Фарисейство: историческое и современное значение термина

Многие слышали, как кого-то могут назвать фарисеем, но не каждый знает, кто такие фарисеи. В обыденном представлении фарисейство — это ложь, фальшь и лицемерие. Но без обращения к сложной и интересной истории слова «фарисейство» понять, кто такой фарисей и что это за явление такое, невозможно.

Религиозная сторона понятия

Фарисейство: историческое и современное значение терминаКогда говорят о данном явлении, в тематике разговора зачастую присутствует религиозный оттенок. Верующие люди, сталкиваясь с негативнымиморальными качествами человека, нередко характеризуют его указанным словом.

Такое мнение имеют преимущественно представители христианских конфессий: православия, католицизма, протестантизма.

Приверженцы иудаизма могут обидеться, услышав в свой адрес подобное словоупотребление. Это связано с давним историческим противостоянием между фарисеями, учение которых стало основой раввинского иудаизма, и христианами первых веков.

Даже если разговор ведется в сугубо светском контексте, не стоит злоупотреблять понятием «фарисейство», забывая, что это такое было изначально. Для кого-то из Ваших собеседников это слово может показаться обидным, тем более, что вероисповедание относится к области свободы совести и никто не обязан информировать о нем окружающих.

Возьмите на заметку! Некоторые даже могут посчитать обвинение в фарисействе признаком антисемитизма, что способно подорвать репутацию в деловой или профессиональной среде, казалось бы, далекой от религии.

Происхождение термина

Фарисейство: историческое и современное значение термина

Ответ на вопрос, что такое фарисейство, даёт Википедия. Данному явлению в его историческом разрезе посвящена отдельная статья свободной энциклопедии.

Кто такие фарисеи. Википедия называет так последователей религиозно-общественного движения, существовавшего в Иудее в эпоху Второго храма, в годы земной жизни Иисуса Христа.

Важно! Кто они – 12 апостолов Иисуса Христа

Фарисеи стали заметным явлением во втором веке до нашей эры, когда после восстания Маккавеев евреи получили относительную политическую самостоятельность. Их оппонентами в ту эпоху были саддукеи и ессеи.

Хотя название «фарисеи» восходит к ивритском слову פרש‎, обозначавшему еретиков и отступников, данное направление стало доминирующим в Иудее, а его учителя заложили основу еврейского религиозного закона — Галахи. Как видим, первоначальное значение слова «фарисей» было далеко от того, что теперь означает «фарисейство».

Фарисейство: историческое и современное значение термина

Чтобы понять, кто такие фарисеи, достаточно упомянуть, что это священники, которые первыми начали служить Богу в синагогах.

До этого все обряды совершались в единственном месте — иерусалимском Храме, куда в праздники стекался народ со всей Иудеи и из мест рассеяния.

Познавательно! Почему нельзя купаться в Ильин день

Перечислим основные пункты фарисейского вероучения

  1. Вера в предопределение судьбы, влияющей на жизнь человека.
  2. Уверенность в том, что человек может выбирать между добрыми и дурными поступками.
  3. Утверждение о необходимости соблюдения помимо Торы устных предписаний, передававшихся из поколения в поколение.
  4. Ожидание воскресения мертвых.

Фарисейскими учителями было записано большое количество комментариев и разъяснений к положениям Моисеева закона. Некоторые из этих толкований видоизменили и заметно смягчили заповеди Пятикнижия, например, касающиеся соблюдения покоя в субботу и ритуальной чистоты, что означает фактическое реформирование древней религии, замаскированное под неукоснительное соблюдение традиций.

Интересно! От чего помогает молитва святого Франциска Ассизского

  • Именно подобные произвольные изменения закона, как не соответствующие истинному духу Божественных предписаний, критиковал Иисус Христос, который на страницах Евангелий неоднократно вступает в полемику с фарисеями.

Обратите внимание! Фарисейские воззрения не помешали отдельным приверженцам данного течения впоследствии стать христовыми учениками.

Значение

Фарисейство: историческое и современное значение термина

В первую очередь, речь идет о соответствии или не соответствии формы и содержания в религиозной жизни.

Это интересно! История Ставропольской и Невинномысской митрополии

Например, многие прихожане, как говорят священники, критикуют женщин, стоящих в храме без платков, считая, что это недопустимо.

В то же время они сами допускают более серьезные прегрешения, злословя ближних и гневаясь на них. Отмечается, что такое фарисейство по определению сводит на нет духовные достижения, связанные с соблюдением внешнего благочестия.

Внимание! Многое могут рассказать о функционировании в современном русском языке слова «фарисейство» его синонимы, приводимые в специализированных словарях.

Фарисейство: историческое и современное значение термина

  • фальшь,
  • лицемерие,
  • двойственность,
  • ханжество,
  • неискренность,
  • лживость,
  • двуличие,
  • двоемыслие,
  • двоедушие,
  • криводушие.

Что значит фарисейство для светского человека. Разумеется, стать фарисеем в первоначальном смысле данного слова в современном мире невозможно. Но даже если Вы далеки от религии, понять, что значит фарисейство, несложно.

Интересно! Значение слова лихоимство и что это за грех в православии

Речь идет о людях, которые за внешним соблюдением формы скрывают полное равнодушие к ее содержанию. Вместо реальной помощи они предложат отписку или отговорку.

К сожалению, данное явление широко распространено. Также обвинить в фарисействе с полным основанием можно лживых и неискренних людей.

Источник: https://religiya.guru/osnovy-religii/znachenie-slova-farisejstvo-chto-eto-takoe.html

Фарисейство: кто такие фарисеи, значение этого слова, его определение

Фарисейство: историческое и современное значение термина

  • Вконтакте
  • Одноклассники
  •  
  • Twitter
  • Мой мир

Оглавление:

  • Кто такие фарисеи
  • История
  • Появление фарисеев
  • Фарисеи и христианство
  • Как не стать фарисеем в современной трактовке этого слова

Евреи, как правило, находят это оскорбительным и считают, что такую трактовку слову «фарисейство» могут давать только антисемиты.

Кто такие фарисеи

Фарисей — значение слова происходит от древнегреческого Pharisaios (Φαρισαῖος), что означает «отделяться, разделяться».

Первое историческое упоминание о них и их убеждениях содержится в четырёх евангелиях и в Книге Деяний, в которых описывается их тщательное соблюдение интерпретации Торы, а также эсхатологические взгляды. Более позднее историческое упоминание можно найти у еврейско-римского историка Иосифа Флавия в описании «четырёх школ мысли» или «четырёх сект», в которых он разделил евреев в I веке н. э.

История

Фарисейство: историческое и современное значение терминаИзгнание евреев из древнего царства Иудеи в Вавилон Навуходоносором II, начиная с первой депортации в 597 году до н. э. и продолжающейся после падения Иерусалима и разрушения Храма в 587 году до нашей эры, привели к резким изменениям в еврейской культуре и религии. Во время 70-летнего изгнания в Вавилон еврейские собрания (известные на иврите как бис-кессион или на греческом как синагога) и молитвенные дома были основными местами для молитв.

В 539 году до н. э. персы захватили Вавилон, а в 537 году до н. э. Кир II Великий разрешил евреям вернуться в Иудею и восстановить храм. Однако это не значит, что он позволил восстановить иудейскую монархию. Без монархии усилилась власть священников и Храма в гражданской жизни. И примерно в это же время партия Саддукеи стала партией священников и союзных элит.

Тем не менее Второй Храм, который был завершён в 515 году до нашей эры, поднял вопросы о его легитимности. Это обеспечило условия для развития различных сект или «школ мысли», каждая из которых требовала исключительного права представлять «иудаизм» и обычно избегала общения с членами других сект.

За пределами Иудеи синагогу часто называли домом молитвы. Хотя большинство евреев не могли регулярно посещать службу Храма, они могли встретиться в синагоге на утренние, дневные и вечерние молитвы.

Появление фарисеев

Фарисейство: историческое и современное значение терминаСепаратистская партия возникла в основном из группы книжников и мудрецов. Фарисеи, среди других еврейских сект, были активны с середины II века до нашей эры до разрушения Храма в 70 году н. э. Одним из факторов, которые отличали их от других групп до разрушения Храма, была вера в то, что все евреи должны соблюдать законы чистоты веры. Однако главным отличием фарисейства было продолжение приверженности законам и традициям еврейского народа перед лицом ассимиляции. Как отметил Иосиф Флавий, они считались самыми точными экспертами еврейского права.

Фарисеи получили поддержку и добрую волю простых людей, в отличие от элитных саддукеев, связанных с господствующими классами. В то время как саддукеи были аристократическими монархистами, фарисеи были эклектичны, популярны и более демократичны. Фарисейская позиция иллюстрируется утверждением, что «кто, как не учёный имеет приоритет над невежественным Первосвященником».

Мудрецы талмуда видят прямую связь между собой и фарисеями, и историки обычно считают, что фарисейский иудаизм является прародителем раввинского иудаизма, являющимся нормативным, господствующим иудаизмом после разрушения Второго Храма, а все основные формы иудаизма сегодня считают себя наследниками раввинского иудаизма.

Фарисеи были в разное время политической партией, общественным движением и школой мысли на Святой Земле во времена Второго иерусалимского иудаизма. А это значит, что после разрушения Второго Храма фарисейские верования стали основополагающей, литургической и ритуальной основой для раввинского иудаизма.

По сути, фарисеи продолжали форму иудаизма, применяя еврейский закон к мирской деятельности, чтобы освятить мир.

Это была более активная (или «демократическая») форма иудаизма, в которой ритуалы не были монополизированы унаследованным священством, а скорее могли быть выполнены всеми взрослыми евреями индивидуально или коллективно; те из них, кто стал лидером, не были определены по рождению, а благодаря научным достижениям.

Они считали, что в дополнение к Письменной Торе, признанной как саддукеями, так и фарисеями, и которая была написана Богом через Моисея, существует Устная Тора, состоящая из устных законов, интерпретаций и традиций, переданных Богом Моисею устно.

Фарисеи были также новаторами в том, что они приняли конкретные законы, которые были необходимы в соответствии с потребностями времени.

После иудейских войн, из всех сект остались только фарисеи. Рим стал управлять Иудеей через прокуратора. Иоханан Бен Заккай был назначен первым патриархом, и он восстановил Синедрион под контролем фарисеев.

С религиозной точки зрения, они приняли слово, написанное Богом. Фарисеи стремились строго соблюдать традиции:

  • Евангелие от Матфея 9:14, 15: 1–9; 23: 5; 23:16; 23.
  • От Марка 7: 1–23.
  • От Луки 11:42.

В отличие от саддукеев, они считали, что:

  1. Бог контролирует все.
  2. Мёртвые воскрешают.
  3. Есть жизнь после смерти, с наградой и наказанием для каждого человека.
  4. Существуют ангелы и демоны.

Хотя фарисеи были соперниками саддукеев, они были едины в конкретном случае — гонении Христа, и именно в этом обстоятельстве объединились, чтобы его убить.

Фарисеи и христианство

Фарисейство: историческое и современное значение терминаЗа пределами еврейской истории и литературы фарисеи были отмечены ссылками в Новом Завете о конфликтах с Иоанном Крестителем и с Иисусом Христом. В Новом Завете есть также несколько ссылок на апостола Павла, являющегося фарисеем. Связь между ранним христианством и фарисеями не всегда была враждебной: например, Гамалиил, часто упоминаемый, как фарисейский лидер, симпатизировал христианам. Фарисеи появляются в Новом Завете, вступая в спор с Иоанном Крестителем и Иисусом Христом, но есть несколько ссылок в Новом Завете на то, что апостол Павел был фарисеем до христианизации.

Согласно Новому Завету, фарисеи верили в воскресение мёртвых, но не указывали, включало ли это воскрешение плоти или нет. По словам Иосифа, они считали, что только душа бессмертна, а души добрых людей будут перевоплощаться и «переходить в другие тела», в то время как «души нечестивых будут страдать от вечного наказания».

Некоторые исследователи полагают, что споры Иисуса с фарисеями были диспутами, а не фундаментальным конфликтом (термин «диспут» используется в талмуде как поиск истины). Например, утверждение Иисуса о том, что нужно любить своего ближнего, повторяет учение школы Гилеля, а взгляды Иисуса на развод ближе к школе Шаммая.

Читайте также:  Что это такое лоботомия: описание операции и ее последствия

Как не стать фарисеем в современной трактовке этого слова

В этом случае совет может быть только один, побольше самокритики и внимания к окружающим людям. Фарисейство — синонимы:

  • Фарисейство: историческое и современное значение терминадвойственность;
  • неискренность;
  • лживость;
  • двуличие;
  • лицемерие;
  • ханжество;
  • фальшивость.

Источник: https://pravoslavie.guru/slovar-terminov/farisejstvo-znachenie-i-opredelenie-etogo-slova.html

Что такое фарисейство и кто такие фарисеи?

  • Кто такие фарисеи
  • Притча о мытаре и фарисее
  • Фарисеи в современном мире

Христос, придя на Землю, показал неприглядность и мерзость множества человеческих грехов и пороков.

Но пожалуй, наибольшего количества обличений от Господа получили фарисеи. В каждом из Евангелий можно увидеть строки о том, как неугодны Богу были эти люди.

Так что такое фарисейство и почему оно так осуждаемо Христом?

Кто такие фарисеи

Фарисеями назвались сторонники значительного и влиятельного иудейского течения, которые целью человеческой жизни считали четкое и детальное исполнение закона, прописанного в Торе. В повседневной жизни это выливалось в мелочное, внешнее и формальное исполнение заповедей. Фарисеи буквально наизусть знали и скрупулезно по пунктам выполняли даже самые мелкие предписания Торы.

Фарисейство: историческое и современное значение терминаФарисеи получили наибольшее количество обличений от Иисуса Христа

Такая зацикленность исключительно на форме привела к практически полной потере внутреннего смысла. Закон воспринимался как четкое руководство к практическому действию, при этом совершенно не учитывались духовные аспекты вероучения.

Особо чтимой у фарисеев была суббота. В этот день не делались абсолютно никакие дела, поэтому даже Христос, исцеливший больного, попал под осуждение за нарушение субботы. Получается, что даже делание добрых дел порицалось под благовидным предлогом соблюдения заповеди о почитании субботы.

Читайте еще о Заповедях Божиих:

  • Заповедь «Не кради»
  • Заповедь «Не поминай Господа в суе»
  • Заповеди блаженства

Внешне эти люди часто выглядели неопрятно, неухоженно и даже неряшливо. Такое нарочитое пренебрежение элементарными правилами ухода за собой как бы подчеркивало полное отречение от мира, от всего тленного, незначимого.

Интересно! Фарисеи постоянно ходили со скучными и постными лицами, всем своим видом показывая, что им чужды глупые радости бренного мира.

Обманчивая внешность часто приводила к тому, что их считали истинными праведниками, достигшими святости. Их значимость в иудейском обществе была велика, а мнение весомым. Так почему же их так сильно обличает Христос?

Притча о мытаре и фарисее

Наиболее детально суть Божьего порицания видна в Евангелии, в притче о мытаре и фарисее. Кратко ее суть в следующем: в одном из иудейских храмов молились два человека.

Один из них был мытарем — сборщиком местных налогов. Таких людей в обществе часто не любили, поскольку налоги были огромными, и мытари зачастую отбирали в уплату чуть ли не все пропитание семьи.

Поэтому мытари имели славу людей бессердечных, злых и немилостивых.

Другим молящимся был праведный, соблюдающий все предписания фарисей. Его молитва была преисполнена чувства собственного достоинства — он благодарил Бога за то, какой он хороший.

Заметив мытаря, он стал благодарить и за то, что он «не таков, как тот мытарь».

Иудей ставил себя и свои заслуги выше всех остальных людей и считал себя великим праведником, поскольку он соблюдал посты, отдавал десятину в храм, чтил субботу и выполнял множество других предписаний Торы.

Молитва мытаря же носила совершенно иной характер. Он, напротив, не смел поднять глаз своих, стоял с повинной головой. Просил он у Господ одного — милости. Понимая всю сущность своего падения, осознавая свою глубочайшую греховность, этот мытарь просил Бога быть милостивым к нему. На большее он не смел и надеяться.

Фарисейство: историческое и современное значение терминаФарисей – человек, который относится к Богу и ближним без любви и при этом превыше всего ставит самого себя

И вот Святое Евангелие повествует нам об исходе этих двух молитв. Фарисей, окончив положенное правило, вышел из храма довольный собой, с чувством собственной праведности. Он был абсолютно уверен, что сделал все хорошо и правильно, и что его молитва обязательно будет услышана Богом. И несмотря на это он вышел осужденным.

Мытарь же, который даже не надеялся на прощение от Господа, а только лишь молил о помиловании, вышел со слезами на глазах и с чувством осознания своей полнейшей ничтожности. И при этом Евангелие нам говорит, что этот мытарь вышел из храма оправданный.

Чем же так угодил Господу мытарь и чем так разгневал фарисей? Основной грех последнего в том, что он дает себя право судить. Он судит несчастного мытаря, сразу делая вывод о нем, как о человеке павшем.

Он судит и себя, но себе приписывает личину праведности. Однако фарисею никто не давал права суда — это удел одного лишь Бога. Одному Господу известно, кто из нас поистине праведен, а кто грешен.

Следующая погрешность фарисея — свое самодовольство. Мы знаем и из Евангелия, и из творений любых святых отцов, что матерью всех добродетелей является смирение.

Смиренный человек не упивается собственной хорошестью, но видит в себе множество недостатков, с которыми старается бороться.

Человек же, который считает, что поборол в себе страсти и достиг состояния праведности находится в глубокой духовной прелести. Именно таков и был фарисей из притчи.

Мытарь же, напротив, считал себя ниже и хуже любых других людей. Он возненавидел себя за те грехи, которые совершил в жизни и искренне в них покаялся. Его чувство было настолько острым, что он стоял в храме опущенной головой и только лишь повторял — Боже, милостив буди мне, грешному.

Важно! Именно эти слова прошения милости называются «молитвой мытаря» и с них начинается утреннее молитвенное правило.

Можно возразить, что этот фарисей действительно исполнял все, что прописано в Законе.

Он не воровал, не блудил, соблюдал посты и еще много чего.

Так почему же он не имел права сказать, что все выполнил? Богословы поясняют этот момент так — если бы фарисей познал истинного Бога, а не просто выучил формальный свод правил, то он бы понял, что предела у Бога нет.

Это означает, что по мере духовного возрастания перед человеком открываются все новые и новые духовные горизонты, пределов у которых нет, поскольку Господь — бесконечен. Исполнив одно правило, искоренив один грех, истинно верующий человек найдет в себе еще десяток. Как жив Бог, так жив и подвижен Его Закон. И невозможно Господа поместить в формальные рамки и правила.

Фарисеи в современном мире

Сейчас слово «фарисей» уже совсем не означает причастность к какому-либо иудейскому течению. Так называют людей, которые внешне пытаются выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Это лицемеры, люди, которые постоянно носят маски. К сожалению, очень много таких и в православной среде.

Христианство — это религия постоянной и кропотливой работы над собой, над очищением собственной души. Это сложный и тернистый путь, и не каждый может его пройти. Очень часто человек не хочет реально трудиться над собой, но при этом очень стремится, чтобы окружающие считали его праведником, ставили в пример, почитали.

Такое горделивое стремление показать себя лучше других и есть фарисейством. Совершенно не обязательно сегодня исповедовать иудаизм, чтобы быть фарисеем.

Можно считать себя очень православным, ходить каждое воскресенье в храм, соблюдать посты и раздавать милостыню.

Но если при этом в сердце будет зреть злоба на людей, виденье чужих грехов на фоне собственной праведности — это и есть самое настоящее фарисейство.

В чем в наши дни может проявляться фарисейство? Протоиерей Дмитрий Смирнов

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/chto-takoe-farisejstvo-i-kto-takie-farisei.html

Фарисеи

одно из главных религиозно-политических течений в Иудее во 2 в. до н.э.- 2 в. н.э.; выражали интересы преимущественно средних слоев населения. В Евангелиях фарисеи называются лицемерами. Отсюда переносное значение слова — лицемер, ханжа.

Источник: Исторический словарь

греч. pharisaioi – отделившиеся) – представители общественно-религиозного течения в Иудее во II в. до н.э. – II в н.э.; выражали интересы преимущественно средних слоев населения, в Евангелиях фарисеев называют лицемерами. Отсюда переносное значение слова – лицемер, ханжа.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов

не вполне ясное назв. участников одного из обществ.-религ. теч. в Иудее во 2 в. до н.э. — 2 в. н.э. (наряду с саддукеями, ессеями, зелотами, сикариями). Сами Ф. в разное время называли себя: «товарищи» (орг-ции Ф.

назыв. — «товарищества»), а также «мудрецы», «писцы». Теч. Ф. — противореч. и недостаточно еще изученное явление. По соц. составу Ф. были ср. и мелкими земледельцами, торговцами, ремесленниками, учеными-книжниками.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

древнееврейское «нерушим» — отделившиеся — представители общественно-религиозного течения в Иудее во II в. до н. э. Выражали интересы преимущественно средних слоев населения.

Настаивали на строгом соблюдении писаний религии, проповедовали учение о загробной жизни, занимали враждебные позиции в отношении эллинистической культуры, отличались показным благочестием. В евангелиях Ф. называют лицемерами.

Отсюда переносное значение слова – лицемер, ханжа.

Источник: Словарь исторических терминов

Фарисеи (Pharisees), представители религ. течения в Др. Израиле, придававшие большое значение соблюдению мельчайших требований иудейского закона. Держались изолированно от др.

евреев и выступили противИисуса Христа, чье сострадание часто противоречило их бездушной приверженности букве закона, как следует из Нового завета Библии.

Среди евреев были более популярны, чем консервативные аристократичныесаддукеи; сыграли важную роль в развитии иудаизма после разрушения Иерусалима в 70 г.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)

(отделившиеся), политич. — религиозная группировка в Иудее, представляла интересы ср. слоев населения, возникла в период народного восстания во 2 в. до н. э. под предводительством Иуды Маккавея. Ф.

выступали как против саддукеев, так и против чужеземных властителей, не отказываясь при этом от некоторых компромиссов. Ф. видели защиту от духовного отчуждения в приверженности религиозным традициям.

Одновременно проповедовали религиозные новшества; среди прочего в противоположность саддукеям признавали бессмертие души и присутствие судьбы в человеч. деяниях.

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

религиозные фанатики и самая влиятельная во времена Христа партия (прослойка) еврейского народа. Секта фарисеев возникла в Иудее примерно в середине 2 в. до РХ и вначале проповедовала строгую жизнь, чистоту и точнейшее исполнение закона (Деян 26.

5), что привлекло к этому учению массу простого народа. Фарисеи стояли за независимость от других государств и несмешиваемость с другими народами. Позже, однако, это учение, делающее упор на исполнение внешних обрядов (см.

например, хранилища), выродилось в лицемерие и гордость, что в свою очередь превратило фарисеев в самых неистовых врагов Христа (Ин 7.32; 11.47,53,57). Господь обличал и порицал сам дух фарисейства-высокомерие, самодовольство и двуличие (Лк 18.11; 12.1).

Как секта, фарисеи исчезли с разрушением Иерусалима, но дух их учения ясно виден еще и в современном иудаизме. (См. иродиане, саддукеи)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный)

греч. popisaioi, от арамейского перишайя, др.-евр. перушим, букв. — отделившиеся, по-видимому, от ритуальной нечистоты) — не вполне ясное название участников одного из обществ.-религ. течений в Иудее во 2 в. до н. э. — 2 в. н. э. (наряду с саддукеями, ессеями, зелотами, сикариями). Сами Ф. в разное время называли себя: haberim — «товарищи» (орг-ции Ф. наз.

haburot — «товарищества»), а также hakamim — «мудрецы», soierim — «писцы». Течение Ф. — противоречивое и недостаточно еще изученное явление. По социальному составу Ф. были средними и мелкими землевладельцами, торговцами, ремесленниками, учеными-книжниками. Ф. выражали интересы преим. средних слоев населения. Согласно Флавию, Ф. оказывали большое влияние на нар.

массы и временами возглавляли нар. восстания. Вместе с тем имеются данные о взаимной вражде Ф. и простого люда. Ф. — создатели т. н. «Устного учения», письменно зафиксированного в Мишне (см. в статье Талмуд) в нач. 3 в. н. э. В своем истолковании Торы (Пятикнижия) Ф. стремились приспособить «отеческие законы» к новым социально-экономич. условиям. Ф. заложили идеологич.

основы дальнейшего развития иудаизма.

Лит.: Finkelstein L., The Pharisees, v. 1-2, Phil., 1962; Meyer R., Tradition und Neusch?pfung im antiken Judentum. Dargestellt an der Geschichte des Pharis?ismus. Mit einem Beitrag von H. Fr. Weiss. Der Pharis?ismus im Lichte der ?berlieferung des Neuen Testaments, В., 1965. И. Д. Амусин. Ленинград.

Читайте также:  Как перебороть в себе лень и усталость

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Перушим, т. е. толкователи), самая многочисленная и могущественная партия между евреями. Иосиф Флавий, написавший историю еврейского народа, впервые упоминает о фарисеях при первосвященнике Ионафане (около 145 г. до Р.Хр.

) и говорит о них следующее: Фарисеи живут скудно, воздерживаются от вкусной пищи и следуют велению разума: что разум предписывает им, как добро, то они и делают, и верят, что им следует серьезно стремиться исполнять предписания разума. Они оказывают почтение старцам, и что бы те не утверждали — фарисеи не противоречат им.

Думая, что все совершается по ранее намеченным планам, они все же не отрицают свободы выбора со стороны человека. По их мнению, Бог ставит события в такой порядок, чтобы исполнилось то, что Он хочет, и в то же время воля человека свободна в выборе между добродетелью и пороком.

Они также верят, что души бессмертны и заслужат в преисподней награду или наказание, смотря по тому, как люди жили в этой жизни — добродетельно или порочно; последние будут содержаться в вечной темнице, первые же получат силу пробудиться и жить снова.

Такое учение привлекло к ним широкие массы, и во всем, что относилось к богослужению, молитве и жертвоприношениям, люди стали поступать по их указаниям; и города давали хороший отзыв о их добродетельных поступках и словах».

Фарисеи верили в существование духов и воскресение мертвых (Деян. 23:6 и дал.; 24:15 и дал.), и Павел, который воспитывался в их среде, в некотором отношении выставляет и себя фарисеем.

Не только это характеризовало фарисеев, но также подчеркнуто строгое соблюдение всяких внешних установлений, как предписанных законом, так и множество других заповедей, которые они добавили к закону. Они были ревностными хранителями отеческих установлений, как церковных, так и общественных, добивались политической независимости еврейского народа. Фарисеи были ортодоксальными (т.е.

неуклонно соблюдающими признанные догматы) патриотами, в противоположность либеральной партии саддукеев, которая относилась к этим вопросам более свободно. Фарисеи пользовались уважением со стороны народа, и одна пословица гласила: «ели бы только два человека попали на небо, то один из них был бы фарисей».

Но Господь Иисус раскрыл лицемерие фарисеев, показав, что их внешняя святость прикрывает внутреннюю нечистоту. Со всеми своими благочестивыми правилами, они были подобны окрашенным гробам. Эти правила, которые впоследствии были собраны и развиты в Талмуде, второй Библии евреев, содержат иногда самые нелепые странности. Возьмем несколько примеров. Омывать руки до и после еды (Мат.

15:2), они считали религиозным обрядом, неисполнение которого являлось таким же грубым преступлением, как прелюбодеяние, и за нарушение этого правила исключали из своей общины: «кто берет пищу неумытыми руками», говорит один из раввинов, повинен смерти».

Далее, если сын определял в дар Богу те средства, которые должен был употребить на содержание отца или матери, то они считали его свободным от этой обязанности.

Таким образом, они своими постановлениями уничтожили слово Божие, оставив в стороне важнейшее в Законе: праведность, любовь и милосердие, а допустили лицемерие, сребролюбие, ложную праведность и презрительное отношение к прочим людям. На это указал Иисус в притче о фарисее и мытаре (Лук. 18:9 и дал.).

Фарисеи были самыми злобными противниками Христа, и Христос предвидел, что мытари и блудницы скорее войдут в Царство Божие (Мат. 21:31), чем они, хотя фарисеи часто постились, расширяли свои хранилища (повязки на руках и на лбу со словами закона), долго молились и давали десятину даже с самых незначительных огородных растений, как мята, анис и тмин (Мат. 23:23). Срав.

следующие места: Мат. 9:11,34; 15; 19: 23; Map . 10; Лук. 5; 7; 11; 14; 15:2; 16; Иоан. 7:32; 9:15; 11:47; 12:19. Надо заметить, что и со стороны фарисеев Иисусу Христу иногда оказывалось уважение и внимание. Многократно мы читаем, что фарисеи приглашали Его к себе в дома, и что Он шел и к ним, так же как и к мытарям. См. Лук. 7:36 и дал.; 11:37 и дал.; 14:1 и дал.

Может быть, такие приглашения были вызваны тайным желанием познать истину: по словам ев. Иоанна, многие из начальников веровали в Иисуса (Иоан. 12:42), а, может быть, это было по обычаю восточного гостеприимства. В известной степени, возможно, воспринял истину также и фарисей Гамалиил, который в синедрионе высказал свое мнение о деятельности апостолов (Деян. 5:34 и дал.).

Наконец, нужно прибавить, что усиленная ревность по нахождению приверженцев (прозелитов), побуждавшая их ездить по всем странам, чтобы обращать язычников (Мат. 23: 15), подготовила почву для проповеди Евангелия. Почти везде, куда приходили благовествовать апостолы, находились общины прозелитов, знакомых с учением фарисеев о мире духов и воскресении, и привыкших к богослужебному порядку в синагогах, который давал возможность излагать общине новое учение (Лук. 4:16; Деян. 17:2). Поэтому, когда величайший из миссионеров, родом еврей, по воспитанию и учению фарисей, по языку грек, рожденный римским гражданином, выступил с проповедью о воскресшем Христе, — он везде находил подготовленную почву для восприятия небесного семени.

Источник: Библейский энциклопедический словарь, 1868 г. (репринт М.: Локид-пресс, 2005 г.)

отлученные; Мф 3:7, 23:26 и др.) — известная секта, возникшая между Иудеями, после долговременного их плена в Вавилоне. Название фарисеев произошло от Еврейского слова, значащего отлучать, отделять; но история их происхождения скрыта во мраке неизвестности. Гордость и лицемерие были их отличительные пороки.

Они имели притязание на необычную святость, и со строгою заботливостью исполняли многочисленные обряды, очищения и т.п. дошедшие до них по преданию (Мф 15:2), но во многих случаях своим чрезмерным исполнением преданий человеческих поступали вопреки закону Божию и делались рабами лицемерия, корыстолюбия и гордости.

За это и обличал их Господь Иисус Христос и особенно за то, что они выставляли на показ народу свои подвиги, как-то: молитвы и раздачу милостыни (Мф 6:2-5).

С особою силою и полнотою изобразил Иисус Христос ученикам и народу книжников и фарисеев — их гордость, лицемерие, наружное благочестие и внутреннюю нечистоту, пред Своими крестными страданиями, и тогда же изрек Свой страшный приговор над этими слепыми вождями народа.

В 23 главе Евангелия от Матфея содержится эта строго-обличительная речь Иисуса Христа в таких выражениях: “На Моисеевом седалище были книжники и фарисеи. И так все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте: ибо они говорят, и не делают. Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые, и возлагают на плеча людям, а сами не хотят и перстом двинуть их.

Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои (повязки на лбу и на руках с словами из закона), и увеличивают воскрилия одежд своих.

Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель, Христос; все же вы братья. И отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, который на небесах. И не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник, Христос.

Больший из вас да будет вам слуга. Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете дома вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего; а если кто поклянется золотом храма, то повинен.

Безумные и слепые! что больше, золото или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего; если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

Безумные и слепые! что больше, дар или жертвенник, освящающий дар? И так клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и живущим в нем; и клянущийся небом клянется престолом Божиим и сидящим на нем.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам, и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков. Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков. Дополняйте же меру отцов ваших.

Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему вот Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников, и вы иных убьете, и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город. Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне.” Вследствие означенных обличений лицемерия и гордости фарисеев, они естественно были злейшими врагами Христа и, без сомнения, по своему влиянию на народ много содействовали возмущению народа против Господа во время суда над Ним у Пилата. Богословские понятия фарисеев были правильнее и вернее чем у саддукеев, так как они веровали в воскресение тела и в будущее воздаяние наград и наказаний, равно как в бытие ангелов и духов (Деян 23:8). Хотя секта фарисеев и была враждебно расположена к Господу Иисусу Христу, однако в первые годы Христианства некоторые из последователей оной сделались истинными последователями Христа, как например Никодим, Савл, Гамалиил и др.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора

Читайте также:  Антропоцентризм - что это, определение, развитие

Источник: https://interpretive.ru/termin/farisei.html

Кто такие фарисеи, и что такое фарисейство

В последнее время стало модно среди православных и особенно среди неообновленцев направо и налево бросаться таким словом как «фарисейство». Постараемся уяснить подлинный смысл и значение этого понятия.

Чтобы правильно понять нарицательный смысл слова «фарисейство», для начала разберемся кто такие вообще фарисеи.

Во времена Христа в Палестине существовало множество религиозных сект и течений, одним из которых являлись фарисеи. Выдавали они себя за истинных хранителей «отеческих преданий».

Однако сущность их веры заключалась в лукавой подмене Божественного Предания Ветхозаветной церкви на предание человеческое, в чем их не раз обличал Господь.

Таким образом, имея в руках истинное Священное Писание, они не могли понять его подлинный смысл, так как он открывается только в свете Священного Предания, которое у них было утрачено.

В нравственном же отношении им было свойственно такое отрицательное душевное качество, как лицемерие — показное благочестие. Будучи на самом деле великими грешниками, перед народом они выдавали себя за великих праведников. То есть внешнее не соответствовало внутреннему. Понятно.

Теперь постараемся разобраться, что имеется в виду под нарицательным значением слова «фарисейство».

Нарицательное значение имеется. Так Господь предупреждал апостолов беречься от закваски фарисейской, ясно, что речь шла не о переходе апостолов в эту религиозную секту, а о чем-то другом. Итак, о чем?

Господь удерживал апостолов от самого духа фарисейства, от гордости и показного благочестия. Чтобы не только внешне, но и внутренне проводить жизнь святую.

И добродетели смиренно приписывать не себе, а Богу, без которого нельзя сотворить ничего доброго.

Но так же и от учения фарисейского — подмены Божественного Предания человеческим, и таким образом нарушении заповедей Божиих и установлений церковных. А теперь самое интересное.

Что же имеют в виду неообновленцы, когда обвиняют православных в фарисействе?

Первое — это соблюдение (или стремление к оному) священных канонов и церковных правил, включая и устное предание (традицию).

Но разве это является человеческим преданием (как у древних фарисеев)? Разве это не есть Священное Предание Святой Христовой Церкви? Или мы должны приравнять учение свв.

отцов Церкви к фарисейскому «преданию старцев»? — Что это как ни протестантизм и настоящее фарисейство? Оказывается настоящими новозаветными фарисеями являются как раз сами неообновленцы (со своими братьями протестантами), подменяющие Божественное человеческим!

Второе, в чем обвиняют — это внешнее благочестие. Но ведь внешнее благочестие само по себе весьма похвально.

И осуждается только в том случае, если не соответствует внутреннему (как это было у древних фарисеев).

Вопрос: откуда они знают внутреннее человека? Господь обличал фарисеев, видя их внутреннее, а эти-то (неообновленцы) с каких пор стали сердцеведцами? Вот и получается только грех осуждения и больше ничего.

Так что поостерегитесь господа модернисты от осуждения православных в фарисействе. Иначе «какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк.6,38).

Источник: https://ruskline.ru/analitika/2012/02/10/kto_takie_farisei_i_chto_takoe_farisejstvo/

❶ Что такое фарисейство

Во II веке до новой эры в Иудее возникло и развивалось на протяжении нескольких столетий общественное и религиозное течение, представителей которого называли фарисеями.

Их характерной чертой было буквальное следование правилам поведения, показное благочестие и ярко выраженный фанатизм. Часто фарисеями именовали приверженцев одного из философских направлений, распространившихся среди евреев на рубеже двух эпох.

Учение фарисеев легло в основу нынешнего ортодоксального иудаизма.

Известны три основных древнееврейских секты. Первую из них составляли саддукеи. К этому кругу принадлежали члены денежной и родовой аристократии.

Саддукеи настаивали на строгом исполнении божественных установлений, не признавая дополнений, которые нередко привносили в религию верующие.

Секта ессеев отличалась тем, что ее представители, считая закон неизменяемым, предпочитали жить в уединении, для чего уходили в отдаленные деревни и пустыни. Там они с особой щепетильностью соблюдали данные Моисеем законы.

Фарисеи образовали третье религиозное ответвление. В этой секте можно было встретить тех, кто вышел из народных масс и сумел подняться в обществе за счет собственных способностей. Движение фарисеев развивалось и крепло в непримиримой борьбе с саддукеями, которые стремились взять под свой контроль храмовые ритуалы.

В своей деятельности фарисеи стремились избавить общество от монополии саддукеев на религиозную власть. Они ввели в практику отправление религиозных ритуалов не в храмах, а в домах. В политических вопросах фарисеи стояли на стороне обездоленного народа и выступали против посягательств на свободы со стороны господствующих классов.

Именно поэтому простой народ проникся доверием к фарисеям и часто без критики следовал их учению.Фарисеи признавали, что установления бога неизменны. Они считали, что законы действуют для того, чтобы их добросовестно и в точности исполняли.

Однако главную цель законодательства и религиозных положений фарисеи видели в служении народному благу. Лозунг фарисеев гласил: закон для людей, а не люди для закона. Интересно, что Иисус Христос, критикуя фарисеев, обличал не столько само это течение, сколько его отдельных лицемерных лидеров.

Особое значение фарисеи придавали духовному сплочению людей вокруг религии. Для этого они всячески стремились привести религиозные установления в соответствие с условиями жизни евреев. При этом фарисеи отталкивались от истин, данных в Священном Писании. Одно из характерных требований этого течения – отмена смертной казни.

Фарисеи считали, что жизнь любого человека, каким бы он ни был закоренелым преступником, должна быть предоставлена божественной воле.

Видео по теме

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-85141-chto-takoe-fariseystvo

О современном фарисействе

Интервью с архимандритом Ианнуарием (Ивлиевым), доцентом СПб Духовной Академии.

-Сейчас много говорится и пишется о фарисействе среди христиан. Как вы определите значение этого термина?

— Конечно, он имеет более расширенное значение, чем во времена Христа. Теперь никто уже не связывает фарисейство исключительно с одним из направлений в иудаизме, теперь это метафора. Термином «фарисейство» обозначается религиозное лицемерие.

— То есть, говорить нужно прежде всего о психологии фарисейства?

— Вернее, об особенности греховной психологии человека. Ведь в Евангелии в притче о мытаре и фарисее именно это подчеркивается. Господь говорит: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11).

— Падшему человеку свойственно считать себя лучше других, а иногда и ханжески демонстрировать свое превосходство.

— Почему человек становится фарисеем, и как уберечься от этой болезни?

— Все же, в основе фарисейского поведения лежит сознание того, что есть добро и есть зло. Человек стремится к добру, у него это не совсем получается. И он начинает изобретать то, чего нет. К тому же фарисейство всегда (пусть неосознано) рождается из желания доминировать над другими.

Если такое состояние заходит далеко, то рано или поздно вырождается в ненависть к тем, кто не хочет признать твое величие, твое совершенство. Оно может дойти до актов преследования и жажды уничтожения инакомыслящих. Чтобы уберечься от этой болезни, нужно терпимее относиться к людям, уметь прощать их. И жить сознанием собственной греховности, покаянием.

В той или иной степени, пусть самой малой, лицемерие и фарисейство живет в каждом из нас. Мы все больше стараемся кем-то казаться, чем быть на самом деле.

— Можно ли сказать, что в наше время «фарисейская болезнь» наиболее заразна и распространена, особенно среди неофитов?

— Думаю, что среди неофитов это всегда было распространено. А поскольку в церкви сейчас много неофитов, то и фарисейство так заметно. К сожалению, такое настроение – судить всех, отыскивать недостатки, обличать – кончается часто отходом от церкви или рождает всевозможные раскольнические группировки.

— Поговорим о конкретных примерах проявления фарисейского сознания в наши дни.

— Примеров этих, увы, немало. Нередко люди, придя в церковь, начитавшись книг, начинают думать, что они уже все знают. Что они праведны. И к своим еще недавно близким людям из окружающего нецерковного мира они начинают относиться свысока, с презрением.

И тем самым не привлекают их к вере, а только отталкивают. Или, наоборот, еще совсем не укоренившись во Христе и в Церкви, оставаясь невеждой в богословии, в догматике, человек повсюду начинает проповедовать.

Естественно, что он повсюду наталкивается на сопротивление и сам становится нетерпимым, озлобленным.

А еще хуже, когда вчерашние партийные деятели начинают защищать Православие со страниц газет и с экранов телевизоров. Цитируя святые слова, они по привычке подо все подводят политическую подкладку. От них не услышишь слов любви, а только обвинения.

Люди старого поколения часто склонны повторять фарисейскую ошибку неразличения сути христианской Веры от буквы Предания.

Ведь Предание нарастало из столетия в столетие, как снежный ком, и не все в нем применимо ко дню сегодняшнему.

Конечно, стремление сохранить прошлое не так уж плохо, но ведь суть Предания именно в том и состоит, чтобы соединить вечное Божественное Откровение с условиями жизни каждого времени, каждой эпохи.

— К тому же, и до правильных слов нужно дорасти? Ведь часто, повторяя цитаты из святых Отцов, мы, не имея их духа, плохо понимаем значение их слов…

— Конечно, это так. Наследие святых Отцов громадно. И всегда надо знать, в каких условиях было сказано то или иное слово, для кого, с какой целью. А просто начетническое цитирование может даже исказить смысл.

— Справедливо ли сказать, что мы тут имеем дело с некоей театральностью?

— Верно. Потому что само слово «лицемер» в буквальном переводе означает актерство.

— Можно ли сказать, что фарисейство – антипод святости?

— Да. Ведь когда человек думает или говорит, что он лучше другого, то он всегда хуже другого. А святые люди считают себя хуже всех и никем не гнушаются. Ярчайший пример XX столетия – поведение св. прав. Иоанна Кронштадтского.

Великий праведник земли нашей никого не отвергал, ни к кому не относился с пренебрежением. К нему приезжали, ему писали со всего мира люди, и он старался помочь всякому: и евреям, и мусульманам, и католикам, и протестантам.

А человек с фарисейским сознанием, прежде чем помочь кому-то, будет выяснять «наш» или «не наш» человек. Фарисей живет в принципиально замкнутом мире. Таким человеком руководит не живая личность Христа, а свод законов, мертвая буква.

И такой человек, в отличие от святого, который во Христе имеет свободу духа, страшно несвободен, зажат системой запретов. Но обычно он не видит своего бедственного состояния, пока Господь не смирит болезнью, несчастьем или даже каким-либо падением.

Источник: https://azbyka.ru/o-sovremennom-farisejstve

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector