Освоение норм и отношений меж-ду людьми
старший школьник (ранняя юность) 14(15)- 16(17) учебно-профессиональная деятельность профессиональное и личностное самоопре-деление Освоение про-фессиональных знаний, умений
Поздняя юность или ранняя зрел. 18-25 лет Трудовая деятель-ность, профессио-нальная учеба. Освоение проф.-трудов. умений
зрелость после 25  20-50 лет — зрелость 50 — 75 — поздняя зрелость 75 — …  — старость

Источник: https://agespsyh.ru/lektsii-po-vozrastnoj-psikhologii/23-vozrastnaja-psihologija-konspekty/392-periodizacija-l-s-vygotskogo-i-d-b-jelkonina.html

Кризис возраста

Раннее детство (1-3 года)

Ведущей становится предметная деятельность, которая влияет как на психическое развитие, так и на общение с взрослыми. Развиваются восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновением их произвольности.

Ребенок учиться делить предметы на классы.

С года начинает активно развиваться процесс восприятия, познания окружающего мира. Ребенок в возрасте от одного года до двух лет для выполнения одного и того же действия использует различные варианты, а с полутора до двух лет у него появляется способность решать проблему путем догадки (инсайта), т. е. ребенок внезапно находит решение данной проблемы, избегая метода проб и ошибок.

Научившись воздействовать одним предметом на другой, он оказывается способным предвидеть исход ситуации.

Ребенок может различать различные формы и основные цвета.

Благодаря развитию восприятия к концу раннего возраста у ребенка начинает складываться мыслительная деятельность. Это выражается в появлении способности к обобщению, переносу полученного опыта из первоначальных условий в новые, в установлении связи между предметами путем экспериментирования, запоминании их и использовании при решении проблем.

В раннем детстве продолжается развитие мышления, которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное, т. е. действия с материальными предметами заменяются действиями с образами. Внутреннее развитие мышления идет таким образом: развиваются интеллектуальные операции и формируются понятия.

Развитие памяти. К двум годам у ребенка развивается оперативная память. Ему доступны легкие логические и тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную несколько минут назад.

С 11 месяцев начинается переход от дофонемной речи к фонемной и становление фонематического слуха, который заканчивается к двум годам, когда ребенок может различать слова, отличающиеся друг от друга одной фонемой.

В течение второго года жизни ребенок начинает усваивать словесное обозначение окружающих предметов, а затем имен взрослых, названия игрушек и только потом – частей тела, т. е. существительных, а к двум годам при нормальном развитии понимает значение практически всех слов, относящимся к окружающей действительности.

Этому способствует развитие семантической функции детской речи, т. е. определение смысла слова, его дифференциация, уточнение и присвоение словам обобщенных значений, которые с ними связываются в языке. До 1,5 лет ребенок усваивает от 30 до 100 слов, но употребляет их редко.

К 2 годам он знает 300 слов, а к 3 – 1200–1500 слов.

В раннем детстве происходит становление самосознания. Развитие самосознания введет к формированию самооценки.

У детей начинает развиваться эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека.

Возникновении совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в том, что данная деятельность становится предметной. Суть совместной деятельности состоит в усвоении общественно выработанных способов употребления предметов, т. е. взрослый учит ребенка правильно пользоваться окружающими предметами, а также объясняет, для чего они нужны и где их надо использовать.

Без взрослого ребенок не может овладеть человеческими способами употребления предметов. Поэтому взрослы должен а этом активно помогать ребенку и организовывать предметную деятельность, развивать речевое общение, выделять из ситуации и анализе отдельные деталеи, из которых ребенок потом выделит главные и второстепенные.

Источник: https://goodworkstudios.ru/ponyatiya-psychology/245-krizisvozrasts.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector