Профессиональное самоопределение — это особый раздел психологии

В этой статье мы рассмотрим, что такое профессиональное самоопределение личности, какие факторы необходимо учитывать при выборе профессии и как реализовать себя.

Профессиональное самоопределение – личный выбор человека в приобретении профессии и реализации себя на рынке труда.

Самоопределение реализуется при тщательном анализе личных интересов, способностей, талантов и наклонностей.

Профессиональное самоопределение очень связано с жизненным самоопределением личности, так как непосредственно влияет на качество жизни человека, его самореализацию, чувство собственного достоинства и значимости.

Профессиональное самоопределение - это особый раздел психологии

Многие молодые люди не могут определиться, чем бы им хотелось заниматься в жизни, какую профессию выбрать. В принципе, о какой осознанности выбора можно говорить в 16-17 лет.

Поэтому на помощь должны прийти родители и психологи, которые с помощью опросника или тестов могут определить тип личности. И таким образом, хотя бы направить в нужном направлении.

Необходимо предоставить человеку необходимую информацию о разных профессиях, условиях труда, где их можно приобрести, их актуальность и престижность.

Выбор профессии — это критический момент в жизни человека, который разрывает человека между индивидуальными и социальными потребностями, между желаемым и необходимым обществу.

Сущность профессионально самоопределения

Существуют понятия профориентации и профконсультации, которые помогают человеку в процессе профессионального самоопределения.

В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация.

Эти методы направлены на школьников, подростающее поколение. Профессиональное самоопределение ближе к самоориентированию.

Профессиональное самоопределение личности – это понятие более конкретное, его можно оформить официально (диплом); личностное самоопределение – это более сложный процесс, который зависит от самого человека, желания саморазвиваться.

Что касается профессионального выбора

Это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, которое может быть осуществлено «как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными цепями. © Е.И.Головаха

На протяжении всей жизни человек вынужден совершать множество профессиональных выборов, периодически менять работу и сферу деятельности.

Культура профессионального самоопределения личности

В 20-е годы акцент делался лишь на трудоустройстве, в 40-е годы началась эпоха определения профессиональной пригодности с помощью тестов.

С начала 70-х годов стали воспитывать в молодежи способность самим делать свой выбор. Но тестомания продолжается до сегодняшнего дня.

Это связано с низкой психологической культурой многих стран и устоявшимся мнением работодателей, что тестирование является объективным научным методом.

Несомненно, что более правильным будет подход к каждой личности индивидуально. Это даст возможность более глубоко проанализировать его способности, наклонности, стремления к самопознанию.

Профессиональное самоопределение - это особый раздел психологии

Главная цель и основные задачи профессионального самоопределения

Чтобы помочь человеку самоопределиться с выбором профессии, необходимо:

  1. Предоставить необходимую информацию о разнообразии профессий, где их можно приобрести и в чем они заключаются;
  2. Помочь проанализировать всю эту информацию и определиться, что больше всего подходит по способностям и желаниям личности;
  3. Морально поддержать в выборе и помочь принять окончательное решение.

Главная цель профессионального самоопределения — сформировать готовность самостоятельно и осознанно планировать свое будущее, реализовать перспективы своего развития.

Проблема профессионального самоопределения личности

Проблема с выбором профессии заключается в том, что мир постоянно меняется. Человек находится в дезориентации, какие профессии актуальны на сегодняшний день и с кого же брать пример и на что ориентироваться. Профессии рассматриваются как средство построения карьеры и успеха. В этом случае необходимо рассматривать не только успех, но и моральную цену такого успеха.

С падением моральным устоев многие забывают о важности таких понятий, как совесть, чувство собственного достоинства, смысл жизни при профессиональном самоопределении.

Также в постоянно меняющемся развитии общества, необходимо пытаться самому прогнозировать эти изменения, чтобы понимать, что может быть актуально через 5-10 лет.

Для подростка очень важно определить «аристократию» (образец «лучших людей») и «идеологию», чтобы обосновать свои жизненные выборы. © Э.Эриксон

Развитие личности и профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение невозможно без саморазвития личности. Самореализация и самоактуализация неразрывно связаны с трудовой деятельностью. Например, А.Маслоу считает, что самоактуализация человека проявляется «через увлеченность значимой работой».

Самоопределение помогает не только самореализации, но и расширяет возможности и способности человека.

При самоопределении очень важно научиться человеку выходить за рамки самого себя и находить смысл в каждом совершаемом деле и в жизни в целом.

Если к каждому делу в своей жизни подходить творчески, то человек способен сам создавать смысл жизни, а не искать его. Ведь смысл жизни для каждого индивидуума свой, собственный.

Факторы профессионального самоопределения личности

Выделяют такие факторы при выборе профессии, которые предполагают учет своих способностей, интересов, престижности профессии, информированности о ней. А также позиции родителей, друзей в отношении конкретной профессии и естественно, востребованности на рынке труда.

Профессиональное самоопределение - это особый раздел психологии

А. И. Зеличенко и А. Г. Шмелев выделили систему внешних и внутренних мотивационных факторов труда.

К внешним факторам относятся:

  • Рекомендации, советы со стороны;
  • Примеры из окружения, а также престиж;
  • Стереотипы разных социальных ролей.

Внутренние мотивационные факторы:

  • Личная оценка труда и процесс труда (привлекательность, разнообразность деятельности, трудоемкость, возможность развития и т.д.);
  • Условия труда (близость месторасположения или необходимость в коммандировках, самостоятельность или подчинненость, свободный или ограниченный график);
  • Анализ возможностей участия в общественной деятельности, создании материального благополучия, отдыха, сохранении здоровья.

Типы профессионального самоопределения личности

Многие типологии давно устарели и не соответствуют реальности. Наиболее подходящая к современному миру типология Н. А. Смирнова. Он выделил такие типы профессионального самоопределения:

  1. Позиция «раба», при которой главный вопрос — «Как выжить?»;
  2. Позиция «потребителя» («А что я с этого буду иметь?»);
  3. Позиция «наемного работника» («Чем быть?»);
  4. Позиция «служителя идеи» («Кем быть?», «Как быть полезным обществу, людям, идее?»);
  5. Позиция «самобытного человека» («Как стать самим собой?»).

Очень интересна типология Э.Фромма. Он описывает особый «рыночный тип» личности. Для такой личности главное правильно и умело себя продать.

При выделении разных типов важно понимать, что главная идея самоопределения – это свобода выбора. Поэтому, если человек добровольно выбирает позицию «раба», то никто не вправе вмешиваться в это. Мы можем лишь показать, что существуют другие варианты.

Этапы профессионального самоопределения личности

В каком возрасте становится актуальным вопрос профессионального самоопределения? В первую очередь эта тема актуальна для выпускников школ, но и взрослый человек может задаться таким вопросом. Например, в случае если он безработный или хочет поменять сферу деятельности на более престижную или высокооплачиваемую.

Различные авторы выделяют разные границы возраста, связанного с выбором профессии. В среднем это возраст от 12 до 20 лет. В богатых и экономически развитых странах можно позволить себе не торопиться с выбором, а в отсталых странах призывают детей как можно раньше включаться в реальные (не учебные) трудовые процессы.

Профессиональное самоопределение - это особый раздел психологии

Символически выделяют такие этапы: дошкольный (формирование первых трудовых навыков), начальная школа (осознание роли труда в жизни человека) и подростковый (осознание своих способностей и интересов). На этапе окончания школы формируется профессиональное самосознание.

Есть много факторов, которые помогают определиться в профессии. Но бесспорно самый важный и главный – это суметь услышать свой внутренний голос и пойти по зову сердца. Нет ничего прекраснее, если человек сможет найти свое предназначение, свое место. Нужно заниматься делом, от которого у вас будут гореть глаза, расти крылья за спиной. Работа должна быть вам приятна и интересна.

Поэтому, для профессионального самоопределения необходимо заниматься саморазвитием, познавать себя, свои истинные потребности и жизненные ценности. Только развиваясь, вы сможете найти себя.

Источник: https://zazama.ru/samorealizatsiya/professionalnoe-samoopredelenie.html

Основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение»

Поиск Лекций

В кратком психологическом словаре понятие «самоопределение личности» трактуется как «сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях, ее особыми формами являются самоопределение личности в группе и профессиональное самоопределение».

[19] Данное понятие имеет несколько аспектов: психологический, педагогический, социологический и философский, поэтому и подходы к его определению различны. Соответственно, в науке утвердились словосочетания «социальное», «жизненное», «профессиональное» и др.

самоопределение, каждое из которых отражает различное явление и требует индивидуального истолкования.

Перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем в профессиоведении объясняют понятием профессиональное самоопределение, в связи с этим, такое сложное психологическое явление не получило «единственно правильное» объяснение в психологической науке. [19]

В педагогическом терминологическом словаре дается такое определение профессиональному самоопределению: «процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, то есть вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии».[4]

Климов Е.А., который занимался анализом профессионального самоопределения, понимает его «…

как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов»[16].

Ученый выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека).

Пряжников Н.С. определяет сущность профессионального самоопределения как «поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также — нахождение смысла в самом процессе самоопределения».

[37] Также ученый указывал, что «профессиональное самоопределение зависит от внешних (благоприятных) условий, в то время как личностное самоопределение – непосредственно от самого человека, причем именно неблагоприятные условия позволяют личности проявить себя по-настоящему».

[36] Профессиональное самоопределение, по мнению ученого, процесс менее сложный, в отличие от личностного, так как его проще оформить официально (например, получить диплом).

Тем не менее, эти два понятия (личностное и профессиональное самоопределение) довольно схожи, а в высших своих проявлениях практически совпадают.

  • Ученый предложил свою модель профессионального самоопределения, которая заключается в следующих компонентах:
  • ¾ осознание личностью ценности общественно полезного труда, а также в осознании необходимости профессиональной подготовки;
  • ¾ ориентирование личности в социально-экономических процессах, прогнозирование престижности выбираемой профессии;
  • ¾ определение профессиональной цели как идеала;
  • ¾ выделение ближайших профессиональных целей, в качестве первостепенных основ для достижения дальнейших целей;
  • ¾ поиск информации, касающейся специальностей и профессий, соответствующих учебным заведениям и местам трудоустройства;
  • ¾ представление о личностных и профессиональных качествах, необходимых для реализации намеченных планов, а также информированность о возможных трудностях на пути их достижения;
  • ¾ наличие резервных вариантов, в случае неудачи при основном варианте самоопределения;
  • ¾ практическая реализация личной перспективы, корректировка планов.
Читайте также:  Тест - ведущее полушарие мозга, определение типа характера

Профессиональное самоопределение по Пряжникову Н.С. происходит на следующих уровнях:

¾ самоопределение в трудовой, конкретной функции (работник видит смысл в выполнении конкретных функций, однако свобода выбора действий ограничена);

  1. ¾ самоопределение на конкретном трудовом посту (ограничение прав, обязанностей, средств труда);
  2. ¾ самоопределение на уровне определенной специальности, где у индивида есть возможность перехода т одного трудового поста к другому без ограничений в самореализации);
  3. ¾ самоопределение по конкретной профессии;
  4. ¾ жизненное самоопределение связывают с выбором образа жизни, включающее досуг и самообразование;
  5. ¾ личностное самоопределение определяется тем, что индивид приподнимается над социальными ролями, профессией, становится хозяином своей жизни, в итоге окружающие видят в нем не только хорошего специалиста, но и уважаемую личность;
  6. ¾ самоопределение индивида в культуре отмечается направленностью личности на «продолжение» себя в других людях и характеризуется весомым вкладом в развитие культуры; такой индивид становится для общества бессмертным.

Свое представление о структуре процесса профессионального самоопределения Борисова Е.М. формулирует таким образом:

Первым звеном данной структуры ученая обозначает мотивационную сферу личности, т. к. именно мотив личности ведет к выбору той или иной сферы деятельности, а в дальнейшем продвижения в ней как профессионала.

Профессиональные способности. Именно наличие каких-либо навыков, умений, интересов и способностей к тому или иному делу определяет выбор профессии.

Для каждого человека важно, чтобы дело, которым он занимается соответствовало его темпераменту, характеру, индивидуальным чертам его личности. Поэтому Борисова Е.М. обозначает следующим элементом структуры индивидуально-типологические особенности человека.

Кроме того, знания о собственных реакциях на ту или иную ситуацию, способность реагировать в конфликтах или возможность переживать стрессы и т.д. формируют самосознание личности.

Последним, но не менее важным, ученая обозначает социальный статус человека. Данный аспект не только влияет на сам выбор профессиональной деятельности, но и может влиять на межличностные отношения в коллективе не меньше, чем черты характера и темперамент.

Как отмечает Зеер Э.Ф., «профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а скорее своеобразный творческий процесс развития личности».[12] Обуславливается это тем, что данные процесс может протекать на разных стадиях становления личности человека.

Дошкольное детство. В данный период жизни ребенок начинает узнавать и сравнивать различные виды профессий. Познавать их и выявлять наиболее привлекательные для себя лично. Интерес к этому зарождается у ребенка в процессе наблюдения за работой взрослых, а затем описанием содержания труда.

Важное значение имеют первые трудовые пробы ребенка, начиная с простейших бытовых обязанностей, человек проявляет все больший интерес к труду.

Интерес также возникает на почве различных игр, в основе которых заложена та или иная профессия (например, игры, где дети исполняют роли врачей, продавцов, поваров и т.д.)

Младший школьный возраст. Данный период обусловлен подражанием различным профессиям взрослых. Примером для детей младшего школьного возраста могут быть родители, учителя, родственники, близкие знакомые семьи, словом, наиболее значимые взрослые в их окружении.

Вторая важная особенность детей этого возраста — мотивация достижений, и, конечно, прежде всего в ведущей деятельности — учебе. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии.

У ребенка формируются фантазии относительно своей будущей профессиональной деятельности, которые впоследствии окажут большое влияние на профессиональное самоопределение в целом.

Подростковый возраст. Проявление дифференцированного отношения к разным учебным предметам, формируют предпочтения подростка.

Возможно также углубленное изучение какой-либо деятельности, например, посещение разнообразных кружков, секций, дополнительных занятий и т.д. У подростка формируется особый мотив к обучению, цель, к которой он стремится.

Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения.

Ранняя юность. Основной задачей данного периода является выбор профессии. Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование.

К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты.

Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни прежде всего будут зависеть от правильного выбора профессии.

На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши прежде всего самоопределяются в путях получения профессионального образования и резервных вариантах приобщения к профессиональному труду.[13]

Юность. В возрасте 16 — 23 лет подавляющее большинство девушек и юношей получают профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях либо в учреждениях. Желаемое будущее стало настоящим.

Однако многие переживают неудовлетворенность и разочарование в сделанном (вынужденно или по желанию) выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются попытки внести коррективы в профессиональный старт.

У большинства же девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора. Идет неосознаваемый процесс кристаллизации профессиональной направленности личности.

Постепенное усвоение будущей социально-профессиональной роли способствует конституированию себя как представителя определенного профессионального сообщества.[13]

Молодость (до 27 лет). Это возраст социальной и профессиональной активности. Как правило, человек уже определился с выбором профессии, имеет профессиональный опыт и даже место работы. Актуальным становится карьерый рост. Часть сверстников уже добилась определенных профессиональных достижений.

Но подавляющее большинство молодых людей, завершивших, казалось бы, строительство своей жизни и профессионально самоопределившихся, начинают испытывать психологический дискомфорт, обусловленный нереализованными возвышенными профессиональными планами и психологическим насыщением профессиональным трудом.

Для многих молодых людей к 30 годам вновь актуальной становится проблема профессионального самоопределения. Возможны два пути: либо оставаться в избранной профессии и утверждать себя в ней, становиться профессионалом, либо профессиональная миграция, означающая смену места работы или профессии.[13]

Зрелость. Именно в этом возрасте человек реализует свои жизненные и профессиональные планы. Данный период можно назвать «расцветом профессиональных сил». Человек способен проявить свои профессиональные навыки на деле, демонстрируя профессионализм в выбранной ранее области труда.

Полная погруженность в профессиональную жизнь, удовлетворенность выбранной профессией, осознанная профессиональная позиция, постоянное подтверждение своей профессиональной значимости, нужности и полезности приводят к возникновению особого эмоционального состояния — профессионального оптимизма.[13]

Наряду с этими психологически позитивными изменениями происходят и деструктивные. Часть профессионалов, в большей мере сориентированных на признание своего профессионально-психологического потенциала, не удовлетворенных своим профессиональным и должностным статусом, вновь ревизуют свою профессиональную жизнь.

Пожилой возраст. Достижение пенсионного возраста приводит к уходу из профессиональной жизни. К 55 ~ 60 годам личность не успевает полностью исчерпать свой профессиональный потенциал.

Все еще высокий профессионализм, несмотря на имеющуюся профессиональную усталость, порождает сомнение в оправданности выхода на пенсию.

Поэтому многие пенсионеры продолжают свою профессиональную деятельность, хотя для многих труд уже становится привычкой, в то время как сил на полноценную работу уже не хватает.

Для тех же людей, кто после выхода на пенсию, прекращает свою трудовую деятельность, вновь возникает проблема самоопределения, но уже не в профессиональной жизни, а в социальной, общественно-полезной. Это период активного социально-трудового самоопределения и продолжения себя как личности.

Таким образом, Зеер Э.Ф. определяет профессиональное самоопределение как процесс самостоятельного осознания своих профессионально-психологических возможностей в соответствии с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации.

Борисова Е.М.

дает другое определение профессиональному самоопределению, по ее мнению, это «процесс развития личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и индивидуально-психофизиологических возможностей».

[3] Этот процесс не может быть ограничен лишь каким-то одним этапом, он занимает весь период активной трудовой деятельности. Ученый рассматривает профессиональное самоопределение как длительный процесс, включающий в себя две основные составляющие:

1) развитие человека в профессиональной деятельности, формирование его индивидуальных особенностей и черт личности, выбор жизненного пути;

2) творческое развитие и обогащение человеком самой профессиональной деятельности, мира профессий.

Также Борисова Е.М. выделяет «стадии или фазы профессионального самоопределения:

  • 1) выбор профессии;
  • 2) профессиональное обучение;
  • 3) овладение профессиональным мастерством (на основе выработки индивидуального стиля и средств профессиональной деятельности);
  • 4) самореализация в профессиональной деятельности;
  • 5) творческий вклад в развитие самой деятельности и передача профессионального опыта другим людям».[3]
  • Ученый указывает, что данные стации могут зависеть от содержания профессии, индивидуальных и личностных качеств человека, а также внешних благоприятных и неблагоприятных обстоятельств, способных повлиять на данный процесс.

Профессиональное самоопределение, по мнений Максимовой З.Р., это «процесс и результат ценностно-психологического врастания личности в определенной профессиональной роли, ее самоидентификация с этой ролью».

[25] То есть основным компонентом данного процесса является психологическая установка, где человек формирует позитивное отношение к профессиональной деятельности и к себе как к ее представителю.

Однако, важным остается то, что отношение личности к профессии не всегда может быть позитивным, а формироваться как негативное или безразличное.

Таким образом, процесс профессионального самоопределения человека можно обосновать как непрерывный личностный путь, в ходе которого личность определяет для себя, к какой сфере деятельность она предрасположена, помимо этого человек формирует и подстраивает свои личностные качества и другие факторы личности с целью «найти себя» в выбранной профессии.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s14234t4.html

Психология профессионального самоопределения выбора профессии

В статье представлен анализ проблемы выбора профессии молодежи, психологические аспекты выбора профессии. Многомерность и многоступенчатость этого процесса, в котором выделяются несколько аспектов, связанных с задачами общества, которые оно выдвигает перед формирующейся личностью. В заключение автор дает рекомендации по преодолению проблемы выбора профессии личностью.

Ключевые слова: самоопределения, выбор профессии, аспекты, личность, юность, профориентация, процесс, психология, самодетерминация личности

Читайте также:  Психоорганический синдром, триада вальтер бюэля

Процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека — от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности.

В понятии самоопределения, которое получило широкое распространение в социологической литературе, подчеркнут тот важный момент понимания проблемы развития личности, который связан с ее самостоятельным выбором профессионального и жизненного пути. На это обращает внимание М. X.

 Титма, который видит в переходе от понятий «подготовка», «воспитание» к понятиям «включение» и «самоопределение» существенный сдвиг в ориентациях исследователей, сосредоточивающих анализ на активности самого субъекта в противовес рассмотрению его как пассивного объекта социального воздействия.

Действительно, на личность воздействует столь широкий спектр различных, нередко противоположных по направленности факторов внешней среды, что только при условии активного освоения и осмысления всех этих влияний возможен выбор профессионального и жизненного пути, соответствующий потребностям и интересам личности.

Самоопределение предполагает акцент на самодетерминации личности, в которой ключевую позицию занимает детерминация будущим — жизненными целями, планами и ориентациями. При такой постановке проблемы исследование жизненной перспективы оказывается важнейшим направлением в изучении многочисленных проблем профессионального самоопределения.

Обращаясь к современному положению дел в области профессионального самоопределения молодежи, исследователи подчеркивают многомерность и многоступенчатость этого процесса, в котором выделяются несколько аспектов, связанных с задачами общества, которые оно выдвигает перед формирующейся личностью; с процессом формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность; с принятием решений, в которых должен быть установлен баланс личных предпочтений и склонностей и потребностей существующей системы разделения труда.

Последний аспект является точкой пересечения социальных и психологических факторов профессионального самоопределения и представляет наиболее широкие возможности для эффективного решения самых острых проблем выбора молодежью профессии и жизненного пути.

Об этом пишет В. А. Ядов, подчеркивая, что при исследовании самоопределения личности «особенно ощущается плодотворность междисциплинарного подхода к проблеме.

В самом деле, работы социологов показывают нам, насколько велико значение в структуре ценностно-нормативного сознания и в определении жизненных путей индивидов общесоциальных и конкретных условий их жизнедеятельности.

Но из этих работ мы почти ничего не узнаем о воздействии на этот процесс собственной активности индивидов.

Исследования же психологов, наоборот, показывают, сколь велика роль индивидуально-психических особенностей в регуляции и саморегуляции поведения личности… Социальные условия принимаются в таких исследованиях либо за абстрактную „данность“, либо они учитываются в очень конкретном описании экспериментальной ситуации».

Исследование жизненной перспективы молодежи, находящейся на различных этапах профессионального самоопределения, открывает большие возможности реализации междисциплинарного подхода, поскольку в содержании жизненной перспективы сконцентрированы ценности и нормы социальной среды, в которой формируется личность.

Каждому этапу профессионального самоопределения соответствуют определенная социальная ситуация, своя среда и атмосфера.

В процессе профессионального становления личности выделяются четыре основные стадии: формирование профессиональных намерений; профессиональное обучение; профессиональная адаптация; частичная или полная реализация личности в профессиональном труде.

Ключевым моментом этого длительного процесса оказывается выбор профессии, отделяющий период неограниченных, но абстрактных возможностей профессиональной самореализации от реальной, но ограниченной перспективы профессиональной деятельности.

Именно в этом смысле «самоопределение — одновременно и самоограничение».

На этой переломной фазе профессионального самоопределения, связанной непосредственно с выбором профессии, мы в дальнейшем и сосредоточим анализ, объектом которого станут юноши и девушки старших классов средней школы, для которых выбор профессии приобретает исключительно важное значение.

Начало этой фазы совпадает с переходом от детства к юности, от среднего школьного возраста к старшему. Те школьники, которые после окончания 8-го класса поступают в профтехучилища и техникумы, уже в 14–15 лет в значительной мере определяют свой трудовой и жизненный путь.

Для тех же, кто продолжает обучение в школе, ситуация выбора вновь обостряется к семнадцати годам.

И хотя они получают определенную профессиональную подготовку в школе, острота ситуации не снимается, поскольку выбирать приходится из значительно большего числа возможных профессиональных путей, открывающихся перед человеком, получившим среднее образование.

В этой ситуации общество и личность равно заинтересованы в том, чтобы процесс профессионального самоопределения не превратился в длительную серию «проб и ошибок», неудач и разочарований, материальных и моральных издержек.

Но как избежать ошибок и трудностей, когда столь ответственное решение человек должен принять еще в школьные годы, практически не переступив ту грань, которая отделяет детство от зрелости, зависимость — от самостоятельности в решениях и поступках.

Разумеется, определенное преимущество юношеского возраста как раз и состоит в том, что, быть может, наиболее важное решение в своей жизни человек должен принять, будучи свободным от груза сомнений, неизбежно сопутствующих пониманию всей сложности и ответственности предстоящего выбора.

Если бы в 15–17 лет он полностью осознавал, насколько вся дальнейшая жизнь зависит от правильного выбора профессии, не исключено, что это было бы сопряжено с чрезмерным эмоциональным напряжением.

Избыточная мотивация приводила бы к неопределенности, чреватой психологическим кризисом, нередко возникающим у людей зрелого возраста, когда им приходится принимать и менее ответственные жизненные решения.

Оценивая ситуацию выбора профессии, следует учитывать тот существенный момент, что сам по себе выбор — это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника. Он может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения.

В последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями.

А следовательно, как только этот план реализуется, вновь возникнет ситуация жизненной неопределенности, в которой юноша или девушка, избравшие ту или иную профессию, будут находиться в положении человека, обладающего весьма сложным и ценным «инструментом», но не представляющим себе, для чего он ему нужен и как с его помощью добиться жизненного успеха. сложившаяся на многих предприятиях практика использования молодых работников не в соответствии с их уровнем образования и квалификации, о чем свидетельствуют социологические исследования.

Однако нельзя забывать, что даже идеальные условия подготовки и использования работников не решат проблему случайного выбора профессии, который связан прежде всего с необдуманным решением самого человека.

Слишком часто фактором выбора профессии становится «случай» — близость работы к дому, пример товарища, уверенного в правильности единственного выбора, настоятельные рекомендации родителей, имеющих возможность помочь овладеть определенной профессией, возможность получить жилье или прописку в городе и т. п. Так, по данным Аитова, 52% рабочих считали, что к выбору профессии их привели случайные обстоятельства.

Следовательно, необходимо, чтобы при выборе профессии молодой человек исходил не только из ближайшей перспективы, но обязательно согласовывал ее с отдаленными жизненными целями, которые могли бы быть реализованы благодаря труду в избранной сфере профессиональной деятельности. В связи с этим в дальнейшем мы акцентируем внимание на проблеме согласования ближайшей и отдаленной жизненной перспективы, профессиональных планов и жизненных целей в различных сферах социальной жизнедеятельности. Достаточно серьезные трудности возникают в ситуации выбора профессии и в связи с тем обстоятельством, что вся система профессиональной пропаганды в социалистическом обществе сосредоточивает свои усилия на демонстрации неограниченных возможностей каждого человека в поиске своего трудового и жизненного пути.

  • Поэтому в описаниях профессий наряду с информацией об условиях и содержании труда, о качествах, требуемых от работника, и другими характеристиками профессии, необходимо выделить специальный раздел, посвященный ценностно-ориентационному аспекту данной профессии, что, по сути, и будет непосредственным профориентационным воздействием.
  • Список литературы
  1. Акбарова Н.М. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников.// Ташкент.: Укитувчи, 1998 38 с.
  2. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.-М.: Пеадагогика, 1981. — 95с.
  3. Умаров У.Б. Психологические самоопределения учащихся школ// Таълим № 6 2001 с 5-9
  4. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. — М. : Изд. «Феникс», 1993. — 39-40 с.
  5. Казарова Е.Г.Психолога—педагогическое содействие преодолению трудностей профессионального самоопределения учащихся. дисс. кан. пед. наук. — М. —, 2002. — 168 с.
  6. Давлетшин М.Г.. Психология профессионального самоопределения. Ташкент: Изд. Укитувчи, 1991 84 с.
  7. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. М.: Педагогика, 1981.- 95 с.
  8. Дуйсенбеков Ш, Нурбуллаев Т. Своеобразие выбора профессии Старшеклассников. Материал Республиканского научно-теоретической конференции. Нукус, 1999 с 44-4510.

Источник: https://nauka21veka.ru/articles/psikhologicheskie-nauki/psikhologiya-professionalnogo-samoopredeleniya-vybora-professii-1479928146/

Профессиональное самоопределение

это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации.

Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути.

Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Особая форма самоопределения, направленная на принятие решения о выборе профессии и путях формирования личности как профессионала.

Источник: Психологический глоссарий: Психическое здоровье и защитные механизмы личности

осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией (см. Удовлетворенность трудом). В психологическом плане П. с. означает, что человек осознает, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные ri: физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество, субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. П. с. начинается с момента зарождения у человека потребности в выборе профессиональной деятельности, реализуется через формирование у него отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности на основе самооценки своего уровня профессионализации. Теоретически П. с. можно считать завершенным, когда человек начинает считать себя профессионалом. Однако реально процесс П. с. не может иметь конечной завершенности, так как по мере роста объективного уровня профессионализации растут и усложняются критерии оценки этого уровня.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

одна из форм личностного самоопределения .Характеризует процесс поиска и приобретения профессии,осуществляется в результате анализа своих способностей,возможностей в соотнесении с требованиями профессии.Показатели профессионального самоопределения выступают:

  • · устойчивая профессиональная «Я-концепция».
  • · готовность совершить профессионально значимую деятельность,
  • · факты совершения этой деятельности,
  • · осознание личности значимости своей деятельности.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Источник: https://vocabulary.ru/termin/professionalnoe-samoopredelenie.html

Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников

Актуальность данной работы заключается в том, что именно в этом возрасте учащиеся начинают задумываться и самостоятельно выстраивать свою перспективу будущего, выбирают, кем и каким ему быть в будущем. Поиск профессии — одна из важнейших проблема юности [1, с. 112].

Старшеклассник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни.

В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей [2, с. 45].

Подготовка к выбору профессии необходима, так как она является неотъемлемой частью гармоничного развития личности. Ее следует рассматривать в совокупности и взаимодействии с нравственным, интеллектуальным, физическим, эстетическим становлением личности, ее совершенствованием, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса [3, с. 36].

Адекватность выбора профессии влияет на все стороны и общее качество жизни. Поэтому для старшеклассника очень важно сделать правильный выбор [4, с. 73]. Сложность возникает в том, что в настоящее время появилось множество новых профессий, о которых школьники не имеют практически никакой информации.

Читайте также:  Проективные методики — тесты для исследования личности

Проблемой профессионального самоопределения учащихся занимались такие ученые, как И. С. Кон, Е. А. Климов, И. Ю. Кулагина, Н. С. Пряжников, И. В. Шаповаленко.

Как писал И. С.

 Кон, профессиональное самоопределение — «это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений» [5, с. 126]. Таким образом, в самоопределение входят процессы самопознания (осознание собственных интересов, склонностей, предпочтений, особенностей своего характера и темперамента) самооценивания (сравнение результатов самопознания с имеющимся представлением о профессиональных требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии) и саморазвития (целенаправленное самоформирование в себе тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности).

По мнению Н. С. Пряжникова, «профессиональное самоопределение — это конкретный выбор профессии и непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности» [6].

При таком понимании профессиональное самоопределение — это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности [7, с. 140].

Всё это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

В исследовании приняли участие 85 школьников, учащиеся 9-ых классов. Из них 46 юношей и 39 девушек, возрастной показатель 15–17 лет. Исследование проводилось на базе Школы-лицея № 16, г. Павлодар, Республика Казахстан.

Школьникам было предложено ответить на вопросы из ряда методик, в настоящей статье я предлагаю рассмотреть результаты двух из них: «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климов и методика А. Е. Голомштока «Карта интересов».

Первая методика направлена на выявление профессиональных предпочтений личности.Позволяет определить склонности человека к работе в различных видах профессиональной деятельности. Вторая методика выявляет способности человека в различных областях науки, делопроизводства, общения, профессиональной сфере.

Сопоставление данных, полученных по указанным методикам, позволило сделать следующие выводы с учетом гендерных особенностей:

–                    данные, полученные по методике ДДО свидетельствуют о том, что 65 % юношей склонны к профессиям типа «человек-техника», 50 % к типу профессий «человек-человек» и «человек-знаковая система», 39 % к творческим профессиям и 24 % к типу профессий «человек-природа».

Таким образом, у юношей выявляется склонность к техническим профессиям и профессиям, связанным с цифровыми и буквенными знаками. В группе девушек картина несколько другая.

У большинства девушек — 67 % проявляется склонность к типу профессии «человек-человек», на втором месте по выбору идут профессии типа «человек-природа» — 54 %.

Также наблюдается склонность к типу профессии «человек-художественный образ» — 49 %, 26 % к типу «человек-знаковая система» и 20 % к типу профессии «человек-техника». Можно сделать вывод о том, что у девушек преобладающими являются профессии, связанные с общением, воспитанием, т. е. относящиеся к типу «человек-человек».

–                    данные, полученные в результате обработки методики «Карта интересов» говорят о следующем: среди наиболее предпочитаемых учебных предметов у юношей являются: физика (56 %), физкультура и спорт (50 %), математика (45 %). У девушек любимыми школьными предметами являются биология (74 %), литература (42 %), иностранный язык (38 %).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что юноши более интересуются точными науками и предметами естественнонаучного цикла, девушке же отдают предпочтение гуманитарным наукам.

Юношам больше всего нравятся профессии программиста (52 %), инженера-конструктора (48 %), архитектора (36 %); девушкам нравятся профессии врача (40 %), учителя (38 %), психолога (32 %).

Можно сделать выводы о том, что в будущей профессии в большей степени юношей привлекает материальная обеспеченность (45 %), процесс трудовой деятельности (37 %) и перспективность деятельности (30 %); девушек — контакты с людьми (35 %), материальная обеспеченность (30 %), условия труда (28 %), возможность получения новых впечатлений (20 %).

Таким образом, результаты, полученные в ходе диагностического исследования профессионального самоопределения юношей и девушек, говорят о различиях между юношами и девушками в профессиональных интересах, склонностях, мотивации достижения, в обосновании привлекательности профессий.

Выводы по результатам исследования:

Проведенное исследование позволило выделить психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

Можно отметить, что большинство лиц юношеского возраста предпочитают профессии типа «человек-техника» (42 %), следующим по популярности является тип профессии «человек-человек» (30 %), менее популярен в юношеском возрасте тип профессии «человек-знак» (18 %), а наименее популярны профессии типа «человек-природа» и «человек-художественный образ» (по 5 % соответственно).

Литература:

  1.                Старостенкова Т. А. Психолого-педагогические проблемы выбора будущей профессии учащимися старших классов / Т. А. Старостенкова // Инновации в образовании. — 2006. — № 2. — С. 108–118.
  2.                Шаповаленко И. В. Возрастная психология / И. В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2004. — 349 с.
  3.                Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. — М., 1983. — № 2.
  4.                Кулагина И. Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина. — М.: УРАО, 1997. — 176 с.
  5.                Кон И. С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1979. — 175с.
  6.                Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. — 400 с.
  7.                Резапкина Г. В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения подростков. — М.: Генезис, 2000. — 128 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/122/33602/

Методологические основы личностного и профессионального самоопределения

  • Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся
  • Раздел 1. Сущность, содержание профессионального и личностного самоопределения……………………………………………………………2
  • Тема 1.1 Социально-психологические и профессиональные «пространства» самоопределения…………………………………………2
  • Понятие «самоопределение» ……………………………………….2
  • Типы самоопределения………………………………………………2

Методологические основы личностного и профессионального самоопределения…………………………………………………………..2

  1. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в труде……………………………………………………………………………2
  2. Выбор профессии как элемент структуры профессионального самоопределения……………………………………………………………….2
  3. Различные типологии профессионального самоопределения……………………………………………………………….2
  4. Стратегии выбора профессии………………………………………2
  5. Цели и задачи профессионального самоопределения………………………………………………………………2
  6. Тема 1.2 Субъект профессионального и личностного самоопределения,основные этапы его развития………………………………………2
  7. Субъект профессионального самоопределения………………………………………2
  8. Основные этапы развития субъекта профессионального определения
  9. Кризисы развития субъекта профессионального самоопределения
  10. Раздел 2. Теоретико-практические основы профориентационной работы

Тема 2.1 Предмет, цели и задачи профессиональной ориентации…..24

  • Понятие «профориентация»…………………………………………….24
  • Профориентация как система
  • Основные стратегии профориентации
  • Тема 2.2 Основные направления профориентационной работы
  • Профессиографические основы профориентации
  • Раздел 1. Сущность, содержание профессионального и личностного самоопределения
  • Тема 1.1 Социально-психологические и профессиональные «пространства» самоопределения
  • Понятие «самоопределение»
  • Самоопределение —это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.
  • Самоопределение — процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы.

П.Г. Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения — в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность.

В. Франкл определяет полноценность человеческой жизни через способность «выходить за пределы самого себя», находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни.

По мнению В.А. Бодрова, самоопределение личности это самоутверждение, самореализация и самосовершенствование человека в обществе, в труде и трудовом коллективе.

Типы самоопределения

Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное.На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают. Это можно понимать как слияние высоких целей выбора профессии с целями реализации личности в жизни (Н.С. Пряжников).

  1. — Это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения.
  2. Отличительные особенности:
  3. — глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек;
  4. — зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды;
  5. — зависимость от экономических, социальных, экологических и других «объективных» факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.
  6. — Это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев.
  7. Отличительные особенности:
  8. — невозможность формализации полноценного развития личности (диплом или сертификат с записью о том, что человек Личность не выдаётся);
  9. — зависит от самого человека, более того, часто именно плохие условия, сложные обстоятельства и проблемы, позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои появляются в переломные эпохи).
  10. — Избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии;
  11. — осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий;
  12. Отличительные особенности:

— характерна большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке и т.п.);

— требует наличие благоприятных условий (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.).

  • Методологические основы личностного и профессионального самоопределения
  • Решению многих вопросов, связанных с выбором профессии и самоопределения личности способствует знание различных теорий личностного и профессионального самоопределения.
  • Уровнями анализа проблемы самоопределения личности являются:  философский, социологический, психологический.

На наиболее общем, философском уровне решаются вопросы о сущности человека, возможности экстериоризации, о сути процесса самоопределения. Объектом рассмотрения выступает человек как родовое существо, человечество в целом.

На социологическом уровне решаются вопросы о путях и способах самоопределения личности в конкретных социокультурных условиях ее существования, в рамках определенного «социально-исторического образа жизни». Объект рассмотрения — социум, конкретная общественная структура.

На психологическом уровне анализируются личностные качества и конкретные внешние условия, позволяющие данной личности продуктивно самоопределиться, исследуется мотивационная основа самоопределения и обратное влияние самоопределения на личность и деятельность субъекта (его самооценку, уровень притязаний, психологический возраст, картину жизненного пути, мировоззрение и т.п.). Объект рассмотрения — отдельный индивид в его связях и отношениях с другими индивидами и с общественным целым.

Наиболее важными теориями личностного и профессионального самоопределения являются: сценарная теория Э. Бёрна (процесс выбора профессии и профессионального поведения определяется тем сценарием, который формируется в раннем детстве); теория профессионального развития Д.

Сьюпера (индивидуальные профессиональные предпочтения и типы карьеры — осуществление человеком Я-концепции); типологическая теория Д.

Холланда (профессиональный выбор обусловлен сформированным типом личности: реалистический, исследовательский, социальный, артистический, предпринимательский, конвенциальный); теория компромисса с реальностью Э.

Гинсберга (выбор профессии — развивающийся процесс, который проходит несколько стадий: стадия фантазии, гипотетическая стадия, реалистическая стадия) и др. теории. Японский ученый Фукуяма создал систему особой подготовки молодежи к профессиональному выбору, основанную на трудовых пробах подрастающего поколения.

В отечественной педагогике и психологии классиками теории профессионального самоопределения стали такие известные ученые, как Е.А. Климов, А.Е. Голомшток, Л.М. Митина, В.В. Назимова, Н.С. Пряжников, С.Н.

Чистякова П.Г. Щедровицкий и другие. В последнее время в теории личностного и профессионального самоопределения достаточно популярны концепции жизненного поля личности М.Р. Гинзбург и жизненной перспективы Е.И.

Головахи.

Источник: https://studopedia.net/3_32723_metodologicheskie-osnovi-lichnostnogo-i-professionalnogo-samoopredeleniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector