Солипсизм. направление и трактовка в философии

Что такое солипсизм

Само слово «солипсизм» происходит от слияния двух латинских слов — solus («единственный») и ipse («сам»). Солипсизм обычно определяют как философскую позицию, при которой собственное индивидуальное сознание признается в качестве единственной и несомненной реальности.

Проще говоря, существуете только вы сами, а мир вокруг — всего лишь проекция вашего беспокойного ума. Впервые эта философская позиция дала о себе знать в суждениях древнего грека Горгия из Леонтини (483–375 гг. до н. э.

), который сформулировал следующие доктрины солипсизма:

  • Ничего не существует.
  • Даже если что-то существует, то достоверно об этом неизвестно.
  • Даже если что-то может быть об этом известно, это знание невозможно передать другим.
  • Даже если это знание можно передать другим, его невозможно будет понять.

Античные аргументы звучат довольно пессимистично, но практически ничего не объясняют.

Однако логическое основание солипсизма довольно просто понять, если вспомнить высказывание Зигмунда Фрейда о том, что наше сознание позволяет нам понимать только состояния и настроения нашего собственного ума, а любые наши суждения о поведении и чувствах других людей строятся на аналогиях, которые мы проводим с собой, потому что других достоверных источников у нас нет. Именно от этого и отталкивается солипсизм. Если в восприятии мира мы связаны нашими субъективными ощущениями, то можно предположить, что никакой объективной реальности в принципе не существует.

Солипсизм. Направление и трактовка в философии

Для солипсиста характерно любопытное отношение к прошлому — его просто не существует. Любая картинка или факт, которые наше сознание преподносит нам как воспоминание о чем-то, могут быть всего лишь игрой воображения, которое сочинило, возможно, никогда не происходившие события.

Похожее недоразумение происходит и с будущим — ведь нет никаких серьезных оснований предполагать, что оно когда-либо действительно настанет, при том что понятие времени в «выдуманном» мире тоже абсолютно субъективно — такое парадоксальное отношение ко времени еще называют «солипсизмом момента».

Критика солипсизма

Некоторые европейские философы высказывали взгляды, которые перекликались с солипсизмом, однако не были столь радикальными.

Например, знаменитый постулат Декарта cogito ergo sum («Я мыслю, а следовательно, существую») по сути близок к солипсическому мировосприятию, поэтому солипсизм часто относят к общему направлению, основанному на декартовском высказывании, — субъективному идеализму (все его апологеты разделяют уверенность в существовании собственного сознания и большие сомнения насчет реальности всего остального).

Солипсизм. Направление и трактовка в философии

Правда, Артур Шопенгауэр, другой крупный философ, идеи которого можно отнести к субъективному идеализму, выступал критиком солипсизма, говоря, что «как серьезное убеждение его можно найти только в сумасшедшем доме, и тогда оно требует не столько аргументов, сколько лечения». Согласно теориям Шопенгауэра, мира, который бы существовал отдельно от нашего сознания, не существует. Однако он считал, что есть множество воспринимающих мир людей, которые, познавая окружающий мир и друг друга, создают эту реальность.

В истории философской мысли существовало множество попыток опровергнуть солипсизм с точки зрения логики, однако сделать это не так просто, ведь как можно что-то доказать солипсисту, который будет считать вашу речь забавным фокусом собственного сознания? Недаром в свое время Владимир Ильич Ленин писал, что доводы убежденного солипсиста невозможно опровергнуть «никакими доказательствами, силлогизмами и определениями».

Солипсизм. Направление и трактовка в философии

Случаи солипсизма

Исторически задокументированных случаев солипсизма как осознанного выбора (а не следствия психического расстройства) существует совсем немного. Самым известным идейным солипсистом является французский врач и медицинский писатель Клод Брюне, практиковавший в Париже в начале XVIII века.

В свое время он опубликовал несколько философских трудов, в которых излагал свое мировоззрение. К сожалению, многие из них в настоящее время утеряны, но из сохранившихся записей можно сделать вывод, что Брюне считал, что в мире существует только он сам — единственное мыслящее существо, причем существование своего физического тела он тоже подвергал сомнению.

Он считал, что его разум (единственное, в существовании чего он нисколько не сомневался) создал весь окружающий мир и всех людей, которые перестают существовать, как только он перестает о них думать. Подобное мировоззрение можно отнести к абсолютному проявлению радикального солипсизма.

Было бы любопытно узнать, как мсье Брюне удавалось сочетать свою теорию с врачебной практикой и в чем для него состоял смысл врачевания «фантомных» пациентов, которые были результатом работы его воображения.

Солипсизм. Направление и трактовка в философии

Другие не столь радикальные последователи солипсизма порой становились героями курьезных историй. Так, в своей критике этого направления мысли философ Бертран Рассел ссылался на свою знакомую, которая жаловалась, что стала последовательницей солипсизма и никак не может найти других солипсистов.

Такая логика попросту абсурдна, ведь отсутствие других солипсистов объясняется отсутствием в мире вообще кого бы то ни было, кроме тебя. Поэтому вступивших на этот путь ждет довольно одинокое путешествие — не станешь же образовывать кружок последователей солипсизма из фантомов собственного сознания.

Тотальное одиночество солипсиста может стать причиной его эгоистического и даже потребительского отношения к другим людям (недаром в немецкой философии XVIII века термин «солипсизм» зачастую заменяли понятием «эгоизм»).

У солипсизма существует и темная сторона — уверенность в нереальности окружающих может психологически снимать у человека чувство ответственности за свои поступки.

Так, в 2002 году в штате Огайо состоялось слушание по делу американки Тонды Линн Энсли, которая застрелила свою квартирную хозяйку, будучи уверенной, что та просто не существует. Суд присяжных оправдал подсудимую, но при этом признал ее невменяемой.

Психическое расстройство женщины, основанное на принципах солипсизма, заставляло ее думать, что она находится в некоей выдуманной матрице, а значит, и убийство, которое она совершает, происходит понарошку.

Солипсизм. Направление и трактовка в философии

Солипсизм в современной культуре

В современном мире мы очень часто сталкиваемся с произведениями популярной культуры, основанными на принципах солипсизма, который служит неиссякаемым источником вдохновения для авторов.

 В русской прозе главным любителем солипсизма, конечно, является Виктор Пелевин: персонажи его романов и рассказов регулярно подвергают сомнению существование окружающего мира, а в некоторых случаях начинают заниматься «деятельным солипсизмом».

Так, в известном рассказе «Девятый сон Веры Павловны» интеллигентная уборщица мужских туалетов, подвергнув сомнению реальность окружающего, начинает выступать в качестве демиурга этого мира.

Пожелав появления музыки и картин на стенах в грязном туалете, она «вызывает» перестройку в разваливающемся Советском Союзе — туалет превращается в уютный комиссионный магазин, а Вера Павловна абсолютно уверена в том, что изменения в политическом курсе обусловлены исключительно ее собственной волей.

Солипсизм. Направление и трактовка в философии

Киносценаристы тоже часто обращаются к солиптическим мотивам: существует множество фильмов-головоломок, в финале которых оказывается, что весь сюжет — всего лишь фокус, выкинутый сознанием одного из героев.

То, что к таким фильмам можно отнести не только артхаусные «Останься», «Тринадцатый этаж» и «Господин Никто», но и кассовый блокбастер Кристофера Нолана «Начало», говорит о том, что в последние годы солипсизм уверенно обосновался в поп-культуре и не собирается уходить.

К счастью, у большинства людей не возникает сомнений в реальности этого мира, поэтому солипсизм для нас — не более, чем занятная философская идея, которая может приятно порадовать любителей лихо закрученных сюжетов в кино и литературе.

Источник: http://www.cablook.com/mixlook/sovsem-odin-radikalnaya-filosofiya-solipsizma/

Солипсизм в философии — новый взгляд на наше существование

Солипсизм. Направление и трактовка в философии

Иногда в жизни возникают сомнения в реальности происходящего, и стоит закрыть глаза, как все исчезнет. При воспоминаниях о прошлом вдруг мелькает мысль, а происходили ли определенные события в действительности, или это игра воображения. Все эти идеи не новы. Они существуют уже давно и отражают суть солипсизма.

Солипсизм — что это?

Еще в IV в. до н.э. греческий философ и искусный оратор Георгий из Леонтини, рассуждая о категории «несуществующего», сформулировал и обосновал несколько постулатов:

  1. Сущего не существует.
  2. Если сущее все же есть, то оно не познаваемо.
  3. Если сущее и возможно познать, то невозможно объяснить.

Так впервые возникла концепция, провозглашающая единственно существующей реальностью сознание человека. В дальнейшем она получила развитие и логическое обоснование в теории солипсизма. В научном понимании солипсизм – это доктрина, отрицающая достоверность окружающего мира. Только собственный разум человека является реалией, доступной человеку для воздействия и вмешательства.

Солипсизм в философии

В качестве философского направления солипсизм оформился в эпоху Средневековья. «Чистый» солипсизм в философии – это радикальное течение, и в истории осознанный выбор подобных взглядов, встречается очень редко.

Самым известным представителем этого направления (а не психиатрического диагноза) является Клод Брюне (врач по профессии и философ по призванию), который считал, что в мире существует только ОН – единственный идеальный мыслящий субъект.

Все вокруг создано силой его сознания и прекращает существовать с того момента, как он об этом забывает.

Различие между солипсизмом и скептицизмом

Основной принцип скептицизма – сомнение в истинности всяких знаний об окружающем мире. Солипсизм и скептицизм отличаются базовыми идеями:

  1. Скептики сомневаются в возможности познания природы окружающих вещей, солипсисты уверены, что вещи находятся за гранью реальности.
  2. Скептики не уверены в истинности знаний о внешнем мире, солипсисты утверждают, что знания могут быть только о собственном сознании и собственных ощущениях.
  3. Вследствие утопичности достоверных теорий и обобщающих умозаключений, скептики предлагают ограничиться объяснением отдельных фактов. Солипсисты считают, что любой факт – это собственные ощущения и вера в его существование, поэтому он необъясним, и в доказательствах не нуждается.

Солипсизм. Направление и трактовка в философии

Находясь между двумя столпами философии (идеализмом и материализмом), солипсизм меняется от бурного потока радикальных идей до спокойного течения к логическим аргументам.

  1. Метафизический солипсизм отрицает реальность абсолютно всего, за исключением собственного Я.
  2. Гносеологический солипсизм допускает вероятность существования вселенной и сознания других индивидов. Однако достоверно познать внешний мир можно только эмпирически, а это делает его научно не доказуемым.
  3. Методологический солипсизм утверждает, что действительность должна основываться на неоспоримых осознанных фактах, ибо даже наличие чувственных ощущений может быть инициировано внешним вмешательством.
  4. Этический солипсизм тождественен эгоизму и эгоцентризму. Убежденность в иллюзорности окружающих делает индивида способным на неблаговидные поступки, устраняет психологические преграды для их совершения и снимает чувство ответственности.
Читайте также:  Особенности псевдобульбарного и бульбарного синдромов и что это такое?

Солипсизм — книги

В современном мире теория солипсизма в качестве научной доктрины выглядит абсурдно, зато дает массу интересных идей для художественной литературы. Р. Брэдбери, С. Лем, М.

Булгаков и другие известные писатели создали мистические и фантастические сюжеты, уносящие читателя за грань реальности.

Виктор Пелевин, современный автор-романист, объявил критический солипсизм литературным методом и использовал его для создания своих произведений:

  1. «Девятый сон Веры Павловны». Уборщица общественного туалета убеждена, что своей волей вызвала Перестройку в СССР.
  2. «Чапаев и Пустота». Главный герой перемещается из одной действительности в другую, пытаясь определить настоящую.
  3. «Generation П». Выпускник института творит рекламную реальность.

Источник: https://womanadvice.ru/solipsizm-v-filosofii-novyy-vzglyad-na-nashe-sushchestvovanie

Почему солипсизм?

Потому, что это – единственная из мне известных доктрин, максимально честно говорящая – да, есть только Я и ничего более. Остальные доктрины – ходят вокруг да около, всё чего-то недоговаривая, опасаясь и остерегаясь. Культурного шока своих последователей? Обвинений в антинаучном фричестве? В мегаломании?

Моё Я говорит мне, что опасаться таки нечего. Поэтому – будем максимально искренни, и, в первую очередь – пред самими же собой, попробуем подробнее осветить что же такое есть солипсизм. А для начала немного пройдёмся по идеологиям –  «конкурирующим концессиям», более или менее укоренённым в архетипах сознания:

Архетипы двойственности.

Это самый обширный пласт, начиная от +/-, ин/ян, материя/дух, и кончая, например – адвайтой, ибо чтобы не говорили её последователи, какую бы целостность они не пропагандировали – в своей основе адвайта так и остаётся отрицанием двойственности, а по сути – одной из разновидностей этой самой двойственности и является. В отличие от солипсизма, который открыто декларирует SOLO – единственность собственного сознания как объективной реальности.

Наиболее интересным образом суть двойственности, на мой взгляд, раскрывает г-н Григорий Оттонович Мёбес (Г.О.М.) в своей знаменитой «Энциклопедии Оккультизма»:

«Во всех областях познания встречаются так называемые «бинеры», то есть совокупности двух противоположных областей. Метафизика говорит об эссенции и экзистенции объектов изучения, противополагая их друг другу. Наука говорит о принципах, противопоставляя их фактам.»

Архетипы тройственности. Или «тернеры» в терминологии Г.О.М.'а. Чем они нам интересны? А вот чем:

«…возможностю так называемой нейтрализации бинеров, то есть порождения третьего (так называемого среднего) термина, обеспечивающего переход от одного из крайних понятий к другому и тем устанавливающего тройственную шкалу, ступенями которой служат сами термины. В этой фазе они являются лишь степенями одного и того же проявления. И следовательно, здесь два при помощи третьего сливаются воедино.»

Не устраивают оккультисты? Пожалуйте немного рационалистов:

«Математический объект, полностью соответствующий перечисленным шести свойствам (Догмата о Троице: 1. Триединость. 2. Единосущность. 3. Нераздельность. 4. Соприсносущность. 5. Специфичность. 6. Взаимодействие.

), действительно существует и широко используется в математике, механике, физике и других аналогичных науках. Это самый обычный вектор с его тремя ортогональными составляющими.», — Б.В.

Раушенбах «Логика троичности»

То есть – здесь мы снова возвращаемся к искомой целостности или Единству.

Наиболее знаменитые тройки: Отец, Сын, Святой дух (хотя я бы лично поставил на место последнего Мать иди «Богиню» – и был бы прав, таким образом уйдя от излишней религиозно обусловленной энигматики); Явь, Правь, Навь; Брахма, Вишну, Шива (Тримурти – Созидание, Сохранение и Разрушение); «Святое-Утверждающее», «Святое-Отрицающее» и «Святое-Примиряющее»; время, пространство, материя.

Архетипы 4-х аспектов или Тетраграмматон.

Здесь мы уже немного заступаем на лукавую территорию Каббалы – четырехсоставное имя Б-га JHWH – Яхве или Егова, или ADNI – Адонай, есть и ещё варианты, вплоть до Пелевинского ГКЧП (кстати – у Пелевина солипсизм частенько становится основой сюжета, что как, мне кажется, не всегда оказывается правильно понятым, а, например,  в книге «Чапаев и Пустота» автор об этом заявляет прямо в предисловии).

Если мы захотим ещё энигматики, то к известному Явь, Правь, Навь – можно присовокупить дополнительно Славь.

В практическом же аспекте нас больше заинтересуют 4 стихии: огонь, вода, земля, воздух; 4 стороны света; наверняка можно повыискивать и ещё – суть же в том, что они снова уточняют и детализируют ЕДИНОЕ.

Архетипы циркулярные или Циркумпункт. Что есть точка в круге – разновидность солярного символа, на мой взгляд – символ максимально концентрировано отражающий идею солипсизма. Идея вселенной, как сферы бесконечного радиуса, центр которой – твоё «Я» – есть везде, в любой точке бытия.

ИТАК, Солипсизм.

Что можно о нём сказать ещё, например, в свете «Кинематики сознания»? Только то, что он вводит фактор ЭГО – Я в единственно существующее сознание. Возникает резонный вопрос, а с кем же это Со-Знание Со- , если кроме него никого-то и нет? Ну как тут не вспомнить хрестоматийное:

«– Ну, уж это положительно интересно, – трясясь от хохота проговорил профессор, – что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет! – он перестал хохотать внезапно и, что вполне понятно при душевной болезни, после хохота впал в другую крайность – раздражился и крикнул сурово: – Так, стало быть, так-таки и нету?»

Самое простое – ответить – сие энигма есть, прочая «неисповедимы пути». НО. Не устраивает. Наш спортивный интерес не удовлетворён. Кстати – а почему это МЫ, кто будут такие? А вот здесь на выручку и придёт идея синергии, «Синергетического МЫ», классическое определение которой гласит, что это:

«взаимодействие двух или более факторов, характеризующееся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы».

Кажется здесь уже кое-что нащупывается, а именно – божественная мотивация разделения исходного «Я» на миллиарды со-трудников, со-ратников, обладающих свободной волей – ибо – синергетический эффект! Вот здесь-то мы и пощупали кое-кого за бородёнку! Кого? Да пожалуй что и самого себя.

Пониманию этого может способствовать идея уровней, масштабов, иерархии, ДРЕВА МИРА, в котором мы все имеем честь пребывать.

Источник древа, ствол – есть сознание Б-га, ветви – расы, народы, роды (здесь, на наш взгляд, уместна оптическая аналогия, ведь если вернуться к нашей гипотезе о световом характере сознания, то точки ветвления древа – «колена» – можно представить себе как порции света или световые пучки – цуги); мы же – всего лишь листва, нам всего лишь «ведом сок того ствола»… И это не мало, ведь на глубинном уровне мы неотличимы (ведь «Ты – не уникален, Ты – всевозможен…») от интегральной личности того, кого мы ощупывали на предмет бороды. Ну и прочее оволосение – по вкусу, как соль, перец и сахар.

Соль – была выше и ещё прибавится ниже.

Чем ещё ценен солипсизм? Например – очень интересна перекличка с новомодной идеей «Медузы, пасущиеся в Матрицах» (перевод энтузиастами тезисов книги «Матрица 5», за авторством загадочной группы товарищей, именующих себя Leading Edge International Research Group), где ветвления ДРЕВА представлены в виде медуз, являющих собой узловые точки или интегральные личности определённого уровня – «Суб-Логосы», щупальца которых протянуты к «конечным пользователям» матрицы или «листьям» в нашей терминологии древа, якобы, собирающим планктон жизненного опыта для прокорма самой медузы. При этом Б-г представлен в виде медузы наивысшего уровня, соответственно – каждое Я имеет непосредственное сообщение как с Б-гом, так и со своими коллегами – пожинателями опыта в материальном мире, фактически являясь составной частью Единого.

Кроме того, эта доктрина предусматривает различие медуз, имеющих несколько щупалец – тогда считается, что подконтрольные ей Я параллельно или одновременно проходят эволюцию, «коллективные души», «параллельные воплощения»; и на медуз, имеющих только одного подопечного, т.е.

фактически – нити, сочленённые «коленами», и такая эволюция именуется последовательной.

При этом – «последовательные» есть продукт штучный, элитарный и наиболее продвинутый, предположительно – сохраняет память о предыдущих инкарнациях, связь с Суб-Логосом, а также имеет беспрецедентный уровень осознанности и волевого влияния на материальную действительность, отличается несомненным превосходством над стадами «параллельных», занимается их «организацией» и откровенным паразитированием на них, что, якобы, способствует обоюдной эволюции и свидетельствует о сбалансированности мироздания. Знакомая аналогия, не правда ли?

Также, не менее интересным образом эта идея перекликается с книгами «астрального путешественника» Роберта Монро (по некоторым данным – один из авторов Leading Edge International Research Group), который вводит понятие “Я-Там”, т.е. Высшая душа или Суб-Логос, которому относится текущая инкарнация именуемая “Я-Здесь”.

Тут же уместно будет вспомнить Гурджиева с его идеей о самовоспоминании (Recollection), т.е. о пробуждении локальной инкарнированной души ото сна или иллюзии-Майи, и воспоминании себя «в духе», своей принадлежности к Высшему-Я, которое, в пределе – только и имеет объективное бытие.

Возвращаясь же в современность – упомянем «Киберсолипсизм» автора Алекса Рона Гонсалеса, который снова обращается к идее виртуальной реальности, реализованной в игровой программе-матрице.

И если уж мы предприняли своеобразный экскурс в творчество солипсистов, то нельзя не отметить такого современного парадоксального мыслителя и популяризатора солипсической идеи вообще – А.С. Кончеева, с его «Великим деланием».

Можно также предположить, что наши Я представляют собой некие терминалы, созданные для интерактивного сообщения Б-га с реальностью, принимающие некоторую унифицированную информацию, транслирующуюся определённой узловой точкой – медузой,  Суб-Логосом или эгрегором наподобие телевизионного или радиосигнала.

Читайте также:  Что такое социализация в психологии: определение и суть понятия

Этим,  в частности, можно объяснить природу возникновения «Пролазмов» © и пересечений семантических полей, что происходит, когда несколько Я синхронно принимают определённые идеи (которые, как говорится, «носятся в атмосфера», а по сути – целенаправленно транслируются), и некоторое стороннее Я (что в сущности – всё тоже одно единственное божественное Эго) имеет возможность проанализировать и оценить это явление со своей стороны.

Теперь перец. Оказывается, солипсизм входит в состав девяти грехов ортодоксального сатанизма ЛаВея, что есть таки вполне симпатичная причина быть солипсистом. Сложно предугадать – что находилось в голове у этого существа во время формулировки списка сатанинских грехов, можно только попробовать предположить.

И тут возможен примерно такой ход мысли: если ты проповедуешь превосходство собственной воли над остальными, произвол ради произвола, тогда да – откровение об отсутствии разделения на твоё и моё, а в корне – ВОЛЯ ОБЩАЯ = СУПЕРПОЗИЦИИ ВОЛЬ – фактически – энигматический коммунизм – губителен для власти «предводителя команчей», ведь если этом начнут догадываться его адепты, то власть верховного, злонамеренно содержащего последователей в слепоте (и самого же аналогичным образом слепого, либо полузрячего, ибо горизонт его прогнозирования немногом далее адептов, всего лишь на несколько ветвлений, для достижения сугубо тактических посюсторонних выгод, какие бы он ни строил глобальные иллюзии) – лопнет как пузырь. Поэтому – такую идею следует блокировать в зачатке. Что, кстати, и происходит в современном социуме – тебе говорят – будь добр, толерантен, уважай чужое мнение и т.п., а что, почему, на основании чего – дальше пояснений НЕТ. Бог терпел и вам велел? Ню-ню. Что ещё может вызвать таковая сентенция кроме спровоцированного протеста?

Ну и наконец – сахар. Даже мёд. Ведь солипсизм абсолютно чётко и недвусмысленно объясняет заповедь Любви Христа, ибо ближние (да и далёкие тоже) есть, ни кто иной, как ты сам, кого ж ещё любить-то? Здесь даже не остаётся места для эгоизма, как бы не заклинали господа экзистенциалисты во главе с предводителем Ж.П.

Сартром: «Ад – это другие» (это ли не сатанизм?), и как бы не вторила им пословица: «Чужая душа — потёмки». Оказывается – не такие уж и потёмки, а напротив – сам мир, преподносящий нам иллюзию разделённости и есть натуральная потёмкинская деревня, мнимость и камуфляж.

В нашей же трактовке – применительно к принципу неподавления воли – это также находит объяснение в солипсизме, ведь подавляя «чужую» волю, ты тем самым наносишь вред самому себе (кстати – где-то сюда же неплохо монтируется и идея о сострадании, что есть обширная отдельная тема).

Вот почему со-гласие и со-действие энергетически более оправдано – выгодно, оптимально, чем конфликт воль; а с нравственной точки зрения – оправдано абсолютно, как абсолютное добро.



26 апреля 2010 г.

 

Источник: https://intuitive-s.livejournal.com/14808.html

Принципы, основные формы и эволюция материализма и идеализма в истории философии. Солипсизм как крайняя форма субъективизма

Материалистическое и идеалистическое понимание общества

История человечества — это история множества народов и государств, стран ирегионов, культур и цивилизаций, история различных эпох и их смены, история борьбы различных классов и государств, войн и революций, короче — наполненная массой уникальных событий жизнь человеческая. О.Шпенглер и А.

Тойнби не признавали существования единой истории человечества, разрывали ее на множество самостоятельных потоков, а в качестве исходных посылок истории принимали духовные ценности или религиозные системы. О.

Шпенглер: каждая культура живет, подчиняясь особым, только ей присущим принципам и ценностям, и проходит периоды возникновения, расцвета, старения и гибели, а история в целом представляет собой сосуществование и смену различных культур. А.

Тойнби: обнаружил в истории множество локальных цивилизаций, каждая из которых создается творческим меньшинством и также проходит ряд этапов своего жизненого цикла вплоть до дезинтеграции; в будущем возможно достижение единства человечества, но лишь в сфере духа, на основе религии.

Эпоха становления капиталистических отношений, обнаружив пестрое многообразие истории, стимулировала вместе с тем поиск скрытого за многообразием единства. К этому побуждало прежде всего развитие экономических связий, процесс связанный с построением единого капиталистического рынка. Идеалистическая трактовка единства истории.

На признании единства истории были построены философско-исторические концепции Гегеля, Фурье, Спенсера.

Гегель: единство истории придавал «мировой дух», который воплощался в духе различных народов; Фурье: идея единства истории служила обоснованию новой высшей цивилизации, которая прийдет на смену существующей; Спенсер: идея единства истории была элементом его общей теории эволюции. Материалистический подход к единству истории.

Этот подход включает в себя признание единства мировой истории. Единство истории закладывается в самой реальной жизни, в способе ее материального обеспечения с помощью трудовой деятельности и используемых ею материальных средств труда. Труд-вечное условие человеческой жизни. Материальная основа исторического процесса есть одновременно и основа его единства.

Если различные культуры и цивилизации развиваются как самостоятельные и внутренне замкнутые образования, то никаких общих законов, исторических закономерностей быть не может. Формы проявления динства исторического процесса. Установление многообразных связей между странами: экономических, культурных => рост городов, консолидация народностей.

С развитием капиталистических отношений все больше стран вовлекаются в механизм кап. экономики. Эк. и культурное развитие тесно связано с развитием науки и техники. В этом взаимосвязанном мире соц. значимые события сразу становятся достоянием всех, интересы и судьбы народов тесно переплетаются. Таким образом, в ходе истории меняются формы выражения ее внутреннего единства, старые формы накладываются на новые, и то, что история — единый процесс развития человечества, становится еще более очевидным. Причины и факторы многообразия истории. Многообразие истории существует во времени и пространстве. Во времени — это различные этапы исторического развития, формации и эпохи. В пространстве — это наличное реальное многообразие социальной жизни, основной источник которого — неравномерность исторического

Солипси́зм (от лат. solus, «один», и лат. ipse, «сам») — радикальный и спорный философский подход, антагонистичный как материализму, так и другим формам идеализма. Крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида.

  • В различных трактовках подразумевает:
  • — Сомнение в реальности и/или достоверности всего сущего,
  • — Отрицание реальности всего, кроме собственного Я,
  • — Отрицание духовности всего, кроме собственного Я.
  • Считается, что понятие солипсизм ввёл Рене Декарт, известный французский математик и философ, в его работах солипсизм получил первое глубокое исследование, благодаря чему солипсизм стал популярным.

Одним из наиболее спорных моментов солипсизма является его непротиворечивость, попытки опровергнуть которую так и не увенчались заметным успехом. Таким образом, солипсизм своей непротиворечивостью ставит под сомнение состоятельность материализма и идеализма.

8. Основные сферы фил — го знания: главные проблемы и вопросы онтологии, гносеологии, логики, этики, эстетики, философии истории и др.

  1. По мере усложнения общественной жизни происходит дифференциация разделов Ф.
  2. В Древней Греции – 3 отдела: натурфилософия (о природе); логика (приемы и способы мышления); этика (о поведении).
  3. В наше время существует около 15 разделов Ф.:

Онтология (что есть что) – учение о бытии, о сущем, что есть каждое явление. Решает основной вопрос Ф. (первооснова, прародитель природы, общества, человека).

  • Гносеология — учение о познании, то есть о том, может ли человек познать мир, истинно ли его знание, как происходит познание мира.
  • Логика – учение о приемах, методах, способах, законах человеческого мышления.
  • Этика – учение о морали, о поведении людей, причинах появления морали, ее сущности и законах.
  • Эстетика – учение об искусстве, о законах и причинах прекрасного.
  • Религиоведение – учение о причинах появления веры в Бога, истории различных религий.
  • Социология – учение об обществе, законах его существования и развития.
  • Аксиология – учение о ценностях и идеалах людей, путях их развития, рождения и существования.
  • Философские вопросы естествознания – обобщает данные естественных наук, предлагает принципы программ их развития.
  • Культурология – о культуре
  • Футурология – ставит задачи прогнозировать и изучать будущее человечества.
  • Философская антропология – как возникло человечество, причины и движущие силы его появления.

История Ф. – как развивалась Ф. в отдельных регионах, почему Ф. отдельных регионов так отличаются друг от друга.

Рекомендуемые страницы:

A) простая, единая, целостная форма национально-государственного устройства, при которой территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы.

A) форма систематизации, при которой нормативно — правовые акты дорабатываются, дополняются и объединяются в новый нормативно-правовой актA. Дифтерія мигдаликів, тяжка формаB) Просмотрите текст вновь и скажите, верны ли данные утверждения.

Измените предложения, содержащие неправильную информацию так, чтобы они тоже стали верными.B) Просмотрите текст вновь и скажите, верны ли данные утверждения. Измените предложения, содержащие неправильную информацию так, чтобы они тоже стали верными.C) Постоянство формы и объема.

ETOKEN ЯК ЗАСІБ ЗАХИСТУ БАНКІВСЬКОЇ ІНФОРМАЦІЇI. ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРУЮ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ДО НАЧАЛА АНКЕТИРОВАНИЯI. Общие требования к заполнению формы ДекларацииII. Внутрішня форма джерела права

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s1886t5.html

Солипсизм простыми словами

Выдуманная реальность или природа солипсизма Каждому свойственен собственный взгляд на происходящие с ним события, взгляд солипсиста во многом подобен взгляду ребенка. Для солипсиста существует только то, что он способен ощущать, а то, что происходит за рамками этих ощущений, остается ему безразличным.

Солипсисты — это люди, для которых роза будет существовать лишь тогда, когда они ее узреют, ощутят запах, прикоснутся к ней и не способность услышать этот аромат приравнивается его отсутствию. Девизом для солипсиста скорее есть фраза: «в том, что ты не видел лично, уверенным быть нельзя».

Читайте также:  Тест на акцентуацию характера леонгарда шмишека

Солипсизм является философским мировоззрением. Примером может послужить юмористический стих в переводе Маршака:

Про одного философа:

  • »Мир, — учил он — мое представление!» 
  • А когда ему в стул под сидение
  • Сын булавку воткнул, 
  • Он вскричал: »Караул!

Как ужасно мое представление!».

Как рациональный взгляд, солипсизм невозможен, любой физик вам скажет, что не зависимо от того виден ли падающий небоскреб или нет, он одинаково упадет. Засомневался в этом и Альберт Эйнштейн: »Неужели вы верите в луну только когда ее видите?«. Такое выражение получает безоговорочное согласие у солипсиста.

Ярко описал данную позицию и Ленин: «И никакими доказательствами, силлогизмами, определениями нельзя опровергнуть солипсиста, если человек последовательно проводит свой взгляд«. Хотя, как и у каждого философского течения, у солипсизма есть свои противоречия, а иначе оно не было бы философским.

«Солипсизм» имеет корни от латыни: solus — один и ipse — он самый. Ощутить мир солипсисту нужно лично. Поэтому в своих представлениях приверженец строит реальность и без него она произойти не может.

Солипсист и в крайней степени эгоист: на всю действительность, выходящую за собственные ощущения, накладывается безразличие. Это часто взгляды бездельников, наркоманов и других искателей ощущений, но которые о самом слове «солипсизм» не знают, так как книги в руках держат редко.

Поэтому термин используют и для обозначения философской доктрины и для эгоцентризма.

Абсурдом в этом мировоззрении есть любое возвышенное понятие. Допустим, смерть человека: если на наблюдателя свалится кирпич и несчастного ожидает летальный исход, то мир моментально прекращает свое существование. Тогда наблюдателем может быть только тот, «кого не прибьет кирпичом».

Также абсурдом для солипсизма является не способность человека доказать события, которые запечатлены в памяти, солипсист не может доказать даже свое восприятие. Такое положение вещей приводит к постоянным сомнениям, внутренним конфликтам и сумасшествию.

В философии солипсизм ввел Рене Декарт, хотя упоминал и Августин. Это течение развивалось как борьба материализма и идеализма, где солипсизм является крайней точкой личных представлений человека, т. е., идеального.

Декарт видел мир в сомнении и находил гениальность в проверке очевидных вещей, что было возможным только с помощью органов осязания.

«Мыслю — значит существую» означает уверенность в собственном существовании, а все остальное еще под сомнением. Таким образом, не возможно утверждать абсурдность такого взгляда на мир. 

Для заядлого солипсиста постает вопрос о природе собственных ощущений. Но единственное, что для данного представителя есть — это он сам, как носитель сознания — человек. И если все, что человек ощущает есть иллюзией и другие люди ощущают тоже самое, мир являет собой только коллективное представление о себе и реальное существование происходящего не действительно.

Примеры из литературы

Возможность самой действительности солипсистом откладывается. Но не возможно доказать, что кажущийся мир является иллюзией. Скорее мир и фантастический и реальный одновременно. Это противоречие отобразил Льюис Кэрролл в «Алисе в стране чудес», задаваясь вопросом, что есть сном, а что есть реальностью.

Если Алиса существует только в воображаемом мире, где девочка реальна, то каково было узнать, что существует малышка там только до тех пор, пока снится Черному Королю?

Отсутствие ощущения человеком реальности может объясняться и низким уровнем серотонина. В таком состоянии человеку сложно отличить сон от реального бытия. Такое состояние может быть не только «просветлением солипсизма», но и неврозом. Психологи также определяют такое состояние как синдром деперсонализации и дереализации.

Очень яркое противоречие в таком мировоззрении подчеркнул Дэвид Дойч в книге «Структура Реальности» . Данную абсурдность автор доказал просто — если солипсист уверен, что ничего не может существовать, кроме работы разума, значит разум есть нечто более сложное, нежели человек ощущает.

Человеческое сознание содержит мысли и образы, но вопреки закону физики они имеют свою реальность и опровергнуть эту реальность солипсист не может, как и не может ощутить.

Мир для солипсистов приравнивается галлюцинации сознания, а значит, текст, который сейчас вами читается, тоже не существует.

Источник: https://fin-book.ru/solipsizm-prostymi-slovami/

Солипсизм, краткая характеристика

garyh_jetВИКИ:

Солипсизм (от лат. solus — «единственный» и лат. ipse — «сам») — радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Иногда этот термин употребляется в этическом смысле как крайний эгоцентризм.

  • Определение
  • В различных трактовках солипсизм подразумевает:
  • Сомнение в реальности и/или достоверности всего сущего;Отрицание реальности всего, кроме собственного Я;
  • Отрицание духовности всего, кроме собственного Я.     

Логическим основанием солипсизма служит суждение, согласно которому единственная реальность, существующая достоверно, — это собственное сознание (которое доступно человеку непосредственно) и ощущения (которые также воспринимаются непосредственно). Вопрос адекватности отображения окружающего мира в нашем сознании всегда упирается в вопрос о достоверности восприятия; если ощущения достоверны, то мир таков, каким мы его видим, но достоверность ощущений мы не можем доказать бесспорно, ибо кроме ощущений и сознания нам ничего не доступно непосредственно. В таком случае можно предположить, что ощущения искажены либо порождены нашим же сознанием, а окружающий мир совершенно не таков, каким мы его видим, либо даже вовсе не существует.

В Париже, действительно, проживал мыслитель, проповедовавший солипсистическую точку зрения. Это был Клод Брюне, по профессии врач и довольно плодовитый медицинский писатель… В 1703 г. Брюне издал отдельной брошюрой «Projet d’une nouvelle metaphysique» (Проект новой метафизики).

Этот проект представляет ныне величайшую библиографическую редкость и его опубликование (если только его ещё можно будет отыскать) было бы, конечно, весьма желательным.

Пока же нам приходится довольствоваться главным образом теми сведениями о философских взглядах Брюне, которые мы находим во второй части изданных Flashat de St Sauveur «Pieces fugitives d’histoire et de litterature, Paris 1704».[1]

В 1719 г. об «эгоистах» писал Х. Вольф[2]. Солипсизм, как радикальный субъективный идеализм, часто подвергался критике со стороны известных философов («солипсизм может иметь успех только в сумасшедшем доме» (А. Шопенгауэр), «солипсизм — это безумие» (М. Гарднер)).

Однако достаточного обоснования, которое позволяло бы однозначно утверждать существование объективной реальности вне мыслящего субъекта, дано не было.В этике термином «солипсизм» обозначают крайние формы эгоизма и эгоцентризма. Ярким представителем этического солипсизма был Макс Штирнер.

«Просвещённый» солипсизмФилософ Даниель Колак считает, что открытый индивидуализм (взгляд, что мы все одна и та же личность) может быть назван просвещённым (англ. enlightened) или «дружественным к независимости» (англ. «independence-friendly») солипсизмом.

[3]В отличие от солипсизма, согласно которому других разумов не существует и тела других людей неразумны, открытый индивидуализм утверждает, что других разумов не существует, но тела других людей разумны.

  1. В художественной литературе
  2. В кинематографе
  3. См.

    также

  4. Примечания

«Черный принц», Мердок Айрис«Они» Р. Хайнлайна«Дон Жуан» , Байрон, Джордж Гордон«Телеграфист Надькин» А. Аверченко«Девятый сон Веры Павловны» В. Пелевина«Галатея» Ольга Капилова«Секта эгоистов» Эрик-Эммануэль Шмитт«Создатель Черного Корабля»; «В прицеле Черного Корабля» Березин Ф. Д.

(шторм-капитан Стат Косакри)«Шатуны» Юрия Мамлеева«Профессор Коркоран» Станислава Лема«Футурологический конгресс» Станислава Лема«Страх» Рон. Л. Хаббард«Сумерки» Д. А.

Глуховский«То ли ночь, то ли утро» Рэя Брэдбери«Голова Якова» Любко Дереша«Девять принцев Амбера» Роджер Желязны…Немногие могут признать, что им полностью чужда идея о том, что мир, который они видят вокруг себя, на самом деле плод их воображения. Довольны ли мы им, горды ли? — цитата из Исака Динесена, приведённая в книге «Владения Хаоса» Р.

Желязны«Храм на рассвете» Юкио Мисимы«Таинственный незнакомец» Марка Твена«Амнезия творца» Джонатана ЛетемаВспомнить всёФутурама (серия «Obsoletely Fabulous», 2003)Господин Никто (фильм, 2009)Тринадцатый этаж (фильм)Матрица (фильм)ЭкзистенцияВанильное небоСмешарики (серия «Создатель», 2009)Субъективный идеализмОткрытый индивидуализмАгностицизмСкептицизмМозг в колбе

↑ Робинсон Л. Солипсизм в восемнадцатом столетии // Робинсон Л. Историко-философские этюды. Спб., 1908. С. С. 48—49.↑ Грязнов А. Ф. Кантовская оценка идеализма // Историко-философский ежегодник. — М.: Наука, 1987. — С. 105. — ISBN 5-02-008013-6.

↑ Kolak Daniel I Am You: The Metaphysical Foundations for Global Ethics, p. 90. — Springer, 2005. — ISBN 1402029993

Литература

Габрилович Л. Е. О крайнем солипсизме // Вопросы философии и психологии. 1912. Кн. 112. С. 213—249.Гасилин В. Н. Солипсизм и его основные постулаты // Человек и его мир. Саратов, 1992. С. 20—29.Невважай И. Д. Сознание и признание сознания «другого» // Философия сознания: классика и современность: Вторые Грязновские чтения / В.В.

Миронов, В.В. Васильев, В.И. Маркин. — М.: Издатель Савин С.А., 2007. — С. 250-254. — 480 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-902121-13-8Робинсон Л. Солипсизм в восемнадцатом столетии // Робинсон Л. Историко-философские этюды. Спб., 1908. С. 44—53.Шуппе В. Солипсизм // Новые идеи в философии. Сборник № 6. Спб.: изд-во «Образование», 1913. С. 99—136.

Grey, Denis. The Solipsism of Bishop Berkeley // «The Philosophical Quarterly» 1952 Volume 2. Number 9. pp. 338—349.Lenman J. Beliefs about Other Minds: a Pragmatic Justification // «American Philosophical Quarterly». — 1984/ — vol. 31. — № 3.Lepore E., Loewer B. Solipsistic Semantics.

// In: «Midwest Studies in Philosophy», Minneapolis, 1986, vol. 10.Levin M. Why We Believe in Other Minds. // «Philosophy and Phenomenological Research» — 1984. vol. 44. — № 3.Stemmer N. The Hypothesis of Other Minds: Is It the Best Explanation? // «Philosophical Studies.» — 1987. — vol. 51. — № 1.Sturgeon N. L.

Altruism, Solipsism and the Objectivity of Reasons. // «Philosophical Review.» — 1974. — № 3.

Солипсизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — Спб., 1890—1907.

Ссылки

Солипсизм — История философии. Энциклопедия.

Солипсизм — http://www.humanities.edu.ru/

Солипсизм.ру — сайт, посвященный Солипсизму

Источник: https://garyh-jet.livejournal.com/344628.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector