Методика прогрессивных матриц равена для школьников и дошкольников

Методика прогрессивных матриц Равена для школьников и дошкольников

Цветной вариант Прогрессивных Матриц Равена предназначен для обследования детей от 5 до 9 лет.

Инструкции по проведению обследования дошкольников с помощью Цветных Прогрессивных Матриц Равена

Процедура индивидуального тестирования по Прогрессивным Матрицам Равена чрезвычайно проста. В отличие от многих других тестов, здесь нет необходимости жестко придерживаться какой-либо специальной словесной инструкции.

Основные требования состоят в том, чтобы, во-первых, удостовериться, что испытуемые понимают, что и как они должны сделать.

Во-вторых, следует обеспечить соответствие принятой в данном обследовании процедуры общепринятым стандартам, чтобы была возможность сравнивать полученные данные с нормативными.

При использовании книжной формы теста нельзя увидеть, как будет выглядеть матрица с вставленным в ее вырез тем или иным фрагментом, следствием чего могут быть не очень ответственное отношение некоторых детей к заданию. Поэтому важно всякий раз удостовериться, что ребенок внимательно посмотрел на рисунок и что он убежден, что указанный им фрагмент является единственным, который правильно дополняет матрицу.

Тому, кто проводит тест, необходимо иметь следующие материалы: инструкции, экземпляр тестового буклета. Не допускается делать никаких пометок в тестовом буклете с ЦПМ. В процессе предварительной беседы занесите данные об испытуемом в бланк ответов, удостоверившись, что указанный возраст соответствует дате рождения.

Откройте буклет на первом задании А1. — Посмотри сюда. Укажите на верхнюю фигуру

— Ты видишь, что из этой картинки вырезан кусочек. Каждый из этих кусочков внизу…

Укажите на каждый из фрагментов по очереди

— …имеет подходящую форму, чтобы заполнить вырез, но только один из них подходит по рисунку. Номер 1 имеет правильную форму, но неправильный рисунок. Номер 2 вообще не имеет рисунка. Номер 3 совсем неправильный. Номер 6 почти правильный, но вот здесь не подходит.

Укажите на белое пятно на фрагменте номер 6.

— Только один из кусочков правильный. Покажи, какой из них подходит, чтобы дополнить рисунок.

Если испытуемый не показывает на правильный фрагмент, продолжайте объяснение, пока суть задания не будет им полностью уяснена. Переходите к заданию A2. — А теперь покажи кусочек, который подойдет сюда.

Если испытуемый не справляется, продемонстрируйте ему снова задание А1, а затем опять попросите решить задание А2. Если задание выполнено правильно, переходите к заданию A3, работая по той же схеме.

Перейдя к заданию А4, перед тем как предоставить испытуемому возможность подумать и указать на один из фрагментов скажите: — Посмотри внимательно на эти кусочки. Укажите пальцем поочередно на каждый из фрагментов.

— Только один из этих кусочков подходит для завершения рисунка. Будь внимателен. Сначала посмотри на каждый из этих шести кусочков.

Снова укажите на каждый из шести фрагментов.

  • — Теперь покажи на кусочек, который подойдет сюда.
  • — Этот кусочек действительно подходит сюда?
  • — Хорошо. Тогда покажи на правильный кусочек,
  • — Этот подходит?
  • — Ну так какой же из кусочков, по твоему мнению, действительно правильный?

Укажите на рисунке место, куда должен подойти фрагмент. Когда испытуемый укажет на один из фрагментов, независимо от правильности его ответа, скажите… Если испытуемый скажет «да», примите его выбор с одобрением независимо от того, правильный он или неправильный. Если он захочет изменить свой выбор, скажите… Независимо от правильности ответа снова спросите… Если испытуемый удовлетворен своим решением, примите его выбор независимо от правильности, но, если вам кажется, что он все еще сомневается, спросите… Отметьте номер окончательного выбора в соответствующей части бланка.

Предъявите задание А5 тем же способом, что и задание А4.

На любой стадии тестирования в интервале между А1 и А5 задание А1 может быть использовано заново, чтобы еще раз показать испытуемому, что надо сделать, с последующей просьбой к нему попробовать снова выполнить соответствующее задание. Если испытуемый не справляется с заданиями А1A3, следует перейти к планшетной форме теста.

Если эти пять заданий решены, переходите к заданию А6. — Посмотри внимательно на этот рисунок. Какой из этих кусочков… Укажите на каждый фрагмент по очереди.

— …подходит сюда?

Покажите на свободное место, которое следует заполнить.

— Будь внимателен, подходящий кусочек только один. Какой? Если ты действительно уверен, что нашел правильный кусочек, укажи на него.

Запишите окончательный ответ.

По мере предъявления следующих заданий продолжайте использовать те же инструкции до тех пор, пока в них есть необходимость. Если ребенок проявляет беспокойство по поводу небольших дефектов на рисунках, убедите его, что об этом не стоит беспокоиться.

Если ребенок «застрял» на конкретном задании, предложите ему двинуться дальше и посмотреть, не справится ли он со следующими заданиями, а затем вернитесь к заданию, вызвавшему трудности. Если вы сочтете это нужным, то можно предложить ребенку просто угадать ответ, так как «догадки иногда бывают правильными».

Завершив серию А, предъявите первое задание Серии АB, снова указывая по очереди на каждую из трех фигур на матрице и на пространство, подлежащее заполнению. — Ты видишь, как они расположены. Так. Так. Так. Что тут должно получиться? Какой из кусочков подходит сюда? Будь внимателен. Посмотри на каждый из них по очереди. Правильный — только один. Который?

При выполнении заданий от АB1до АB5, после того как ребенок указал на один из фрагментов, правильный или неправильный… — Он действительно подходит, чтобы дополнить рисунок? Укажите на рисунок на матрице и на вырез в ней.

Как и прежде, если испытуемый отвечает «да», примите (и запишите) его вы­бор с одобрением. Если ребенок хочет изменить свой выбор, действуйте так же, как в Серии А, и примите его окончательный выбор.

При выполнении шестого задания ребенка не следует спрашивать, правильный ли выбор он сделал. Просто скажите …

  1. — Посмотри внимательно на картинку.
  2. — Будь внимателен, только один из этих кусочков правильно дополняет картинку.
  3. — Какой из них?

Укажите по очереди на каждую фигуру на матрице и на пространство, подлежащее заполнению. Укажите по очереди на каждый из фрагментов. Зафиксируйте окончательный выбор на бланке, либо записывая номер выбранного фрагмента рядом с номером задания, либо для бланка легкого подсчете зачеркивая номер выбранного ответа одной короткой линией.

Если была сделана ошибка или испытуемый хочет изменить свой ответ, зачеркните ранее записанный номер, а затем запишите номер окончательного выбора.

При работе с бланком легкого подсчета зачеркните отмененный ответ еще одной чертой. Не пытайтесь стирать неправильно отмеченные ответы.

Те же указания можно использовать при работе с остальными заданиями Серий АB и В, пока это является целесообразным.

Планшетная форма тестового буклета . Серия А

Cкачать буклеты Серии A, AB, B в PDF-формате Методика прогрессивных матриц Равена для школьников и дошкольников

Оценка и интерпретация

Подсчет баллов

За каждый правильный ответ начисляется один балл. Будьте внимательны и старайтесь не допустить потери бланков — чистых или использованных, поскольку каждый из них содержит ключ для подсчета баллов по тесту.

Если обследуемый делает ошибки в первых пяти задачах Серии А , то нельзя считать, что он понял идею задачи.

Полученные при этих условиях баллы, как правило, нужно признать недостоверными, несмотря на то, что общий балл при этом может оказаться и больше десяти за счет решения задач путем случайного угадывания правильного ответа среди шести альтернативных вариантов.

При использовании планшетной формы теста некоторые дети после того, как они положили правильный фрагмент теста на место, беспокоятся, что он не вполне хорошо совпал с вырезом, и хотят его заменить.

По этой причине, а также потому, что «смышленые» дети хотят поиграть с тестовым материалом, желательно спросить ребенка, по какой причине он сдвигает или перемещает фрагмент.

При необходимости задание теста может быть разъяснено еще раз, чтобы ребенок понял, что в первую очередь надо положить на место правильный фрагмент, а потом, попробовав другие, вернуть правильный на место и что мелкие несовпадения фрагмента с вырезом не имеют никакого значения.

Если дети не в состоянии выразить свои суждения словами, это не значит, что они не могут решить задачу интуитивно. Правильное решение никогда не следует фиксировать как «ошибку», если ребенок не может его объяснить.

Напротив, неверные ответы, исправляемые в результате проб и ошибок, дают значимую психологическую информацию, хотя обычно они не включаются в общий балл по тесту из соображений строгости интерпретации процентильных результатов данного ребенка по таблице нормативов.

В тех случаях, однако, когда ребенок осознанно обнаружил и исправил свою ошибку, окончательно вставленный фрагмент может быть учтен.

Когда тест проводится индивидуально по книжной форме , засчитывается как «верный» или «ошибочный» тот фрагмент, на который испытуемый указывает как на свой окончательный выбор.

Когда книжная форма используется для самотестирования или при групповом тестировании с использованием открытых бланков регистрации ответов, всякому, кто записывает больше, чем одну цифру против номера любого задания, необходимо сказать, чтобы он вычеркнул все, кроме одной. Если это обнаружено после завершения процедуры тестирования, рассматривается только последний номер справа независимо от того, верны или ошибочны другие ответы.

  • Когда используется бланк легкого подсчета, испытуемым необходимо показать, как исправлять ошибки, зачеркивая крестом (X) неправильные ответы и оставляя перечеркнутым одной короткой чертой номер своего окончательного выбора.
  • Несогласованности и ошибки.
  • Когда используется книжная форма теста, несогласованность в распределении баллов испытуемого можно оценить вычитанием его балла по каждой серии из баллов, ожидаемых при таком же общем балле.

Представление результатов

Наиболее адекватным способом интерпретации значимости полученной индивидом общей оценки является ее соотнесение с выраженной в процентах относительной частотой, с которой эту оценку получают испытуемые той же возрастной группы.

Читайте также:  Основные этапы становления личности человека

Преимущество этого способа над другими состоит в том, что он не использует никаких априорных допущений о развитии интеллектуальных способностей в детстве вроде идей о его равномерном или симметричном распределении.

В практических целях удобно рассматривать определенные процентные доли населения и в соответствии с этим группировать баллы респондентов. Это позволяет отнести респондента в соответствии с полученным баллом к той или иной группе.

УРОВЕНЬ I. «Супер-интеллектуал», если оценка равна или больше 95% для данной возрастной группы. УРОВЕНЬ II. «Интеллектуальные возможности явно выше среднего», если оценка равна или больше 75%; II+ , если оценка равна или больше 90%. УРОВЕНЬ III.

«Средний интеллект», если оценка лежит между 25% и 75%; III+, если оценка выше, чем медиана или 50%; III-, если оценка ниже , чем медиана. УРОВЕНЬ IV.

«Интеллектуальные возможности явно ниже среднего», если оценка равна или меньше 25%; IV-, если оценка равна или меньше 10%. УРОВЕНЬ V. «Существенное снижение интеллекта», если оценка равна или меньше 5% для соответствующей возрастной группы.

Общий балл, согласованность оценки и достигнутый уровень развития удобно представлять в следующем виде: Общий балл 24 Несогласованности -1,0,+1 Уровень II +

Количество ошибок: Нормальное.

Усредненные возрастные нормативы выполнения Цветных прогрессивных матриц (вся серия — А + АВ + В)

Возраст ребёнка Среднее значение(баллы) Разброс (в баллах)
4,5 — 5,5 лет 14 8-22
5,5 — 6 лет 17 12-24
6 — 6,5 лет 18 13-27
6,5 — 7 лет 20 14-29
7 — 7,5 лет 22 15-30
7,5 — 8 лет 23 16-31
8 — 8,5 лет 24 17-32
8,5 — 9 лет 26 18-34
9 — 10 лет 29 20-35
10 — 11 лет 32 21-35

Источник: http://www.child-psy.ru/tests/276.html

Прогрессивные матрицы Равена

Методика прогрессивных матриц Равена для школьников и дошкольниковПрогрессивные матрицы Равена (Raven Progressive Matrices) — тест, предназначенный для измерения уровня интеллектуального развития. Предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. Прогрессивные матрицы Равена разрабатывались в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучшим способом измерения фактора «g» является выявление отношений между абстрактными фигурами. Согласно Равену – это тест испытания способностей воспринимать определенные формы, охватывать их особенности, характер, взаимные отношения или ансамбль, совокупность отношений, а поэтому он требует по отдельным задачам метода логических рассуждений. Автор не считает, что таким образом можно производить измерения некоего абсолютного интеллекта, однако существующие результаты дают понять, что измеренные тестом мнения и навыки в определенной мере репрезентируют интеллект. Перцептивная шкала матриц опирается или основана на 2-х теориях: а) на теории восприятия форм, развитой гештальтпсихологией; б) на теории неогенеза К.Спирмена.При решении заданий выступает 3 основных психических процесса:1) внимание, внимательность (внимание отделяется от восприятия и мышления);2) восприятие, восприимчивость;3) мышление, понятливость.При решении задач внимание сильно напряжено, поддерживает стремление (интерес) к решению. Оно требует концентрированного внимания в объеме и распределении. При снижении внимания всегда появляются ошибки. Кроме внимания, выступает воля и эмоции. Поэтому испытание прогрессивными матрицами Равена не является тестом «всеобщего интеллекта», а испытывает остроту и точность внимания и ясность мышления. В данном случае речь идет об определении способности к систематизации в мышлении и планомерности или методичности, а не о самом интеллекте. Тесты Равена – невербальные испытания, свидетельствующие о том, что вербализация как мыслительный процесс в их решении значения не имеет.Существует два варианта теста: 1. Цветной вариант (предназначен для детей от 5 до 11 лет и иногда рекомендуется для лиц старше 65 лет).2. Черно-белый (для обследования подростков 14-16 лет и взрослых от 16 до 65 лет).Материал черно-белого варианта состоит из 60 матриц с пропущенными элементами. Задания разделены на 5 серий (А, В, С, D, Е) по 12 однотипных, но возрастающих по сложности матриц в каждой серии. Трудность заданий возрастает также при переходе от серии к серии.

Описание серий:

 Серия АОт испытуемого требуется дополнение недостающей части изображения. При работе с матрицами этой серии реализуются следующие мыслительные процессы:1) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связи между ними;2) идентификация недостающей части структуры и сличение их с образцами.

Психологическое значение: решение зависит от уровня внимательности, уровня статистического представления, воображения и уровня визуального различия (дискриминации).

 Серия ВСводится к нахождению аналогий между двумя парами фигур. Испытуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов. При решении используется способность постигать симметричность между фигурами.

Психологическое значение: способность к линейной дифференциации и суждение (умозаключение) на основе линейных взаимосвязей.

 Серия СЗадания этой серии содержат сложные изменения фигур в соответствии принципам их непрерывного превращения и развития по вертикали и горизонтали и суммирование этих новых элементов в конечной недостающей фигуре.

Психологическое значение: проявляется способность к динамической (быстрой) наблюдательности и прослеживание непрерывных изменений, динамическая внимательность и воображение, способность представлять.

 Серия DСоставлена по принципу перестановки фигур матрицы по горизонтальному и вертикальному направлению. Решение требует проследить закономерную последовательность и чередование фигур в целостной структуре.

Психологическое значение: решение зависит от способности схватывать количественные и качественные изменения в упорядочении (составлении) фигур согласно закономерности использованных изменений.

 Серия ЕПроцесс решения задач заключается в анализе фигур основного изображения и последующей сборки недостающей фигуры по частям (аналитико-синтетическая деятельность мозга). Здесь требуется складывать и вычитать элементы фигур, смешивать части согласно алгебраическому принципу. Недостающий член структуры находиться с помощью алгебраических операций с остальными членами структуры.

Психологическое значение: способность наблюдать сложное количественное и качественное развитие кинетических, динамических рядов. Высшая форма абстракции и динамического синтеза.

Источник: https://psychojournal.ru/tests_online/129-progressivnye-matricy-ravena.html

МЕТОДИКА«ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ ДЖ. РАВЕНА» — PDF

Подробнее

Подробнее
Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

{jathumbnail off} Наряду со статистической нормой — используется процентиль — это процентная доля индивидов из выборки стандартизации, результаты которой равны процентильному показателю или ниже него.

Подробнее

Возрастание разнообразия и сложности процессов, возникающих в современном мире, обусловливает необходимость обучения, воспитания и развития людей, их творческого мышления и способности к нестандартному

Подробнее

Состояние интеллектуальных предпосылок формирования навыка письма у младших школьников с дисграфией Проблема интеллектуального развития детей, обучающихся в массовой школе, является важнейшей в управлении

Подробнее

СПЕЦИФИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ МОДИФИЦИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ «ЦВЕТНЫЕ ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ» ДЖ.РАВЕНА ДЕТЬМИ С ПОГРАНИЧНОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Маршалкин А. П., Прокопьев А. А. г. Екатеринбург Распределение

Подробнее

ЕГЭ по БИОЛОГИИ КИМ 2010 года. ФИПИ. 1 Документы, регламентирующие разработку КИМ ЕГЭ кодификатор перечень проверяемых знаний и умений; спецификация описание экзаменационной работы 2009 года; демонстрационная

Подробнее

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации в 6.1-6.2 классе по математике в 2018 году (физико-математический профиль) 1. Назначение контрольных измерительных

Подробнее

СПРАВКА по результатам психологического исследования сформированности УУД у учащихся 4-х классов на конец второго полугодия 2013-2014 учебного года гимназии «Перспектива» городского округа Самара. Во втором

Подробнее

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра психологии 2. Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование,

Подробнее

Рабочая программа внеурочной деятельности «Размышляем, играем, творим» (4-5 класс) разработчик: Карпова Юлия Валерьевна учитель Нижний Новгород 206 Планируемые результаты В результате реализации данной

Подробнее

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету (курсу) Математика Рабочая программа по математике для 5 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного

Подробнее

О. С. Чаликова, А. В. Зайцев ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ СО ШКОЛЬНОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ Эмпирические исследования в области психологии интеллекта в той или иной степени сталкиваются с

Подробнее

NovaInfo.Ru — 40, 2016 г. Педагогические науки 1 СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕСТА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ Векслер Виталий Абрамович Стандартизацией теста называется комплекс взаимосвязанных между

Подробнее

СПЕЦИФИКАЦИЯ диагностической работы по математике для обучающихся 6 классов общеобразовательных организаций 1. Назначение диагностической работы оценить уровень учебных достижений по математике обучающихся

Подробнее

УДК 378.033 К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ С.В. Жилич, магистр техн. наук, ст. преподаватель, Г.А. Галенюк, ст. преподаватель Белорусский государственный

Подробнее

Прайс-лист на продукцию для проведения психологического тестирования п/п Наименование теста Назначение теста Состав комплекта теста Стоимость теста в рублях (вкл. НДС) 1 Тест Кеттелла Применяется для оценки

Подробнее

80-е годы 19 века — Гальтон выдвинул идею создания интеллектуальных тестов. Чтобы можно было отбирать людей с высоким интеллектом. Гальтон — сторонник евгеники — улучшение породы человека с помощью искусственного

Подробнее

О результатах участия МБОУ «Школа 1 имени В.И.Муравленко» в независимой оценке готовности обучающихся 5-ых классов к обучению в основной школе по математике Результаты готовности пятиклассников к обучению

Подробнее

Н.Б. Печатнова Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ как механизм внешнего оценивания. Актуальность исследования. С начала 90-х годов XX века в российском образовании идет процесс обновления традиционной

Подробнее

«УТВЕРЖДАЮ» Руководитель школьного отделения 2 ГБОУ Школа 2121 Калмыкова Т.П. Информационно аналитическая справка психолога Зиганшиной Р.Р. по результатам диагностики готовности к школе первоклассников

Подробнее

Тема 1.2. Диагностика познавательной сферы дошкольника Прежде чем излагать конкретные методики психодиагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи у дошкольников,

Подробнее

Источник Разработка комплекса тестовых заданий по обществознанию Помазкина О. Факультет Истории и права, 4 курс Научный руководитель: Сидоров С.В., к.п.н., доц. Знания, которые учащиеся получают в школе

Подробнее

Лекция 4: Оценивание тестирования Любое тестирование должно заканчиваться не только выставлением оценок (баллов), но и анализом результатов тестирования, выявлением уровня обучения и качества тестов. Оценку

Подробнее

Я-КОНЦЕПЦИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Е. Д. БЕСПАНСКАЯ В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением Я- концепции подростков, их познавательной

Читайте также:  Методика проведения теста "сложные аналогии" и его результаты

Подробнее

Metod-1kl-2011.indd 26 31.08.2011 11:34:29 26 Примерное тематическое планирование уроков математики ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Тема Признаки, расположение и счёт предметов (10 ч) 1 53

Подробнее

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» в г. АНЖЕРО

Подробнее

Измерения в образовании, надежность и валидность оценок компетенций Сравнительная характеристика традиционного оценивания и измерения: Сходство одинаковый предмет и объект, одинаковая цель Различия: Традиционное

Подробнее

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра психологии 2. Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование,

Подробнее

ТЕСТ КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ Данькина А.А. БГПУ alena@uni-altai.ru На протяжении всего развития истории образования, как и в любой сфере деятельности, общество стремилось

Подробнее

МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ (НА ПРИМЕРЕ «МАТЕ- МАТИКА», СТУПЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) Бояшова С. А., доктор технических наук, научный руководитель

Подробнее

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения вступительных испытаний по МАТЕМАТИКЕ в 5 класс 09 год. Назначение контрольных измерительных материалов Определить уровень освоения обучающимися

Подробнее

НИКО 2014 Анализ результатов исследования качества математического образования в 5-7 классах Хабаровского края Краевое государственное бюджетное учреждение «Региональный центр оценки качества образования»

Подробнее

HTS Report BOMAT- SHORT BOMAT — advanced — short version Бохумский матричный тест АлБор ID 3172-78 icode АлБор Дата 07.02.2017 Форма B 1. Издание BOMAT-SHORT отчета 2 / 13 СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

Подробнее

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО МОДУЛЮ 2 1. Предположение, проверяемое при помощи научных методов а) научная гипотеза; б) статистическая гипотеза; в) гипотеза исследования; г) задача исследования. 2. Проверяемое

Подробнее

Теоретико-методические основы разработки и апробации педагогических тестов Педагогический тест как измерительная система Вопросы лекции Важнейшие характеристики теста как системы заданий и эффективного

Подробнее

Планируемые результаты изучения учебного предмета Предметные результаты ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ Учащийся научится: образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100; сравнивать числа и записывать результат

Подробнее

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации в 7.3 классе по математике в 209 году (естественно-научный профиль). Назначение контрольных измерительных материалов:

Подробнее

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ТОГКУ «Центр экспертизы образовательной деятельности» АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по результатам мониторинга качества математического образования обучающихся 7-8

Подробнее

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра психологии 2. Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование,

Подробнее

Аннотация. Рабочая программа предмета «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденная приказом Министерства образования

Подробнее

ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РАЗРАБОТКИ ТЕСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ИТОГОВАЯ РАБОТА ТЕМА ИТОГОВОЙ РАБОТЫ: «РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКТА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ» 1. Технологическая матрица отбора содержания образования

Подробнее

Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты У учащегося будут сформированы: понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными

Подробнее

Приложение 4 к приказу 29/3 от 03.03.2017 г. ПОЛОЖЕНИЕ о порядке разработки и утверждения контрольно-измерительных материалов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная

Подробнее

Аннотация. Рабочая программа по математике составлена на основе: *ООП НОО начального общего образования ГБОУ СОШ с. Летниково, утв. Приказом 98 от 1 сентября 2015 года. *Сборник программ к комплекту учебников

Подробнее

1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине Контролируемые дидактические единицы Контролируемые компетенции Оценочные средства Диагностика интеллекта. овая батарея Векслера. ПК-2 способностью к отбору

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ Класс: 1-4 Предмет: математика Учитель: Ущева Татьяна Александровна Ковалива Галина Евгеньевна Количество часов: 1 класс-всего 165 ч., в

Подробнее

1 Пояснительная записка Курс «лего-математика» позволяет на практике обучать выполнению математических заданий, связывая их с математическими фактами. В ходе индивидуального и группового выполнения заданий

Подробнее

организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. МД-1552/03) Планируемые результаты освоения учебного

Подробнее

Пояснительная записка 1. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины Формирование у бакалавров целостного представления об основах, процедуре психодиагностического процесса, диагностических средствах и особенностях

Подробнее

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации в 6.1 классе по математике в 2019 году (технологический и естественно-научный профили) 1. Назначение контрольных

Подробнее

Аннотация. Рабочая программа по математике составлена на основе: *ООП НОО начального общего образования ГБОУ СОШ с. Летниково, утв. Приказом 98 от 31 августа 2016 года. *Сборника программ к комплекту учебников

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/34016628-Metodika-progressivnye-matricy-dzh-ravena.html

Цветные прогрессивные матрицы Дж.Равена. Перевод серых баллов в IQ. | Про Деток Блог

     Познакомилась я с цветными матрицами будучи на последнем курсе института в процессе написания выпускной квалификационной работы. Методика мне понравилась своей относительной простотой. Использовала я ее в модификации Т.В. Розановой.

Но столкнулась с трудностью: я нигде не могла найти таблицы (или хотя бы намека на эти таблицы) перевода серых баллов, которые получаются по методике, в IQ.  На просторах Интернета этой информации просто не было. Это затруднение мне не помешало успешно защитится.

Но, однажды, совершенно случайно ко мне в руки попали заветные таблицы… И теперь я спешу поделиться ими со своими коллегами.

Немножко об опыте использования методики: что лично для меня значимо?

     Цветные прогрессивные матрицы Дж.Равена могут быть использованы для обследования познавательной сферы детей от 4,5 до 9 лет (5-11,5 лет). В первую очередь, методика в большей степени предназначена для оценки интеллекта детей в указанном выше возрастном диапазоне.

Но если взглянуть на стимульный материал, то что мы видим? Для решения предъявленной задачи ребенок оперирует образами в плане представлений, и решает задачу без участия практических действий.

  Характер стимульного материала говорит о том, что методика предназначена, в первую очередь, на изучение наглядно-образного мышления.

Но мне не давал покоя принцип «прогрессивности», который заключается в том, что сначала ребенку предлагаются совсем уж легкие задания, которые являются основой для выполнения последующих заданий.  То есть реализуется принцип «от простого к сложному».

Фактически, можно заключить, что методика направлена на изучение способности к выявлению закономерностей (по аналогии). Следовательно, можно заключить, что она исследует мыслительные операции (словесно-логическое мышление). Таким образом, после обследования ребенка с помощью цветных прогрессивных матриц можно сделать некоторые выводы о развитии двух видов мышления.

     Далее, привожу цитату из «Индивидуальная и психологическая диагностика дошкольника» А.Н. Веракса.

      Впервые нормы для этой методики были разработаны в 1949 году в Шотландии, а затем в 1982 г. (см. таблицу № 1). Эти нормы, охватывают меньший возрастной диапазон, чем нормы, полученные в результате стандартизации методики в США между 1983 и 1993 годами (см.

таблицу № 2). Нормы для США ниже шотландских норм, однако при проведении исследований в России предпочтительнее использовать именно их, поскольку Россия – многонациональная страна, а в исследованиях, проведенных в США, участвовали представители разных народностей.

Таблица 11

Нормы Дамфриз, Шотландия (1982 год)

Возраст в годах (месяцах)
Процентиль 6(3)- 6(8) 6(9)- 7(2) 7(3)- 7(8) 7(9)- 8(2) 8(9)- 9(2) 8(9)- 9(2)
95

  • 90
  • 75
  • 50
  • 25
  • 10
  • 5
26

  1. 23
  2. 20
  3. 17
  4. 14
  5. 12
  6. 11
26

  • 26
  • 21
  • 18
  • 15
  • 12
  • 11
28

  1. 25
  2. 21
  3. 18
  4. 16
  5. 13
  6. 12
25

  • 24
  • 22
  • 18
  • 14
  • 13
  • 12
31

  1. 28
  2. 23
  3. 20
  4. 17
  5. 14
  6. 13
28

  • 27
  • 23
  • 21
  • 17
  • 15
  • 14
32

  1. 30
  2. 25
  3. 22
  4. 18
  5. 15
  6. 14
29

  • 28
  • 25
  • 22
  • 19
  • 16
  • 15
33

  1. 32
  2. 27
  3. 24
  4. 20
  5. 16
  6. 14
33

  • 32
  • 28
  • 24
  • 20
  • 17
  • 14
34

  1. 33
  2. 29
  3. 26
  4. 22
  5. 17
  6. 15
33

  • 31
  • 28
  • 26
  • 20
  • 17
  • 16
п 42 47 54 38 55 30 44 33 48 47 52 41

Таблица 21

Нормы США (1986 год)

Возраст в годах (месяцах)
Процентиль 5(3)- 5(8) 5(9)- 6(2) 5(3)- 6(8) 6(9)- 7(2) 7(3)- 7(8) 7(9)- 8(2) 8(3)- 8(8) 8(9)- 9(2) 9(3)- 9(8) 9(9)- 10(2) 10(3)- 10(8) 7(3)- 11(2) 10(3)- 11 (8)
95

  1. 90
  2. 75
  3. 50
  4. 25
  5. 10
  6. 5
23

  • 21
  • 17
  • 12
  • 11
  • 9
  • 8
25

  1. 23
  2. 19
  3. 14
  4. 12
  5. 10
  6. 9
28

  • 25
  • 21
  • 16
  • 13
  • 11
  • 9
30

  1. 27
  2. 23
  3. 18
  4. 14
  5. 12
  6. 10
31

  • 29
  • 25
  • 20
  • 15
  • 13
  • 11
32

  1. 30
  2. 27
  3. 22
  4. 17
  5. 14
  6. 12
33

  • 31
  • 29
  • 24
  • 19
  • 15
  • 12
34

  1. 32
  2. 30
  3. 26
  4. 21
  5. 16
  6. 13
35

  • 33
  • 31
  • 27
  • 22
  • 17
  • 14
35

  1. 33
  2. 32
  3. 28
  4. 23
  5. 18
  6. 15
35

  • 34
  • 32
  • 29
  • 24
  • 19
  • 16
35

  1. 34
  2. 33
  3. 30
  4. 25
  5. 20
  6. 17
35

  • 35
  • 34
  • 31
  • 26
  • 21
  • 18

Особенности проведения методики

     Действия испытуемого в ходе методики однотипны: он должен найти некоторую закономерность и выбрать из предложенных элементов недостающий фрагмент узора.

     Последовательность предъявления заданий не подлежит изменению. Тестовая процедура предполагает отсутствие какой-либо обратной связи со стороны психолога.

Если испытуемый сомневается в выборе правильного ответа, нужно добиться, чтобы он высказал какое-то мнение, в крайнем случае в качестве ответа принимается последний вариант.

При этом испытуемый не должен объяснять свой выбор – вполне достаточно словесного или жестового указания на фрагмент.

Интерпретация методики

За каждый правильный ответ испытуемому начисляется один балл. Если ребенок неправильно выполнил первые пять заданий, о выполнение методики прекращается, поскольку считается, что испытуемый не понял принцип решения.

После подсчёта баллов полученный результат сравнивается с показателем процентильной (относительной) частоты (процент испытуемых того же возраста, которые правильно решили столько же задач, то есть получили такой же балл).

Читайте также:  Как общаться с психически неуравновешенным человеком?

По результатам теста Равена можно выделить  пять уровней развития интеллекта (см. табл. 3)

Таблица 3

Показатель процентильной частоты (р) Уровень развития интеллекта Уровень развития интеллекта
в баллах (IQ)
Более 95

  1. 75-95
  2. 25-75
  3. 5-25
  4. Менее 5
Высокий

  • Выше среднего
  • Средний (норма)
  • Низкий
  • Сниженный интеллект
Более 124

  1. 110-124
  2. 90-110
  3. 75-90
  4. Менее 75

     Допустим, что по результатам методики Дж. Равена ребенок в возрасте 6 лет 7 месяцев набрал 22 балла. В этом случае в таблице 2 мы находим возраст ребенка, который попадает в интервал 6 лет 3 месяца – 6 лет 8 месяцев.

Далее, в вертикальном столбце мы находим количество баллов, которые набрал ребенок.  Нашем случае 22 балла попадают в интервал 21-25 баллов, что, как видно из таблицы, соответствуют процентному интервалу 75-90.

По таблице 3 мы можем дать характеристику этого интервала IQ – 110-124, что соответствует уровню развития интеллекта выше среднего.

     Таким образом, данная методика позволяет получить количественную характеристику (выраженную в показателе процентильной частоты, которой соответствует определённый уровень развития интеллекта) уровня развития основного средства мышления – интеллекта.

Литература:

  • 1 Равен Дж. К., Курт Дж. Х., Равен Дж. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. – М., 1996.
  • Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.

Источник: http://prodetokblog.ru/kollegam-psyhologam/cvetnye-progressivnye-matricy-ravena/

«Применение методики «Цветные Прогрессивные Матрицы Равена» среди дошкольников и младших школьников»

  • СПб АППО
  • Санкт-Петербургская академия
  • постдипломного педагогического образования
  • Кафедра психологии
  • Краткосрочные курсы
  • «Диагностика и развитие способностей школьников и дошкольников».
  • Курсовая работа
  • «Применение методики «Цветные Прогрессивные Матрицы Равена» среди дошкольников и младших школьников».
  • Руководитель: кандидат наук,

доцент кафедры психологии Туник Е. Е.

Исполнитель: Галицкая Е. А.

СПб 2012г.

Краткое описание методики

Тест «Цветные Прогрессивные Матрицы» (ЦПМ) включает 36 заданий, которые составляют три серии — А, Аb и В — по 12 заданий в каждой.

Этот тест разработан для использования в работе с маленькими детьми и престарелыми людьми, в антропологических исследованиях и в клинической практике.

Он может успешно применяться в работе с людьми, говорящими на любом языке, с теми людьми, кто имеет физические недостатки, страдает афазией, церебральным параличом или глухотой, а также врожденной или приобретенной интеллектуальной недостаточностью.

Три серии по двенадцать заданий, составляющие ЦПМ, организованы так, что позволяют оценить главные когнитивные процессы, которые обычно формируются у детей до одиннадцати лет.

Эти серии предоставляют испытуемому три возможности разработки единой мыслительной темы, а шкала по всем тридцати шести заданиям в целом предназначена для возможно более точной оценки умственного развития вплоть до уровня интеллектуальной зрелости.

Задания в Цветных Прогрессивных Матрицах подобраны таким образом, чтобы оценить ход умственного развития вплоть до той стадии, когда человек начинает настолько успешно рассуждать по аналогии, что этот способ мышления становится основой для вывода логических умозаключений. Эта завершающая стадия постепенного развития интеллектуального созревания, несомненно, одной из первых страдает при органических поражениях мозга.

Предъявление теста в виде напечатанных в книге цветных картинок или в виде планшетов с подвижными фрагментами позволяет сделать решаемую задачу наглядной и свести к минимуму необходимые словесные пояснения.

Манипулирования изобразительным материалом не является здесь необходимым условием успешного решения задачи, поскольку от обследуемого требуется лишь указать ту фигуру, которую он выбирает для заполнения пробела в диаграмме.

Описание выборки

В исследовании принимали участие 52 ребенка  ГБОУ Прогимназии № 675 «Талант» Красносельского района Санкт-Петербурга (обычного типа): 30 девочек и 22 мальчика. Работа проводилась в двух возрастных группах: дети 6,5 -7,5 лет и 7,5-8,5 лет.

1 группа (29 детей):

Дети, посещающие подготовительные группы детского сада обычного типа (2-е группы) в возрасте от 6,5 до 7, 5 лет (в таблице указан возраст 7 лет): 17 девочек и 12 мальчиков.

Этнический состав группы практически однороден  (28 детей русские; у одного мальчика отец сириец, ребенок с момента рождения проживает в России).

Данные по результатам  тестирования этой группы  представлены в таблице № 1.

2 группа (23 ребенка):

Дети из 1 класса общеобразовательной школы обычного типа в возрасте от 7, 5 до 8,5 лет  (в таблице указан возраст 8 лет): 13 девочек и 10 мальчиков.

Этнический состав группы практически однороден (21 ребенок – русские;  один мальчик – дагестанец, у одной девочки отец египтянин, оба ребенка с рождения проживают в России).

Данные по результатам  тестирования этой группы  представлены в таблице № 2.

  1. Таблица № 1
  2. Цветные Прогрессивные Матрицы Равена
  3. (дети 6,5-7,5лет — подготовительная группа детского сада)
№ п/п ФИО возраст пол А Ав В сумма время/мин
1 Кристина 7 ж 7 10 7 24 12
2 Ксения 7 ж 12 11 11 34 8
3 Маша 7 ж 11 10 6 27 9
4 Белла 7 ж 11 12 10 33 9
5 Настя 7 ж 11 8 6 25 11
6 Света 7 ж 9 9 7 25 11
7 Маша 7 ж 10 11 8 29 10
8 Даша 7 ж 10 10 9 29 7
9 Ксения 7 ж 11 11 11 33 7
10 Наташа 7 ж 11 11 9 31 8
11 Алина 7 ж 12 11 10 33 10
12 Эвелина 7 ж 10 11 8 29 9
13 Алина 7 ж 8 9 8 25 12
14 Катя 7 ж 10 10 9 29 9
15 Полина 7 ж 10 11 8 29 8
16 Вика 7 ж 7 10 8 25 9
17 Беата 7 ж 10 12 10 32 9
18 Вома 7 м 11 11 10 32 7
19 Коля 7 м 6 6 5 17 10
20 Герман 7 м 9 11 8 28 8
21 Егор 7 м 9 6 6 21 7
22 Костя 7 м 10 11 7 28 10
23 Леша 7 м 10 12 9 31 7
24 Всеволод 7 м 10 10 11 31 8
25 Матвей 7 м 11 11 10 32 8
26 Антон 7 м 9 9 8 26 11
27 Сергей 7 м 10 10 11 31 9
28 Айман 7 м 12 12 10 34 7
29 Савелий 7 м 7 6 6 19 10
М-среднее 9,793103 10,06897 8,482759 28,34483 8,96551724
Стандартное отклонение 1,181926 1,239001 1,464923 3,457788 1,21284185
  • Таблица № 2
  • Цветные Прогрессивные Матрицы Равена
  • (дети 7,5-8,5лет — 1 класс общеобразовательной школы)
№ п/п ФИО возраст пол А Ав В сумма время/мин
1 Алина 8 ж 10 11 7 28 9
2 Вика 8 ж 7 10 9 26 7
3 Алиса 8 ж 12 12 11 35 9
4 Алена 8 ж 10 12 7 29 14
5 Ольга 8 ж 9 11 12 32 9
6 Лиза 8 ж 12 11 11 34 12
7 Алиса 8 ж 10 8 6 24 11
8 Сабина 8 ж 10 10 11 31 7
9 Алена 8 ж 9 10 11 30 7
10 Василиса 8 ж 11 11 9 31 5
11 Люба 8 ж 10 9 8 27 8
12 Катя 8 ж 11 10 11 32 15
13 Оксана 8 ж 9 9 8 26 9
14 Егор 8 м 11 10 8 29 6
15 Денис 8 м 8 8 6 22 5
16 Амир 8 м 10 11 7 28 8
17 Максим 8 м 11 11 10 32 10
18 Володя 8 м 9 8 8 25 9
19 Сенан 8 м 9 8 8 25 6
20 Андрей 8 м 9 10 7 26 6
21 Арсений 8 м 10 11 10 31 11
22 Влад 8 м 11 12 11 34 6
23 Антон 8 м 10 9 6 25 8
М-среднее 9,913043 10,08696 8,782609 28,78261 8,56521739
Стандартное отклонение 0,89603 1,05482 1,6862 3,009452 2,06805293

Тестирование проводилось индивидуально. Все дети принимали участие в тестировании по методике ЦПМ Равена впервые.

Дети выполняли задание с интересом. Работали быстро (минимальное время, затраченное на тест 5 минут, максимальное – 14 минут). Мальчики тратили на выполнение задания в среднем меньше времени, чем девочки (мальчики в возрасте 7 лет – 8,5 мин, в возрасте 8 лет – 7,5 мин.; девочки в возрасте 7  и 8 лет соответственно – 9,3 и 9,4 мин.).

Никто, кроме одной девочки не возвращался к ранее пройденным заданиям с целью проверить, правильный ли вариант они выбрали. Ни один ребенок не отложил решение очередного задания на последующее время (не пропускали задания, решали подряд).

Не меняли принятого решения 62% детей в возрасте 7 лет и 39% в возрасте 8 лет.  Меняли свое решение 1 раз  10% детей 7 лет и 26% детей 8 лет. Меняли свое решение более чем 1 раз (максимум 7 раз) 28% 7-милетних детей и 35% 8-милетних. Значимых различий между девочками и мальчиками по данному параметру не наблюдалось.

Общий средний балл в выборках детей 7-ми и 8-ми лет оказался практически идентичным (28,34 и 28,78 соответственно).

Девочки показали в среднем более высокие общий балл, чем мальчики (дети 7-ми лет: девочки – 29,1, мальчики – 27,3; дети 8-ми лет: девочки – 29,6, мальчики – 27,7 баллов).

Максимальное количество баллов в обеих группах набрали девочки: в группе 7-милетних по 34 балла набрали 2 девочки, в группе 8-милетних 35 баллов – одна девочка.

Максимальное количество баллов среди мальчиков в группе 7-ми лет 32 балла – 3 мальчика, в группе 8-ми лет 34 балла – один мальчик. Минимальное количество баллов в обеих группах набрали мальчики: в группе 7-ми лет один мальчик набрал 17 баллов, в группе 8-ми лет 22 балла – один мальчик. Минимальное количество баллов среди девочек (24 балла) получили 2 девочки по одной в каждой группе.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в группах обследованных детей:

  • мальчики тратили на выполнение задание в среднем меньше времени, чем девочки;
  • общее количество баллов, полученных девочками при выполнении задания в среднем, а так же по абсолютному максимуму больше, чем у мальчиков;
  • при сравнении групп обследованных детей 7-ми и 8-милетнего возраста, общее количество баллов, полученных при выполнении задания, не претерпело значительного изменения;
  • дети более старшего возраста чаще сомневаются в правильности принятого ими решения и склонны, в связи с этим, менять свои ответы.

Источник: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/01/06/primenenie-metodiki-tsvetnye-progressivnye-matritsy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector