Психологическая игра как средство развития личности студента

Психологическая игра как средство развития личности студентаЧем заняться в компании? Для тех, кто ещё думает о своем духовном и физическом здоровье, и хочет провести время с пользой и весельем, без чувства опьянения на утро, есть отличный выход — игры. Но не карточные, и не домино. Сегодня в zhurnal-razvitie.ru речь пойдет о популярных, полезных и безумно затягивающих психологических играх для студентов. Они рассчитаны как и на компанию из десяти человек, так и на небольшую группу из пяти — шести человек.

Во время игры вы не только открываете все новые и новые качества у своих друзей — однокурсников, но и узнаете многое о себе, о чем раньше даже не подозревали!

Какими же бывают игры? Абсолютно разными.  На интуицию, логику как карточная игра «Мафия». На невербальный интеллект как игра «Крокодил». На развитие предпринимательских качеств как деловая игра «Книжная фабрика«. Начнем же мы с самых непредсказуемых игр — на воображение. С помощью них вы узнаете о самих глубинах своего и чужого подсознания.

Игра на воображение «Диксит»

Психологическая игра как средство развития личности студента

Следующий вид игр — на ощущения и чувства. Мы часто жалуемся, что интернет общение и электронная почта лишили нас личного общения. И вот, теперь есть шанс узнать о том, не лишились ли вы способности передавать чувства и ощущения без использования анимированных смайликов.

Игра на ощущения и чувства «Эстафета чувств»

Например для игры под названием «Эстафета чувств» вам тоже потребуется подготовка — карточки. Но, тут уже все проще и без якорей. Всего-то надо будет написать на 6-10 карточках (в зависимости от количества участников) название чувств.

Например : «недоверие», «обожание», «призрение», «любовь» и т.д. Игроки садятся в круг и закрывают глаза, а тот, что сидит с краю вытаскивает первую карточку. Он передает чувство, написанное на выпавшей карточке соседу.

Но, конечно же, делает это не словами , а различными движениями, например: поглаживанием, или наоборот отстранением, похлопыванием и так далее. Игрок должен угадать, что за чувство ему передают и, осмыслив и опознав его, передает его же следующему. И так по кругу.

Когда последний участник получает «чувство», то все открывают глаза и в обратном порядке озвучивают свои ощущения. И тут уже можно обсудить причину возникших искажений.

Игра на доверие «Слепой»

Психологическая игра как средство развития личности студента

Игра для студентов «Подарок»

Итак, если вы уже доверяете своему другу, то как насчет того, что бы узнать о нем побольше? Для этого существует игра для студентов «Подарок». Из всей компании выбирается один игрок, у которого, допустим, скоро День Рождения, или День Ангела, это не важно. Важно то, что нужно подарить ему подарок.

Но не простую банальную статуэтку, а что-то, что ассоциировалось бы у вас с этим человеком. По очереди, все предлагают свои варианты, объясняя выбор. А «именинник» внимательно следит за тем, кто же подарил бы ему по-настоящему искренний подарок, и кто знает его лучше остальных.

Следует избегать общих вариантов типа «фоторамку, потому что у него есть фотоаппарат» или «ручку, потому что он студент» — за подобные ответы снимаются баллы. А шкалу их начисления можно придумать самим, в зависимости от тематики вечеринки или просто под настроение.

Для вдохновения — баллы можно начислять в бананах, степплерах или кубиках льда. Все, на что хватит фантазии.

Цель же этой игры- сплотить коллектив, хотя бы просто тем, что все эти люди, пусть их пятнадцать, а пусть и пять — знают что-то об одном человеке, и не просто его имя или фамилию, а увлечения, хобби. Ну, а если не знают — тут уж нужно делать соответствующие выводы и больше внимания уделять личному общению.

Творческая игра «Интересные стихи»

Психологическая игра как средство развития личности студента

Итак, как вы видите, провести с друзьями студентами веселый вечерок можно и без пьяных посиделок, только и вредящих здоровью при помощи интересных психологических игр для студентов. Есть масса способов разнообразить наскучившие вечеринки с картами и телевизором. За один вечер вы сможете открыть столько нового об однокурсниках, что общаться с ними станет намного приятнее и интереснее, вы начнете их лучше понимать, и процент конфликтных ситуаций сойдет на минимум. Ведь нет ничего важнее здоровой атмосферы в вашем кругу общения и внутри вас самих!

Впереди еще много интересных и развивающих статей! Не пропусти!

Психологическая игра как средство развития личности студентаПсихологическая игра как средство развития личности студента

Источник: http://zhurnal-razvitie.ru/psixologicheskie-igry/interesnye-psixologicheskie-igry-dlya-studentov.html

2.1.2. Игра как метод групповой психологической работы

  Не меньшее значение в социально-психологическом тренинге имеют игровые методы. Игра считается одним из наиболее эффективных методов модификации личности. В игре реализуется принцип активности: человек усваивает 10% — из того, что слышит, 50% — что видит, 70% — что проговаривает, 90% — что делает сам.

В игре задействованы когнитивные, эмоциональные и деятельностные ресурсы личности, так как метод основан на понимании личности обучаемого, как мыслящего, чувствующего и активного действующего участника событий приближающихся к реальным событиям.  Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальт-терапии и психодраме.

  Игра представляет собой широкий набор образовательных и тренинговых техник, цель которых снабдить человека упрощенной репродукцией реального или воображаемого мира (моделирование).  Идею обращения к игре как отражению проблем реального мира можно обнаружить ещё в 3 тысячелетии до н.э.

, в китайской игре «Вей-Хай», а также в более поздних играх, например, шахматы — которые представляют собой прообраз военных игр.  Важнейший структурный элемент в игре — это моделирование. Моделирование — замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием объектами, замещающими реальный объект. Данный элемент присущ исключительно играм взрослых.

Аналогом его в детской игре является ролевое использование предметов.  В зависимости от сферы, которая подвергается моделированию, игры делятся на: 1) социально-экономические, 2)производственные, 3) управленческие, 4) политические, 5) социально-культурные и т.д.

  По типу процессов (времени проведения, степени заданности ролей, формам выработки решения участниками группы, системам оценивания походу игры) все игры можно подразделить на два основных типа игровых методов:  1. Операционные игры.  2. Ролевые игры.  К операционным играм относят:  1. организационно-деятельностные (ОДИ)  2. деловые (ДИ)  3. учебные или дидактические игры.

  Общие характеристики операционных игр:  1. имеют сценарий;  2. преследуют задачу столкнуть обучаемого индивида с действительностью;  3. в них заложен алгоритм «правильности и неправильности» принимаемого решения, т. е. участник группы видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события;  4.

минусы операционных игр:  • делается акцент на инструментальное обучение, при этом межличностный аспект формализован по сравнению с реальностью;   • игровая иммитационная модель упрощает действительность.

  Организационно-деятельностные игры — моделирование в её процессе предполагает размышление о деятельности, однако, реальное проигрывание и манипулирование с моделью отсутствует.

  Организационно-деятельностные игры делятся на:  • проектировочные игры — решаются различные проблемы организации, связанные с созданием или реформирование существующих организационных структур;  • проблемно-ориентировочные игры — в ходе них осуществляется постановка и поиск решения проблем, найденное решение проверяется в деятельности игроков здесь же на игре и проигрываются оптимальные решения;  • исследовательские игры — направлены на вскрытие закономерностей в экономических, социальных, общественных науках.  Деловые игры — определяются как метод иммитации (подражания, изображения) принятия управленческих решений в различных ситуациях (путем разыгрывания по заданным или выработанным самими участниками игры правилам). Их часто называют иммитационными, управленческими играми. Основной сферой приложения деловых игр является принятие управленческих решений в социально-экономических ситуациях. На основе модели социально-экономической системы имитируется процесс деятельности руководящих работников и специалистов предприятий по выработке управленческих решений.  Игровая деятельность задается через имитацию функционирования социальных институтов и поведения игроков как представителей тех или иных организаций.  Роль ведущего в операционных играх активна. Он является организатором, следит за реализацией плана игры, часто является источником конфликтной ситуации. Ведущий является элементом игрового комплекса наравне с игровыми группами и экспертами.  Следующий вид игровых методов — это ролевые игры. Они являются основным игровым методом, используемым в СПТ.  Сферой моделирования ролевых игр является не только социально-экономические и производственные, но социально-культурные системы.  Роль — это набор способов поведения и выполняемых функций, которые представляются уместным или реализуются в данном социальном контексте. В обществе личность функционирует через свои роли. Роли связаны с определенным социальным контекстом. Так дома мы, мать, отец, дочь, в магазине — покупатели и продавцы, на работе — студенты и преподаватели и т. д. В зависимости от того, кто мы в данном социальном окружении, мы ведем себя тем или иным способом. Роли могут быть: профессиональные; или отражать социальное положение; определятся условиями, в которых находится человек (клиентами, отдыхающими, болельщиками, членами прихода) и т.д. В связи с той или иной ролью изменяется и поведение индивида.  В процессе социализации люди принимают на себя определенные роли и начинают вести себя в соответствии с её требованиями. Процесс принятия роли является естественным и непрерывным. Роли отдельного человека меняются в течение всего жизненного цикла, фактически и в течение дня. Поведение человека — это набор, ролей, которые он играет.  Ролевые игры, используемые в СПТ — это особый метод моделирования, который фокусирует внимание на процессе межличностного взаимодействия. Ролевая игра — метод суть, которого состоит в разыгрывании ролей.  Простейшая форма ролевой игры.

  Её идея состоит в обращении к кому-либо с просьбой представить в конкретной ситуации либо себя, либо другое лицо. Далее игроков просят вести себя соответственно тому, как они ожидали бы от этого человека.

В результате участники групп узнают нечто об этом человеке и ситуации.

Таким образом, каждый игрок выступает как часть социального окружения остальных и демонстрирует шаблон, в рамках которого они могут опробировать собственный поведенческий репертуар или изучить взаимозависимое поведение группы.

Другие формы ролевой игры.

Психологическая игра как средство развития личности студента

  Во время разыгрывания ролей в ходе игры человек практикует поведенческие модели, которые, как считаются, соответствуют определенной роли.  Цель игры — игрокам почувствовать, отреагировать и действовать так, как повел бы себя кто-то, очутившись в данной конкретной ситуации.

  Идея разыгрывания ролей — дать участникам группы поупражняться в общении с окружающими, взяв на себя разнообразные роли.  В ролевой игре задается:  1. определенная ситуация — дается предыстория конкретной проблемы или сложившихся условий, и указываются ограничительные моменты;  2. описываются роли — дается характеристика людей, включенных в ситуацию.

  Ролевые игры с элементами драматизации — метод СПТ для совершенствования личности, разработанный М. Форвергом. В условиях игры участника группы сталкивают с ситуациями сходными с теми, которые характерны для его реальной жизни и деятельности, и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Создаются условия для формирования новых более эффективных коммуникативных навыков.

Обучающая ценность ролевой игры связана со способностью человека лучше усваивать динамические процессы. Активные действия в ролевой игре выступают как основные составляющие успешности СПТ. Эффект ролевых игр зависит не просто от выполнения действий, а также от чувственно-познавательной эго-вовлеченности индивида.

Читайте также:  Дисциркуляторная энцефалопатия смешанного генеза

Хотя в ходе ролевой игры основным компонентом выступает действие, оно не возникает само по себе, а является результатом включения всех систем психического функционирования индивида (эмоционального, когнитивного, поведенческого).  Участники играют роли, позволяющие им выражать свои реальные чувства и мысли.

Осознание приводит к действию, выполнение действия приводит к расширению осознания самого себя.  Значение ролевой игры для межличностного общения и групповой работы в целом.  В процессе межличностного взаимодействия наше поведение во многом определяется нашим видением собственной роли, ролями окружающих людей и нашим восприятием этих ролей.

Поэтому, когда мы в тренинге касаемся вопросов межличностного поведения, ролевая игра служит демонстративной и обучающей техникой. Ролевую игру можно использовать на разных уровнях:  1. обучать простым коммуникативным навыкам;  2. продемонстрировать, как люди общаются между собой, и каким образом происходит стереотипизация восприятия окружающих людей;  3.

исследовать с помощью игры глубинные личностные блоки и эмоции.  Виды ролевых игр:  1. разогревающие;  2. ролевые игры с конфликтным содержанием;  3. ролевые игры на выявление скрытого мотива поведения.  В ролевой игре важен не только процесс проигрывания, но очень важно проведение обсуждения ролевой игры.  Схема обсуждения ролевых игр.

  После игры наблюдатели высказывают свои суждения:  • какие индивидуально-психологические особенности участников проявились в игре;  • каково соотношение невербальных и вербальных средств общения, было ли между ними рассогласование;  • какие ролевые позиции характерны для участников общения;  • какие приемы использовали участники для установления контакта;  • какие эго-состояния преимущественно проявлялись в общении;  • можно ли говорить о наличие скрытых мотивов и целей у собеседников;  • кто из участников достиг своей цели и что этому способствовало.  Далее свои впечатления высказывают участники ролевой игры:  • какие чувства вы испытывали при общении с партнером;  • какие цели вы ставили перед собой вступая в общение, удалось ли вам достичь их;  • почему вы выбрали такой стиль или способ поведения;  • можете ли вы назвать приемы с помощью которых вам удалось установить контакт;  • какую цель, по твоему мнению, ставил перед собой партнер; чем он располагал и чем отталкивал.  Использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно по следующим причинам:  1. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия “психологической защиты”.  2. Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем.  3. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения:  • закрепляются новые поведенческие навыки;  • обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми;  • тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения.  Игра, пожалуй, как никакой другой метод эффективна в создании условии для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством. Вследствие этого игра становится мощным психотерапевтическим и психокоррекционным средством не только для детей, но и для взрослых.  Необходимо указать, что существуют свои преимущества и недостатки ролевой игры как у любого другого метода, используемого в групповой психологической работе. Преимущества ролевой игры :  1. Помогает участнику выразить свои чувства.  2. Помогает обсуждать личные вопросы и проблемы.  3. Помогает проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.  4. Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия.  5. Является эффективной и мотивирующей, поскольку подразумевает действие.  6. Обеспечивает быструю обратную связь и участнику и ведущему.  7. Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.  8. Изменяет установки.  9. Учит контролировать чувства и эмоции.  Недостатки ролевой игры :  1. Наставник теряет контроль над содержанием и процессом обучения.  2. Упрощения могут вводить в заблуждение.  3. Уходит много времени.  4. Используются другие ресурсы — людские, пространственные, материальные.  5. Игра зависит от личных особенностей участника и ведущего.  6. Игра может выглядеть слишком захватывающей или легкомысленной.

  7. Может зависеть от исходного уровня знаний учащихся.

Добавить свое объявление Загрузка…

Источник: https://txtb.ru/118/19.html

Роль игры в развитии личности ребенка

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность, принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.

Личность и её роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны; и в игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам.

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение.

В ранние годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-волевых качеств.

В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными. Именно новые, только народившиеся и еще не укрепившиеся, как нечто привычное, приобретения развития по преимуществу входят в игру.

Войдя в игру и раз за разом совершаясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни.

В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Различные формы деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры органически связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих.

Игра подготовляет подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнять.

В игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие потребности и интересы ребенка; проявляясь, они в ней вместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны психики ребенка.

В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее.

Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в действии, ее изменению закладываются и подготовляются в игровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности; в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность к обучению.

Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми.

Из общения со взрослыми ребенок черпает и мотивы своих игр. При этом особенно сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию действиям взрослых, окружающих ребенка.

Впоследствии игра, особенно у взрослых, отделившись от неигровой деятельности и осложняясь в своем сюжетном содержании, вовсе уходит на подмостки, в театр, на эстраду, на сцену, отделяясь от жизни рампой, и принимает новые специфические формы и черты.

Игра становится искусством. Это искусство требует большой особой работы над собой. Искусство становится специальностью, профессией. Игра здесь переходит в труд.

Внутренний характер и результаты совершающегося в процессе игры развития зависят от того, какое содержание приобретает игра, отражая окружающую ребенка жизнь взрослых.

Таким образом, игровая деятельность дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на его развитие.

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества.

Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения.

В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными.

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.

4. Цели, задачи, содержание игровой деятельности дошкольников.

Игра-любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализацию потребности в игре.

Игра дает для развития ребенка: способность действовать в плане представлений, благодаря которому происходит развитие продуктивного воображения; ориентироваться в сфере человеческих отношений; координировать свои действия с другими, постоянно изменяющаяся обстановка игры требует согласования усилий ее участников, что способствует развитию сотрудничества, общения между детьми; находить выходы из разнообразных жизненных ситуаций, гибкость, развитие психологической устойчивости, радостный и доброжелательный эмоциональный фон.

Цель:раскрытие личности ребенка, развитие его творческого потенциала посредством освоения игровой деятельности.

Задачи:

  • Обеспечивать развитие у детей разносторонних представлений о действительности и умения использовать эти представления для создания новых сюжетов игр.
  • Способствовать возникновению в игре дружеских партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам, приучать детей самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли и самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты.
  • Предоставлять для игры время и место.
  • Развитие речевой активности дошкольников, способность к творчеству в игре.
  • Создать условия для совместной игровой деятельности детей и взрослых

По своему происхождению и содержанию игра является социальным явлением, обусловленным развитием общества и его культуры Это особые формы жизни ребенка в обществе, деятельность, в которой ребенок в игровых условиях выполняет роли взрослых, воспроизводит их жизнь, труд, отношения; форма познания мира, ведущая деятельность, в которой ребенок удовлетворяет свои познавательные, социальные, моральные, эстетические потребности.

Читайте также:  Апологеты и их раннехристианская деятельность

5. Характеристика проблем сюжетно-ролевой игры в современном обществе.

Дошкольное детство – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития детей дошкольного возраста является освоение игровой деятельности.

Игра – самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения ребёнка, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми.

Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников.

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Уже на младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции.

Важной частью игры является сознательное отношение детей к выполнению правил ролевого поведения, которое отображает глубину освоения действительности. Роль призывает детей подчиняться определённым правилам поведения и следовать социальным нормам.

В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте.

Анализ практики работы дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии ребенка дошкольного возраста и явным перевесом в сторону обучения детей, раннего вовлечения их в систему дополнительного образования.

Сюжетным творческим играм уделяется немного времени, а их содержание часто не соответствуют особенностям субкультуры современного ребенка.

Руководство играми дошкольников в детском саду несет на себе отпечаток излишнего дидактизма и осуществляется по аналогии с проведением учебных занятий, часто на устаревшем и неинтересном современным детям содержании в строго регламентированной предметно-игровой среде.

Следовательно, игровая деятельность не становится источником самореализации внутренних сил ребенка. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики дошкольника.

Что же такое детская игра?

При изучении игры исследователи сталкиваются с многомерностью ее проявлений, хрупкостью ее феномена. Во многих языках понятие «игра» передается словами, одновременно обозначающими радость, веселье. Это означает, что игра-деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом

Между тем культура игры в современном мире теряет свои позиции. Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития живое общение и игра. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнерства.

Рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как показывают наблюдения, большая их часть ориентирована на индивидуальное пользование.

Утрачивается передача традиций от старших детей – младшим, от взрослых – детям. Телевизор или компьютер ныне лучший друг ребенка, они формируют совершенно определенного взрослого.

Получается, что современное общество ориентирует своих членов на индивидуальность.

Сегодня мы не увидим такой игры, как ее описывал Даниил Борисович Эльконин. Сегодня ролевые игры, даже если и возникают, отличаются однообразием.

Изменение социокультурных условий жизни детей, которое интенсивно происходит в последнее время, повлекло за собой изменение сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры, а также уровня ее развития.

Какие же сюжеты предпочитают разворачивать современные дети?

Принципиальное отличие игры современных дошкольников двойственно: с одной стороны, появились игры, заимствованные из мультфильмов, очень популярны игры в супергероев, черепашек-ниндзя, человеков-пауков, фей Винкс, которых можно представить типичным набором простых действий или фраз. Отношения между персонажами примитивны.

С другой стороны дошкольники ограничены в присвоении социальных ролей. Жизнь взрослых перестает быть содержанием игр. Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач.

Ещё одной из причин исчезновения игры, можно назвать современный рынок профессий.

В последнее время дети не знают, чем занимаются их родители. В графе должность – риэлторы, менеджеры, дилеры, агенты и т. д. родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются.

От детского наблюдения ушли профессии продавца, портного, и т. д.

, а между тем условия для этих игр создаются, во многих садах существуют искусственно созданные игровые зоны, но атрибуты для этих игр не вызывают у детей особого интереса.

В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры знакомой тематики («Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и т. д.) . При организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. Например, более типичный образ магазина – это супермаркет.

Вместо обычной парикмахерской ребёнок чаще встречается с салоном красоты с широким спектром услуг.

Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре ребёнка появляются новые игровые темы: «Книжный супермаркет», «Туристическое агентство» и др.

Особого внимания заслуживает и родительская позиция: формировать отношение к игре как к способу развития. В обществе повышается ценность ранних интеллектуальных достижений, но значение межличностного и нравственного формирования личности, что так необходимо для игровой деятельности, снижается.

Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета.

Отсутствие соответствующего опыта и вытекающих из него представлений образа взрослости, является препятствием для развития профессиональных и общественных сюжетов, связанных с жизнью взрослых.

Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх.

Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше, трансформеров, Барби в детской субкультуре считается престижным.

Парадокс заключается в том, что часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет.

Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам.

Общение с детьми во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим, дети не успевают в полной мере проникнуть «духом игры».

Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада. Но как не печально, в том, что дети не умеют правильно играть, виной становится и сам воспитатель, т. е. его низкая игровая грамотность, игровая культура.

Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры.

Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения.

Ещё одной из проблем игры детей дошкольного возраста является неоднозначное отношение взрослых к играм современных дошкольников, проявляющееся в запрете педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру ребенка более закрытой от взрослых, чем это было ранее.

Самоценность сюжетных игр детей свидетельствует о том, что они должны занимать одно из главных мест в педагогическом процессе детского сада. Это требует применения особых педагогических технологий, основанных на идее сопровождающего взаимодействия педагога и ребенка.

Игра, включающая построение отношений, может влиять на психическое развитие ребенка. Ребенок должен приобретать опыт игровых действий во взаимодействии с взрослыми, сверстниками, и стремиться познать социальную реальность, окружающую его. Иначе в школу пойдут недоигравшие дети, не научившиеся регулировать свое поведение, оценивать себя и контролировать свои желания.

Итак, подведя итоги вышесказанного, хочется сказать, что проблемы игры детей дошкольного возраста есть, и они очевидны:

1. Сюжеты игр современных дошкольников отражают преимущественно бытовую сторону жизни и телевизионную тематику. Профессиональные и общественные сюжеты представлены минимально.

2. У большинства современных дошкольников игра не достигает своей развитой формы.

3. Многим детям трудно наладить контакт в сюжетно-ролевой игре, взять на себя роль лидера, не отступиться от правил игры.

4. Уровень развития игры современных дошкольников значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века.

Сложившаяся ситуация побуждает поставить вопрос о формировании более серьезного и ответственного отношения к игре дошкольников – как у педагогов и родителей, так и на уровне государственной образовательной политики. Редукция игры в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для личностного развития подрастающего поколения.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/7649.html

Игра как средство развития личности младшего школьника

     ВВЕДЕНИЕ

       Актуальность темы исследования. Как известно, у младших школьников ведущей деятельностью, в процессе которой происходит психическое и личностное развитие ребенка, является игровая.

В ходе нее осуществляются разнообразные умственные и физические операции, благодаря которым снимается утомленность, происходит эмоциональная разрядка, возобновляются многие психические качества, приобретаются новые знания и умения.

      
Играя, дети учатся применять свои навыки на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность детей, в которой они вступают в общение со сверстниками.

Их объединяет на время игры общая цель, совместные усилия к её достижению, общие переживания.

Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных навыков и совместной работе.

     Чтобы обеспечить постоянный и устойчивый интерес к познанию, необходимо всегда увеличивать объем информации и 
степень участия младших школьников в ее поиске и подаче. По мере накопления детьми опыта в организации познавательных игр информация становится все большей, растет самостоятельность и активность детей в ее поиске.

     При организации игровой деятельности важно не только исходить из интересов 
младших школьников, но также учитывать  их психологию, наделяя игры яркой, занимательной формой, используя 
захватывающий сюжет, яркое оформление, новизну и необычайность информации.

     Игровая деятельность была предметом исследования различных педагогов, психологов. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах.

Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.

), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.).

     Цель 
исследования:
изучение влияния игры как средства развития личности младших школьников.

     Задачи 
исследования:

  • изучить психолого-педагогические и методические аспекты по данной проблеме;
  • выявить влияние игровой деятельности на развитии личности младшего школьника;
  • определить и изучить виды игровой деятельности;
  • экспериментально апробировать систему использования игр направленную на развитие личности младшего школьника.
  •          
    Объект исследования
    : процесс личностного развития младших школьников в игровой деятельности.
  •      Предмет исследования: игровые средства развития личности младших школьников.
  •      Для достижения цели исследования использовались следующие методы:
  • теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
  • педагогический эксперимент;
  • наблюдение.

     База 
исследования:
школьники 1 класса Столбцовской школы №3 

     ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ.

    1. Психолого-педагогические особенности развития личности младшего школьника
Читайте также:  Методика психоэмоциональной диагностики дошкольников: «кактус»

          В младшем школьном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела.

Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности.

Организм ребенка свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением  [3, с.34].

         В данный период дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка данного возрастного периода становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.

     С поступлением в школу и под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств[3, с. 11 ].

     В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость 
которых связана с поступлением в школу.

Из «натуральных», эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные.

Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребёнок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд [3, c.560].

     Внимание, память, воображение младшего школьника приобретают самостоятельность – ребёнок научается владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше.

Речь становится более правильной, выразительной, эмоциональной, ясной, связной. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления школьник поднимается до словесно-логического на уровне конкретных понятий.

Всё это способствует уровню интеллектуального развития и позволяет решать разнообразные учебные и жизненные задачи.

     По 
Л.С. Выготскому, новообразованием младшего школьного периода развития является произвольное внимание.

Дети младшего школьного возраста (прошедшие кризис семи лет) ориентируются на контекст ситуации и могут реализовать произвольные (сознательно построенные) формы общения.

Младший школьник в своем отношении к себе уже более критичен и объективен, поскольку детерминирован не наличной ситуацией, а более широким контекстом. Поэтому, как и большинство взрослых, младший школьник уже не заявит, много не задумываясь, что он лучше всех [6, с. 174].

        Все то, что появляется у детей в ходе их психического развития, в “идеальной” форме дано им в социальной действительности как источнике развития и может стать их достоянием только через усвоение[15, c.142].

        Младший школьный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии.

Особую роль в развитии личности ребенка играет педагог: именно он способствует созданию такой микросреды, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на детей, на их психическое развитие, и управляет возникающими взаимоотношениями.

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных  качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности [2,с.176].

     Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению.

     Психологами доказано, что обычные дети в младших 
классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать 
и более сложный материал, чем 
тот, который дается по действующей 
программе обучения. Для этого 
необходимо научить их учиться, не тратя 
лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи необходимо вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.

     Постепенно формируя все виды мышления с развитием у ребенка творческого подхода к любой поставленной задаче – это значит дать ему возможность для того, чтобы он вырос мыслящей и творческой личностью.  

     Развитие 
ребенка имеет свою внутреннюю логику, свои собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой это развитие совершается.[3, с.144].

  1.          Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
  2.      · качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения 
    и деятельности;
  3.      · рефлексия, анализ, внутренний план действий;
  4.      · развитие нового познавательного отношения 
    к действительности;
  5.      · ориентация на группу сверстников; 
          
         
  6. 1.2 Сущность игры и ее классификация

        Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонь пытливости и любознательности [13, c.193].

     Сущность 
игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.[7, c.541].

     Игра 
– это регулятор всех жизненных 
позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно. [8, c.45-46].

     Развитие 
ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.) [4,c.157].

1. Сюжетно 
– ролевые игры младших школьников.

Сюжет – действительность, которая отображается в игре. В зависимости от сюжета игры подразделяются на следующие темы: труда, бытовые, с общей тематикой.

  •        – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.
  •                                              игры 
  •       предметная                         поведение                         отношения
  •           деятельность                          людей                          между людьми
  •       В структуре ролевой 
    игры выделяют компоненты:
  •       – роли, которые исполняют дети 
    в процессе игры;
  •       – игровые действия, с помощью которых 
    дети реализуют роли;
  •       – игровое использование предметов; 
    реальные заменяются игровыми;
  •       – отношения между детьми выражаются 
    в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

      2. Театрализованные игры.

  1.       
    Театрализованные 
    игры
    – разыгрывание в характерах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.
  2.                                             Театрализованные игры        
  3.       игры 
    –                                                                     игры на темы
  4.       драматизации                                                 литературных произведений
  5.       Игра  драматизация – особенный вид деятельности детей младшего школьного возраста.
  6.       Драматизировать – изображать, разыгрывать в характерах литературное произведение.   

      3. Строительно–конструктивные игры.

      Строительно–конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

Источник: http://stud24.ru/pedagogy/igra-kak-sredstvo-razvitiya-lichnosti/228818-670398-page1.html

Методическая разработка на тему: игра как средство развития личности | Социальная сеть работников образования

Игра как  средство развития личности.

Игра-это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок не только познает окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире . Играя малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. В процессе игры ребенок примеряет на себя те или иные роли.

При этом он не только становится на место своего персонажа и получает возможность посмотреть на мир его глазами, но и обогащает собственную личность новыми качествами и ощущениями, становится более глубоким человеком.

Такое взаимопроникновение является основой для использования игры в процессе воспитания вообще и с целью развития личности в частности.

В ходе игры совершенствуются такие качества подрастающего человека как воля, мышление, воображение. Играя ребенок познает мир, удивляясь его полноте и многообразию. Принятые роли формируют и развивают его самого как индивидуальность. Именно в детстве, когда развитие личности происходит особенно интенсивно, роль игры для данного процесса велика как никогда.

Игра как средство развития личности является тем видом деятельности маленького человека, которая обогащает его внутреннее содержание. Особое значение при этом приобретают те навыки, которые привносят прогрессивные изменения сначала в игру, а затем и в его жизнь.

Подобные действия однажды появляются в игре, затем с какой-то периодичностью повторяются в ней, чтобы, в конце концов, стать реальной привычкой. Таким образом, игра становится обучающим и воспитательным приемом, который готовит ребенка к дальнейшей жизни.

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения и речи .Играя ,ребенок заменяет отсутствующие объекты предметами- заместителями, иногда даже воображаемыми .В игре он учится планировать и регулировать свои действия, а также действия партнеров по игре.

Но чтобы игра стала действительно развивающей для ребенка, его надо учить играть- сначала просто оперировать игрушками, подражая реальным действиям, их логике и последовательности.

Потом когда ребенок уже умеет самостоятельно действовать, осваивать науку сюжетно-ролевой игры, разыгрывать целые сюжеты, в которых главное-отношение между людьми В качестве сюжетов для таких игр нередко выбирается жизнедеятельность взрослых людей. Она становится образцом, который «проживается» ребенком в процессе его игровой деятельности.

В целом менталитет и культура, труд и быт той общественной среды, в которой проживает ребенок, тесно связан с его жизненным опытом, отраженным в игре. Таким образом, именно игра оказывает влияние на преемственность поколений. Она формирует и развивает у ребенка те качества, которые понадобятся ему в его будущей деятельности.

На этом этапе действия могут стать уже чисто символическими ,а реальные предметы заменяться другими ,с помощью которых можно изображать нужное действие, а в дальнейшем и вовсе лишь словом обозначающим действие. Когда ребенок пройдет весь этот игровой путь, он приобретет многое, значительно продвинувщись в своем развитии .

Сначала формируются и осмысливаются сами действия с предметами, потом-отношения между людьми, окружающими ребенка, их взаимозависимость, собственное место ребенка в этих взаимоотношениях. Дальше-нравственные нормы, этическая сторона взаимоотношений ,нормы и способы общения, эмоциональный отклик на плохое и хорошее.

Следует прививать ребенку   чувство заботы и сострадания к тем, кто более слаб – старикам, животным и т.п. Во время  совместных походов полезно обсуждать с ребенком увиденное, давать оценку тому, что хорошо, и что плохо .Не стоит забывать, что ребенок только учится контролировать собственные эмоции, при этом следует демонстрировать ему собственный положительный пример и учить его спокойствию и самообладанию при возникновении непростых ситуаций.

Также посредством игры ребенок приобретает и отрабатывает навык нахождения наилучшего решения в той или иной ситуации. Грамотно организованные игры притупляют чувство агрессии и развивают совокупность позитивных качеств.

Игры являются залогом будущих успехов растущего человека. Прививают ребенку уверенность в собственных силах, а процесс познания приобретает особую привлекательность.

Игра-есть особая форма общения, сотрудничества, содружества ,которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень-на уровень мыслящей, творческой натуры.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/10/20/igra-kak-sredstvo-razvitiya-lichnosti

Ссылка на основную публикацию