Философия

Patrick Tomasso / Unaplash.com 

В рамках цикла лекций, которые нам рассказали студенты, я, будучи выпускником философского факультета, решил тоже подготовить серию материалов «Что такое…», о некоторых понятиях, с которыми работает философия. Первый материал — о самой философии.

Как выпускник философского факультета, я постоянно сталкиваюсь с вопросом о том, чем я вообще занимаюсь. И проблема, в общем-то, в том, что большинство студентов, и даже многие преподаватели, сами не понимают, что это такое, и просто занимаются какими-то частными исследованиями, в основном сосредоточенными в области истории философии.

Более того, область интересов философии никак концептуально не ограничена, да и не может быть ограничена, и очень часто другие дисциплины плавно перетекают в философию. Всё, что можно с этим сделать, — это попытаться сформулировать некоторое своё видение философии, а лучше и вовсе показать на конкретных примерах, чем занимаются философы.

Есть несколько традиционных способов, которыми часто пытаются это сделать, но они мне кажутся по многим причинам неудовлетворительными. Тем не менее они имеют право на существование и, может быть, помогут вам разобраться с пониманием философии.

Философия, религия, наука и искусство

Один из таких способов — это разделение областей религии, науки, философии и искусства по двум параметрам. Грубо говоря, по способу познания: мистический (религия и искусство) или рациональный (наука и философия). И по свойству объекта познания: материальный (наука и искусство) или нематериальный (религия и философия).

Этот способ определения философии мне кажется некорректным, в первую очередь, потому, что грани между этими четырьмя областями знания являются очень расплывчатыми.

Искусство может служить как выражением философских взглядов или религиозных идей, так и способом изучения нашего познания. Наука может строиться на догматах, как и религия, и обе эти области при желании могут адаптировать свои догматы.

И, как я покажу чуть позже, из любой этой области в философию всего один шаг.

Другая взаимосвязанная проблема состоит в том, что о критериях этого разделения можно говорить лишь очень и очень условно. Философия, конечно, не пользуется методом эмпирической верификации, принятой в науке, но это не значит, что она вовсе не обращает внимания на эмпирические факты.

Такое утверждение ложно хотя бы потому, что философия всё же интерпретирует те или иные события или явления, и вся методология науки основана на философских идеях. Да и сама наука не так часто, как кажется, пользуется эмпирикой.

Важнейшие научные открытия часто были просчитаны математически чуть ли не за столетие до того, как стало возможным провести эксперимент. Ложью было бы также сказать, что теология не пользуется рациональными аргументами и основывается исключительно на мистике, или что искусство работает только с материальными объектами.

Сказать же, что искусство производится с помощью озарений и вдохновения, а не с помощью знаний, идей и тренировок, значит не понимать, что такое искусство, и как оно работает.

Философия

Markara / Bigstockphoto.com

Философия как любовь к мудрости

Другой популярный способ определения философии — это разъяснение самого её названия. С греческого языка оно переводится как «любовь к мудрости» или «дружба с мудростью». Друг же или влюблённый не обладает объектом своей любви, а лишь стремятся к нему. Так и философ стремится к мудрости или к знанию, не претендуя на обладание ими.

Такое определение, в первую очередь, было важно для Сократа и Платона, которые противопоставляли себя учителям мудрости — софистам. Софистами, или софосами, то есть мудрецами, назывались все древние мудрецы до Сократа. Однако их искусство в некотором смысле выродилось из-за алчности.

Современные Сократу софисты уже были не столько учителями мудрости, сколько учителями красноречия и искусства побеждать в спорах. Так что для них все средства были хороши, а истина и, соответственно, мудрость не имели значения.

Однако они считали себя мудрецами, обладающими знанием, а Сократ сомневался в том, что знанием вообще можно обладать, поэтому и говорил, что знает только то, что ничего не знает. Платон же превратил эту идею в полноценный «бренд», чтобы привлечь учеников в свою Академию.

Проблема такого определения, на мой взгляд, состоит в том, что оно не столько говорит нам что-то о самой философии, сколько обращает наше внимание на одну из главных проблем философии: проблему возможности достоверного знания.

При этом оно может в той или иной степени быть применено и к другим дисциплинам, и потому оказывается бесполезно для определения самой философии.

Так, если обладание достоверным знанием невозможно, то и учёный не может обладать им, и, просто признавая это, он автоматически становится философом.

Философия как инструмент создания понятий

Наконец, некоторые определяют философию как инструмент или способ создания концептов и понятий, которые адекватно бы отображали явления мира и полноту жизни.

Это определение, как мне кажется, одновременно и бесконечно ближе к сути дела, чем предыдущие, и в то же время бесконечно дальше от неё. Философия, особенно современная, действительно работает в основном с понятиями.

Однако, во-первых, не только философия создаёт понятия, описывающие те или иные явления. А во-вторых, философия, на мой взгляд, занимается не столько созданием новых понятий, сколько прояснением существующих.

В связи с этим, кстати, очень часто говорят о философствовании в обыденной жизни, о таких пустопорожних разговорах, а также о том, что философия — это способ смотреть на мир, который изменит того, кто этим делом занимается. И в некотором смысле мы действительно философствуем в повседневной речи, поскольку пользуемся теми или иными понятиями и выражаем с их помощью некоторый взгляд на жизнь.

Однако для философии важно не просто выразить своё мировоззрение, но и осознать, из каких оснований оно исходит, что значит то или иное понятие. А для этого его нужно разобрать и в некотором смысле преодолеть.

Философия обращает внимание на вещи, которые мы воспроизводим как штампы, как несомненные истины, и подвергает их сомнению, задаётся вопросом о том, почему мы не сомневаемся в этих истинах, и обнаруживает через это всю историю цивилизации и структуру общества.

Философия как учение о цели существования

Как я уже отметил выше, грань между философией и наукой весьма расплывчата. Основная разница между ними состоит в том, что в науке есть строго определённая методология исследования, а в философии её нет и не может быть. Связано это с тем, что философия занимается определением границ науки и разработкой её методологии.

Так что как только учёные пытаются переопределить методологию, они переходят в область философии. Философия одновременно ограничивает и цель, и средства, и методы любой деятельности и определяет парадигму исследований, задаёт понятия и термины, которыми пользуются другие дисциплины.

Поэтому так сложно определить, что она собой представляет, ведь она пронизывает собой всё.

Для меня наиболее близким определением кажется то, которое придумали древнегреческие философы, называвшиеся стоиками. Оно, правда, не совсем о том, что представляет собой философия, а, скорее, о том, как, по их мнению, разделяются науки. Однако, как мне кажется, оно является очень показательным. Так вот, они приводили две аналогии: яйцо и сад. Логика — это скорлупа яйца или забор сада.

Физика (под физикой подразумевается, пожалуй, наука вообще) — это белок или деревья. Желток же или плоды, то, зачем, собственно,и существует яйцо или сад — это этика. И вот этика с логикой всё ещё относятся к области философии и тесно с ней связаны. То есть, как я уже сказал, философия определяет логику развития науки, и в то же время её цель, являясь одновременно и началом, и концом для неё.

Поэтому многие думают, что философия занимается вопросом о смысле жизни, несмотря на то, что вообще-то довольно малое количество философов им занималось, потому что у него достаточно сомнительная формулировка.

Философия пытается осознать: как, зачем и почему мы делаем те или иные вещи, и, в конечном итоге, как и зачем это можно делать лучше.

Она задаётся вопросом не столько о смысле жизни, сколько о цели существования всего, что есть в мире.

Философия

Dmitry Ratushny / Unsplash.com

Источник: https://sciencepop.ru/chto-takoe-filosofiya/

Философия

Философия

Философия — одна из древних и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в VII—VI веках до н. э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. Призванием философов сделались постановка мировоззренческих вопросов и поиск ответов на них. Уяснение таких вопросов имеет для людей жизненно важное значение.

Это особенно ощутимо в переломные эпохи с их сложным сплетением проблем — ведь именно тогда происходит и перестройка мировоззрения. Так в истории было всегда. Но, пожалуй, никогда еще время не ставило столь остро задач философского осмысления всего происходящего, отказа от старых схем, обновления мировоззрения, как на переживаемом сейчас отрезке истории.

Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых. Конкретные люди приходят к философским раздумьям, занятиям философией разными путями.

Но есть также путь, по которому когда-то пришло к философии человечество.

Для раскрытия специфики философии важно хотя бы в общем виде представить себе этот путь, обратившись к первым шагам, истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке, предтече философии.

Философия — теоретически сформулированное мировоззрение. Это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Если сравнить это определение с определением мировоззрения, станет ясно, что они похожи.

И это не случайно: философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним.

Вот почему, определяя философию, мы употребили такие понятия, как теоретическое мировоззрение, система взглядов.

На фоне стихийно возникавших (житейских, мифологических) форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости.

В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.

Источник: https://filosofka.ru/

Что такое философия — первые философы, предмет изучения и функции философии, а также ее основной вопрос

«Философия почти всегда пытается доказать невероятное, апеллируя к непонятному».

Генри Менкен, американский сатирик

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На вопрос «Что такое философия?» есть тысячи ответов, смешных и серьезных, понятных и не очень.

Сам предмет настолько обширен и сложен, что подразумевает разное к нему отношение, а также великое множество интерпретаций.

Читайте также:  Осязание или тактильные ощущения

Философы за всю историю человечества нагнали в эту область знания такого туману, что не каждому смертному дано разобраться в этом причудливом наследии.

«Когда слушающий не понимает говорящего,а говорящий не знает, что он имеет в виду — это философия».

Вольтер, французский философ, поэт, писатель.

Попробуем все же приоткрыть плотную завесу философского тумана, прояснив некоторые моменты.

Философия — это..

Дословно философия (греч. φιλία — любовь, σοφία — мудрость) – это любовь к мудрости.

В России ее так и называли – любомудрие. А философов часто называют мудрецами. Хотя есть и альтернативные мнения, например, у Достоевского: «Слово “философ” у нас на Руси есть слово бранное и означает: “дурак”».

Термин придумал знаменитый древнегреческий математик Пифагор (570-490 гг. до н.э.). Математика была не единственным его увлечением, параллельно он основал философскую школу пифагорейцев. Пифагор считал мудрость привилегией божественных сил, человек, любящий мудрость, может к ней только стремиться.

Из-за разногласий в понимании предмета философии однозначного, принятого всеми мыслителями определения этого понятия не существует, но все же какие-то общие тенденции прослеживаются.

За более чем две с половиной тысячи лет своей истории философия сформировалась в отдельную науку, изучающую наиболее общие принципы бытия, познания и места человека в мире.

Но такой подход вызывает бурю споров и возражений. Определение философии как науки кажется слишком узким для такого глобального понятия.

Дело в том, что на начальном этапе философия была наукой обо всем, постепенно научные направления начали отделяться от нее, формируя самостоятельные дисциплины.

Так в IV-II веках до н.э. сформировались логика, математика, астрономия, филология и проч.

«Философия – мать всех наук»

Цицерон

Философия гораздо шире всех других наук (что это?), т.к. предмет ее исследования гораздо шире предмета исследования любой другой области знания, при этом она не вбирает в себя все существующие научные дисциплины. Существует отдельное направление – философия науки, где само явление науки становится предметом философского познания.

Философия – это мировоззрение, форма общественного сознания, попытки человечества ответить на вопросы, которые не имеют однозначного ответа. Она занимается изучением глобальных законов мироздания и общества, в сферу ее интересов входит познание как процесс получения знаний о мире и человеке.

Отличие философии от кухонных бесед о мироустройстве заключается в наличии теоретически разработанной базы и системности. Именно это сближает ее с научными дисциплинами.

Философские взгляды на мир должны быть логически обоснованы, систематизированы. Недаром существуют философские направления и школы – каждая из них обогащала философию своими теориями (что это такое?), терминологией, новыми логическими связями в рассуждениях об устройстве мира.

Философы — когда и где они впервые появились

«Вся философия сводится, в сущности, к тому, что один философ пытается доказать, что все остальные философы — ослы. Обычно это ему удается; больше того: он убедительно доказывает, что осел и он сам».

Генри Менкен

Философия вышла из мифологии (что это?) и религии (что это?), которые по-своему пытались осмыслить мир и место человека в нем. Она зародилась практически одновременно в совершенно разных регионах нашей планеты.

Мы привыкли думать, что первые философы были родом из Греции, ведь терминологический аппарат практически весь пришел оттуда. Но нельзя оставлять в стороне Китай с эрой 100 философских школ, Индию со своей богатейшей философской традицией, Иран с Заратустрой, палестинских пророков.

На начальном этапе философию еще сложно отделить от мифологии и религии, тем более, самые великие мировые религии возникали в то же время.

Первые философы и их учения, возникшие на Земле

Век до нашей эрыРегионИмя философаФилософское/Религиозное учениеСуть
VII-VI Персия Зороастр (Заратустра) Зороастризм Противопоставление добра и зла
II Индия Патанджали Йога (собрал древнейшие философские учения в «Йога-сутру») «Обуздание волнений разума»
? Капила Санкхья Противопоставление духа и материи
? Бадараяна (Вьяса) Веданта Внутреннее единство всего сущего
VII-VI Гаутама Будда Буддизм Поиск истины, цель которой – выход из круга сансары в Нирвану
VI-V Китай Лао-цзы Даосизм Непротивление течению вещей, внутреннее самосовершенствование
VI-V Конфуций Конфуцианство Гуманность и чувство долга
V Греция Сократ Вывел на новый уровень диалектику Гераклита Постижение истины через спор или беседу, смысл жизни в поиске истины
V-IV Платон Идеализм Идея первична, истинное бытие – мир идей, мир вещей – отражение идей
V-IV Демокрит Материализм Ничто не возникает из ничего и не разрушается в ничто
IV Аристотель Создал логику Идеи неотделимы от вещей, путь к истине лежит через логику
VIII-VI Палестина Ветхозаветные пророки-писатели: Илия, Исайя, Иеремия и др. Иудаизм Утверждение единобожия, резкая критика социальной несправедливости
I век нашей эры Иисус Христос Христианство Бог есть любовь, человеческая душа бессмертна.

Что изучали философы в разные эпохи

«Философия есть эпоха, схваченная мыслью».

Георг Гегель

Предмет изучения философии определялся интересами эпохи, поэтому различался в разные времена. До сих пор споры о нем не утихают. Это еще одно существенное отличие философии от любой другой науки — до сих пор непонятно толком, что же она изучает.

  1. В древнегреческий период натурфилософов интересовал вопрос о природе возникновения мира, о единичном и целостном в этом мире и их взаимосвязи.
  2. Эпоха упадка античности ставит в центр философских интересов этические проблемы: в чем счастье и смысл жизни человека.
  3. Предмет философии Средних веков – конечно же, Бог. Отсюда и второе ее название того времени – «служанка богословия». Все проблемы рассматривались через призму религии.
  4. Эпоха Возрождения переосмысливает натурфилософские идеи античности, ставит во главу угла проблему свободы человека, познание природы мироустройства. Так философия до эпохи Просвещения становится «госпожой наук», пока наука окончательно не обособилась.
  5. Развитие наук, в сущности, отобрало хлеб у философии. Природа перестала быть ее предметом. Но в течение Нового времени формируется новый вектор философского интереса – это гносеология, или непосредственно процесс познания. Вопросы гносеологии затрагивают все научные дисциплины, но ни одна из них не занимается изучением этого предмета.
  6. Исходя из вопроса гносеологии о субъекте познания, на передний план выходит человек, ведь именно он выстраивает картину мира, опираясь на свои представления, опыт, культуру. Начиная с Канта и вплоть до сегодняшних дней, человек уверенно занимает центральное место в качестве предмета философии.
  7. В Новейшее время разные философские направления по-разному трактовали свой предмет изучения. Например, постмодернизм считает своим предметом культуру (что это?), а экзистенциализм — само человеческое существование с его проблемами и трудностями.

Функции философии

Четкой структуры у философии нет. Первым, кто как-то пытался ее упорядочить, был Аристотель. Он выделил метафизику (что это?), логику, этику и ряд других направлений, которые считал частью философии.

Стоики на базе аристотелевского разделения сформировали 3 основные области: логику (что это?), физику, этику. Такое положение вещей сохранялось вплоть до Нового времени.

Бум философских школ и направлений обозначил новые направления: эстетику, аксиологию, гносеологию, онтологию. В Новейшее время появились герменевтика, философская антропология и проч.

По-разному оцениваются и функции философии – направления в сферах деятельности человека, где она применяется. Перечислим основные:

  1. Мировоззренческая. Формирует представления о мире и месте в нем человека.
  2. Гносеологическая. Вырабатывает механизмы познания истины.
  3. Аксиологическая. Заключается в оценке вещей с точки зрения различных ценностей.
  4. Методологическая. Вырабатывает методы познания действительности.
  5. Мыслительно-теоретическая. Учит мыслить концептуально и создавать теории, т.е. обобщать.
  6. Критическая. Все подвергает сомнению.
  7. Прогностическая. Прогнозирует тенденции развития, опираясь на имеющиеся знания.

Основной вопрос философии

Традиционно основным принято считать вопрос о том, что является первичным – бытие или сознание.

Этот вопрос имеет две стороны: онтологическую и гносеологическую.

  1. Онтологическая определяет первичность бытия или сознания.
  2. Гносеологическая определяет, познаваем ли мир в принципе.

Решение любой философской проблемы начинается с ответа на этот вопрос, а уж от ответа зависит, к какому направлению или школе тяготеет мыслитель.

Внутри каждого направления существуют свои трактовки ответа на главный вопрос.

Но за всю историю существования философии определенного ответа, который бы приняли за аксиому (что это?), так и не найдено.

Современные философы склоняются к мысли, что вскоре основной вопрос философии может измениться, т.к. текущий теряет свою актуальность.

Краткое резюме

Над философией много иронизируют, т.к. в ней много непонятного и заумного. На эту тему придумано множество анекдотов и нарисована масса карикатур.

Но без нее невозможно представить себе развитие общества, культуры, мышления. Философия – это интеллектуальное занятие, требующее значительных умственных усилий.

И все же каждый из нас немножко философ, т.к. все мы периодически задаемся вопросами о том, как устроен этот мир, существует ли Бог, что такое счастье и зачем вообще мы здесь оказались.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Философия

  • * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  • Подборки по теме
  • Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/filosofiya-chto-ehto-takoe-filosof-funkcii-osnovnoj-vopros.html

Определение философии. Понятие философского знания. — Рефераты и лекции по философии

ФилософияФилософия  включается в себя  концепции о жизни и мире, в котором живет человек. По выражению известного английского философа Бертрана Рассела, философия является продуктом двух факторов: традиции и научных исследований.     Слово “философия” употребляется в различном  смысле, широком и узком. Можно сказать также, что философия является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она рассуждает о предметах, точное знание относительно которых недостижимо. Подобно науке, она обращается к разуму, а не к авторитету, и пытается дать ответ на сложнейшие вопросы бытия. Наука и теология соотносятся между собой так, как более или менее точное знание и догматика. Вместе с тем, между теологией и наукой есть область знания, подвергаемая критике и со стороны той и другой, это и есть философия.    Взаимосвязь философии и частных наук состоит в том, что философия дает предельно общее знание. Физика же или математика – это частное знание науки. Философия – знание о всеобщем мире, частная наука — знание об одной из сторон этого мира. Философия — знание об объективной реальности, не зависящей от нас.    По мысли Х. Ортега-и-Гассета, современного европейского мыслителя, философия формирует мысль об объективной реальности и учит человека строить свою деятельность в зависимости от нее. «В отличие от физики и наук, ей подобных, философия ищет такой реальности, которая не зависела бы от наших действий, а способствовала тому, чтобы наши действия зависели от нее».     Человек живет в мире и так или иначе его воспринимает. Он может руководствоваться обыденным сознанием, или житейским, меняя свое мнение в зависимости от очередных авторитетов, а может иметь свое собственное мнение и свою позицию. Выработать свою позицию, независимую от обстоятельств и авторитетов, трудно. И таких людей — с соственной позитивной установкой—называют самостоятельными, им, как правило, симпатизируют. Многие писатели и ученые, вспоминая о прожитых годах формирования, говорили о важности такого процесса становления личности.    Людей, обладающих особой внутренней цельностью, умнием противостоять невзгодам и жизненным неурядицам, нередко называют философами. Есть ли такие философы рядом с нами? Кого мы могли бы назвать в своей обычной жизни философами? Видимо, тех, к кому сами нередко обращаемся за житейским советом. Сознаем мы это или нет, но обращаемся не к каждому, а к разумному человеку.

Читайте также:  Синкопальное состояние — причины появления, виды, лечение

    Как писал Б.Рассел, философия — это одновременно и следствие, и причина. Она есть следствие социальных обстоятельств, политики и политических институтов; времени, к которому принадлежит. И она есть причина убеждений, определяющая, в свою очередь, политику и социально-политические институты последующих веков.

    Невозможно рассматривать философов вне времени. Начиная с древнейших времен, философия была не просто делом школ или споров между отдельными группами ученых, а неотъемлемой частью жизни общества.

    Философия есть совокупность концепций о жизни и мире. Главный (основной) вопрос философии — вопрос об отношении знания к бытию, духа к природе.

  Философия есть размышление о том, что в мире преобладает: духовное или материальное.

Каково соотношение между ними? Познаваем ли мир?  Если мир познаваем, то — насколько? Насколько наше знание может быть адекватным реальности?  Эти и многие другие вопросы и являются философскими вопросами.

    Философия включает в себя и религиозные, и этические, и эстетические концепции, и естественнонаучные гипотезы. Философия в широком смысле этого слова есть мудрость вообще. Философия в узком смысле  слова есть теория философствования.         Что предполагает философская разумность? Ясно, что это не возрастное состояние мудрого старца. Ведь и старый человек может быть глупцом, а юный — мудрецом. Так что же такое мудрость?

    Попробуем спросить об этом у одного старого философа — Аристотеля (4 в. до н. э.). Аристотель — древнегреческий мыслитель, известен тем, что основал Ликей (школу философов) и что был учителем великого полководца Александра Македонского.

Что же он нам ответит на наш вопрос? “Во-первых, …мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности.

Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека… В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин…”.

    Особенностью философского знания является мудрость, отличная от житейской мудрости. Аристотель называл эту особенность: философии “знанием общего”. Он полагал, что не обязательно для человека знать много, но важно понимать многое. А  добиться этого можно не умножением знания, а умением постигать причины. Это умение дает  способность предвидеть события, а значит и — правильно действовать.   Аристотель называл философом того, кто способен удивляться, ибо удивляющийся размышляет, философствует. Думает о смене положения Луны, Солнца и звезд, о происхождении Вселенной, о себе и своей судьбе. Важно, что этот удивляющийся человек считает себя незнающим. Потому что тот, кто уверен в своем всезнайстве, никогда не станет философом. И не о нем речь.    Чему же удивляется человек-философ? Да всему: миру, звездам, детям, людям. Он очень любят сказки и мифы, он находит в них массу удивительной информации. Он хочет много знать. Но не ради какой-то конкретной пользы, а ради того, чтобы понять явление. Аристотель говорил; “ради разумения”. И именно потому Аристотель называл такого человека свободным (не связанным, не скованным каким-то обязательством), а науку философию — единственно свободной, существующей не с прагматической (полезной) целью, а как бы ради себя самой, “ради разумении”. В философском знании нет прямого утилитарного смысла, какой-либо выгоды и корысти.

    Путь философского знания — это путь разумного мышления. И формируется это знание вместе с формированием человека разумного (homo sapiens). Вы знаете, что появлению человека разумного предшествовали многие и многие годы, столетия и тысячелетия варварства.

Основным типом человека этих времен был человек-хищник, внутривидовой агрессор. Он уничтожен историей, но потомки его остались в человеческом роде, осталась и агрессивность по отношению к людям. Каннибализм — признак этого человеческого прошлого.

Сохранившаяся у некоторых индивидов ежедневная потребность в насилии — явление того же порядка. У кого-то эта потребность сублимировалась (претворилась) в удовлетворении атрибутами жестокой политической власти. Современный макиавеллизм (т. е.

политика, пренебрегающая нормами морали) — наиболее полное воплощение духовной позиции подобных людей-агрессоров, главным способом жизни которых является жестокость и обман.

    Время появления разумного человека, руководствующегося в своей жизни не сиюминутной пользой и т. п., а знанием, мудростью, это время  немецкий философ Карл Яснерс называл “осевым временем”. Осевое время,  начавшееся почти одновременно в течение от 800 до 200 гг. до н. э. в Китае, Индии и на Западе, способствовало развитию философского мировоззрения человека.. Именно тогда произошло формирование того, что позже стало называться личностью. Человек осознавал свое бытие и себя как личность. Осевое время мировой культуры способствовало рождению “Великих Посвященных” — Моисея, Иисуса Христа, Будды,  Мухаммеда.

    С точки зрения философского знания,  различаются не “добро-зло”, не “доброе-злое”, а — “ум-недоумие”, “разумность-неразумность”. Агрессивность опасна, прежде всего, для самого агрессора. У агрессивных, злобных людей нет, чаще всего, психического нарушения, у них нет разума. Это “нелюди”, близко стоящие к приматам, потому они “невменяемы морально”, и добру их не научить.

    Философское знание — это культура разумного мышления. Такая культура предполагает мышление основательное, научное, но и не допускающее произвола, насилия, умеющее отстаивать свою правоту и мышление свободное, творческое, предполагающее знание бесконечным.    Конечно, культура разумного мышления не может быть навязана человеку помимо его воли и желания, его интереса. Культура разумного мышления — не в том, чтобы зазубрить те или иные законы и примеры, подтверждающие их действие. Культура состоит во многом в способности к самообразованию и осмыслению, в готовности к интеллектуальной работе. В противном случае человек остается на уровне обыденных представлений, и в своей обыденной жизни он не отличается от других обычных людей, не знающих философии.    Культура разумного мышления – это, прежде всего, разумность по отношению к самому себе. На этот счет есть одно интересное суждение древнегреческого поэта и драматурга Еврипида (5 в. до н. э.), которое любил повторять великий римский император Александр Македонский (4 в. до н. э). “Противен мне мудрец, что для себя не мудр”.  Еврипид — один из трех великих афинских трагиков (наряду с Эсхилом и Софоклом), автор известной трагедии “Медея”, оказавший значительное влияние на европейскую философию и драматургию.    Философия – это и психология. Об этой стороне философии писал немецкий мыслитель и поэт И. В. Гете. Как известно, Гете — автор великого сочинения-трагедии “Фауст”, посвященной важнейшей философской проблеме смысла жизни. Гете полагал, что “каждому возрасту человека соответствует определенная философия”.     По мысли Гете, такая «возрастная философия» состоит в следующем. “Ребенок является реалистом: он также убежден в существовании груш и яблок, как и в своем собственном. Юноша, обуреваемый внутренними страстями, должен следить за собою. Забегая со своими чувствами вперед, он превращается в идеалиста. Напротив, у мужчины все основания стать скептиком. Он хорошо делает, когда сомневается, надлежащее ли средство выбрал он для своей цели. Перед поступком и во время поступка у него все основания сохранять подвижность рассудка, чтобы не сетовать потом на неправильный выбор. Старик же всегда будет тяготеть к мистицизму. Он видит, как много вещей зависит от случая; неразумное удается, разумное идет прахом, счастье и несчастье неожиданно уравновешивают друг друга. Так есть, так было,- и преклонный возраст находит успокоение в Том, который был, и есть и будет…”.    Как мы видим, Гете говорил о периодической смене философского мировоззрения с изменением возраста человека. Он назвал, по крайней мере, четыре типа мировоззрения. Во-первых, — реализм, подобный мировоззрению ребенка, наиболее простое и понятное мироощущение. Во-вторых, — сенсуализм, подобный мироощущению юноши, обуреваемого чувствами,  и идеализм. В-третьих, — скептицизм, ироничность по отношению к жизни. В-четвертых, — мистицизм, представление о реальности как недоступной разуму. Согласно мистицизму возможно только интуитивно-экстатическое восприятие мира. Все названные Гете четыре типа мировоззрения мы находим и в личностной философии, и в философских школах. Есть философские школы реализма и материализма, сенсуализма и идеализма, скептицизма и агностицизма, мистицизма и иррационализма. С этими терминами мы ни раз встретимся в нашем курсе философии.

    Философское знание отражает культуру своего времени. Модно сказать, что всякому времени соответствует своя философия.

Так, авторитарные государственные режимы, как правило, сопровождаются догматическим мировоззрением, или догматической философией, Недаром сталинская эпоха отражалась в мировоззрении господством формализма и догматизма, на чем был основан “Краткий курс” и его жесткие формулы. Напротив, демократические формы государственного правления отражаются и своеобразием, свободой в мировоззрении.

    Философское знание – это поиск и решение проблем, на которые нет сиюминутного ответа и которые не предполагают такового. Это не прагматические вопросы. Это так называемые “открытые” или “вечные” вопросы.     В связи с этим, Георг Зиммель (1858-1918) — немецкий социолог и культуролог писал о “трагедии творчества” и вечных противоречиях между объективацией творчества и застывшими формами культуры: “Одни только филистеры могут полагать, что конфликты и проблемы существуют для того, чтобы быть разрешенными”.  Каждое новое поколение, каждый новый человек в своей жизни снова и снова обращается к ним и ищет решения. Каждый проходит свою школу жизни, и опыт прошлого поколения мало, что ему дает. Важнейшие вопросы жизни встают перед людьми в новых, неповторимых формах.    Решение проблем связано с индивидуальным опытом и спецификой взгляда именно этого индивида. Но при этом весьма важен весь предшествующий опыт. В опыте людей есть общечеловеческое содержание, общее, присущее всем людям, хотя каждый выбирает свое индивидуальное решение. Для того, чтобы сделать этот свой выбор, человек и обращается к мировому опыту, общечеловеческой культуре — к мифологии, религии, философии.    Философское знание — это учение о нравственных ценностях. Одна из проблем, имеющих философское общечеловеческое содержание, это проблема экологической этики, или экологической совести. Проблема экологии вообще относится к разряду аксиологических (ценностных) проблем. Что наиболее ценно в этом мире? Именно философия ставит этот вопрос и отвечает. Она заявляет о моральной ценности природы. Благодаря своей способности к обобщению, философия позволяет понять мир как сложную экосистему. Экосистема — органичное целое. Все ее элементы о взаимно определяют и взаимно дополняют друг друга.

    Философское знание оптимистично и жизнеутверждающе. Оно признает необходимость интеграции человека и природы,  гармонизации их отношений. О проблеме единения человека и природы и о принципе «благоговения перед жизнью» писал немецко-французский философ ХХ в. А.Швейцер. Экологическое мышление было важнейшим для самых различных философских учений.

Читайте также:  Что такое софизм, примеры, что он означает?

Источник: https://philotime.ru/opredelenie-filosofii-ponyatie-filosofskogo-znaniya.html

Введение. "Что такое философия"

Философия — одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению.

Уяснение таких вопросов жизненно важно для людей. Это особенно ощутимо в эпохи перемен с их сложным сплетением проблем — ведь именно тогда активно проверяется делом и преобразуется само мировоззрение. Так в истории было всегда.

Но, пожалуй, никогда еще время не ставило так остро задач философского осмысления всего происходящего, как в переживаемый сейчас период истории, в самом начале III тысячелетия.

1. Мировоззрение

В преддверии философии

Приступая к изучению философии, многие уже имеют об этом предмете некоторое представление: могут с большим или меньшим успехом припомнить имена прославленных философов, а может быть, даже объяснить в первом приближении и что такое философия.

В перечне вопросов — житейских, производственных, политических, научных и других — обычно удается и без специальной подготовки выделить вопросы философского характера, скажем, такие: конечен или бесконечен мир, существует ли абсолютное, окончательное знание, в чем человеческое счастье и какова природа зла. Откуда же это предпонимание? С детства, осваивая мир, накапливая знания, все мы время от времени с волнением думаем о тайнах мироздания, судьбах человечества, о жизни и смерти, горе и счастье людей. Так складывается еще не четкое, не вполне последовательное понимание тех вопросов, над которыми размышляло не одно поколение философов.

Как устроен мир? Как соотнесены в нем материальное и духовное? Хаотичен он или упорядочен? Какое место в мире занимают закономерность и случай, устойчивость и изменение? Что такое покой и движение, развитие, прогресс и можно ли установить критерии прогресса? Что есть истина и как отличить ее от заблуждений или преднамеренных искажений, лжи? Что понимают под совестью, честью, долгом, ответственностью, справедливостью, добром и злом, красотой? Что такое личность и каковы ее место и роль в обществе? В чем смысл человеческой жизни, существует ли цель истории? Что означают слова: Бог, вера, надежда, любовь?

К давним, «вечным» вопросам такого рода сегодня добавляются новые, серьезные и напряженные.

Какова общая картина и тенденции развития современного общества, нашей страны в нынешней исторической ситуации? Как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние планеты Земля? Как предотвратить нависшие над человечеством смертельные угрозы? Как защитить, отстоять великие гуманистические идеалы человечества? И так далее.

Раздумья на такие темы рождены потребностью в общей ориентации, самоопределении человека в мире. Отсюда и чувство давнего знакомства с философией: с древних времен и до сегодняшнего дня философская мысль стремится разобраться в тех вопросах миропонимания, что волнуют людей и вне занятий философией.

Входя в «теоретический мир» философии, осваивая его, человек отталкивается от ранее сложившихся у него представлений, от продуманного, пережитого. Изучение философии помогает выверить стихийно сложившиеся взгляды, придать им более зрелый характер.

Но надо приготовиться и к тому, что философский анализ выявит наивность, ошибочность тех или иных казавшихся верными позиций, подтолкнет к их переосмыслению. А это важно.

От ясного понимания мира, жизни, самих себя зависит многое — и в личной судьбе человека, и в общей судьбе людей.

Представителей разных профессий философия может интересовать, как минимум, с двух точек зрения. Она нужна для лучшей ориентации в своей специальности, но главное — необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности.

В первом случае в поле внимания попадают философские вопросы физики, математики, биологии, истории, врачебной, инженерной, педагогической и иной деятельности, художественного творчества и многие другие. Но есть философская проблематика, волнующая нас уже не только как специалистов, а как вообще граждан и людей. А это ничуть не менее важно, чем первое.

Кроме эрудиции, помогающей решать профессиональные задачи, каждому из нас нужно и нечто большее — широкий кругозор, умение понимать суть происходящего в мире, видеть тенденции его развития.

Важно также осознавать смысл и цели собственной жизни: зачем мы делаем то или это, к чему стремимся, что это даст людям, не приведет ли нас самих к краху и горькому разочарованию. Общие представления о мире и человеке, на основе которых люди живут и действуют, называют мировоззрением.

Явление это многомерно, оно формируется в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. К духовным образованиям, причисляемым к мировоззрению, относят и философию. Ее роль в осмыслении проблем мировоззрения велика. Вот почему для ответа на вопрос, что такое философия, нужно, хотя бы в общем виде, прояснить, что такое мировоззрение.

Понятие мировоззрения

Источник: https://MIPT.ru/education/chair/philosophy/textbooks/frolovintro/introduction.php

Что такое Философия? Философия — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Существует множество определений философии.

Например, философия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Другой вариант: философия — форма общественного сознания, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах бытия и месте человека в мире.

Термин «философия» состоит из двух греческих слов «philia» (любовь) и «sophia» (мудрость), т.е. переводится как любовь к мудрости. Считается, что это слово впервые употребил древнегреческий философ Пифагор в 6 веке до нашей эры.

Философ стремится найти ответы на извечные вопросы человеческого бытия, которые остаются актуальными во все исторические эпохи: Кто мы? Куда мы идем? В чем смысл жизни?

Чтобы проще разобраться, что представляет из себя философия, начнем с истории ее возникновения. Считается, что философия зародилась в 6–7 веках до нашей эры на территории Индии, Китая, Греции.

Именно в то время человеческая цивилизация сделала мощный рывок в технологическом отношении (развитие металлургии, сельского хозяйства и т.д.), что привело к прорыву во всех видах деятельности.

Как следствие, произошло изменение общественной структуры — возник элитарный слой людей, которые не участвовали в материальном производстве, посвящая себя исключительно управленческой и духовной деятельности.

Это время характеризуется конфликтом между зарождающимся научным знанием и устоявшимся мифологическим комплексом идей. Данному процессу способствует и интенсификация внешней торговли, что привело к развитию духовных контактов между народами.

Люди увидели, что их жизнеустройство не является абсолютным — что есть альтернативные общественные и религиозные системы. В этих условиях и возникает философия как особая сфера духовной культуры, призванная дать целостное (в отличие от частных научных знаний) и рационально обоснованное (в отличие от мифа) мировоззрение.

Уже в далекое время зарождения философии, ее западная и восточная ветви пошли по принципиально разным путям, определившим во многом отличия, характерные для мировоззрения западных и восточных людей.

На Востоке философия никогда не удалялась от религиозных и мифологических истоков. Авторитет древних источников знания оставался незыблемым — Пятикнижие в Китае, Веды и Бхагаватгита в Индии.

Кроме того, все великие философы Востока являлись и религиозными деятелями — Лао цзы и Конфуций в Китае; Нагарджуна и Шанкарачарья, Вивекананда и Шри Ауробиндо — в Индии.

Конфликт между философией и религией, совершенно невозможный в условиях Китая или Индии, на Западе встречался достаточно часто. Достаточно вспомнить смертельный приговор, вынесенный Сократу за оскорбление греческих богов.

Таким образом, западная философия, начиная еще с Древней Греции, пошла по своему особому пути, разрывая связи с религией, максимально сближаясь с наукой. На Западе большинство великих философов были одновременно и выдающимися учеными.

Но есть, конечно, и общие черты, которые роднят древние философские традиции Востока и Запада. Это упор на проблематику бытия, а не познания; внимание к логической аргументации своих идей; понимание человека как части живого Космоса (космоцентризм) и т.д.

Чтобы лучше понять — что такое философия — рассмотрим ее схожие и отличные черты от трех других сфер человеческой деятельности — науки, религии и искусства.

Философия и наука

Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании есть «форма согласования мысли с действительностью». Но есть, разумеется, и отличия.

Во-первых, каждая отрасль науки концентрируется на своей узкой предметной области. Например, физика изучает физические законы, психология — психологическую реальность. Законы психологии в физике не действуют.

Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого. Во-вторых, наука в своей деятельности абстрагируется от проблемы ценностей. Она задает конкретные вопросы — «почему?», «как?», «откуда?».

Но для философии ценностный аспект является краеугольным камнем, благодаря которому вектор развития направлен на поиск ответов к вопросам «зачем?» и «для чего?«.

Философия и религия

Религия, как и философия, дает человеку систему ценностей, в соответствии с которыми он может строить свою жизнь, совершать акты оценки и самооценки. Таким образом, ценностный и универсальный характер религиозного мировоззрения сближают его с философией. Принципиальным отличием религии от философии является источник знания.

Философ, в своей деятельности, как и ученый, опирается на рациональные аргументы, стремится подвести доказательную базу под свои утверждения. В противоположность этому, религиозное знание базируется на акте веры, личном, внерациональном опыте.

Можно привести такую метафору: религия — это знание от сердца, а философия — от ума.

Философия и искусство

Между ними есть много общего. Достаточно вспомнить множество примеров, когда фундаментальные философские идеи высказываются в художественной форме (изобразительной, словесной, музыкальной и т.д.

), а многие значительные деятели литературы и искусства являются одновременно не менее значительными философами-мыслителями. Но есть один момент, который разъединяет философию и искусство.

Философы говорят на языке философских категорий, строгих доказательств и однозначных толкований.

В противоположность этому — стихией искусства являются личностное переживание и сопереживание, исповедь и страсть, полет фантазии и эмоциональный катарсис (очищение). Художественные образы и метафоры зачастую не несут в себе однозначного понимания и являются субъективными.

Выделяются следующие функции философии:

  • Мировоззренческая. Дает человеку цельное и рациональное мировоззрение, помогает ему критически оценивать самого себя и свое окружение.
  • Методологическая. Дает человеку знание и показывает пути, как получать новое знание. Одним из важнейших методов философии является диалектический. Диалектика — это умение осмыслить предмет в его целостности и развитии, в единстве его базовых противоположных свойств и тенденций, в многообразных связях с другими предметами.
  • Прогностическая. Позволяет строить прогнозы о будущем. Есть множество примеров, когда идеи философов значительно опережали свое время. Например, идея древней китайской философии об универсальном характере связей противоположных сил инь и ян нашла свое отражение в знаменитом «принципе дополнительности» Нильса Бора, легшего в основу квантово-механической картины мира.
  • Синтетическая. Данная функция заключается в установлении взаимосвязей между сферами духовного творчества человека.

Структура философского знания включает:

  • Онтологию, которая направлена на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового, неважно, о какой конкретно разновидности бытия идет речь — природной, культурно-символической, духовной или личностно-экзистенциальной.
  • Аксиологию, которая направлена на выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения.
  • Теорию познания, которая образует своеобразное посредствующее звено между онтологией и аксиологией. Ее интересует взаимодействие между познающим субъектом и познаваемым объектом.

Существует огромное множество философских школ и течений, которые могут классифицироваться по различным признакам.

Некоторые из них связаны с именами основателей, например, кантианство, гегельянство, лейбницеанство.

Исторически магистральными направлениями философии являются материализм и идеализм, которые включают множество ответвлений и пересечений.

Спасибо, за интерес к теме «что такое Философия»!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/filosofiya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector