Метод исследования самооценки дембо-рубинштейн

Бывает ли идеальная самооценка и как определить ее реальный уровень? Делимся одной из самых известных методик. Это методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн.

Метод исследования самооценки Дембо-Рубинштейн

Когда мы рассуждаем о самооценке личности, возникает вопрос о  способах выявления ее реального уровня. Действительно имеет ли смысл говорить о повышении самооценки, если ее уровень у человека уже является нереалистично высоким. Думаю, каких либо стопроцентных методик не существует, но попытки их создания предпринимались.

Тест для определения уровня самооценки

  • Проведение теста
  • Интерпретация результатов
  • Высота самооценки
  • Уровень притязаний
  • Соотношение между параметрами самооценки

Хочу привести одну из самых известных. Это методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн.

Тамара Дембо (1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) — известная исследовательница в области психологии, в свое время предложила использовать эту методику. Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911 — 1990) — советский психолог, модифицировала методику Дембо.

Метод исследования самооценки Дембо-Рубинштейн

Тамара Вульфовна Дембо

Проведение теста

Методика внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье.

Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека.

То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.

Подписывайтесь на наш аккаунт в  !

Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.

Метод исследования самооценки Дембо-Рубинштейн

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

Для удобства на бланке нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.

На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.

Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.

Интерпретация результатов

  • Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.
  • Основные параметры самооценки — это ее высота, устойчивость и реалистичность.
  • После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний — от нижней точки шкалы до знака «х»; высоту самооценки — от «о» до знака «-«; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.

Высота самооценки (-)

Количество баллов примерно от 50 до 75 («средний» и «высокий» уровень) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такой уровень может указывать на искажения в формировании личности — закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.

В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа. Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?

Уровень притязаний (х)

Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.

В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальный показатель (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) — между этими отметками.

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.

Метод исследования самооценки Дембо-Рубинштейн

Соотношение между параметрами самооценки

Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы «х» должны находиться между символами «о» и «-«. Расстояние между х и о — это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого.

«Х» — это то, что «человек сможет», а то, что выше нее, — «недоступно». Ниже «х» вплоть до актуальной самооценки — то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого.

Чем больше интервал возможного и меньше — невозможного, тем выше уровень оптимизма.

Высота «кружков» должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если «кружок» находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком нереалистичности.

Неравномерные оценки, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

«О» — идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель.

То есть символом «х» мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а «о» по-прежнему стоит выше «х». Если этого не происходит, мы говорим об «инфляции мечты».

опубликовано econet.ru.

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/issledovanie-samootsenki-po-metodike-dembo-rubinshteyn

Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн

Когда мы рассуждаем о самооценке личности, возникает вопрос о  способах выявления ее реального уровня. Действительно имеет ли смысл говорить о повышении самооценки, если ее уровень у человека уже является нереалистично высоким.

Думаю, каких либо стопроцентных методик не существует, но попытки их создания предпринимались.

Хочу привести одну из самых известных. Это методика исследования самооценки Дембо – Рубинштейн.

Тамара Дембо (1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) – известная исследовательница в области психологии, в свое время предложила использовать эту методику. Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911 – 1990) – советский психолог, модифицировала методику Дембо.

Проведение теста

Метод исследования самооценки Дембо-Рубинштейн

Дембо Тамара Вульфовна

Методика внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье.

Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека.

То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.

Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.

Метод исследования самооценки Дембо-Рубинштейн

образец теста Дембо-Рубинштейн

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

Для удобства на бланке нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.

На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.

Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.

Интерпретация результатов

  • Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.
  • Основные параметры самооценки – это ее высота, устойчивость и реалистичность.
  • После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний – от нижней точки шкалы до знака “х”; высоту самооценки – от “о” до знака “-“; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.

Высота самооценки (-)

Метод исследования самооценки Дембо-Рубинштейн

Рубинштейн Сусанна Яковлевна

Количество баллов примерно от 50 до 75 (“средний” и “высокий” уровень) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке.

Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности.

Такой уровень может указывать на искажения в формировании личности – закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.

В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа.  Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?

Уровень притязаний (х)

Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.

В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальный показатель (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) – между этими отметками.

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.

Соотношение между параметрами самооценки

Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы “х” должны находиться между символами “о” и “-“. Расстояние между х и о – это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого.

“Х” – это то, что “человек сможет”, а то, что выше нее, – “недоступно”. Ниже “х” вплоть до актуальной самооценки – то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого.

Чем больше интервал возможного и меньше – невозможного, тем выше уровень оптимизма.

Высота “кружков” должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если “кружок” находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком нереалистичности.

Неравномерные оценки, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.

“О” – идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель.

То есть символом “х” мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а “о” по-прежнему стоит выше “х”.

Если этого не происходит, мы говорим об “инфляции мечты”.

Источник: https://newgoal.ru/issledovanie-samoocenki-po-metodike-dembo-rubinshtejn/

Методика Дембо Рубинштейн: самооценка личности, определение уровня притязаний

Нормальный уровень самооценки важен для личности, иначе могут появиться проблемы в общении с людьми, в профессиональной сфере.

Для построения семейных отношений также важно иметь адекватную самооценку. Существует несколько способов, дающих возможность оценить собственные достоинства и недостатки. Один из них – методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн.

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

Метод исследования самооценки Дембо-Рубинштейн

Основателем методики считается Тамара Дембо. В 1962 году тест имел одно направление – изучение счастья. В 1970 году психологом Сусанной Рубинштейн был создан сложный механизм, при помощи которого исследуется самооценка и уровень притязаний по многим направлениям. Методику объединили и назвали ее по имени двух женщин.

Направления исследования:

  • состояние здоровья;
  • умственные показатели;
  • описание характера;
  • счастье.

Тест Дембо-Рубинштейн: инструкция и задание

Методика проста для применения. Необходимо провести на листе бумаги четыре вертикальные черты. Названия линий: «Здоровье», «Умственные способности», «Характер», «Счастье». К данному списку можно добавить дополнительные шкалы: «Оптимистические качества», «Степень удовлетворенности собой» и пр.

Метод исследования самооценки Дембо-Рубинштейн

Параметры каждой шкалы:

  • высота – 100 миллиметров;
  • 1 балл равен 1 миллиметру линии;
  • посередине каждой шкалы стоит точка;
  • на концах каждой шкалы есть горизонтальные черточки (верхняя черта – наиболее высокая оценка по исследуемому параметру, нижняя черта – самая низкая).

Испытуемому необходимо:

  1. Горизонтальной чертой «–» отметить свой текущий уровень.
  2. Кружочком «о» – то место, где бы он хотел находиться между этими двумя чертами (состояние удовлетворенности).
  3. Крестиком «х» – то место, где он может оказаться в случае реальной оценки собственных возможностей.

Важная информация! Тест выполняется до того, как будут читаться результаты. Невыполнение условия повышает риск ошибочной расшифровки.

12 минут – максимальное время на выполнение теста.

Исследование самооценки: оценка и интерпретация результатов

Рассматриваемая методика выявляет уровень самооценки, а также уровень притязаний человека любого возраста (ребенка-школьника, взрослого).

Уровень самооценки по шкале измеряется от знака «о» до знака «–». Показатель притязаний личности – количество баллов от «о» до «x».

Читайте также:  Что такое экзистенциализм и что значит экзистенциальный взгляд на мир

Нестандартная ситуация возникает, когда уровень притязаний ниже, чем оценка личности (расстояние от «x» до «–»). В данном случае баллы записываются со знаком минус. Заключительный этап всех измерений – подсчет количества баллов.

Важно! При подсчете суммарного балла шкала, описывающая состояние здоровья, не учитывается. Она рассматривается в качестве тренировочной шкалы, помогает человеку разобраться, каким образом проходить тестирование. В случае необходимости информация анализируется отдельно.

Высота самооценки

Метод исследования самооценки Дембо-Рубинштейн

Интерпретация самооценки по этой методике:

  • Результат находится в диапазоне от 50 до 74 баллов. Можно говорить о нормальном уровне самооценки у испытуемого. Психологи считают, что человек себя реально оценивает.
  • Число находится в диапазоне от 75 до 100 баллов – завышенная самооценка. У подростка или взрослого человека имеются отклонения, связанные с формированием личности. Необходима беседа с психологом. Перечень возможных проблем: отсутствие самокритики, повышенные требования к людям.
  • Количество баллов ниже 50, показатель свидетельствует о заниженной самооценке. Проводимые исследования свидетельствуют о наличии следующих проблем: неготовность для получения нового опыта, боязнь развития в профессиональной сфере, отсутствие веры в собственную мечту. Бывают ситуации, когда человек сам навязывает себе низкий уровень самооценки для того, чтобы иметь возможность не принимать ответственных решений. Необходима работа психолога.

Уровень притязаний

Расшифровка:

  1. Диапазон от 75 до 89 баллов – нормальный уровень притязаний. Данные говорят о том, что человек адекватно оценивает свои способности.
  2. Диапазон от 90 до 100 баллов – высокая степень притязаний. У испытуемого полностью отсутствует самокритика. Такой человек обычно уверен, что он наделен редкими выдающимися способностями.
  3. Менее 60 баллов – низкий уровень притязаний. В данном случае человек не может нормально развиваться. Наблюдается полное отсутствие стремлений для достижения целей. Испытуемому кажется, что любая идея обречена на провал.

Дополнительные приемы к методике Дембо-Рубинштейн

К дополнительному приему относится анализ поведения людей во время тестирования.

Признаки неустойчивой самооценки:

  • множество зачеркиваний (смена поставленной черты на более низкую и наоборот);
  • слишком медленное выполнение задания.

Признаки, указывающие на завышенное мнение о себе:

  • желание привлечь внимание окружающих во время выполнения задания;
  • слишком быстрое его выполнение (человек боится задуматься и по-настоящему оценить свой уровень, признать несостоятельность в каких-либо сферах).

Еще один дополнительный способ – индивидуальная беседа после окончания тестирования. Человека просят пояснить, каких людей он считает счастливыми, назвать причины собственных неудач. Таким же образом обсуждаются все остальные шкалы.

Заключение

Методика Дембо-Рубинштейн – способ, при помощи которого определяется уровень самооценки и притязаний человек. Методика отображает направления, требующие корректировки при помощи специалиста.

Источник: https://favoritca.com/psihologiya-cheloveka/samorazvitie/metodika-dembo-rubinstejn-samoocenka.html

Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн

Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн

(Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога. // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр./ Отв. ред. И.В. Дубровина)

  • Цель: изучение самооценки.
  • Регистрация данных: групповая форма проведения.
  • Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.
  • Процедура проведения: каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание (лучше сначала показать тренировочный вариант на доске).

Инструкция: «Каждый человек оценивает свои возможности, способности, характер и т.п.

Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. На следующей странице нарисовано 7 таких линий.

Они обозначают: 1) здоровье; 2) ум, способности; 3) характер; 4) авторитет у сверстников; 5) умение многое делать своими руками, умелые руки; 6) внешность; 7) уверенность в себе. Под каждой линией написано, что она обозначает.

На каждой линии черточкой (–) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон, вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя. Итак,

«–» – уровень развития у вас качества, стороны личности в настоящий момент;

«х» – такой уровень развития качества, стороны, к которому вы стремитесь, достигнув которого, вы будете удовлетворены собой.

Вертикальная линия условно обозначает развитие определенного качества, стороны человеческой личности от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего (верхняя точка). Например, в линии «здоровье» нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя – абсолютно здорового».

Порядок проведения. Методика может проводиться как фронтально – с целым классом или группой учащихся, так и индивидуально.

При фронтальной работе надо проверить, как каждый из учащихся заполнил первую шкалу: пройдя по классу, посмотреть, правильно ли используются предложенные значки, ответить на вопросы школьников.

После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции длится обычно 10-12 минут.

Целесообразно наблюдать, как разные школьники выполняют задание: сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что работа «глупая», «я это не обязан делать», отказ выполнять задание, стремление задать экспериментатору дополнительные вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение задания (с разницей не менее 5 мин). Все это служит полезной дополнительной информацией при интерпретации результатов.

Регистрационный бланк

Фамилия, имя______________________________________________________ Дата___________________________ Класс_____________________________

Оцени себя по ниже приведенным качествам, которые обозначены у каждой вертикальной черты. Нижняя точка черты обозначает самый низкий уровень развития качества, а верхняя – наивысший.

На каждой линии черточкой ( – ) отметь, как ты оцениваешь развитие у себя этого качества в настоящий момент. После этого крестиком (Х) отметь, при каком уровне развития этих качеств ты был бы удовлетворен собой или почувствовал гордость за себя.

  1. Здоровье Ум Характер Авторитет Умение Внешность Уверенность
  2. у многое делать в себе
  3. сверстников своими
  4. руками

Обработка результатов. Обработке подлежат ответы на 6 линиях (шкалах). Шкала «здоровье» рассматривается как тренировочная и не учитывается или, в случае необходимости, анализируется отдельно.

Размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах (например, 54 м. = 54 балла).

Обработка включает следующие этапы:

  1. По каждой из шести шкал определяются:

  • уровень притязаний в отношении данного качества – по расстоянию в м. от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
  • высота самооценки – от «0» до знака «–»;
  • величина расхождения между уровнем притязаний и самооценки – разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака «х» до «–»; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом. Записывается значение каждого из трех показателей.
  1. Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем 6 шкалам.

  2. Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки «х». Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником различных сторон своей личности (см. рис.).

В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса), можно использовать разность между максимальным и минимальным значением. Последнее, однако, не является достаточно точным, и для анализа результатов конкретного школьника лучше пользоваться первым вариантом.

Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем более условной оказывается средняя мера и соответственно тем меньшее значение она имеет. При очень сильной дифференцированности, когда некоторые стороны своей личности школьник оценивает очень высоко, а другие – очень низко, анализ средней меры, по существу, теряет смысл и может быть использован лишь для ориентировки.

  1. Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, некоторые шкалы пропускаются или заполняются. Неполностью (указывается только самооценка или уровень притязаний), ответы выходят за пределы шкалы (знак ставится выше верхней точки или ниже нижней), используются знаки, не предусмотренные инструкцией, ответы комментируются и т.д.

Метод исследования самооценки Дембо-Рубинштейн

Оценка и интерпретация отдельных параметров. Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными далее. Отметим, что различий между учащимися разных параллелей, а также между юношами и девушками по этой методике не обнаружено.

Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов («средние» и «высокие» притязания). При этом оптимальным является сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, свидетельствующий об оптимистическом представлении о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

Очень высокий уровень притязаний – от 90 до 100 баллов – свидетельствует о нереалистическом, некритичном отношении школьника к собственным возможностям. Особого внимания в этом плане заслуживают такие случаи, когда уровень притязаний отмечается выше максимально возможного значения, крайней верхней точки шкалы (100 бал.

) Нереалистический уровень притязаний часто свидетельствует о том, что школьник не умеет правильно ставить перед собой цели. Для старшего школьного возраста – это неблагоприятный показатель, поскольку, как известно, основное психологическое содержание данного периода составляет самоопределение, предъявляющее к такому умению достаточно высокие требования.

Наличие нереалистического уровня притязаний может, таким образом, свидетельствовать о личностной незрелости.

Результат менее 60 баллов – низкие «притязания» – свидетельствует о заниженном уровне притязаний. Если такой результат характеризует средний показатель уровня притязаний испытуемого, то он является индикатором неблагоприятного развития личности. Естественно, что чем ниже уровень притязаний, тем более данный показатель свидетельствует о неблагополучии.

Если очень высокий или очень низкий уровень притязаний отмечен по какой-либо одной шкале, то это может характеризовать повышенную значимость (или декларируемое пренебрежение) того или иного качества для школьника.

Следует отметить, что по количеству баллов оцениваются только те случаи, когда уровень притязаний оказывается выше уровня самооценки. О других вариантах будет сказано далее.

Количество баллов от 45 до 74 – «средняя» и «высокая» самооценка – свидетельствует о реалистичной (адекватной) самооценке. При этом так же, как и при оценке уровня притязаний, оптимальным для личностного развития следует признать результат, находящийся в верхней части этого интервала – от 60 до 74 баллов («высокая» самооценка).

Количество баллов от 75 до 100 (и выше предлагаемого максимума) свидетельствует о завышенной самооценке (переоценке себя) и указывает на определенные отклонения в формировании личности.

Такая завышенная самооценка может свидетельствовать о личностной незрелости, неумении правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими.

Кроме того, завышенная самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытость» для опыта, нечувствительность к своим ошибкам, неуспехам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Школьников с такой самооценкой очень мало, и все они составляют с точки зрения личностного развития «группу риска», заслуживают пристального внимания со стороны школьного психолога.

Как показывают исследования, за низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе, то есть отношение к себе как ни к чему не способному, неумелому, никому не нужному, и «защитная», когда декларирование (в том числе и самому себе) собственного неумения, отсутствия способностей, того, что «все равно ничего не выйдет», позволяет не прилагать никаких усилий или подменить деятельность отношением к ней.

  1. Расхождение между уровнем притязаний и уровнем самооценки.

За норму здесь принимается расхождение от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели, которых он действительно стремится достичь. Притязания в значительной части случаев основываются на оценке им своих возможностей и служат стимулом личностного развития.

Расхождения от 1 до 7 баллов и особенно случаи полного совпадения уровня притязаний и уровня самооценки указывают на то, что притязания не служат стимулом личностного развития, становления той или иной стороны личности.

Конкретная оценка этого расхождения различна в зависимости от того, в какой части шкалы находятся эти показатели. Так, в верхней части шкалы (76-100 б.) они свидетельствуют о завышенной самооценке; в средней части (46-75 б.

) – отношение школьника к себе не носит конструктивного характера; в нижней части (0-45 б.

) – они могут являться показателем предельно заниженного представления о себе (в том случае если школьник заполняет таким образом все или большинство шкал методики), свидетельствовать о том, что он как бы «смирился» со своей «никчемностью», даже не надеется исправить положение. Если таким образом заполняются 1 или 2 шкалы, это указывает на незначимость для учащегося той или иной стороны личности.

Расхождение в 23 балла и более характеризует резкий разрыв между самооценкой и притязаниями. Такое соотношение указывает на конфликт между тем, к чему школьник стремится, и тем, что он считает для себя возможным.

Читайте также:  Секуляризация в философии и истории

Особенно неблагоприятны случаи, когда самооценка находится в нижней части шкалы, а притязания – в средней или высокой.

При таком сильном расхождении уровень притязаний не только не стимулирует, но, напротив, тормозит личностное развитие.

Характеристика описанных выше параметров может быть применена при анализе как результатов по отдельным шкалам, так и средних данных по методике в целом.

  1. Дифференцированность уровня притязаний и самооценки.

Оценка дифференцированности, то есть расхождения в высоте уровня притязаний и самооценки по разным шкалам у одного испытуемого зависит от того, при какой средней высоте самооценки наблюдается та или иная степень дифференцированности. Поэтому мы остановимся на этом вопросе позже, характеризуя различные варианты отношения школьника к себе. Здесь же только напомним, что дифференцированность определялась как графически (рис), так и количественно (табл.).

Таблица

Параметр Количественная характеристика, балл
Низкий Норма Очень высокий
Средний Высокий
Ур. притязаний Менее 60 60 – 74 75 – 89 90 – 100
Ур. самооценки Менее 45 45 – 59 60 – 74 75 – 100

Таблица

Параметр Количественная характеристика, балл
Слабая Умеренная Сильная
Степень расхождения между ур. притязаний и ур. самооценки 0 – 7 8 – 22 Более 22
Степень дифференцированности притязаний 0 – 8 9 – 21 Более 21
Степень дифференцированности самооценки 0 – 14 15 – 29 Более 29

К таким ответам относятся прежде всего случаи, когда уровень притязаний школьника оказывается ниже уровня его самооценки. Подобная позиция («Могу, но не хочу»), как правило, указывает на конфликтное отношение учащегося к той или иной стороне своей личности или конфликтное отношение к себе в целом.

Они свидетельствуют о неблагополучии школьника в той или иной области. Обычно это такие области, которые наиболее значимы для школьника, а его успешность в них намного ниже его притязаний.

Если подобные ответы учащийся дает по большинству или по всем шкалам методики, это может свидетельствовать о существенных искажениях в его отношении к себе и к окружающему, о нарушениях в формировании его личности.

Пропуски отдельных шкал или их неполное заполнение (только самооценки или только уровня притязаний) могут свидетельствовать как о недостаточном внимании школьника, так и о том, что здесь имеет место низкая (предельно низкая) самооценка при крайне высоких, часто скрытых притязаниях.

Переживания, связанные с таким отношением к себе, столь сильны у школьника, что он не может или не хочет «обнародовать» это отношение. Но одновременно оно столь значимо, что он не может дистанцироваться, дать формальный ответ.

Причины пропусков можно выяснить в ходе специальной беседы, проводимой после эксперимента.

Многочисленные поправки, зачеркивания, как правило, указывают на затрудненность в оценке себя, связанную с неопределенностью или неустойчивостью самооценки. У некоторых учащихся это может сопровождаться попыткой найти «правильный» ответ.

Источник: https://multiurok.ru/files/mietodika-samootsienki-i-urovnia-pritiazanii-diembo-rubinshtiein.html

Методика Дембо-Рубинштейн: тест исследования самооценки и его интерпретация

Метод исследования самооценки Дембо-Рубинштейн

Саморазвитие

21.06.2018

7.9 тыс.

5.3 тыс.

4 мин.

Самооценка — это представление человека о важности собственной личности, деятельности, оценка качеств, достоинств и недостатков. Кроме того, это умение индивида выполнять анализ собственных возможностей. В психологии существуют способы определения реального уровня самооценки, один из которых — методика психодиагностики Дембо-Рубинштейн.

Исследование проводится в форме беседы с использованием стимульного материала в виде линий, обозначающих шкалы — здоровья, счастья, ума, характера и др. После этого выполняется анализ и обработка результатов.

Методика предложена в 1962 году Тамарой Дембо, занимавшейся психологическими исследованиями. Цель теста — изучение представлений о счастье. В 1970 году методика была модифицирована психологом Сусанной Рубинштейн для исследования самооценки (СО) и сознания у детей и взрослых.

Какие 12 секретных слов — которые могут быстро влюбить мужчину?

В чем секрет этих слов? Жми кнопку и смотри видео до конца.

Варианты интерпретации теста были расширены. Вместо единственной шкалы введено четыре:

  • здоровья;
  • умственного развития;
  • характера;
  • счастья.

Методика Дембо-Рубинштейн подразумевает определение испытуемым своего состояния по шкалам самооценки с учетом проявлений того или иного свойства личности.

Диагностика проста в проведении. Порядок действий:

  1. 1. На горизонтально расположенном листе бумаги провести вертикально направленную линию размером 10 см, отметить верхний и нижний край.
  2. 2. Объяснить обследуемому, что черта означает шкалу здоровья, в ее верхней части находятся люди с очень крепким здоровьем, а в крайней нижней — с плохим, между ними — остальные индивиды. Для облегчения восприятия в центре линии поставить едва заметную точку.
  3. 3. Попросить человека отметить его место на шкале здоровья.
  4. 4. Справа от имеющейся линии провести следующую шкалу — ума, далее — характера, затем — счастья. Поставить перед тестируемым задачи, аналогичные первой.

Следующий этап — проведение беседы с целью верификации (подтверждения) проставленных на каждой шкале отметок и их аргументации. Психологу приходится одновременно осуществлять контроль над несколькими процессами — поддерживать и направлять разговор и анализировать ответы обследуемого.

После проведения тестирования проводится анализ и интерпретация результатов способом измерения.

Существуют модифицированные варианты методики, с введением дополнительных шкал.

Наиболее распространенные из них:

Вариация методики Шкалы Отметки Категория тестируемого
Метод А. М. Прихожан
  • Здоровья;
  • способностей;
  • характера;
  • авторитета среди сверстников;
  • «умелые руки»;
  • внешности;
  • уверенности в себе
  • черта — оценка определенного качества в настоящее время;
  • крестик — оценка уровня развития, которое обеспечит удовлетворенность собой
Подростки
Метод П. В. Яньшина
  • Здоровья;
  • ума;
  • характера;
  • счастья;
  • удовлетворенности собой;
  • оптимизма
  • Черта — отметка реальности (оценка своих качеств в настоящий момент);
  • кружок — отметка мечты (участок шкалы, на котором человеку хочется пребывать);
  • галочка — обозначение оценки своих возможностей (участок, на котором человек может оказаться, по объективной оценке шансов)
Взрослые люди
Тест для детей с модификацией пробы Де Греефе
  • Здоровья;
  • ума;
  • характера;
  • счастья
Черточки цветными карандашами. Ребенку предлагают оценить умственное развитие: себя, соседа по парте и учителя. для оценки на шкале характера и счастья дети сравнивают себя с учащимися класса Младшие школьники

Экспериментатор может задавать тестируемому другие шкалы, а также добавлять их в процессе беседы.

Основная цель методики — проверка формирования «Я-Концепции» (ее особенностей, степени здравомыслия и зрелости, типичных искажений). Тестирование способствует анализу определенных качеств личности.

Диагностика состояния самооценки включает следующие критерии:

  • высоту самооценки (фон настроения);
  • уровень притязаний (стремление индивида к достижению цели той или иной степени сложности, которой он был бы удовлетворен) — значимый момент личностного развития.

Основной упор при анализе результатов методики Демо-Рубинштейн делается на последующее обсуждение. Экспериментатор интегрирует полученные показатели в общий личностный портрет тестируемого: определяет направленность самооценки и притязания.

Обработку выполняют по отдельным шкалам. Длина каждой линии составляет 100 мм. Ответы определяют в баллах из расчета соответствия 1 мм шкалы 1 баллу (например, 45 мм — 45 баллов).

В наиболее распространенной модификации — А. М. Прихожан — последовательность обработки данных такова:

  1. 1. Уровень самооценки — промежуток от нижней точки линии «0» до отметки «—» (черточка).
  2. 2. Уровень притязаний — отрезок от «0» до отметки «х» (крестик).
  3. 3. Расхождение между показателями — отрезок от «х» до «—». При уровне притязаний меньше самооценки отклонение будет отрицательным числом.

Интерпретация исследования:

Критерии Число баллов Характеристика
Уровень самооценки ˂ 45 Заниженная (недооценка)
45—74 Средняя, высокая (реалистическая)
75—100 Завышенная
Уровень притязаний ˂ 60 Низкий уровень
60—89 Нормальный (реалистический)
75—89 Высокий (оптимальный)
90—100 Очень высокий (нереалистический, некритический)
Расхождения 8—22 Норма

Детская версия методики позволяет выявить у ребенка самооценку, определяющую степень зрелости его личности.

Какие 12 секретных слов — которые могут быстро влюбить мужчину?

В чем секрет этих слов? Жми кнопку и смотри видео до конца.

Источник: https://doctorfeel.net/human-psychology/self-development/dembo-rubinshteyn.html

Исследование самооценки по методике Т. Дембо — С. Я. Рубинштейн

Методика предложена С. Я. Рубинштейн (1970) для ис- следования самооценки. В ней использован прием Т. Dembo, с помощью которого обнаруживались представления обследуемого о своем счастье. С. Я.

Рубинштейн значительно изменила эту ме- тодику, расширила ее, ввела вместо одной шкалы отсчета четыре (здоровье, умственное развитие, характер и счастье).

Следует за- метить, что использование шкалы отсчета для характеристики ка- кого-либо личностного свойства значительно больше способству- ет выявлению позиции обследуемого, чем применение аль- тернативных методик типа профиля полярностей и листа прилага- тельных, когда испытуемому предлагают набор определений (уве- ренный — робкий, здоровый — больной) и просят обозначить свое состояние (Н. Heimann, 1967). В методике Т. Дембо — С. Я. Рубинштейн обследуемому представляется возможность опреде- лить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с уче- том ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного личностного свойства.

Методика отличается крайней простотой. На листе бумаги проводится вертикальная черта, о которой обследуемому говорят, что она обозначает счастье, причем верхний полюс соответствует состоянию полного счастья, а нижний занимают самые несчаст- ливые люди. Обследуемого

просят обозначить на этой линии чертой или кружочком свое ме- сто. Такие же вертикальные линии проводятся и для выражения самооценки больного по шкалам здоровья, умственного развития, характера.

Затем приступают к беседе с больным, в которой выяс- няют его представление о счастье и несчастье, здоровье и нездо- ровье, хорошем и плохом характере и т. д. Выясняется, почему больной сделал отметку в определенном месте шкалы для обозна- чения своих особенностей.

Например, что побудило его поставить отметку в данном месте шкалы здоровья, считает ли он себя здо- ровым или больным, если больным, то какой болезнью, кого он считает больными.

Своеобразный вариант методики описан Т. М. Габриял (1972) с использованием каждой из шкал с семью категориями, например: самый больной, весьма больной, более или менее больной, средне больной, более или менее здоровый, весьма здоровый, самый здо- ровый. Использование шкал с такой градацией, по наблюдению автора, обеспечивает более тонкие различия в выявлении позиции обследуемых.

В зависимости от конкретной задачи, стоящей перед иссле- дующим, в методику можно вводить и другие шкалы.

Так, при об- следовании больных алкоголизмом мы пользуемся шкалами на- строения, семейного благополучия и служебных достижений.

При обследовании больных в депрессивном состоянии вводятся шкалы настроения, представления о будущем (оптимистического или пессимистического), тревоги, уверенности в себе и т. п.

В анализе полученных результатов С. Я. Рубинштейн уделяет- ся основное внимание не столько расположению отметок на шка- лах, сколько обсуждению этих отметок. Психически здоровым людям, по наблюдениям С. Я. Рубинштейн, присуща тенденция определять свое место по всем шкалам точкой «чуть выше сере- дины».

У психически больных отмечается тенденция относить точки отметок к полюсам линий и исчезает «позиционное» отно- шение к исследующему, играющее, по мнению С. Я. Рубинштейн, важную роль в определении своего места на линиях шкал психи- чески здоровыми, независимо от их самооценки и реальной жиз- ненной ситуации.

Получаемые с помощью этой методики данные приобретают особый интерес при сопоставлении с результатами обследования у данного больного особенностей мышления

и эмоционально-волевой сферы. При этом могут быть выявлены нарушение критичности к себе, депрессивная самооценка, эйфо- ричность.

Сопоставление данных о самооценке с объективными показателями по ряду экспериментально-психологических мето- дик в известной мере позволяет судить о присущем больному уровне притязаний, степени его адекватности.

Можно думать, что самооценка при некоторых психических заболеваниях не остается постоянной и характер ее зависит не только от специфичности психопатологических проявлений, но и от стадии болезни.

Личностный опросник Айзенка

Личностный опросник Айзенка является вариантом, создан- ным автором (Н. J. Eysenck, 1964) в процессе переработки им же предложенного Маудслейского опросника (1952) и так же, как и предыдущий, направлен на исследование факторов экстра- и ин- троверсии, нейротизма.

Понятия экстра- и интроверсии были введены представителями психоаналитической школы.

С. Jung различал экстра- и интровертированные рациональные (мыслительный и эмоциональный) и иррациональные (сенсорный и интуитивный) психологические типы. По мнению К. Leonhard (1970), критерии различения экстра- и интроверсии С. Jung в ос- новном сводились к субъективности и объективности мышления. Н. J.

Eysenck (1964) связывает экстра- и интроверсию со степенью возбуждения и торможения в центральной нервной системе, рас- сматривая этот фактор, являющийся в значительной мере врож- денным, как результат баланса процессов возбуждения и тормо- жения.

При этом особая роль придается влиянию состояния рети- кулярной формации на соотношения основных нервных процес- сов. Н. J. Eysenck указывает также на значение в этом биологиче- ских факторов: некоторые наркотики интровертируют человека, тогда как антидепрессанты его экстравертируют. Типичные экст- раверт и интраверт рассматриваются Н.

J. Eysenck как личности — противоположные края континуума, к которым разные люди в той или иной мере приближаются.

По Н. J. Eysenck, экстраверт общителен, любит вечеринки, имеет много друзей, нуждается в людях, чтобы поговорить с ни- ми, не любит сам читать и учиться. Он жаждет возбуждения, рис- кует, действует под влиянием, момента, импульсивен.

Экстраверт любит каверзные шутки, не лезет в карман за сло- вом, обычно любит перемены. Он беззаботен, добродушно весел, оптимистичен, любит смеяться, предпочитает движение и дейст- вие, имеет тенденцию к агрессивности, вспыльчив. Его эмоции и чувства строго не контролируются, и на него не всегда можно по- ложиться.

Читайте также:  Понятие локуса контроля в психологии

В противоположность экстраверту интраверт спокоен, застен- чив, интроспективен. Он предпочитает общению с людьми книгу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует свои действия заранее.

Не доверяет внезапным побуждениям. Серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, редко поступает агрессивно, не вы- ходит из себя. На интраверта можно положиться.

Он несколько пессимистичен, высоко ценит этические нормы.

Сам Н. J. Eysenck считает, что описанная им характеристика интро- и экстраверта лишь напоминает описанную С. Jung, но не является идентичной ей. К. Leonhard считал, что описание Н. J.

Eysenck экстраверта соответствует картине гипоманиакального состояния и полагает, что фактор экстра- и интроверсии нельзя связывать с чертами темперамента. По мнению К.

Leonhard, поня- тия интро- и экстраверсии представляют собой собственную пси- хическую сферу, причем для экстраверта определяющее влияние имеет мир ощущений, а для интраверта — мир представлений, так что один побуждается и управляется больше снаружи, а дру- гой — больше изнутри.

Следует отметить, что точка зрения К. Leonhard в зна- чительной мере соответствует взглядам В. Н. Мясищева (1926), определившим эти типы личности с клинико-психологической точки зрения как экспансивный и импрессивный, а с нейрофизио- логической стороны — возбудимый и заторможенный.

J. Gray (1968) ставит вопрос об идентичности параметров силы нервной системы и интро- и экстраверсии, причем полюсу слабо- сти нервной системы соответствует полюс интроверсии. При этом

J. Gray параметр силы нервной системы рассматривает в аспекте уровней активации — слабая нервная система рассматривается им как система более высокого уровня реакции по сравнению с силь- ной нервной системой при условии воздействия на них объектив- но одинаковых физических стимулов.

J. Strelau (1970) установил, что экстраверсия положительно связана с силой процесса возбуждения и подвижностью нервных процессов. В то же время не существует связи между экстравер- сией и силой торможения (в типологии И. П. Павлова сила тор- можения устанавливается исключительно для условного тормо- жения, в концепции J.

Strelau речь идет о «временном» торможе- нии, состоящем из условного и охранительного, то есть из двух различных видов торможения). Все три свойства нервной системы (сила возбуждения, сила торможения и подвижность нервных процессов), по данным J. Strelau, отрицательно связаны с пара- метром нейротизма. Все это свидетельствует о неправомерности сопоставления типологии личности по Н. J.

Eysenck с типами высшей нервной деятельности по И. П. Павлову.

Фактор нейротизма (или нейротицизма) свидетельствует, по Н.

J. Eysenck, об эмоционально-психологической устойчивости ини неустойчивости, стабильности — нестабильности и рассматрива- ется в связи с врожденной лабильностью вегетативной нервной системы. В этой шкале личностных свойств противоположные тенденции выражены дискордантностью и конкордантностью.

При этом на одном полюсе оказывается человек «внешней нор- мы», за которой скрывается подверженность всевозможным пси- хологическим пертурбациям, влекущим к неуравновешенности нервно-психической деятельности.

На другом полюсе — лично- сти, психологически устойчивые, хорошо адаптирующиеся к ок- ружающей социальной микросреде.

Фактору нейротизма отводится исключительно важная роль в созданной Н. J. Eysenck диатезно-стрессовой гипотезе этиопато- генеза неврозов, согласно которой невроз рассматривается как следствие констелляции стресса и предрасположения к неврозу.

Нейротизм отражает предрасположение к неврозу, предиспози- цию. При выраженном нейротизме, по Н. J.

Eysenck, достаточно незначительного стресса, и, наоборот, при невысоком показателе нейротизма для возникновения невроза требуется сильный стресс, чтобы развился невроз.

Кроме того, в опросник Айзенка введена контрольная шкала (шкала лжи). Она служит для выявления обследуемых с «жела- тельной реактивной установкой», то есть с тенденцией реагировать на вопросы таким образом, чтобы получились желаемые для об- следуемого результаты.

Опросник разработан в 2 параллельных формах (А и Б), позво- ляющих провести повторное исследование после каких-либо экс- периментальных процедур. Вопросы по сравнению с MMPI, отли- чаются, простотой формулировок. Важным представляется факт сведения к нулю корреляции между шкалами экстраверсии и ней- ротизма.

Опросник состоит из 57 вопросов, из них 24 — по шкале экстра- версии, 24 — по шкале нейротизма и 9 — по шкале лжи.

Исследованию предшествует инструкция, в которой указыва- ется, что исследуются личностные свойства, а не умственные спо- собности. На вопросы предлагается отвечать не раздумывая, сразу же, так как важна первая реакция обследуемого на вопрос. На во- просы можно отвечать только «да» либо «нет», нельзя их пропус- кать.

  • Затем предъявляются вопросы либо в специальной тетради (это облегчает оценку, так как позволяет использовать ключ в виде трафарета со специально прорезанными окошками), либо нане- сенные на карточки с соответствующим образом обрезанными углами (для последующего учета).
  • Приводим типичные вопросы.
  • Так, об экстравертированности свидетельствуют следующие вопросы (в скобках отмечается соответствующий ответ; при про- тивоположном характере ответа он засчитывается в показатель интроверсии):

• Нравится ли вам оживление и суета вокруг вас? (Да).

• Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман? (Да).

• Держитесь ли вы обычно в тени на вечеринках или в компани- ях? (Нет).

• Предпочитаете ли вы работать в одиночестве? (Нет).

Максимальная оценка по шкале экстраверсии в данном вари- анте опросника Айзенка — 24 балла. Об экстравертированности свидетельствует показатель выше 12 баллов. При показателе ниже 12 баллов говорят об интровертированности.

Вопросы, типичные для шкалы нейротизма:

• Чувствуете ли вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины? (по шкале нейротизма учитываются только положительные ответы).

  1. • Бывает ли у вас иногда дурное настроение?
  2. • Легко ли вы поддаетесь переменам настроения?
  3. • Часто ли вы теряли сон из-за чувства тревоги?
  4. О нейротизме свидетельствует превышающий 12 баллов пока- затель в этой шкале.
  5. Примеры вопросов по шкале лжи:

• Всегда ли вы делаете немедленно и безропотно то, что вам приказывают? (Да).

• Смеетесь ли вы иногда неприличным шуткам? (Нет).

• Хвастаетесь ли вы иногда? (Нет).

• Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения? (Да).

Показатель в 4—5 баллов по шкале лжи рассматривается уже как критический. Высокий показатель в этой шкале свидетельст- вует о тенденции обследуемого давать «хорошие» ответы. Тен- денция эта проявляется и в ответах на вопросы по другим шка- лам, однако шкала лжи была задумана своеобразным индикато- ром демонстративности в поведении обследуемого.

Следует отметить, что шкала лжи в опроснике Айзенка далеко не всегда способствует решению поставленной задачи. Показате- ли по ней в первую очередь коррелируют с интеллектуальным уровнем обследуемого.

Нередко лица с выраженными истериче- скими чертами и склонностью к демонстративности в поведении, но обладающие хорошим интеллектом, сразу же определяют на- правленность содержащихся в этой шкале вопросов и, считая их отрицательно характеризующими обследуемого, дают по этой шкале минимальные показатели.

Таким образом, очевидно, шкала лжи в большей мере свидетельствует о личностной прими- тивности, чем о демонстративности в ответах.

По Н. J. Eysenck (1964, 1968), у интравертов наблюдаются дистимические симптомы, у экстравертов — истерические и пси- хопатические. Больные неврозом различаются лишь по индексу экстраверсии.

По индексу нейротизма на крайних полюсах распо- лагаются здоровые и больные неврозом (психопаты). У больных шизофренией наблюдается низкий показатель нейротизма, у больных в депрессивном состоянии — высокий.

С возрастом от- мечена тенденция к уменьшению показателей нейротизма и экст- раверсии.

Эти данные Н. J. Eysenck нуждаются в уточнении. В частно- сти, в случаях психопатии при исследовании с помощью опросни- ка обнаруживается известное различие показателей.

Так, психопа- ты шизоидные и психастенического круга, по нашим наблюдени- ям, нередко обнаруживают интровертированность. Различные формы неврозов также отличаются не только по показателю экст- раверсии.

Для больных истерией нередко характерен высокий по- казатель лжи и утрированно высокий показатель нейротиз-ма, не- редко не соответствующий объективно наблюдаемой клинической картине.

В последние варианты опросника Айзенка (1968, 1975) введе- ны вопросы по шкале психотизма. Под фактором психотизма по- нимается тенденция к отклонениям от психической нормы, как бы предрасположенность к психозу. Общее количество вопросов — от 78 до 101. По данным S. Eysenck и Н. J.

Eysenck (1969), показа- тели по шкале психотизма зависят от пола и возраста обследуе- мых, они ниже у женщин, более высокие у подростков и пожилых людей. Зависят они также от социально-экономического статуса обследованных.

Однако наиболее существенной разница по фак-  тору психотизма оказалась при сравнении здоровых обследуемых с больными психозами, то есть при более тяжело протекающих неврозах, а также с лицами, находящимися в заключении.

Существует также личностный опросник S. Eysenck (1965), адаптированный для обследования детей начиная с 7-летнего воз- раста. Он содержит 60 вопросов, составленных с учетом возраста и интерпретируемых по шкалам экстра- и интроверсии, нейро- тизма и лжи.

Источник: https://studopedia.net/1_47546_issledovanie-samootsenki-po-metodike-t-dembo—s-ya-rubinshteyn.html

Методика Дембо-Рубинштейн (модификация Прихожан)

Методика Дембо-Рубинштейн (модификация Прихожан) — метод психодиагностики, направленный на изучение самооценки испытуемого, разработанный Тамарой Дембо в 1962 году и дополненный Сусанной Рубинштейн в 1970 году. Первоначально Т. В. Дембо тест разрабатывался с целью изучения представления о счастье. С. Я.

Рубинштейн модифицировала и расширила методику, перенаправив её на изучение самооценки и сознания болезни и добавив варианты интерпретации. А.М. Прихожан добавила три шкалы: «авторитет у сверстников», «умение много делать своими руками», «внешность», и заменила шкалу «счастье» на «уверенность в себе».

Обследуемым предлагается на горизонтальных линиях отметить уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Методика может проводиться как фронтально — с целой группой, так и индивидуально.

Отметьте на 1-ой прямой уровень развития у Вас обозначенных качеств и свойств в данный момент жизни,

а на 2-ойжелаемый уровень развития у Вас обозначенных качеств и свойств. Источник: Прихожан А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Редкол.: И. В. Дубровина (отв.ред.) и др. — М.: изд. АПН СССР, 1988. — C. 110—128. Ваш результат: 1. Cамооценка: баллов 2. Уровень притязаний: баллов

Уровень самооценки.

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, 2 неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти испытуемые составляют «группу риска», их, как правило, мало.

За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Уровень притязаний. Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов.

Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Обработка и интерпретация результатов.

Длина каждой линии, обозначающей шкалу, 100 ед, в соответствии с тем, где испытуемый поставил отметку, его ответ получает количественную характеристику, например, 54 ед = 54 баллам. По каждой из шкал необходимо определить уровень притязаний и самооценку и рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шкалам.

Источник: https://www.eztests.xyz/tests/personality_rubinstein/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector