Представление и определение теологии

Опубликовано 01.08.2015

В категориях: Аналитика и комментарии,Социология, культурология, история

Представление и определение теологии

Религиозное мышление и язык

В философской теологии ХХ века можно обнаружить некоторые размышления о специфике религиозного мышления и языка, свидетельствующие об известной искусственности проблемы «наука и религия».

Специфика религиозного мышления определена его причастностью вере.

Довольно точно эту специфику раскрывает англиканский теолог Джон Маккуорри в работе «Принципы христианской теологии», где он определяет теологию как «исследование (study), которое, благодаря соучастию (participation) в религиозной вере и размышлению над ней, стремится выразить содержание этой веры в наиболее ясной, последовательной и доступной языковой форме». Теология неотделима от веры, причем от вполне определенной веры — христианской, мусульманской или иудейской, поскольку теолог всегда принадлежит к религиозной общине. С другой стороны, теология не тождественна не посредственному опыту веры, в ней вера становится предметом мышления, которое может быть даже критическим. Непосредственный опыт веры можно рассматривать как своего рода данное для теологии, которое с помощью рефлексии должно перейти на уровень теологического выражения. Последняя часть определения теологии показывает, что она также представляет собой дискурс, целью которого является словесное выражение веры. Стремясь к ясности и интеллигибельности словесного выражения веры, пользуясь при этом обыденным языком, теология оказывается в одном ряду с другими интеллектуальными дисциплинами, хотя и отличается от них непосредственной причастностью своему предмету — вере. Называя теологию «божественной» наукой, Маккуорри подчеркивает необходимость сознавать «как различие между теологией и другими дисциплинами, проистекающее из неразрывной связи теологии с религиозной верой, так и родство теологии со всеми другими интеллектуальными дисциплинами, проявляющееся в их общем стремлении к ясности и понятности».

В религиозной мысли ХХ века неоднократно подчеркивалось, что религиозное мышление является мышлением изначальным и сущностным, не нуждающимся в поддержке каких-либо других видов мышления. Свое определение и самоочевидность оно обретает не в другом мышлении, а в Откровении веры.

Теология должна понимать свое мышление не как рассмотрение объекта, свободно осуществляемое субъектом, но скорее, как встречу с тем, что мыслится, что раскрывает себя мысли и тем самым определяет мысль. Характер теологического мышления определен его обращенностью к божественному слову.

Восприимчивость к божественному слову противопоставляется познавательным стратегиям, ориентированным на интенциональность познающего субъекта. Мышление отсылается за свои пределы, оно вызвано самодекларацией Бога, поэтому теология «спрашивает, поскольку она услышала».

Поэтому теологическое мышление есть мышление веры и из веры, мышление из верующей встречи.

Теология есть движение веры, стремящейся прояснить себя. Вера может здесь рассматриваться как первичный способ, в котором божественный адресат открывается человеку, и потому мышление можно назвать рефлексией веры.

Мышление структурно подобно вере в том, что они обоюдно переносят внимание с эго на первичную божественную реальность, которая «вытаскивает» человека из него самого. Отсюда возникает ключевое понятие западной теологии второй половины ХХ века — мышление как соответствие.

В настоящем контексте соответствие означает изначальное отношение субъекта и объекта в мышлении. Мышление как соответствие представляет собой деятельность мыслящего субъекта, мысленные представления которого формируются объектом мысли так, чтобы выразить его внутренний характер.

Тем самым мышление не может быть независимой эпистемологической стратегией, исследованием природы мысли, абстрагированным от актуальных требований объекта.

Это не означает, что теология утрачивает характер строгого мышления.

Хотя изначальной темой теологии становится сам Бог, неизреченный, никогда не бывающий «данным», «являющимся» как феномен в ряду других феноменов, «теология нуждается в опоре на экзистенциальные феномены, на то, что испытывается человеком, на „жизненный опыт“ людей; и теологическая работа и дискуссия должны неустанно стремиться к такой опоре, к близости к феноменам». Поскольку теология имеет дело с невидимым, она не может ожидать неоспоримых данных и экспериментальных результатов, но это отнюдь не означает отказ от методической строгости, ясности и отчетливости. Мыслящий субъект лишь перестает рассматривать самого себя как единственный источник подобной очевидности. Если для метафизики Нового времени характерно представление о cogito как о «месте присутствия», перед которым присутствует все сущее и которым все сущее подтверждается, то в религиозном мышлении мы встречаемся с обратной ситуацией: «характерным моментом мышления о Боге является тот факт… что мыслящий субъект переживает самого себя в осуществлении этого мышления как объект, познанный Богом». Творческий потенциал мышления как человеческого проекта зависит от того обстоятельства, что мыслящий субъект является объектом божественного знания: мы знаем, потому что мы познаны.

Таким образом, религиозное познание невозможно вне опыта, оно не может сводиться к построению системы положительных суждений о божественной сущности или к рациональной космологии. Как писал Владимир Лосский, богословие означает экзистенциальную позицию, «умонастроение, соответное истине».

Если основой религиозного познания оказывается религиозное переживание, отношение восприятия и предмета перестает быть предметным в традиционном смысле предметного как индифферентного в чисто теоретическом к нему отношении: «Не положение вещей находится передо мной, но я сам переживаю себя в этом отношении».

Преданность Бога в вере определяет отношение к Абсолюту как к изначальному предмету, видоизменяя не только теорию объекта, но и понимание субъекта.

Здесь возникает особая «теория познания» сущностно неопределимого Абсолюта, предполагающая радикальную трансформацию субъекта.

Отношение субъекта и объекта, установленное в акте мышления, оказывается осуществлением более изначального отношения — предваряющей связи мышления с объектом, который позволяет себе быть раскрытым со стороны субъекта.

Тем самым мышление перестает быть актом, в котором содержание мысли неотделимо от способа ее оформления сознанием, и предстает пространством раскрытия Божественного бытия.

Светлана Коначева

Философия, религия, наука: модели осмысления

Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 1 (33). С. 51 – 75.

Мир в Боге.ру

Источник: http://www.mirvboge.ru/2015/08/teologiya-est-dvizhenie-very-stremyashhejsya-ponyat-sebya/

Определение теология

Термин богословие происходит от латинского богословия . Это слово, в свою очередь, происходит от греческого понятия, образованного теосом ( «Бог» ) и логосом ( «изучение» ).

Таким образом, богословие — это наука, которая занимается изучением характеристик и свойств божественности . Это группа методов, типичных для философии, которые стремятся генерировать знания о Боге и об остальных сущностях, квалифицированных как божественные.

Эрнест Ф. Кеван определяет это как науку о Боге, которая была открыта через его слово.

Представление и определение теологии

Например: «Этот писатель является экспертом по теологии», «Если вы хотите поступить в эту школу, вы должны изучать много богословия», «Я верующий, но мне нет дела до богословия» .

Термин был придуман Платоном в его работе «Республика». Греческий философ использовал это, чтобы назвать понимание божественного от использования рассуждений.

Позже Аристотель принял концепцию с двумя значениями: богословие как центральное разделение философии и богословие как название мысли, присущей мифологии, которая предшествовала философии.

Для богословия собственно католицизма объектом непосредственного изучения является Бог . Причина человеческого существования и откровения, сделанные Божеством, являются критериями, которые позволяют этой теологии достичь истины. Поскольку Церковь является ее основным сообществом, католицизм наделяет ее полномочиями устанавливать критерии, связанные с отражением богословия.

Католическое богословие, с другой стороны, основано на двух тайнах: христологической тайне (жизни Иисуса Христа, который рождается, умирает и воскресает) и тринитарной тайне (признании единого Бога в трех разных людях, которых можно различить: Отец, Сын и Святой Дух).

В рамках этого термина могут быть установлены некоторые классификации, такие как: библейское и систематическое богословие .

Библейское богословие получает это имя, потому что оно основано на изучении доктринального содержания Библии. Исследуйте события, описанные в книгах, которые являются частью этой библиотеки, в которой религиозные деятели основывают свои убеждения, и установите толкование для каждого из них.

Текстовая критика является частью библейского богословия, и ее основная цель состоит в том, чтобы связать текущие события с событиями, изложенными в Библии, чтобы получить ясность в их толковании.

Со своей стороны, высокая критика ответственна за понимание литературного авторства каждой из книг, составляющих Библию, ее дат и авторов.

Систематическое богословие состоит из части наиболее структурированного богословия, основанного на методе его реализации. Постарайтесь найти логическую ясность относительно фактов, чтобы понять данные, раскрытые в Священных Писаниях. Эта классификация включает историческое или догматическое богословие (которое изучает доктрины, помещая их в траекторию истории от апостольского периода до настоящего времени и последствия, которые определенные события имели для жизни Церкви.) Изучайте символы, вероучения и другие доктрины) и апологетика или этика (теология в действии — это та, которая объединяет доктрину в повседневной жизни, изучает роль пастора в жизни общества).

Важно отметить, что изучение всех понятий, относящихся к богословию, имеет своей основной целью помочь лучше понять пастырское задание.

Это теория, которая имеет смысл (в соответствии с религиозными критериями) только при ее правильном выполнении.

Кроме того, знание богословия основано на априорном дедуктивном методе (библейское богословие) и апостериорном индуктивном методе (систематическое богословие).

Возвращаясь к тому, что Кеван говорит об этой науке, мы можем сказать, что он определяет ветви богословия следующим образом: библейский — тот, который предоставляет материалы для строительства, исторический, лима и систематический, который отвечает за строительство здания . Наконец, практическое богословие определяет, как жить в этом здании.

Теологические системы

Согласно убеждениям, идеологической склонности и другим аспектам богословского подхода существует несколько богословских систем, каждая из которых, в свою очередь, делится на подсистемы, однако мы назовем только три великие системы, это:

* Римско-католическое богословие : руководствуется пониманием александрийского канона библейских книг. Это цепляется за правду, якобы раскрытую, но которая не была написана, но передана в устной форме, которая распространена традиционным способом через Церковь Церковь — это центр, освещающий Библию, а не наоборот.

* Субъективное богословие : либеральный подход к богословию, богословский либерализм является основным представителем этого богословия. Для нее авторитет Бога проявляется не через Церковь, а через способности человеческой души, такие как разум, чувства и совесть .

* Неортодоксальное богословие : даже более либерально, чем теологическое либерализм. Она является притоком экзистенциалистской философии и фокусирует богословие не только на человеке, но и на суверенитете Бога, и понимание желаний и сущности этого высшего существа основано на инструментах, которые предлагает теория экзистенциализма .

Читайте также:  Что такое фенотип и чем он отличается от генотипа?

* Евангелическое богословие : оно происходит от великой Реформации шестнадцатого века, целью которой было вернуться к истокам. Он провозглашает важность уважения суверенной власти Бога, которая упоминается в книгах еврейско-христианской традиции. Он предлагает слушать голос Бога через Духа через слово, открытое в этой традиции.

Источник: https://ru.tax-definition.org/72058-theology

О сущности христианской теологии

Представление и определение теологииБачинин В. А., доктор социологических наук, профессор

Теология представляет собой систему теоретических знаний в виде доктрин, идей, принципов, возникших в результате осмысления индивидуально-коллективного религиозного опыта и стремления приблизиться к пониманию сути богооткровенных истин.

Современные богословы видят одну из главных задач теологии в том, чтобы учитывать перемены, происходящие    с миром и человеком, и стремиться как можно полнее и ярче высвечивать суть основополагающих религиозных догматов, а также пытаться выразить их в формулах, соответствующим особенностям современной ментальности.

Понятие богословия (теологии) вошло в христианскую литературу со времен Евсевия Кесарийского (ок. 260 — 340) и выхода в свет его сочинения «О церковном богословии» («De ecclesiastica theologia»). Абеляр в начале XII в.

написал трактат «Христианское богословие» («Theologia christiana»). Однако, само христианское богословие возникло задолго до появления понятия теологии. Первым богословом христианского мира обычно называют апостола Павла.

На формирование христианского богословия, сложившегося в учениях отцов и учителей церкви, определяющее влияние оказали религиозные идеи Ветхого и Нового Заветов. Обычно выделяют три основных этапа в истории его развития в Западной Европе. Первый — период патристики, длившийся с I по VI вв.

и ознаменовавшийся деятельностью таких мыслителей, как Юстин, Татиан, Афинагор, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Аврелий Августин, Василий Великий Кесарийский и его брат Григорий Нисский, Григорий Богослов, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Леонтий, Боэций, Иоанн Дамаскин и др. Второй — период схоластики, длившийся с VII по XVI вв.

и представленный трудами таких выдающихся богословов, как Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Бернард Клервосский, Петр Ломбардский, Бонавентура, Альберт Великий, Фома Аквинский, Дунс Скот, Экхарт, Фома Кемпийский, Николай Кузанский и др. Третий этап охватывает все новое и новейшее время, включая эпоху модернизма.

На его протяжении значительный вклад в развитие католического и протестантского богословия внесли А. Арно, Б. Паскаль, Н. Мальбранш, М. Лютер, Ж. Кальвин, Ф. Мелахтон, У. Цвингли, И. А. Мёлер, Дж. Ньюмен, М. Шеебен, Дж. Эдвардс, Ф. Шлейермахер, С. Кьеркегор, А. Ритчль, А. фон Гарнак, П. Тиллих, К. Барт, Д. Бонхёффер, Р. Нибур, Ж. Маритэн, Э. Жильсон, Ж. Марешаль, П.

Руселло, А. де Любак, П. Тейяр де Шарден, Р. Гвардини, К. Ранер, И. Б. Метц, Г. Гутьеррес, Г. У. фон Бальтазар, Й. Ратцингер, Х. Кюнг и др.

Структура теологии

Христианская теология имеет сложную структуру. При единстве исходных догматических посылок, она подразделяется в соответствии с основными, исторически сложившимися направлениями, т. е. на католическую, православную и протестантскую.

В протестантских теологических кругах и, в частности, в трудах немецкого лютеранского богослова И. — А.

Бенгеля (1678 — 1752) сложилось в качестве самостоятельного теоретического направления библейское богословие, ориентированное на «толкование Библии через саму же Библию».

Принцип Бенгеля гласил: «Ничего не вноси в Писание, но все черпай из него и ничего не упускай из того, что в нем заключается». Впоследствии этот принцип лег в основу библейской герменевтики Ф. Шлейермахера.

Центральным разделом христианского богословия является христология — библейское учение о личности и миссии Спасителя-Мессии, об Его ожидании миром Ветхого Завета и об Его приходе в мир в образе Иисуса Христа.

Существует традиция подразделять христианское богословие на апофатическое и катафатическое.

Апофатическое или отрицательное (греч. apophatikos — отрицательный) богословие — доктринальное направление, берущее начало от Псевдо-Дионисия Ареопагита (Петра Ивера). В его основании лежит, во-первых, идея непостижимости Бога, убежденность в невыразимости представлений о Нем в терминах позитивного знания, а во-вторых, идея откровения как единственно достоверного источника знаний о Боге.

Катафатическое богословие (утвердительное, позитивное) (греч.kataphatikos — утвердительный) — это совокупность теологических учений европейской патристики, восходящих к Иоанну Дамаскину и Григорию Нисскому и опирающихся на идею познаваемости Творца через познание Его творений.

Согласно логике катафатических суждений, опосредованность получаемых знаний не должна смущать человека, поскольку, кроме разума и рассудка, задействованных в познавательном процессе, есть еще и вера, для которой не существует никакой опосредованности в ее отношении к Богу.

  • В проблемном и учебно-дисциплинарном отношениях внутри системы богословских знаний выделяются следующие сферы:
  • 1)    основное богословие (апологетика), формулирующее и аргументирующее содержательные аспекты базовых основоположений религиозного учения;
  • 2)    догматическое богословие, доказывающее богоустановленность, богодухновенность главных догматов вероучения;
  • 3)    нравственное богословие, освещающее проблемы земной жизни христианина, а также условия ее соответствия религиозно-нравственным критериям, представленным в Священном Писании; Его предметом являются этические проблемы мотивации, ценностных ориентаций и практического поведения личности, рассматриваемые в свете библейских вероучительных и мировоззренческих первопринципов.
  • 4)    сравнительное богословие, сопоставляющее данное вероисповедание с другими и указывающее на его преимущества;
  • 5)    пастырское богословие, сосредоточившееся на вопросах практического взаимодействия священника, пастора с прихожанами;
  • 6)    литургика, раскрывающая теоретические и практические аспекты богослужебной деятельности;
  • 7)    гомилетика, сосредоточившаяся на теории и практике проповеднической деятельности;
  • 8)     каноника — теория церковного права;
  • 9)    экзегетика — теория толкования библейских текстов.

В семантическом пространстве общего богословия существует социальное богословие, представляющее собой масштабный корпус религиозно-гуманитарных идей.

Современные социальные богословы исходят из того, что методологическим основанием осмысления религиозной жизни общества должна служить не секуляризованная философия и не светская социологическая теория, а теология.

В свете подобных воззрений религия предстает как важнейшее средство установление отношений согласия и солидарности в обществе.

Наряду с библейским учением об обществе существует библейское учение о человеке, выделяемое современными богословами в самостоятельный раздел, называемый библейской антропологией. В нем природа человека исследуется в свете библейских откровений об «образе» и «подобии» Божием (Быт. 1, 26 — 27).

Бачинин В. А. Христианская мысль: социология, политическая теология, культурология. Том I. — СПб.: Издательство «Новое и старое», 2004. — 175 с.

Газета Протестант.ру

Источник: http://www.gazetaprotestant.ru/2013/10/o-sushhnosti-xristianskoj-teologii/

Разделы богословия

Разделы богословия

На отдельные дисциплины теология разделилась сама в процессе своего развития. До XII — XIII вв. она оставалась практически без этих разделений, имея лишь в Церковной практике опыт толкования Писания, представление о вере и указания в практической жизни верующего и Церкви.

С XIII века она дифференцируется главным образом через увеличение систематических вопросов в отношении толкования Библии на библейскую и систематическую теологии; далее, через составления авторитетных текстов отцов Церкви и их современников и методическое резюмирование методов учебного материала.

В новое время (XVIII — XIX вв.) прибавляется ещё история Церкви. XX век был охарактеризован продолжением сенсационных Библейских археологических раскопок и находок: Профессор Г.Ланкестер составляет вместе фрагменты Ветхого Завета, найденные в 1949 году в пещере возле Мёртвого моря.

Как оказалось рулон с данным текстом по времени восходит ко времени жизни Иисуса на Земле. Под руководством высокопрофессиональных специалистов производятся раскопки возле Иерихона одного и роскошных фасадов сада царя Ирода и др. Представление и определение теологии

  • Теология как полнценная наука имеет в себе стройную систему накопленных до наших дней знаний и делится в себе на несколько дисциплин, каждая из которых освещает основной вопрос теологии о вере с разных сторон
  • Таким образом теология в течение её исторического развития и возрастающей специализации внутри этой науки в себе самой так надёжно была сформирована, что единство теологии представляет собой на сегодняшний день важнейшую теологическую проблему.
  • Сегодня богословие представляет собой фактически сумму следующих дисциплин (однако в различной номенклатуре и форме организации):

Учение о Новом Завете

Учение о Ветхом Завете Или же эти две отрасли объединяют в Библейский предмет (научное введение в Библию, толкование Ветхого и Нового Заветов, Библейская археология)

Систематическая теология — занимается смысловыми вопросами.

Систематическую теологию можно назвать сновной ветвью из всех теологических дисциплин, и потому о её очередных разветвлениях подробнее: систематические дисциплины — это философская теология, пропедевтика = фундаментальная теология, догматика = наука о вере, теология морали. Систематический предмет теологии включает в себя следующие учения, в основе названий которых лежат греческие слова:

  • Антропология = учение о человеке
  • Ангелология = учение об ангелах
  • Христология = учение о Личности, делах и полномочиях Иисуса
  • Экклезиология = учение о Церкви
  • Эсхатология = учение о внешнем и последнем (времени)
  • Хамартеология = учение о грехе
  • Космология = учение о мире (сотворение)
  • Пневматология = учение о Духе
  • Протология = учение о начале
  • Сотереология = учение о спасении
  • Ставрология = учение о кресте
  • Теодицея = учение об оправдании Богом в свете страдании, вопрос зла
  • Учение о апокатастазисе = восстановление всех вещей: всепримирение
  • Учение о предопределении (вопросы изначально предопределённой судьбы всего)
  • Учение об инкарнации (воплощении)
  • Учение об инспирации (Богодухновенность Святого Писания, а также и как раздел Христологии)
  • Учение о сокраментах (таинства крещения, хлебопреломления и др.)
  • Учение о Троице (вопросы триединства)
  • Онтология = философское учение о существуемом и существующих как таковых
  • Фундаментальная теология (основополагающие вопросы теологии как науки)
  • Пролегомена (вводящие вопросы как предисловие к теологии)
  • Апология = речи защиты и отстаивания

Иначе систематическую теологию называют также догматикой. Центром догматики является Бог и Его план спасения и решение человеческих проблем в свете Божественного откровения.

История Церкви Одна из под-дисциплин истории Церкви — это патрология = изучение деятельности отцов Церкви

Практическая теология Этот раздел иногда также называют пасторальным. Этот раздел занимается вопросами применения теории на практике. Практические дисциплины: пасторальная теология, гомилетика = искусство проповеди, литургика, педагогика религии, миссионерство, благотворительные организации.

Учение о других религиях (иногда её называют апологетикой, которая занимается различиями Христианского учения и учениями других религий с целью представления Христианства в истинном свете перед другими идеологиями и отстаивании Христианских позиций)

Читайте также:  Опросник кеттелла: методика проведения тестов и их интерпретация

Библейские языки — которые позволяют прикоснуться к первоисточнику — Библии — на её языках. Это древне-арамейскийи древне-греческий.

Смотря по специализации сюда могут быть также добавлены наука об обществе = социальная этика и Церковное право.

Одно из явлений нового времени является чёткое и сильное ограничение между теологией и наукой о религии и религиозной философии.

Источник: http://bible8.eu/theological-disciplines.php

Преимущества различения (Дискурс о теологии и дискурс теологии)

Трансформация взгляда

Состояние постмодерна представляет собой не радикальную противоположность предшествующей эпохе, а логическое развитие ее основных тенденций.

Становление Модерна было обусловлено многогранными изменениями в культурной, философской, моральной, социальной, политической и иных сферах жизни, которые были обусловлены возникновением специфического понимания свободы и авторитета.

Все разнообразие мотивов и движущих сил модернизации — процесса, определившего облик цивилизации, в которой мы живем, характеризуется стремлением к максимальной эмансипация субъективного мышления от всех институциональных или трансцендентных авторитетов (картезианское сомнение, кантовский девиз sapere aude!).

Так, в соответствии с максимой автономии, субъект полагает себя имеющим право судить обо всем, не обращая внимания ни на какие традиции или авторитеты. Теология, признанная наиболее опасной для субъективной свободы областью знания, была вызвана на суд разума и проиграла его.

Конечно, все предпосылки и основные темы модерной философии возникли не сами по себе, как это иногда представляется, но генеалогически связаны с теологическими перверсиями, произошедшими в поздней схоластике, распространением в эту эпоху номинализма и волюнтаризма как реакции на чрезмерную рационализацию католической схоластики.

Сегодня существует большое количество серьезных исследований, которые детально описывают теологические истоки модерной философии. Тем не менее, невозможно указать конкретный исторический момент или текст, в котором то, что ранее было теологическим, вдруг стало философским.

Данный «фазовый переход» представляет собой важное и вместе с тем таинственное явление, определившее ментальный климат современности.

Очевидно, что эмансипация субъекта от внешних авторитетов в первую очередь поставила под вопрос церковную догматику. Догматы стали интерпретироваться как кандалы, мертвые формулы, ограничивающие свободу живого мышления, как внешние авторитеты, мешающие самостоятельно достигать истины.

Между тем догматы в теологической традиции имеют совершенно иное предназначение и смысл. Отец Сергий Булгаков в работе «На путях догмы (После семи вселенских соборов)» излагает понимание догматов как творческого задания для будущих теологов.

Одновременно с этим, догмат ясно очерчивает тематику мышления, предохраняя мысль от ни к чему не обязывающего блуждания.

Соответственно, правильное исповедание и почитание догматов состоит не в охранительной ревности или повторяющем славословии, а в творческом усилии проникновения в мысль, выраженную в догмате, и развития ее с использованием максимально доступных средств языка.

Догмат предполагает догматическое творчество, противостоящее фундаментализму как охранительного, так и эмансипаторского толка. Таким образом, теология не сводится к некой узкой специализации, будь то догматика или апологетика. Лучшие образцы классического и современного теологического творчества содержат уникальные формы речи обо всем сущем исходя из догматов, в них проявляется способность авторов придавать неповторимое измерение каждому конкретному явлению в свете всеобщего Откровения.


Теологи о теологии

Между тем следует обратить внимание на то, что понимание теологии, соответствующее ей самой, встречается сегодня весьма редко даже среди тех, кто идентифицирует себя как теолога.

Это свойственно не только для российской интеллектуальной среды, но является характерным и для западного контекста. Так, один из крупнейших американских теологов С.

Хауэрвас в недавнем выступлении весьма точно определил основную проблему сложившейся ситуации, которая заключается в том, что дискурс о теологии не различается с самой теологией.

Очевидно, что вопрос о том, какая теология нужна сегодня, и ему подобные существуют в рамках первого типа дискурса. Эту ситуацию можно сравнить с дискуссией о полноте или пустоте стакана воды, проходящей на берегу океана, участники которой проводят время в спорах, вместо того чтобы броситься в воду и плыть.

Итак, если уже фактически есть не-теология как дискурс о теологии, тогда что же такое сама теология и как она существует? Во-первых, согласно тому же Хауэрвасу, мыслить теологически означает ломать стереотипы о том, что такое теология, которыми перенасыщено массовое и профессиональное сознание.

К примеру, одним из стереотипов, требующих преодоления, является популярное представление о том, что теология «нужна для чего-то», то есть является средством для некой цели — просвещения, спасения, обновления, укрепления, развития, диалога Церкви и общества и т.д.

Во-вторых, теология имеет началом и единственным «предметом» конкретно-исторический опыт Бога, то есть отношение Бога к миру, Откровение, определяющее существование всего сущего, включая каждого из нас.

Принципиально невозможно говорить о Писании и Предании без предварительного прояснения того, кто есть Бог, Самооткровение и Самоистолкование Которого делает возможным всякое познание. Теология не является проблемой для самой себя, в отличие, к примеру, от философии. Итак, вопрос о теологии есть вопрос нетеологический.

Иначе говоря, христианская теология, в ее ортодоксальной форме, имеет характерную особенность, заключающуюся в том, что она принципиально отрицает неангажированную позицию картезианского Я, наблюдающего за событиями со стороны.

Эксплуатируя подчеркнуто антитеологический (и потому неразрывный с теологией) язык философии Хайдеггера, можно сказать, что теологический вопрос — это вопрос, захватывающий самого вопрошающего.

Соответственно, для теолога всякое явление есть не просто объективный факт, предстающий перед упорядочивающим и осмысливающим его субъектом, а самосообщение Бога и одновременная самоинтерпретация этого сообщения. Бог Сам открывает Себя в мире, или, как сформулировал К.

Ранер, имманентная Троица есть икономическая Троица. Соответственно, теологическое высказывание — это высказывание, развертывающее тринитарно-христологическую динамику, высказывание, выражающее в некотором аспекте основу теологии — отношение Бога к миру.

Распространенное понимание теологии как одной из наук (в современном понимании) соответствует дискурсу первого типа, то есть внешнему дискурсу о теологии, а не самой теологии. В соответствии со справедливым замечанием Х.У.

фон Бальтазара, теология отличается от всех наук тем, что она имеет дело с бесконечным и в каждой ее части, в каждом высказывании отражается целое. Именно поэтому любое определение теологии (например, наука о вере, наука о верующей экзистенции, наука о Боге) является принципиально недостаточным, в гораздо большей степени, чем в других областях знания.

Бальтазар также говорит о том, что поскольку единственной и уникальной нормой теологии является Христос, несоизмеримый ни с чем иным из того, что есть в тварном мире, постольку никакой действительный союз между отдельными науками и теологией невозможен по определению.

Примечательно, что в понимании совершенной уникальности теологии по отношению к частным наукам с Бальтазаром солидарен и его равновеликий оппонент — К. Барт (весьма актуальные для нас идеи которого активно усваиваются в англоязычном теологическом контексте).


Теология и иные дискурсы

Самоопределение теологии не совпадает с теми определениями, которые приписываются ей извне. Довольно часто в дискурсе о теологии саму теологию определяют как науку. Причем предметом дискуссий вокруг теологии и ее статуса оказываются внешние критерии: соответствует ли теология критериям научности, принципам светскости и т.д.

Все это относится к дискурсу первого типа — дискурсу о теологии. Однако в самой теологии существует иной подход в отношении позиционирования себя в отношении иных областей знания и культуры.

Теологическую установку на разделение дискурсов ошибочно интерпретировать как высокомерие теологов или следствие их притязаний на власть, как это делают постмодернистские «сыновья» Ницше.

Напротив, эта установка проистекает из аутентичного понимания существа теологии и уникальности ее «предмета» (или, лучше сказать, «желаемого», так как в соответствии с любой из теологических традиций Бог не является вещью среди других вещей или даже высшим сущим, но Он По-ту-сторону всего существующего).

Итак, «желаемым» теологии является исключительно являющий Себя Бог, а не история христианства, эстетика иконописи, священные тексты, святоотеческое наследие, традиции богослужения и т.д. К сожалению, эта некогда очевидная идея сегодня воспринимается как странный анахронизм. Почему и как это произошло — тема для отдельного разговора.

Конечно, теология не живет в башне из слоновой кости и постоянно заимствует для своих целей концепты и образы из различных областей культуры. Но именно потому, что эти образы и идеи перестают функционировать в своем исходном контексте, они становятся теологическими.

Поэтому неадекватной является оценка теологии с точки зрения соответствия методам, к примеру, философии, если она использует философские понятия и методы.

Достаточно лишь классического примера с заимствованием понятий сущности и ипостаси из аристотелевской философии Отцами-каппадокийцами, которые применили эти понятия к триадологии.

В результате эти понятия, радикальным образом изменившись семантически, навсегда вошли в ткань теологии. Таким образом, теологическим является совершенно все, поскольку оно включается в ритм тринитарно-христологической риторики.

Творческая теология не представляет собой охрану вечных истин от внешних посягательств, но обладает внутренней динамикой, ибо вновь и вновь ищет ответы на изначальные вопросы, которые соответствуют духу традиции.

Бог открывает Себя всегда по-новому, и именно это является условием того, что теология наделена неисчерпаемым творческим потенциалом, к которому при определенных условиях могут приобщаться все иные дискурсы, без такового приобщения неизменно скатывающиеся в рециклирование банальностей и мерцающую пустоту языковых игр.


Ретроспектива и перспектива

Культурные, моральные и философские основания современности имеют конкретные теологические истоки. Соответственно, для их понимания необходимо иметь представление о том, какова основная структура теологи и каковы ее основные темы.

Как пример одного из теологических влияний, значительно повлиявших на развитие западной цивилизации, можно привести учение монаха Иоахима Флорского.

Осужденная на Четвертом Латеранском соборе (1215) концепция Флорского является именно теологической, так как основана на специфической интерпретации Троицы и ее действий в мире.

Флорский разделил свою схему мировой истории на три периода в соответствии с поочередным действием Лиц Троицы в каждом из исторических периодов. Данное учение является неприемлемым для теологии и догматики, поскольку нарушает фундаментальный теологический принцип Opera ad extra sunt indivisa (лат. «Лица Троицы действуют в мире нераздельно»).

Таким образом, Иоахим интерпретирует имманентный ритм Тринитарной жизни как мыслимую форму тварной истории. Онтологическая (имманентная) Троица не различается с икономичсекой (исторической) Троицей. Наступающая третья эпоха — эпоха Духа, по Флорскому, станет эпохой преодоления разделений и установления вечного царства Духа.

Позднее Гегель использует эту схему, применив ее уже не только к объективной истории, но и к развитию самосознания, чья диалектика снимается в Абсолютном Духе.

Читайте также:  Что такое психоз? признаки, симптомы, лечение

Впоследствии иоахимитская теология, будучи отвергнутой Церковью, продолжила существовать и вдохновлять множество умов, став одной из основных причин возникновения внецерковной мистики и спекулятивной философии.

Рассмотренный пример ярко показывает, что теология представляет собой не хранилище вечных истин, а живую и развивающуюся деятельность, в некоторых случаях приводящую к незапланированным последствиями.

Примечательно, что в XX столетии, после долгого кризиса теологического творчества и периода апологетического сна христианской мысли, произошло активное и творческое переосмысление основного теологического соотношения, заключающего в себе все остальные, — отношения между Богом и миром.

Это относится и к православной теологии (одно из лучших изложений системы о. С. Булгакова, принадлежащее Л. Зандеру, называется «Бог и мир»), и к протестантской (достаточно упомянуть впечатляющую «Церковную догматику» К. Барта.

Русский перевод тома этой работы, содержащего учение о Троице, вышел в прошлом году в издательстве ББИ), и к католической (среди множества ярких работ на эту тему, созданных в XX веке католиками, наибольшее влияние получила «Троица» К. Ранера).

Таким образом, вместо ламентаций по поводу кризиса теологии, скепсиса в отношении классических теологических тем и поиска «актуальности» (которая, чаще всего, сводится к репродуктивности, а не к продуктивности), следует заниматься творческим усвоением того, что уже создано и создается в данный момент.

Вопрос о статусе теологии в современном мире в большей степени есть вопрос интерпретации сложившихся ментальных и культурных условий, чем вопрос теологии.

Действительно, теология, чтобы оставаться собой, едва ли может принять правила игры, навязываемые ей культурной и интеллектуальной ситуацией.

С другой стороны, сознательно отчуждаясь от творческой открытости и уходя от диалога, она выродится в закрытую и малопонятную область воспроизводства экзальтированного фундаментализма.

Однако есть и надежда на то, что теологии удастся сохраниться в качестве созерцательной деятельности и убеждающей риторики, устремленной к безначальному Началу всех вещей, существующему по ту сторону всего. Эта надежда укрепляется тем, что ищущие и сегодня находят творческое беспокойство теологической мысли — живой, удивляющейся, простирающейся вперед.

Источник: http://gefter.ru/archive/17662

Статья 3.12.1. Что такое Теология и Богословие? (ч.2)

«Богословие или «теология» (греч.) есть учение о Божестве; оно существовало и до появления Христианства.  . Что является объектом богословия, и каковы его методы? Каждая наука должна найти то поле, которое она возделывает. Что же является объектом богословия? Для того, чтобы ответить на это, нужно задать себе вопрос, что такое Христианство.

Именно отсюда надо начинать изучение богословия. Скажут, что это самоочевидно, элементарно. Между тем, происходит постоянное смешение понятий, ибо Христос и вера постоянно смешиваются. .

C пришествием Христовым все стало иным, ибо Христианство — не просто утверждение, что Бог есть, а проповедь того, что пришел Христос Сын Божий и спас людей, что это событие совершилось в нашей человеческой истории. . Для христиан Христианство даже не религия, как это было в понятии римлян, т.е. связь человека с Богом, для христиан оно есть живая вера в Иисуса Христа Сына Божия.

Когда я говорю, что я верую, то я этим утверждаю не новое учение, не новую мораль, не новый принцип. Я утверждаю, что акт этот веры спасителен и через это утверждаю некое богословие, за которым стоит определенный опыт, ибо только вера узнает, кто этот Спаситель, этот Мессия.

То, что в этом утверждении уже есть богословие, мы видим из слов Христа, когда Он проповедовал ученикам перед своим Вознесением: «Идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф 28:19). . Если взять слово, которое можно найти в катакомбах, всего лишь слово или даже только знак, то оно одно уже было целым богословием.

Слово это — IXQYS , а знак — рыба, ибо по-гречески оно значит «рыба». Древние христиане расшифровывали его как — I (Иисус), — Х (Христос), — Q (Божий), — Y (Сын), — S (Спаситель). В этом знаке заключено все последующее христианское богословие. . Таким образом, один знак этой рыбки, одно имя «Иисус Христос» может наполнить всю нашу жизнь.

Но это не дано нам сразу в нашем опыте, так как не есть нечто самоочевидное. Опыт этот приобретается… . Христианство не было учением, оно было узнаванием факта, которого люди раньше не знали. Оно было вестью о новой жизни, данной человеку. Как эту жизнь описать, как дать о ней понятие? Какое-либо учение можно воспринять интеллектуально.

Христианство же есть новая весть, факт, который совершился в мире. Поэтому все христианское богословие основано на откровении. И откровение это дается человеку больному и падшему. Всякий философ, поскольку он мыслит логически, считает, что он возвещает истину. Христианство говорит о том, что истину возвещает с неба Бог, ибо все пало.

Религиозная философия удалась и привилась в русской культуре. Но профессора богословия должны оградиться от религиозной философии, которая не есть богословие, ибо богословие знает только откровение, истину от Бога, данную не снизу, а сверху. . Откровение является специальной сферой богословия; назначение богословия — раскрытие этого Откровения. Каждый из нас призван сделать это богословие своим жизненным источником и защищать его от замутнения» (см. Протопресвитер Александр Шмеман. Введение в богословие. Курс лекций. 1949-1950гг. Сайт  www.azbyka.ru.).

* * *

(продолжение)

4. ЧТО ТАКОЕ БОГОСЛОВИЕ?

«Богословие – см. Теология».

(Философский энциклопедический словарь. / Гл. ред. Л.Ф.Ильичёв,

Источник: http://xn--80agpkjgbnpc3m.xn--p1ai/statya-3-12-1-chto-takoe-teologiya-i-bogoslovie-ch-2/

О научности и социальной значимости теологии

Поиск Лекций

Теология сегодня по стандарту закреплена, она скорее наука.( А.Е. Себенцов, Правительство РФ) У богословских и научных дисциплин, в привычном для нас смысле, разное место в жизни. Является ли философия в таком же смысле наукой, как химия или астрономия? Алхимия и астрология — классические примеры лженаук, а насчет богословия, как и литературоведения, судить надо аккуратнее

С математикой или с физикой проще, там есть предмет, который можно привязать к объективным явлениям, и метод, результаты применения которого можно на практике проверить. Что касается теологии — это намного сложнее.

В старинных документах, которым по 2000 лет, содержится много интересного и полезного для современной жизни.

А главное то, что богословы и священнослужители, религиозные организации, работая с громадными массами людей, вырабатывают современную интерпретацию того, что в этих документах содержится.

Это очень важная, и я бы сказал, общественно необходимая, сложная и даже опасная в определенной мере функция. Потому что в этих старинных книгах, которые были написаны в совершенно другие времена, отличающейся и моралью, и важными особенностями массового мировоззрения, всегда можно найти разное, порой противоположное.(А. Е. Себенцов, правительство РФ)

  • Теология как система знания и отрасль гуманитарных наук
  • Обсуждение проблем теологии в современном российском обществе неизбежно наталкивается на психологию, сформированную советской властью в ХХвеке (пишет Владимир Воробьев ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета)
  • Тоталитарная система обязательной коммунистической и атеистической идеологии являет свои плоды — представители старшего поколения большей частью воспринимают теологию как религиозный предрассудок, хотя ровным счетом ничего о ней не знают.

В то же время, в западноевропейских странах теология является полноправной наукой, представленной многочисленными богословскими кафедрами, факультетами, библиотеками, обширными учеными сообществами. Выходят многотомные научные труды, проходят конференции и т.д.

— теологические исследования занимают свое полноправное место, которое никому не приходит в голову оспаривать.

Более того, теология считается одним из четырех фундаментальных научно-гуманитарных направлений — наряду с филологией, историей и философией, причем самым древним из них.

Теологическое образование высоко ценится в западном обществе, — например, министр образования Германии является доктором теологии.

Не вдаваясь в подробное обсуждение предмета и метода теологических исследований, можно констатировать, что в этой ситуации отрицать научность теологии невозможно и противоестественно. Тем не менее, в российском обществе имеются многочисленные высказывания такого рода, и на сегодня самым известным из них стало «письмо десяти академиков», написанное летом 2007 года

С философской точки зрения — это слепая вера, своего рода религия. Перед религиозным мировоззрением у материализма нет абсолютно никаких преимуществ, есть только недостатки. Поэтому говорить о том, что мы живем в материалистическую эпоху и в эпоху атеизма — некорректно.

Неверно и то, что наша наука основана на материализме, как пишут десять академиков. Они имеют в виду здесь только определенную часть наук, естественные науки, которые изучают наш обычный, земной, телесный опыт.

Но существует еще духовный опыт, у человека есть духовная жизнь, есть культурная жизнь. И есть гуманитарная наука, которая изучает этот опыт.

Если считать априори, что все гуманитарные науки не являются науками, то этот грубый обскурантизм слишком уж претит своей узостью и недостатком культуры.

Духовные учебные заведения также получили право на государственную аккредитацию на основе государственного поликонфессионального стандарта по теологии, который оправдал себя и был признан одним из лучших гуманитарных стандартов.

В то же время теология продолжает подвергаться дискриминации, т.к. не включается в номенклатуру научных специальностей — , отмечает ректор В. Воробьев и это так обосновывает: Такая ситуация противоречит, прежде всего, принципу единства федерального образовательного пространства (п. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

После того, как Министерством образования (за 15 лет) было выпущено более 12 правовых документов, регламентировавших включение Теологии в образовательную систему Российской Федерации и позволивших открыть теологическое образование в нескольких десятках российских вузов, нет никаких оснований отказывать во введении юридической и практической возможности защиты теологических диссертаций.

Источник: https://poisk-ru.ru/s39878t2.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector