Кто такие маргинальные личности: значение маргинал и иных определений

В каждом обществе есть распределение на различные категории и классы, каждому из которых присваивается свой социальный статус.

Подобное деление является гарантом гармоничного развития политической и экономической сферы. Сейчас россияне активно используют термин «маргинал» в своём повседневном общении.

Однако, несмотря на частоту использования данного понятия, его значение отличается сложностью и запутанностью.

Кто такие маргинальные личности: значение маргинал и иных определений

На самом деле, маргинальность является характерной чертой многих современных граждан. Смысл данного термина подразумевает нахождение человека на границе социальных классов. Это влияет на его психологию, понимание окружающего мира и отношение к другим людям.

Маргиналы отказываются принимать ценности, нормативы и стандарты, установленные в мире. Они формируют свою собственную культуру, определяя ценности, приоритеты, выгоду и прочее.

Маргинальность может быть индивидуальной и групповой. В первом значении, речь идёт о конкретном человеке, объединяющем в себе отдельные элементы нескольких социальных классов. Он не способен вписаться в одну социальную группу. Что касается второго значения, то оно указывает на развитие и распространение маргинальности по причине изменения социального скелета общества.

Характерной особенностью маргиналов является тот факт, что они полностью отказываются от стандартов и зависимостей, навязанных правительством. Такие люди могут располагаться на социальном дне или воспарить ввысь над общественными стереотипами. Насчитывается масса примеров, когда маргиналами являются преуспевающие бизнесмены и известные политики.

Говоря иначе, если развитие человека превосходит развитие обычных представителей общественности, или напротив, находится на ступень ниже, то этого гражданина можно смело причислить к маргиналам.

Определение и последствия развития маргинализации

Кто такие маргинальные личности: значение маргинал и иных определений

По мнению социологов, маргинальность – это не что иное, как развал и деградация общества, провоцирующие отказ от гражданских принципов и ценностей. Наблюдается обесценивание традиций и разрыв связей между отдельными представителями общества.

Следует отметить, что маргиналы далеко не всегда отвергаются обычным обществом и оказываются на самом дне. Достаточно часто естественная маргинализация сопровождается увеличением мобильности людей. Последствиями подобных изменений могут стать революции, попытка свергнуть действующую власть, проведение реформ и прочие явления.

Современные маргиналы с течением времени адаптируются к окружающему их миру, проявляя желание стать неотъемлемой составляющей действующей системы. Зачастую, подобная инициатива приводит к серьёзным конфликтам, провоцирует начало военных действий и стимулирует межнациональные распри.

Бывают ситуации, когда группе, участниками которой являются несколько неординарных личностей, или, говоря иначе, маргиналов, удаётся образовать отдельную ячейку, способную стать достойным конкурентом для обычных социальных категорий.

Принимая во внимание стандартные нормы и принципы, можно отметить, что людям, которых можно считать маргиналами, необходима помощь психотерапевтов. Однако нельзя забывать, что история каждой страны насчитывает множество ярких примеров, когда именно маргинальность позволяла людям добиваться успеха, финансового благополучия, известности и иных положительных результатов.

Если несколько факторов будут сложены правильно, маргинализация даст людям возможность активно развиваться, открыть собственный бизнес, стать известным деятелем искусства или успешным изобретателем.

Каким будет отношение к маргиналам в будущем, сказать сложно, но современное общество стремится, как можно скорее, отвергнуть любые проявления неформальности во всех её проявлениях.

Кто такие маргиналы?

Источник: https://myjus.ru/general-issues/kto-takie-marginaly/

Маргинал определение слова. А вы знаете, кто такие маргиналы? Что и кто-маргиналы

Слово «маргинал» пришло в русский язык из немецкого, туда – из французского, а во , в свою очередь, из . С латинского языка это слово можно перевести как «находящийся на краю». Маргиналы – изгои, которые оказались вне своей социальной группы либо на стыке двух разных групп.

Если речь идет об одном человеке, скорее всего, он оказался изгнан из одной группы и не принят в другую.

Яркий – люди, вынужденные бежать из своей страны и оказавшиеся отступниками в глазах ее граждан, но в то же время не сумевшие принять традиции другого государства, куда они переехали.

Такое социально пограничное состояние воспринимается очень тяжело. Если же речь идет о группе людей, скорее всего, суть в серьезных социальных, политических, экономических изменениях в обществе, которые привели к развалу привычного общества. Нечто подобное часто происходит в результате революций.

Слово «люмпен» позаимствовано опять же из немецкого, и в переводе оно «лохмотья». Люмпенами называют людей, оказавшихся в самых низких социальных слоях и при этом не занимающихся никаким общественно полезным трудом.

Это , что нельзя назвать так бедного человека, который в поте лица старается заработать, но добивается очень скромных результатов.

Вовсе нет – речь идет о преступниках, бродягах, нищих, о тех, кто промышляет пиратством, грабежом.

Очень часто к люмпенам причисляют также неработающих алкоголиков и наркоманов, людей, которые находятся на содержании у кого-либо, хотя вполне могут работать и зарабатывать. Так же называют представителей низшей социальной прослойки, живущих за счет государственных пособий.

В чем разница между люмпенами и маргиналами

Как правило, люмпены не имеют почти никакой собственности: они либо бродяжничают, либо живут в чужих домах, и располагают только самыми необходимыми для жизни вещами. Маргиналы, напротив, могут быть даже состоятельными людьми, не признаваемыми при этом обществом, поскольку они по каким-либо причинам утратили свое прежнее положение.

Люмпены либо пользуются короткими, разовыми заработками, либо добывают деньги нелегальным путем, либо живут за счет близких или государства. Маргиналы могут заниматься общественно полезным трудом.

Дополнительное значение термина «люмпен» – человек, который не имеет собственных нравственных устоев, не подчиняется законам морали и безрассудно или трусливо подчиняется той группе лиц, которая обладает наибольшей властью в конкретный исторический момент. Маргиналы в таких случаях становятся скорее жертвами, чем бездумно действующей силой.

Источники:

В каждом обществе бок о бок с социально адаптированными гражданами есть люди, потерявшие свои социальные корни, которым чужд нравственный кодекс, они понимают лишь язык грубой физической силы.

Люмпены

Обычно к люмпенам относят людей, у которых социальные корни отсутствуют, у которых также не имеется никакой собственности, а живут они за счет разовых заработков.

Но чаще их источником существования являются различные виды социальных и государственных пособий. В целом к этой категории нужно относить бомжей, а также граждан, подобных им.

Если объяснять более просто, то люмпен – человек, не ведущий трудовой деятельности, он нищенствует, бродяжничает, другими словами – бомжует.

В переводе с немецкого слово «люмпен» означает «лохмотья». Это своего рода оборванцы, которые опустились на «дно» жизни, выпали из своей среды. Чем больше в обществе становится люмпенов, тем большую угрозу обществу они представляют.

Их среда является своеобразным оплотом различных экстремистски настроенных личностей и организаций. Марксистская теория использовала даже выражение, как Lumpenproletariat, характеризуя этим словом бродяг, преступников, нищих, а также отбросов человеческого общества в целом.

При советской власти это было ругательным словом.

Маргиналы и люмпены не одно и то же понятие, хотя между этими группами людей много общего. Само понятие «маргинальность» в социологии означает человека, который находится между двумя различными социальными группами, когда от одной из них гражданин уже откололся, а ко второй еще не прибился.

Это так называемые яркие представители низов, или социального «дна». Подобное общественное положение очень сильно влияет на психику, калеча ее.

Часто маргиналами становятся люди, прошедшие войну, иммигранты, не сумевшие приспособиться к условиям жизни на новой родине, которые не смогли вписаться в социальные условия современной для них среды.

Во время проводившейся в СССР коллективизации, в 20-30 годах, сельские жители массово мигрировали в города, но городская среда принимала их неохотно, а с сельской средой все корни и связи были разорваны.

У них рушились духовные ценности, рвались налаженные социальные связи.

И именно этим слоям населения требовалась «твердая рука», установленный порядок на уровне государства, и именно этот факт послужил социальной базой антидемократическому режиму.

Как видно, люмпены и маргиналы – это не тождественные понятия, хотя и имеют много общего. В современной действительности словом «люмпен» практически не пользуются, называя бомжей маргиналами. Хотя этим словом можно охарактеризовать и людей, имеющих жилье, но ведущих асоциальный образ жизни.

Источники:

В современной культуре можно встретить не только отдельных индивидов, но даже целые группы людей, не вписывающихся в устоявшуюся социальную структуру общества. Это не всегда представители социального «дна», они могут иметь высокий уровень образования и подобающий статус. Отличие таких маргинальных от других людей состоит в особом мире ценностей. Кто же такие маргиналы?

Кто такие маргинальные личности: значение маргинал и иных определений

Маргинальность как социальное явление

Википедия называет маргиналом того, кто оказывается на границе противоположных социальных групп или культур.

Такие люди испытывают на себе взаимное влияние различных систем ценностей, которые часто противоречат одна другой. В времена синонимом «маргинал» было «деклассированный элемент».

Так часто называли людей, скатившихся в самый низ социальной иерархии. Но понимание маргинальности следует считать односторонним и не вполне корректным.

Понятие «маргинальность» встречается и в . Здесь оно обозначает промежуточность социального положения, в котором оказывается . Первые упоминания о маргинальных личностях и группах появились в американской социологии, которая описывала адаптации иммигрантов к непривычным для них социальным условиям и порядкам, свойственным для жизни на чужбине.

Маргиналы отрицают ценности той группы, из которой они вышли, и утверждают новые нормы и правила поведения.

За чертой привычной жизни

Маргинальность в обществе усиливается, когда начинаются катаклизмы. Если общество регулярно лихорадит, его структура теряет прочность. Появляются совершенно новые социальные группы и слои населения, имеющие собственный уклад жизни. Не каждый человек в подобных условиях способен адаптироваться и пристать к определенному берегу.

Переход в новую социальную группу нередко связан с необходимостью перестраивать поведение и принимать новую систему ценностей, что почти всегда становится источником стресса.

Выйдя из своей привычной социальной среды, человек нередко сталкивается с ситуацией, когда новая группа его не принимает. Так и появляются маргиналы.

Вот один из примеров такого социального перехода. Обычный инженер, оставивший работу по найму и решивший заняться предпринимательством, терпит неудачу. Он понимает, что бизнесмен из него не получился, а к прежнему образу жизни уже невозможен.

К этому могут добавиться финансовые и другие материальные потери, в результате которых человек оказывается за бортом жизни.

Но далеко не всегда маргинальность связана с потерей достаточно высокого прежнего социального . Нередко к маргиналам относят вполне успешных людей, чьи взгляды, привычки и система ценностей не вписываются в устоявшиеся представления о «нормальности».

Маргиналами вполне могут быть достаточно состоятельные люди, добившиеся успеха в своей сфере деятельности.

Вот только их воззрения на жизнь оказываются столь непривычными для среднего обывателя, что таких людей просто не принимают всерьез или вытесняют из социальной общности.

Видео по теме

Понятие маргинальности – социологический термин, возникший в науке в 1920-х годах. Но сами маргиналы – люди, составляющие особую социальную группу, существовали задолго до того, как ученые ввели данный термин.

Читайте также:  Примеры психологических тестов по неосознанным рисункам

Это люди, по каким-то причинам не вписавшиеся в социально-культурную систему общества. Большие группы маргиналов начали образовываться в начале ХХ века. Но, вероятно, первый маргинал появился еще в первобытную эпоху.

Кто такие маргинальные личности: значение маргинал и иных определений

Термин «маргинальность» ввели американские социологи для того, чтобы охарактеризовать наблюдаемый ими общественный феномен: создание иммигрантами замкнутых сообществ из-за неспособности сразу вписаться в американский образ жизни.

Для нового термина было выбрано латинское слово marginalis, что в переводе означает «находящийся на краю».

Тем самым иммигрантские сообщества характеризовались как группы, выдернутые из родного культурного пласта и не прижившиеся на новой почве.

Для маргинальной группы характерна своя особенная культура, часто вступающая в противоречие с господствующими культурными установками в обществе. Типичный пример – итальянская мафия в Америке. Дон Корлеоне и его семья – маргинальные элементы для американского общества.

Так что, в строгом значении социального термина первые маргиналы появились в конце XIX – начале ХХ веков в бурлящем котле американской иммиграции. Это были люди двух культур, одновременно принадлежащие двум мирам.

Не только в США, разумеется, наблюдались подобные явления: например, Бразилия примерно в то же время пригласила на плантации итальянских иммигрантов, которые не сразу вписались в существующее общество на равных с потомками португальцев, и часто воспринимались как «белые ».

Маргинальные группы могут появляться и в результате крупных социальных потрясений. Например, революция в России привела к появлению большого числа маргиналов – людей, выдернутых из рамок своего класса и с трудом находящих себе место в новом обществе. Например, беспризорники 20-х годов – типичная маргинальная группа.

Постепенно понятие маргинальности в науке расширялось. Появилось понятие «индивидуальной маргинальности». Оно более широкое, чем маргинальность как общественный феномен. И.В.

Малышев в книге «маргинальное искусство» характеризует маргинальность как «внесистемность».

Маргиналами могут быть люди, консервирующие прошлое; опережающие свой век; просто «заблудившиеся» и не находящие себе места в социуме и его культуре.

В этом смысле маргиналами можно назвать, по словам Виктора Шендеровича, и Сахарова, и Томаса Манна, и даже Христа.

Так что, первый маргинал, скорее всего, появился еще на заре человечества. Возможно, первые хомосапиенсы были именно маргиналами!

Поскольку общество к маргиналам относится настороженно, жизнь «внесистемных» людей на протяжении всей истории человечества была сложной и, увы, обычно короткой. Некоторые из них становились социальными люмпенами, отверженными париями, но многие успели двинуть вперед культуру, наметить новые ориентиры развития общества.

Эпатажные деятели искусства, к примеру, часто были маргинальны. Они смело отбрасывали традиционные ценностные установки, создавая свои собственные. К примеру, маргиналом был Диоген. Маргиналами были декаденты. Маргинальны были советские стиляги.

В конце ХХ – начале XXI веков маргиналов стало намного больше, чем в любую другую историческую эпоху. Различные неформальные движения – это, как правило, маргиналы. Толерантность современного общества позволяет представителям маргинальных слоев жить в своей собственной системе координат более свободно, чем раньше.

Значение слов «маргинал» и «маргинальность» в современном мире преобразилось до неузнаваемости. Впрочем, это не удивительно. Мир стремительно меняется прямо на наших глазах и на смену старым стереотипам приходят новые понятия, часто диаметрально противоположные старым.

Что такое маргинальность и кто такие маргиналы? Какие новые категории людей стали относить к маргиналам в современном мире. Чем маргинал отличается от всех остальных представителей социума, и почему он имеет такой статус, об вы узнаете из статьи.

Итак, маргинал — это кто? Данный термин вошел в обиход еще в 1928. Его сформулировал социолог из США Роберт Парк. Он считал, что маргиналом можно назвать человека, который занимает некое промежуточное и неопределенное положение между городским жителем и жителем сельской глубинки.

Культура такого субъекта не сформирована, он не может вписаться в незнакомые для него условия жизни в другом месте. Его модели поведения не принимаются обществом, и он для них никто иной как дикарь, не умеющий себя вести среди людей.

Что из себя представляет маргинальность по Роберту Парку?

Ранее это слово носило резко отрицательный оттенок в обществе. Роберт Парк считал таких людьми крайне обидчивыми, агрессивными и сконцентрированными только на себе. Кроме этого к их числу он относил тех, кто совершал преступления, не имел своего жилья, был алкоголиком и наркоманом.

Одним словом, это были люди самых бедных и низших слоев общества. Важной особенностью маргиналов было отрицание всех норм и правил в обществе. Они не имели никаких обязательств, нарушали правила взаимодействия между людьми.

Парк говорил, что такие люди нередко бывают одиноки, не хотят заводить друзей и семью.

Категории людей, которые относятся к маргиналам в современном обществе

В современном мире понятия «маргинальность» и«маргинал» утратили свое первоначальное резко отрицательное значение. Маргиналами теперь называют тех представителей общества, образ мышления и образ жизни которых значительно отличается от образа жизни основной массы людей.

Постепенно смысловое наполнение данного термина очень сильно поменялось. Когда-то это были представители самого дна общества. Теперь все иначе.

Теперь в сети и средствах массовой информации нередко можно встретить множество статей, посвященных слову «маргинал» в элитном его смысле, например, «маргинальная культура», «маргинальная литература», «маргинальное мировоззрение». Сейчас маргиналом может быть и безработный, и миллионер.

Маргиналами можно назвать:

  • бродягу без жилья и работы;
  • путешественника, уехавшего искать смысл жизни Тайланде, Индии, Тибете;
  • хиппи, который отрицает иерархию общества;
  • фрилансера и любого «свободного художника», не привязанного к работе и живущего в дороге;
  • отшельника, живущего вдали от общества;
  • мультимиллионера, образ жизни которого крайне отличается от большинства людей.

Классификация маргинальных групп в социологии

В социологии подразделяют маргиналов на несколько групп, к ним можно отнести:

  • Этнических маргиналов
    , в основном это мигранты.
  • Есть маргиналы биологические
    , это те, кто имеют определенные физические или же умственные возможности.
  • Есть маргиналы по возрасту
    , это поколение, с которым связь в социуме практически утеряна.
  • Есть маргиналы социальные
    , как правило, это те, кто не вписывается в социальную структуру из-за своего образа жизни.
  • Выделяют также экономических маргиналов
    , они либо самые бедные, либо не имеют вообще работы.
  • Есть политические
    , те люди, которые применяют методы политической борьбы не одобряемой социумом.
  • Кроме этого, существуют и религиозные
    , это те, кто имеют веру не совпадающей с признанной в социуме.
  • И последние – криминальные
    элементы, преступники.

Надеюсь, статья Вам помогла узнать, маргинал это кто? Как преобразилось значение слов «маргинал» и «маргинальность»? И что эти слова означают теперь в нашем современном мире.

Классический пример маргинала — Джеффри Лебовски, герой культового фильма «Большой Лебовски» (1998)

Если до конца хотите проникнуться этой темой, рекомендую пересмотреть знаменитый культовый фильм братьев Коэн «Большой Лебовски» (1998). Главный герой этого фильма — классический маргинал. Всеми любимого пацифиста Джеффри Лебовски — можно назвать классическим маргиналом современного мира.

Вот официальный трейлер фильма «Большой Лебовски»(1998):

Желаю всем стремится быть собой, оставаться верными своей мечте и не втискивать себя в рамки стереотипов общества, при этом, конечно, не нарушая свободу других людей!

Источник: https://bogemasamara.ru/marginal-opredelenie-slova-a-vy-znaete-kto-takie-marginaly-chto-i/

Маргиналы и маргинальность

Замечание 1

Существительное «маргинал» впервые возникло во Франции в 1972 году (ранее был только термин «маргинальный»). Его стали применять по отношению к тем, кто или сам отвергал общество, либо кого оно отвергло.

Некоторое время до этого в стране были глубокие потрясения — майские события 1968 года, в результате которых мечтания о всеобщем счастье и благополучии сменились тревогой и конформизмом.

Элита стремилась к стабилизации жизни в обществе, но многие стали выступать против возврата к традиционным ценностям. Именно они и стали называться маргиналами.

Маргинальность является не состоянием автономии, а результатом конфликта с общераспространенными нормами, выражением специфического отношения к существующему общественному строю. Маргинальность возникает только при резком реальном или вымышленном столкновении с окружающим миром.

В маргинальность можно уйти двумя способами:

  • либо разорвать все традиционные связи и создать свой собственный, совершенно иной мир;
  • либо постепенно оказаться вытесненным (или насильственно выброшенным) за пределы законности.

Кто такие маргинальные личности: значение маргинал и иных определений

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

При любом способе, будь это акт «свободного» выбора или следствие деклассирования, провоцируемого напуганным обществом, понятием маргинальности обозначается не изнанка мира, а, образно выражаясь, его омуты или теневые стороны. Обществом отверженные выставляются напоказ для подкрепления своего собственного мира, того, который рассматривается как «нормальный» и светлый.

В истории и раньше были случаи всевозможных отклонений от нормы. Веками не прекращается взаимодействие между двумя силами, первая из которых – это воля правителей все упорядочивать и организовывать, а вторая — те многочисленные течения, которыми власть критикуется и расшатывается.

Один из наиболее активных факторов маргинализации – это комплекс страхов, объектами которых в разные времена были дьявол, ереси, болезни, телесные аномалии, чужеземцы, а позднее и тунеядство.

Каждая из этих угроз содержит образ врага, которого нужно изолировать или устранить с помощью тех или иных методов, в зависимости от конкретной эпохи.

Маргинальность сегодня

Сейчас у маргинальности весьма своеобразное состояние: продолжая причисление к ее жертвам всех нежелательных элементов, общество тем самым ощущает подрыв изнутри его глубинных устоев, основательно расшатанных экономическими процессами. В группу маргиналов теперь входят не только чужие, но и свои, пораженные той или иной социальной болезнью. Отверженность является результатом распада общества, которое поразил кризис.

Определение 1

Маргиналами обозначаются личности и группы, находящиеся на «окраинах», на «обочинах» или попросту выброшенные за характерные для данного общества основные структурные подразделения или господствующие социокультурные нормы и традиции.

Американские ученые в 30-50-х годах $XX$ века выявили то, что маргинальность характерна для значительной и весьма активной части американского общества (этнических и религиозных меньшинств, представителей нетривиально мыслящих художников и ученых и др.). Было также отмечено, что «маргинальным» свойственно не только ограничение в их статусных позициях, но и в возможностях творческой реализации и тем самым обогащения общества, как материального и духовного.

Последствия маргинальности

Маргинальность возникает в пограничных областях между несхожими формами социокультурного опыта, всегда отличается напряженностью и разными формами реализации на практике.

Она может вести к неврозам, деморализациям, индивидуальным и групповым формам протеста.

Но она же позволяет по-новому воспринимать и осмысливать Вселенную и общество, вырабатывать нетривиальные формы в интеллектуальном, художественном и религиозном творчестве.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_paradigma/marginaly_i_marginalnost/

Типология маргинальности

Поиск Лекций

  • Статус маргинала в современном обществе
  • Учебная дисциплина: социология
  • Наименование специальности: экономика
  • Номер группы: Э702
  • Номер зачетной книжки: 170761

Ф.И.О студента: Найверт Иван Владимирович

  1. Дата регистрации работы на кафедре ____________
  2. Проверил: Щемелева Инна Игоревна
  3. Оценочное заключение:
  4. Новосибирск
  5. Оглавление
  6. Введение 3
  7. 1. Понятие маргинала 5
  8. 2. История понятия 6
  9. 3. Примеры из истории 7
  10. 4. Особенности маргиналов 8
  11. 5. Типология маргинальности 9
  12. 6. Значение маргинальности 11
  13. Заключение 14
  14. Список использованных источников 15
  15. ВВЕДЕНИЕ
Читайте также:  Рационализация как понятие в психологии

Пожалуй, каждый человек периодически слышит такие выражения, как «маргинал», «маргинальная личность», «маргинальный элемент». Чаще всего данный термин используется с сугубо негативным окрасом. При этом представляется лицо без определенного места жительства или злоупотребляющее алкоголем, при этом ничего не значащее в социальном плане.

  • На самом деле, подобное представление не всегда верно: существуют и иные разновидностей маргиналов, и некоторые из них имеют значение в обществе, жизненные принципы и особое мировоззрение, которое отличается от общепринятого.
  • Объект данного исследования: маргиналы и маргинальность.
  • Предмет исследования: социальный статус маргинала.

Цель написания реферата – выявить социальный статус различных типов маргиналов в современном обществе. Иными словами, необходимо понять, как ощущает себя маргинал в обществе, как воспринимает окружающую действительность, как относится к окружающим-немаргиналам и какое отношение испытывает к себе с их стороны.

  1. Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:
  2. ¾ Дать определение понятию «маргинал»
  3. ¾ Определить существующие типы маргиналов
  4. ¾ Изучить историю развития этого термина и явления
  5. ¾ Изучить характерные особенности каждого типа и различия в их социальных статусах
  6. ¾ Сделать вывод о социальном статусе маргинала в современном обществе
  7. Понятие маргинала
  8. Термин «маргинал» имеет большое количество определений, формулируемых различным образом. Например, согласно Большому современному толковому словарю русского языка,маргинал(от латинского «margo» – край) —

1.Тот, кто утратил прежние социальные связи, находится на периферии своей социальной среды, не приспособился к новым условиям жизни и не имеет устойчивого социального статуса; изгой.

2.Тот, кто находится на грани общества

Кроме того, в различных источниках можно найти следующие определения:

  • ¾ Маргинал – лицо, по тем или иным причинам утратившее социальные функции — отрицающее законы культуры, религии, морали своей нации, страны или общности, но при этом не примыкающее к другим социальным группам, находящееся вне классов и объединений людей.
  • ¾ Маргинал — человек, потерявший связь с обществом, в котором живет
  • ¾ Маргинал — тот, кто не признает общепринятых моральных норм и правил поведения.
  • ¾ Маргинал – это человек, который по каким-либо причинам выпал из привычной для него среды, но и не примкнул к новому слою общества.
  • Исходя из указанных определений, можно сделать вывод, к маргиналам социологи относят следующие категории людей:
  • ¾ Лица без определённого места жительства
  • ¾ Мигранты, не получившие социального статуса в новом обществе
  • ¾ Беженцы, вынужденные срочно покинуть привычные места
  • ¾ Лица с ограниченными физическими возможностями
  • ¾ Страдающие от психических расстройств и заболеваний
  • ¾ Выходцы из национальных меньшинств
  • ¾ Лица с алкогольной, наркотической, игровой или иными видами зависимости
  • ¾ Представители малых нетрадиционных религиозных течений, члены сект
  • ¾ Участники радикальных политических или террористических организаций
  • ¾ Добровольные отшельники, игнорирующие принятые в обществе ценности и нормы поведения; дауншифтеры
  • ¾ Лица, оказавшиеся в сложном материальном положении, не имеющие возможности или не желающие обрести достаточный уровень доходов
  • ¾ Криминальные элементы, освободившиеся из мест лишения свободы после длительного срока заключения
  • История понятия

Термин «маргинал» происходит от латинского слова «margo», что в переводе означает «край». Изначально слово «маргиналии» означало рукописные пометки на полях книг, относящиеся к содержанию. В 1928 году американский социолог Р. Парк, занимаясь трудами по теории социальной дезорганизации, ввел этот термин для описания поведения личности, находящийся за пределами существующих социальных групп.

Считается, что первыми маргиналами были рабы, которые впоследствии получили свободу. Они не были приспособлены жить как свободные люди и испытывали страдания от новых условий жизни.

В 30-х годах ХХ века маргиналами называли жителей сельских районов, приехавших в большие города для заработка, но так и не получивших работу, эмигрантов, не сумевших прижиться в другой стране, а также людей, оставшихся без работы или крыши над головой.

В современном русском языке слово «маргинал» имеет следующие синонимы: неформал, изгой, индивидуал. Стоит отметить, что зачастую вышеуказанный термин ошибочно приравнивается к понятию «люмпен» (деклассированные слои населения — бродяги, нищие, уголовные элементы).

В последние десятилетия в обиход вошло модное понятие «маргинальная личность». В его значение, как правило, вкладывается идея свободы и независимости, несогласия с существующей социальной структурой.

Примеры из истории

Существует легенда, согласно которой, когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то захотел познакомиться с прославленным философом-«маргиналом» Диогеном Синопским. Александр нашёл его, когда тот грелся на солнце.

Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр.

«А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться.

Говорят, что Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном» [1, с. 227]

Писатель ХХ века Виктор Шендерович, высказывая свою политическую позицию об отказе от участия в недемократических выборах, так отреагировал на то, что его назвали маргиналом: «В слове «маргинал» нет ничего обидного .

«Пометки на полях»: маргинал — это тот, кто в меньшинстве. Христос был маргиналом, как известно, Сахаров был маргиналом… Томас Манн был маргиналом. То есть, мы в хорошей компании.

И давно замечено, что самая большая опасность для приличного человека — это оказаться в большинстве. Это значит: что-то не так. Осмотрись, оглядись, чего-то ты вдруг в большинстве? Да? Потому что «худших везде большинство», как говорил Эпиктет.

Но это такие общие соображения. Поэтому — ну, маргинал и маргинал, слава Богу. Не дай Бог попасть в это большинство, ещё на «Селигер» позовут». [2, с. 62-63]

  1. Особенности маргиналов
  2. Как уже было сказано, маргиналы представляют собой неординарных личностей со своими отличительными чертами, такими как, например:
  3. ¾ разрыв экономических, социальных и духовных связей, существующих в «домаргинальной» жизни
  4. ¾ Отсутствие определенного социального статуса
  5. ¾ Выработка собственных ценностей, чаще всего противоречащих общепринятым

¾ Желание и попытки создать протест против действующих в обществе систем, политических режимов и т.п.

  • ¾ Высокая мобильность, вызванная отсутствием привязанности к чему-либо
  • ¾ Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие каких-либо социальных гарантий.
  • ¾ Негативное отношение к окружающим и к обществу в целом
  • ¾ Отказ от социальных контактов и желание уединения
  • ¾ Эгоцентризм
  • ¾ Неудовлетворенные амбиции
  • ¾ Тревожные состояния и фобии
  • Типология маргинальности

Ранее в пункте «Понятие маргинала» были указаны основные категории людей, относящиеся к маргиналам. В данном пункте акцент будет сделан на более общую классификацию такого явления, как маргинальность.

Следует отметить, что современными социологами выделяются следующие типы маргиналов: политические, этнические, религиозные, социальные, экономические, биологические. Каждый из данных типов обладает фундаментальными особенностями и значительно отличается от других, что определяет статус и особенности нахождения его представителей в сложившемся социуме.

Каждый из типов маргинальности можно охарактеризовать следующим образом:

¾ Этническая. Основной способ возникновения данного типа маргинальности – смена места жизни человека, переезд на территорию, занимаемую другими этническими группами.

Самая распространенная причина – вынужденная миграция (беженство), что ярко проявилось в последние годы на территории России и Европейского союза: люди с Украины и стран Ближнего Востока соответственно были вынуждены стать беженцами, спасаясь от угроз для жизни.

В случае представителей арабских стран, этническая маргинальность проявляется особенно ярко, так как эти люди практически не имеют возможности влиться в уклад европейской жизни по причине кардинальных этнических различий (язык, религия, мировоззрение).

Другой пример возникновения этнической маргинальности — рождение ребенка в результате межнационального брака, когда взрослеющий ребенок не соотносит себя с национальностями родителей. В данном случае он чувствует себя изгоем, ощущает неприятие общества и негативное отношение со стороны его представителей.

¾ Экономическая. Подразумевает под собой две крайности: нищету и сверхбогатство.

К появлению маргиналов данного вида приводят негативные изменения в экономическом положении государства и, как следствие, резкий рост инфляции, вынужденные реформы в экономике и финансовом секторе, сокращение производства и потребления.

В сложившейся ситуации часть населения теряет работу и не может найти новую, лишаясь основного источника средств к существованию, зачастую начиная при этом тунеядствовать, существуя за счет государства и окружающих (пособия, попрошайничество), а иногда и переступая черту закона (мошенничество, грабежи и т.п.). В то же время небольшой прослойке населения удается за счет личных качеств (причем не всегда законным путем) значительно улучшить свое материальное положение и обрести более высокий статус в обществе, практически теряя связь с основной массой населения.

Наиболее ярко экономическая маргинализация наблюдалась в 90-е годы XX века в России, когда в процессе перехода от плановой экономики к рыночной часть промышленности ликвидировалась, а другая приватизировалась. При этом огромное количество специалистов лишилось рабочих мест, а небольшая часть населения приватизировала заводы, обретя источники обогащения.

¾ Политическая. Возникает в периоды особой политической напряженности, вызванной революцией, сменой политического режима, глобальным изменением законодательства.

Связана с потерей доверия части населения к руководству страны, недовольством режимом, опасениями за собственную безопасность.

Примером этого типа маргинальности может служить массовый отъезд русского язычного населения из стран Прибалтики после распада СССР.

¾ Социальная. Главной причиной возникновения принято считать сбои в процессе социальной мобильности (чаще всего вертикальной). Нередки случаи, когда человек, пытаясь занять место в более «высокой» социальной группе терпит неудачу, оказывается «подвешенным» в промежуточном положении, не имея возможности вернуться в исходную социальную группу.

Другой пример – потеря группами людей прежнего социального статуса в результате социальных или политических преобразований без возможности занять прежнее положение в новых условиях, как произошло в результате российских революций 1917 года.

¾ Религиозная. Возникает за счет людей, верящих в существование некой высшей силы (не атеистов), но не относящих себя к представителям какой-либо общепризнанной религии. Примерами могут служить создатели и участники различных сект и малых религиозных течений; добровольных религиозных отшельников.

¾ Биологическая. Подразумевает наличие людей, испытывающих сложности в социальной адаптации из-за проблем со здоровьем или почтенного возраста. Так, относительно незащищенными в социальном плане часто оказываются инвалиды, психически больные, старики, лица с визуально определяемыми заболеваниями (ДЦП, синдром Дауна), а также ВИЧ-инфицированные.

Значение маргинальности

Несомненно, такое явление, как маргинальность, довольно широко распространено в современном обществе, а значит оно оказывает значительное влияние на социальную обстановку в масштабах отдельно взятой страны.

Читайте также:  Представление и определение теологии

Современные социологи и психологи призывают нас к безоценочному отношению к понятию «маргинал». Они утверждают, что позитивные и негативные моменты этого явления проявляются не сейчас, а в будущем.

То, что сейчас общепризнано и нерушимо, впоследствии может выйти из тренда и подвергнуться забвению. И наоборот, сейчас внесистемное со временем может обрести всеобщее господство.

Маргинал может быть «пророком», его ценности и убеждения могут быть не приняты современниками, но стать базой для культуры нового времени.

Несмотря на вышеуказанное, многие социологи довольно четко выделяют позитивные и негативные аспекты существования такого явления, как маргинальность. Так, к позитивным обычно относят следующие моменты:

¾ Маргинальность подразумевает повышенную социальную мобильность: теоретически маргинал может сменить место жительство, род занятий, так как он ни к чему не привязан.

¾ Маргиналы обладают повышенной восприимчивостью к разнообразным преобразованиям, веяниям современности. Они свободны от предрассудков общества и могут с легкостью перенимать все новое, адаптироваться к резко меняющимся условиям.

¾ По причине своей индивидуальности, маргиналы способны внести в социум новые идеи и течения.

В свою очередь, говоря о негативной стороне маргинальности, обычно приводят следующие доводы:

¾ Как правило, явление маргинализации набирает обороты в периоды глобальных преобразований в государстве и обществе. Подобная коренная ломка практически всегда негативно сказывается на населении: многие люди оказываются за чертой бедности и переходят в разряд люмпенов.

¾ Маргинальность зачастую связана с серьезными психологическими проблемами индивида, вызванными его оторванностью от общества, непониманием со стороны окружающих, что может привести к противоправному поведению маргинала, попыткам суицида и иным негативным последствиям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данный реферат был посвящен проблеме маргинальности. Это явление, несмотря на кажущуюся незначимость для общества в целом, оказывает на него значительное влияние. Тот факт, что маргиналы фактически исключены из социальных групп, позволяет им, возможно, даже в большей мере, чем обычные люди, двигать общество вперед, снабжать его новыми идеями и менять к лучшему.

В ходе написания реферата была проделана следующая работа: изучены определения понятия «маргинал»; приведены основные категории людей, относимых социологами к маргиналам; изучена история вышеуказанного термина и явления, приведены примеры маргиналов из истории; на основе классификации маргиналов приведены фундаментальные различия в их социальных статусах. Наконец, в заключительной части работы был сделан вывод, что маргиналы способны привнести новации в общество, изменить его к лучшему. Таким образом, цель написания реферата можно считать выполненной.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s45362t9.html

Маргинальность Маргинал

  • Я стою на краю,
    Хотя нет, лишь на грани.
    Не переиграть мне роль свою,
  • Не изменить и землю под ногами.
  • Я маргинал, для вас я аномален,
    Я нигилист, а значит инфернален.
    И мной общественный режим нарушен,
  • Но ваши мнения лишь просто тлен!
  • Элен Маг
  •       Маргинальность как качество личности – склонность значительно отличаться от большинства своим поведением, взглядами на действительность, внешностью; находиться вне или на границе своей социальной среды, различных социальных групп, систем, культур, быть в какой-то степени изгоем и испытывать влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей.

    Если верить биографам маргинальной Марлен Дитрих, она была равнодушна к сексу, но очень падка на восхищение своей особой — цветы, комплименты, все чувственные виды поклонения нужны были ей постоянно. Поскольку поклонники требовали секса, она спала с ними, смирившись с этой нудной потребностью человечества, но скучала в процессе. Видимо, поэтому она не знала так называемой верности и изумлялась сценам ревности, которые устраивал очередной любовник, когда она, еще не расставшись с ним, позволяла затащить себя в следующую постель, гарантирующую необходимую порцию восхищения. Даже всемирная слава не насытила её чудовищного аппетита — поклонение нужно было ей, как воздух, до старости, которую она провела, валяясь в постели и читая журналы.

    Антиподы — ненасытная Дитрих и скрывшаяся от славы Грета Гарбо, — о которых мечтали миллионы мужчин по всему миру, никого не любили — физиологически не были к этому способны, но оплодотворили романтическими чувствами колоссальное количество душ.

   Маргинальность (marginalis — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в  1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

    Современное значение слово получило в 1928 году благодаря американскому социологу Р. Парку (1864-1944). Маргиналами согласно Парку являются люди, потерявшие связь со своей средой обитания, кругом общения, но не примкнувшие к другой и другому, то есть те, кто находится как бы на краю, на границе культурного общества.

В первой трети ХХ века в Америке маргиналами становились сельские жители, оказавшиеся в городах и не смогшие найти в них себе применение, люди, длительное время не имевшие работы, эмигранты, отправившиеся в США за счастьем, но не нашедшие его.

Постепенно, однако, понятие «маргинал» приобрело более широкий смысл: Маргинал — ассоциальный человек, образ жизни которого отличается от общепринятого в обществе.

    Маргинальность — термин, при помощи которого в социологии обозначают переходный, структурно неопределенный статус того или иного индивида или соци­альной группы. Соответственно, люди, которые по каким-то причинам не при­мыкают или не могут примкнуть к тому или иному слою общества, называются маргиналами.

Понятие маргинальности тесно связано с социальной мобильностью, так как любой че­ловек, переходящий из одного слоя в другой, на какой-то момент обязательно становится маргиналом, что обычно связано с болезненными психоло­гическими переживаниями.

Обычно состояние маргиналь­ности не является длительным, хотя существуют вынуж­денные или сознательные маргиналы (бомжи, алкоголи­ки, разного рода радикалы и т. д.), которые находятся в нем длительное время.

      Для маргиналов характерно враждебное отношение к общественному мнению, неудовлетворённые амбиции, себялюбие, повышенная чувствительность, некоторая тревожность.

     Маргинальность – это ни достоинство, но и не недостаток. Это ни хорошо и ни плохо. Это  просто никак у всех, это по-другому. Это некоторый разрыв со своей социальной средой. Это путь, когда отвергаются принятые в обществе ценности и традиции. Это попытка утвердить собственную систему норм.

    К маргиналам относятся люди, которых невозможно отнести к определённой социальной группе, они как бы зависают на границе отличных между собой групп, а посему ощущают на себе их противонаправленное влияние.

    Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.

     Сталин считал себя человеком русской культуры, отодвинув свое грузинское (по другой версии — осетинское) происхождение; Иван Грозный ощущал себя потомком древнеримского императора Августа (Цезарь, видимо, не казался ему особо легитимным) и легендарного римского героя Пруса, а не русским — лапотность происходящего вокруг, наверное, раздражала его бесформенностью.

     Даже Чарльз Дарвин, совершивший революцию в естествознании, проявлял некоторую маргинальность. В 1874 году Чарльз Дарвин сказал своему другу, директору Королевского ботанического сада Джозефу Гукеру, что никогда не научится работать на пишущей машинке, которую только что начал выпускать «Ремингтон».

Но его сын Френсис молод и может решиться на любой опасный эксперимент.

Мозг шестидесятипятилетнего Дарвина, всего несколько лет назад закончившего «Происхождение человека» и продолжавшего писать научные книги, работал еще в полную силу, но человек, совершивший один из самых радикальных переворотов в естествознании, воспринимал как опасный эксперимент работу на пишущей машинке, ставшей общим местом массовой культуры ХХ века.

Жившие в советскую эпоху, по сути, уже являются маргиналами.

Писательница Надежда Венедиктова высказывает на этот счёт любопытное мнение: «Привычка жить наедине с двумя эпохами, отслеживая их аромат и выверты, сформировалась уже после сорока — развал советской империи и резкий кувырок из одной общественной формации в другую подарил редкую и драгоценную возможность сидеть сразу на двух исторических стульях. И при этом активно ерзать, запуская нос и пальцы во многие трещины, идущие не только по фасаду.

    Со временем каждую из эпох удалось приручить — во всяком случае, есть ощущение интима, и они уравновесились до равнозначных живых пространств, каждое из которых подсвечивает другое и позволяет познавать в сравнении, заодно совершенствуя мою позицию маргинала — никому не принадлежать полностью, даже себе, чтобы сохранять хотя бы гипотетическую возможность объективного восприятия жизни. Чёрт его знает, достижимо ли оно на самом деле, но попробовать стоит. Обдуманный флирт с эпохами совпал по времени с долго нарабатывавшимся умением осознавать свою жизнь почти ежесекундно — как говаривал в таких случаях Бердяев, я постоянно трансцендирую; правда, выяснилось, что это занятие требует слишком много энергии, поэтому приходится регулярно сачковать, чтобы не выпасть в осадок раньше времени. Особенно приятно дрейфовать между собой и человечеством, утопая в его яростном многообразии».

  1.      Социологи выделяют следующие основные виды маргинальности:
  2.  1) собственно социальная маргинальность (например, группы, которые порвали связь с прежним слоем, но еще не присоединились к новому слою);
  3.   2) экономическая маргинальность, которая сводится в основном к феномену безработицы, как вынужденной, так и намеренной (в последнем случае безработный живет на деньги, выплачиваемые ему в качестве пособия государ­ством или иными структурами);
  4.  3) политическая маргинальность, при которой инди­видов не устраивают существующие формы политичес­кой жизни;
  5.    4)религиозная маргинальность, при которой человек находится вне конфессий и не может совершить выбор в пользу одной из них.

     Как утверждает философ Энвер Измайлов, люди не принимают ничего от маргинала.

То есть вместо того чтобы исполнять обязанности, вместо того, чтобы находиться внутри ситуации и быть вместе, человек, идущий по пути духовного развития, как бы отделяет себя, он особенный, «белая кровь», голубая, точнее,  но в любом случае нечеловеческая, то есть она такая… «духовная».

И люди это воспринимают как маргинальность, это, по сути, и есть маргинальность. Поэтому когда человек устойчив в духовном мировоззрении, то эта устойчивость заключается в том, что он преобразует мир, в котором он живёт: его семья, общество, в котором он находится, работа, — там все одухотворяется.

Не потому, что он там всем, так сказать, проповедует, не обязательно. Нужно говорить, конечно, о Боге, о философии, но нужно говорить тогда, когда уже есть «кредит доверия», когда человек уже понимает, что вы не маргинал, что у вас есть свой путь, который оберегает вас от страданий.

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

Источник: https://podskazki.info/marginalnost/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector