Подробности Категория: История философии, Средневековая Создано: 2011-06-02 slega Просмотров: 1728 Название: Раннехристианские апологеты II—IV веков: Переводы и исследованияРед.: Э.Б.Ракитскал, H.Г.Семенова М.: Ладомир, 2000.- 189 с.PDF 7,13 МбКачество: отличноеЯзык: русский
ISBN 5-86218-291-8
В сборник вошли впервые переведенные на русский язык авторами этой книги тексты христианских апологетов (Афинагора Афинянина, Татиана, Евсевия Памфила, Псевдо-Мелитона), а также анонимное «Послание к Диогниту». Переводчики сохранили дух и особенности стилей древних подлинников. Издание сопровождается подробными комментариями, примечаниями, исследовательскими статьями и адресовано филологам, историкам религии, философам, а также всем, кто интересуется античной историей христианства. А. В. Вдовиченко. Христианская апология. Краткий обзор традиции.. 5 А. В. Муравьев. «Этот муж проповедовал христианство, сохраняя мантию философа…». 39Предстательство за христиан Афинагора Афинянина, христианского философа. Императорам Марку Аврелию Антонину и Луцию Аврелию Коммоду, [властителям] Армянским, Сарматским, а наипаче всего философам. Перев. с др.-грен, и примеч. А. В. Муравьева. 45Д. Е. Афиногенов. Татиан и его «Слово к эллинам» в историческом контексте . 80
Татиан. Слово к эллинам. Перев. с др.-грек и примеч. Д. Е. Афиногенова..93
А. С. Десницкий. Своеобразие «Послания к Диогниту» и его место в ранней апологетике. 118
Послание к Диогниту. Перев. с др. -греч. и примеч. А. С. Десницкого.. 122
Д. Е. Афиногенов. Псевдо-Мелитон: проблемы веры и власти в одном раннесирийском тексте… 133
Слово Мелитона Философа пред Антонином кесарем.
Перев. с сир. и примеч. Д. Е. Афиногенова… 143А. В. Вдовиченко. Евсевий Кесарийский против Иерокла… 150
Евсевий Памфил. Против похвального слова, написанного Филостратом в честь Аполлония, по поводу сделанного Иероклом сопоставления между Аполлонием и Иисусом Христом.
Перев. с др.-греч. и примеч. А. В. Вдовиченко… 156Список сокращений..188 P.S. Специально для platonanet.org.ua. Материал получен в результате обмена. Ресурс благодарит пользователя за предоставленный материал
Источник: https://Platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_srednevekovaja/rannekhristianskie_apologety_ii_iv_vekov_perevody_i_issledovanija_2000/8-1-0-1886
Храм Святой Елисаветы в Санкт-Петербурге » Богословие раннехристианских апологетов
II век (а на латинском Западе—еще и первая половина III в.) в восприятии потомков оказался веком христианской апологети- ки. Апологии—это сочинения, защищающие христианскую веру перед лицом иноверных, чаще всего—перед лицом римской власти, реже—перед иудеями.
Для внутренней жизни Церкви сочинения, написанные в таком жанре, как правило, не могли иметь большого значения: ведь в них должны были излагаться только «прописные» истины христианства, да и то лишь таким образом, чтобы вызвать сочувствие у язычников.
Апология—это такой жанр христианской литературы, который специально рассчитан на «внешних», то есть на не-христиан.
Но именно такой маргинальный для своего времени характер апологетической литературы обеспечил ей «нестарение» в последующей церковной традиции.
Задачи христианской апологетики не теряли актуальности и в последующие века, тогда как архаичные богословские концепции II века эту актуальность теряли.
Этим и объясняется тот факт, что из всей богословской литературы того времени апологетическому жанру была обеспечена наилучшая сохранность.
Мы должны иметь это в виду, когда обращаемся к богословским взглядам, изложенным у авторов апологий.
Следует помнить, что перед нами—не самостоятельные попытки изложить христианское богословие как систему, а некоторые пояснения, сделанные, чаще всего, для воспитанных на греческой философии язычников, к уже существующим церковным концепциям иудейского происхождения.
Поэтому богословие апологетических трактатов не может в принципе обладать систематической полнотой. Это не более—хотя и не менее—чем мостики между христианским богословием для «внутренних нужд» Церкви и мировоззрением образованных язычников.
Отсылая за подробностями к специальной литературе (см. библиографию в: ДУНАЕВ 1999), мы остановимся лишь на важнейших—для истории богословия и философии—представителях апологетики середины II в.
Это святые Феофил, епископ Антиохийский (t 183-185, автор трех книг, обращенных к знатному язычнику Автолику), Юстин Философ (вторая пол. II в.
; автор двух Апологий против язычников, из которых одна обращена к императору Антонину Пию (годы правления 138-161), а другая—к Римскому сенату, и Диалога с Трифоном Иудеем) и Афинагор Афинский (автор Прошения о христианах, обращенного ок. 177 г. к императорам Марку Аврелию и Коммоду).
Некоторое представление о богословии, которое «комментировали» апологеты, мы можем получить, сопоставляя богословие мужей апостольских и, например, современный апологетам текст богословского поучения для христиан, сохраненный (возможно, с редакторскими изменениями) в составе обширного сочинения автора начала III в.—Климента Александрийского (см. его Строматы, кн. VI, гл. XVI, толкование на Десятословие Моисеево, в толковании 4-й заповеди—о субботе).
2.2.1. Концепция Логоса у апологетов
Концеция Логоса представляет собой яркую отличительную особенность богословия апологетов, хотя и всей остальной, более ранней и современной, традиции христианского богословия она не была чужда. Ее истоки в предхристианском иудейском богословии пока что необходимо признать плохо изученными.
Ученые прошлого ссылались на грекоязычного иудейского автора первой половины I в. Филона Александрийского, применявшего для выражения понятий иудейского богословия понятие «логоса» Бога, который он заимствовал из философии греческой.
Однако попытки связать с филоновской концепцией логоса начальные стихи Евангелия от Иоанна («В начале был Логос, и Логос был у Бога, и Богом был Логос»; Ин. 1,1) оказывались слишком произвольными. Более очевидна связь Ин.
1,1 с традицией иудейских таргумов, которая, как выяснилось в последние десятилетия, также восходит к новозаветным и еще более ранним временам. (Таргумами называются переводы Священного Писания с еврейского на арамейский язык; во многих случаях эти переводы содержат разнообразные дополнения, в том числе богословского содержания).
В таргумах «логос» (по-арамейски давар «слово») Божие выступает как именование одного из «субъектов» в едином Боге. Всё же нельзя пока сказать, что богословская традиция, стоящая за учением о Логосе в Евангелии от Иоанна, для нас сегодня достаточно ясна.
- Как бы то ни было, ясным можно считать то, что христианские апологеты избрали путь Филона: трактовать «логос» иудейской традиции через «логос» греческой философии, и именно через концепцию «логоса» подобрать для языческой аудитории ключ к христианскому учению о едином, но «многосубъектном» Боге.
- Объясняя через концепцию Логоса «многосубъектность» Бога, апологеты (в лице Феофила Антиохийского) вводят одну важную инновацию: акцент на троичности Бога.
- Так, у Феофила Антиохийского мы встречаем первое в христианской письменности употребление термина «троица» (Tpicu;) применительно к Богу:
…те три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы: Бога и Его Логоса и Его Премудрости (Софии). А четвертый день [когда были сотворены светила]—образ человека, нуждающегося в свете. Так что существуют: Бог, Логос, Премудрость, человек.
К Автолику U, 15
Не следует спешить увидеть в этом отрывке триадологию классической поры, где Логос отождествляется с Сыном, а Премудрость—со Святым Духом.
У Феофила, действительно, присутствует довольно развернутое учение о Сыне Божием как о Логосе (КАвтопику 11,22: «…Бог-Логос, Который есть и Его Сын…», «Сын есть Логос, всегда сущий в недре Бога»), но все-таки концепция Феофила довольно радикально отличается от поздних триадологических концепций: как раз Логос отождествляется с Премудростью, вслед за апостолом Павлом (1 Кор. 1,24: «Христос, Божия сила и Божия премудрость»): «Логос… будучи Его [Бога] силою и премудростью» (там же). Это вполне естественно для богословских систем, в которых всё еще оставалось нормативным отождествление Сына и Духа. Так, Феофил мог сказать, как бы комментируя начало Евангелия от Иоанна: «Логос сей Он [Бог] имел исполнителем Своих творений и через Него все сотворил. Он называется началом, потому что начальствует и владычествует над всем, что чрез Него создано. Он, будучи Духом Божиим, началом, премудростью и силою Вышняго, сходил на пророков и через них глаголал о творении мира и о всем прочем» (там же, 10). Отождествление Сына и Духа мы находим и у других апологетов (например: Юстин Философ, I Апология, 33; Татиан (это ученик св. Юстина), Речь к эллинам, 7; в латиноязычном мире того же времени: Тертуллиан, Против Маркиона III, 16).
Подобная же концепция встречается у Афинагора, хотя и без термина «троица»: «…А так как Сын в Отце и Отец в Сыне, по единству и силе Духа, то Сын Божий—ум и Логос Отца… Итак, после сего кто не удивится, услышав, что называют безбожниками тех, которые исповедуют Бога Отца и Бога Сына и Духа Святого и признают (их) единство в силе [буквально: силу в (их) единстве] и различие в порядке?» (Прошение о христианах, 10).
«Различие в порядке» между Отцом, Сыном и Духом Святым,— едва ли не прямая аллюзия на евангельские слова Христа: …научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28,19).
Здесь, действительно, устанавливается определенный порядок упоминаний лиц Божества, и этот порядок закрепляется своей связью с богослужебным обрядом—крещением.
Упоминание трех имен Божиих в контексте евангелий делается понятным на фоне рассказов о крещении Самого Христа, то есть Сына, когда при этом было явление (голосом) Бога как Отца и (в символическом образе голубя) как Духа.
Наличие этих слов в Евангелии уже само по себе свидетельствует об использовании их в современном данному евангелию чинопоследовании христианского крещения, но мы видели, что содержащееся в этих словах указание на троичность Бога не было акцентировано собственно в богословии (а не в богослужении) первых христан, и впервые этот акцент встречается только у апологетов.
Традиционным, однако, остается желание апологетов говорить о Боге лишь в терминах откровения. Опора на слова Христа из Мф. 28,19, где речь идет о крещении как об откровении Бога людям, как раз и демонстрирует эту тенденцию.
Итак, в «триадологии» апологетов (берем это слово в кавычки, т. к. речь пока что не идет о классической концепции Троицы) есть черты как традиционные, так и новые. Сейчас необходимо рассмотреть то и другое подробнее.
Источник: http://pravoslavie-spb.ru/bogoslovie-rannehristianskih-apologetov/
Гонения на христиан и миссия раннехристианских апологетов
Нерон (54-68 г), Домициан (81-96), враг христиан, в 96 г. ап. �оанна Богослова сослал на остров Патмос. Св. Антипа, еп. Пергамский, был сожжён в медном быке. Траян (98-117).
Р’ 104 РіРѕРґСѓ христиан впервые пытались подвести РїРѕРґ закон Рѕ запрете тайных обществ. Рто первый РіРѕРґ государственных (законодательных) гонений.
Марк Аврелий Философ (Антонин Вер) (161-180) в 177 году запретил христианство законом. Деций Траян (249-251) Решил полностью истребить христиан.
Преследования, которые начались после эдикта 250 г.,
Апологетическая деятельность древней церкви направлена была главным образом против внешних врагов христианства. Древнейшие христианские апологии II в.
защищали христианство от неверующего иудейства и язычества.
Если СЃ иудеями РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёСЏ шла, главным образом, Рѕ мессианском достоинстве Р�РёСЃСѓСЃР° Христа, Его Божественности, то СЃ язычниками – Рѕ единстве Божества, уникальности Богоявления РІРѕ Христе, лживости различного СЂРѕРґР° обвинений против христиан Рё несправедливости гонений РЅР° РЅРёС…. Рти апологии были РѕРґРЅРѕР№ «из форм обращения Рє общественному мнению». РћРЅРё, «хотя Рё медленно, РЅРѕ верно достигали своей цели: РѕРЅРё знакомили общество СЃ христианством Рё разрушали предрассудки Рё предубеждения против христиан». Что особенно обращает РЅР° себя внимание РІ апологиях древнего периода – это РёС… духовная сила, засвидетельствованная исповедничеством Рё мученической РєСЂРѕРІСЊСЋ РјРЅРѕРіРёС… самих писателей Рё РёС… учеников. Первые христианские апологии падают РЅР° время жестоких гонений РЅР° христиан Рё защищали прежде всего само право РЅР° существование христианской церкви. Апологии эти писались преимущественно для императоров Рё РёС… наместников СЃ целью рассеять клевету Рё предубеждения против жизни Рё веры исповедников христианства. Р’ РЅРёС… доказывается несправедливость гонений РЅР° христиан; приглашаются власти языческого РјРёСЂР° Рє тщательному Рё точному исследованию обычаев Рё веры христиан, устраняется обвинение христиан РІ безбожии, выставляется РЅР° РІРёРґ чистота Рё высота нравственного христианского учения Рё указывается РЅР° сообразное СЃ этим учением РґРѕР±СЂРѕРµ поведение христиан, РЅР° РёС… миролюбие, благотворительность, твердость РІ перенесении несчастий, любовь даже Рє врагам, добросовестность РІ исполнении обязанностей. Крупнейшими представителями ранней апологетики были Р�устин Мученник Рё его ученик Татиан.
Следующий этап развития древней христианской апологетики выражался в полемике с языческими философами, пытавшимися перенести борьбу против христианства на научную почву. Наиболее ожесточенными борцами на этой почве из языческих философов были последователи неоплатонической школы. Самые известные христианские мыслители этого периода – Климент Александрийский и Ориген. Большой вклад в защиту христианства внес также церковный историк Евсевий Кесарийский.
Среди апологетов западных (на латыни) особо выделяются апология Тертуллиана и труды выдающегося богослова Августина Блаженного.
РЎ прекращением гонений РЅР° христиан РІ IV веке характер Апологетики меняется — РѕС‚ Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЃ внешними врагами РѕРЅР° постепенно переходит Рє защите чистоты веры Рё нравственности РѕС‚ РёС… искажения внутри самой Церкви. Р’ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј эта Р±РѕСЂСЊР±Р° РЅРѕСЃРёС‚ чисто богословский характер Рё СЃРІРѕРµ завершение находит РІ решениях РЎРѕР±РѕСЂРѕРІ IV-VIII РІРІ.
Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 135 | Нарушение авторских прав
Читайте в этой же книге:
Основные группы источников по истории церкви. | Несторианство. 3 вселенский собор. Отделение восточных сирийцев. | Монофизитство и монофелитство. 4-6 вселенские соборы. | Латинская церковь в 4-10 в. Возвышение Рима. | Соперничество Рима и Константинополя. Filioque. Примат папы. | Христианская церковь в Византийской империи в 9-14в. �сихатские споры. Учения и деятельность григория Паламы. | Церковно-государственные отношения на западе. Константинов дар и папское государство. | Григорианская реформа. Борьба за инвеституру. | Теория двух мечей и ее развитие. Конкордаты и прагматические санкции. | Крестовые походы на восток. |
mybiblioteka.su — 2015-2019 РіРѕРґ. (0.005 сек.)
Источник: https://mybiblioteka.su/8-57833.html
Статья: Раннехристианские апологеты
Распространение христианства ко II в. среди всех слоев населения Римской империи вызвало реакцию со стороны языческого мира. С юридической т. зр. христианство оказалось в положении «недозволенной религии» (лат.
religia illicitia), общины христиан подпадали под категорию «незаконных собраний» (collegii illiciti), а отказ от участия в языческих культах рассматривался как «преступление против религии». В этот период появляются первые нападки на христиан со стороны образованных язычников. Главными оппонентами христианства во II в. были Фронтон (наставник имп.
Марка Аврелия) и Цельс, автор направленного против христиан соч. «Истинное слово» (ок.178). Эти авторы рассматривали христианство исключительно как учение, полное предрассудков и фанатизма и угрожающее античному миросозерцанию. Кроме того, о христианах распространялись клевета и сплетни, отчасти вызванные закрытостью их собраний (см. Disciplina arcana).
Задача апологетов состояла в том, чтобы продемонстрировать языческому миру приемлемость христианства с самых разных сторон — гражданской, философско-богословской, религиозной, культурной и т. д. (о развитии апологетического жанра см. ст. «Апологетика»).
Прежде всего, раннехристианские апологеты старались опровергнуть возводимую на христиан клевету и дать ответ тем, кто обвинял Церковь в том, что она является угрозой государству.
Подчеркивая высокие нравственные качества своих единоверцев, они заверяли, что их вера способствует сохранению мира и благосостоянию как императора и государства, так и общества в целом.
Во-вторых, раннехристианские апологеты раскрывали абсурдность и безнравственность язычества, его мифологии и божеств и утверждали, что христианство обладает единственно верным учением о Боге и мире.
Они не просто опровергали аргументы философов, но показывали, что сама их философия, имея единственным обоснованием человеческий разум, не может достичь истины. Отмечая параллели между языческой философией и христианской мыслью, мн.
раннехристианские апологеты в то же время представляли философию как предшественницу христианства, а христианство — как откровение того, что философия лишь предчувствовала. Кроме того, раннехристианские апологеты опровергали обвинения в чудовищных преступлениях (атеизм, каннибализм, эдиповы кровосмешения и пр.), возводимые на христиан, доказывая их невозможность и абсурдность. Наконец, раннехристианские апологеты раскрывали перед языческим миром христ. понимание Священного Писания, при этом отмежевываясь от «ветхого Израиля» — иудейства.
Деятельность раннехристианских апологетов отчасти уже была подготовлена эллинистическим иудаизмом: Филону Александрийскому принадлежали такие сочинения (не сохранившиеся), как «Основания» и «Апология в защиту иудеев».
Иосиф Флавий написал апологию «О древности иудейского народа, против Апиона», оказавшую влияние на некоторых , раннехристианских апологетах. Апологетическая тематика присутствует в Новом Завете (см. напр. Деян 14. 15–17; 17. 22–31; Рим 1. 18–32) и в творениях мужей апостольских.
Однако в отличие от мужей апостольских, которые обращались преимущественно к христианам, А. р. адресовали свои творения языческой аудитории, что наложило отпечаток на круг рассматриваемых ими проблем.
Наиболее древними из греч. раннехристианских апологетов считаются Кодрат и Аристид, которые обратились с апологиями в защиту христ. веры к имп. Адриану (117–138) (Евсевий. Церк. Ист. IV 3). Ок. 140 г.
был записан «Диспут Иасона с Паписком о Христе», автором которого считают Аристона из Пеллы. Это произведение, фрагменты которого сохранились в апологии Оригена «Против Цельса», является наиболее ранним из дошедших до наст.
времени сочинений, целиком посвященных антииудейской полемике.
Самый известный из греч. раннехристианских апологетов II в.— мч. Иустин Философ († 165-166). Родившись в Палестине в языческой семье, он обратился в христианство после долгих поисков истины. Мч. Иустин, после обращения продолжавший «носить плащ философа», открыл в Риме одну из первых частных христианско-философских школ. Евсевий Кесарийский приписывает ему 8 сочинений (Церк.
Ист. IV 18), из которых сохранились и достоверно принадлежат ему только 3: 1-я и 2-я «Апологии» (ок. 150 и 161) и «Диалог с Трифоном Иудеем» (ок. 135). 1-ю «Апологию» св. Иустин адресовал императорам Антонину Пию (138–161) и Марку Аврелию (161–180, соправитель с 147), 2-ю — рим. сенату.
Основной целью обоих произведений является защита христиан от преследования «за одно лишь имя» (nomen ipsum), а также попытка представить христианство достойным более внимательного и объективного взгляда со стороны просвещенных рим. самодержцев. 1-я «Апология», кроме того, содержит изложение христ. вероучения и первое описание таинств Крещения и Евхаристии в древней Церкви.
«Диалог с Трифоном Иудеем» представляет собой запись диспута мч. Иустина с ученым раввином Трифоном. В этой первой обширной апологии против иудаизма выражены 3 основные идеи: временное значение Ветхого Завета в отличие от вечного и непреходящего смысла заповедей Нового Завета; оправдание поклонения Христу как Богу; богоизбранность христ. народов, составивших Новый Израиль.
Апологетический характер носит также речь мч. Иустина, сохранившаяся в составе его Мученичества.
Возможно вы искали — Статья: К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений
У Евсевия (Церк. Ист. IV 26. 1; 27. 1) имеется свидетельство об Аполлинарии Иерапольском, обратившемся с речью к имп. Марку Аврелию. Ему же принадлежали и др. апологетические сочинения: «К эллинам» в 5 кн., «Об истине» в 2 кн. и 2 кн. «К иудеям». Ритор Мильтиад также в царствование Марка Аврелия написал 2 кн.
против эллинов, 2 кн. против иудеев и апологию христианской философии (Там же. V 28. 4; 17. 5). Ученик мч. Иустина Татиан (ок. 120–185) до своего уклонения в ересь написал «Речь против эллинов» (LТgoj prХj `/Ellhnaj, после 165), в которой подверг уничижительной критике всю языческую культуру.
Несмотря на резкость суждений, Татиан стремился к тому, чтобы добиться терпимости и уважения к новой вере. Проблема взаимоотношений Церкви и государства на примере связи судеб Римской империи с христианством была развита св. Мелитоном Сардийским в «Апологии» (др. название — «Книжка к Антонину», ок.
170, сохранилась только в отрывках), адресованной Марку Аврелию. Современником Татиана и Мелитона был Афинагор, христ. философ из Афин. Ему принадлежит «Прошение о христианах» (ок. 177), направленное императорам Коммоду и Марку Аврелию, в котором он стремился доказать, что преследование христиан неразумно. В правление имп.
Коммода (180–192) св. Аполлоний произнес апологетическую речь, сохранившуюся в мученических актах.
Среди раннехристианских апологетов были и такие, которые адресовали свои произведения частным лицам. Из них прежде всего следует упомянуть последнего из греч. апологетов II в. св. Феофила Антиохийского, автора 3 кн. «К Автолику» (ок.
182), написанных для образованного и влиятельного язычника, имеющего предубеждения против христианства. Анонимное «Послание к Диогнету» (ок.
200) представляет собой апологию, составленную в форме письма для знатного язычника, желающего познакомиться с христ. религией.
В III в. апологии пишут Климент Александрийский и Ориген. В отличие от предыдущих апологий, «Протрептик» («Увещание к эллинам», нач. III в.) Климента Александрийского создан уже не столько для защиты христианства от нападок и преследований, сколько ради привлечения язычников к истинной вере. К жанру «Протрептика» близко и сохранившееся на сир. яз.
«Слово к Антонину» Псевдо-Мелитона (нач. III в.). Самым значительным произведением раннехрист. греч. апологетики является соч. Оригена «Против Цельса» (сер. III в.). Цельс был одним из наиболее серьезных критиков христианства из среды язычников. Долгое время его сочинение против христиан не имело достойного опровержения и только в лице Оригена, спустя ок.
75 лет, получило надлежащую отповедь.
Стимулом для дальнейшего написания апологий было появление в 260 г. 15 кн. «Против христиан» неоплатоника Порфирия. Ныне утерянное, сочинение содержало критику Ветхого Завета и Нового Завета, жизни и учения Церкви.
Первым ответом на него стал труд Евсевия Кесарийского «Евангельское приуготовление» в 15 кн. (312–322). Ему же принадлежит трактат «Против Иерокла» (311–313), неоплатоника, написавшего антихрист. соч.
«Правдолюбец» об Аполлонии Тианском, в котором он доказывал преимущества этого мага и философа перед Христом.
Лат. раннехристианские апологеты появляются гораздо позднее греч.— в кон. II в. Их список открывают рим. адвокат Минуций Феликс диалогом «Октавий» (Octavius) и Тертуллиан (160–220) соч. «К язычникам» в 2 кн. (Ad nationes, 197).
Минуций Феликс многое заимствует из трактата Цицерона «О природе богов», а Тертуллиан, взяв за основу книгу Варрона «Antiquitates rerum divinarum» (Божественные древности), в которой содержится критика рим. религии, показывает суетность и ложность политеизма, призывая уверовать в единого Бога.
Самым значительным апологетическим произведением Тертуллиана является его «Апологетик» (Apologeticum, ок. 197), адресованный рим. наместникам в Африке. В этой апологии Тертуллиан помимо критики языческой религии утверждает, что вера в единого Бога естественна для человека, поскольку человеческая душа «по природе христианка» (17. 6).
В заключении Тертуллиан свидетельствует, что никакие гонения не могут уничтожить настоящую веру: «Кровь мучеников есть семя христианства» (50. 13). Тему, затронутую в «Апологии» о душе как «христианке по природе», продолжает трактат Тертуллиана «О свидетельстве души» (De testimonio animae; 197). В отличие от греч. раннехристианских апологетов II в.
Тертуллиан считает ненужным апеллировать к философии для доказательства истинности христ. веры, поскольку сама душа является лучшим свидетелем Истины. Из др.
апологетических сочинений Тертуллиана выделяются послание «К Скапуле», проконсулу Африки (Ad Scapulam; 212), а также трактат «Против иудеев» (Adversus Iudaeos; между 198 и 206), написанный под влиянием «Разговора с Трифоном Иудеем» св. Иустина Философа. В сер. III в. св.
Киприан Карфагенский написал «Книгу о суетности идолов» (De idolorum vanitate), в которой он доказывает, что языческие божества — не что иное, как цари, которым после смерти начали воздавать поклонение. В «Книге к Деметриану» (Ad Dimetrianum, ок. 252), направленной против некоего Деметриана, обвинявшего христиан в том, что они являются причиной войн и стихийных бедствий, св. Киприан утверждает, что идолослужение и в особенности гонения против христиан вызывают гнев Божий. Антииудейской полемике св. Киприан посвятил «Три книги свидетельств» (Testimoniorum Libri III, ок. 249).
Похожий материал — Статья: Православие и модернизм
Среди поздних лат. А. р. следует упомянуть Арнобия (ум. ок. 330), автора 7 кн. «Против язычников» (Adversus gentes; кон. III — нач. IV в.), из которых первые две апологетические, остальные — полемические, и Лактанция (ок. 250–330), ученика Арнобия, создателя апологии «Божественные установления» в 7 кн. (Divinae institutiones; 304–313).
Последняя, помимо собственно апологетического материала, содержит древнейшую на Западе систему христ. вероучения. К ней примыкает соч. «О гневе Божием» (De ira Dei; ок. 303), написанное против язычников (особенно стоиков и эпикурейцев). В ней Лактанций защищает возможность применения к Богу слова «гнев». Апологетические темы развиваются и в др.
сочинении Лактанция — «О смертях преследователей» (De mortibus persecutorum; ок. 314).
Несмотря на то что деятельность раннехристианских апологетов видимым образом мало способствовала ослаблению гонений на христиан, она, без сомнения, подготовила постепенную эволюцию сознания греко-рим. языческого общества в сторону принятия христ. религии.
Раннехристианские апологеты выступили во всеоружии совр. религ. и философских систем, используя их понятийный аппарат и некоторые идеи (напр., учение стоиков о Логосе) для обоснования христ. веры перед лицом своих языческих современников.
Одновременно они сделали первые шаги в формировании христ. богословской терминологии.
Отношение к языческой культуре среди раннехристианских апологетов было различным: от полного неприятия: «Что общего между Афинами и Иерусалимом?» (Тертуллиан. Опроверж. ерет. 7) — до осознания себя наследниками того лучшего, что было когда-либо посеяно Божественным Логосом в мире: «Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам» (Иустин. Апол. II 13).
На фоне критики языческой религии и философии складывались собственно христ. представления о Боге, мире и человеке. Политеизму противопоставлялось учение о едином, вечном Боге, обладающем по преимуществу такими апофатическими свойствами, как нерожденность, беспредельность, бесстрастность, непознаваемость (ср. Иустин. Апол. II 6; Татиан. Речь. 4; Афинагор. Прошение. 10).
Против философского учения о совечности Бога и материи некоторые раннехристианские апологеты (Афинагор, Феофил Ан-тиохийский) утверждали идею творения мира «ex nihilo» (из ничего). Вместо представления о роке и предопределении раскрывалось учение о Промысле Божием (Афинагор. Прошение. 24; Минуций Феликс. Октавий. 18). А. р. впервые начали развивать христ. учение о Пресв.
Троице, используя филоновское и стоическое учение о Логосе.
Христологическим вопросам уделялось меньше внимания по причине внешней ориентации богословия раннехристианских апологетов (исключение составляет лишь мч. Иустин).
Из остальных тем, затрагиваемых раннехристианских апологетов, можно выделить проблему образа и подобия Божия в человеке (Татиан. Речь 7–11), вопросы о первородном грехе (Феофил Антиохийский. К Авт.
II, 17), о воскресении, опровержение античного представления о судьбе и др.
В целом сочинения раннехристианских апологетов имели исключительно важное значение для самосознания христ. Церкви. Будучи во мн. вопросах первопроходцами, раннехристианские апологеты проложили путь для дальнейшей христианизации эллинизма и формирования целостной системы христ. богословия (см. также Богословие доникейское).
Очень интересно — Статья: Рождество Пресвятой Богородицы. История праздника
Источник: https://shpora.org/referats/89040-statia-rannekhristianskie-apologety.html
АПОЛОГЕ́ТЫ РАННЕХРИСТИА́НСКИЕ
Авторы: М. В. Никифоров
АПОЛОГЕ́ТЫ РАННЕХРИСТИА́НСКИЕ, христианские писатели 2–5 вв., выступавшие с обоснованием и защитой христианской веры.
Задача А. р. состояла в том, чтобы продемонстрировать греко-рим. миру приемлемость христианства с гражданской, философско-богословской, религиозной, культурной и др. сторон. В эпоху гонений на христианство в Рим. империи А. р.
давали ответ обвиняющим христианскую церковь в том, что она является угрозой государству. А. р. доказывали абсурдность и безнравственность античного политеизма и утверждали, что христианство обладает единственно верным учением о Боге и мире.
Отмечая параллели между греко-рим. философией и христианской мыслью, многие А. р. представляли философию как предшественницу христианства. А. р. опровергали обвинения в разл. преступлениях (атеизм, каннибализм, эдиповы кровосмешения и пр.
), возводимых на христиан.
Деятельность А. р. отчасти была подготовлена эллинистич. иудаизмом (Филон Александрийский, Иосиф Флавий). Апологетич. тематика присутствует в Новом Завете (см., напр., Деян. 14:15–17; 17:22–31; Рим. 1:18–32) и в творениях мужей апостольских. Наиболее древними из греч. А. р.
считаются Кодрат и Аристид, которые обратились с апологиями в защиту христианской веры к имп. Адриану (117–138). Самый известный из греч. А. р. 2 в. – св. Иустин Философ, автор 2 «Апологий» (ок. 150 и 161) и «Диалога с Трифоном Иудеем» (ок. 135). В эпоху имп.
Марка Аврелия с апологиями выступали также Аполлинарий Иерапольский, Мильтиад и Татиан, ученик св. Иустина, написавший «Речь против эллинов» (после 165), в которой подверг резкой критике всю нехристианскую культуру.
Проблема взаимоотношений церкви и государства на примере связи судеб Рим. империи с христианством была развита свт. Мелитоном Сардийским в «Апологии» (ок. 170, сохр. в отрывках), адресованной Марку Аврелию. Афинагору Афинскому принадлежит «Прошение о христианах» (ок.
177), направленное императорам Коммоду и Марку Аврелию, в котором он стремился доказать неразумность преследования христиан. В правление имп. Коммода (180–192) св. Аполлоний произнёс апологетич. речь, сохранившуюся в его мученических актах.
Наиболее значительным обобщающим произведением раннехристианской греч. апологетики является сочинение Оригена «Против Цельса» (сер. 3 в.).
В ответ на появление в 260 г. 15 книг «Против христиан» неоплатоника Порфирия был написан труд Евсевия Кесарийского «Евангельское приуготовление» в 15 книгах (312–322); ему же принадлежит трактат «Против Иерокла» (311–313). После офиц. признания христианства апологетич.
сочинения появились в правление имп. Юлиана Отступника – против него пишут святители Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский. Завершает древнецерковную греческую апологетич. литературу сочинение «Врачевание эллинских недугов» блж.
Феодорита Кирского (1-я пол. 5 в.).
Латинские А. р. появляются в кон. 2 в. Их список открывают рим. адвокат Минуций Феликс диалогом «Октавий» и Тертуллиан сочинением «К язычникам» в 2 книгах (197). Самым значит. апологетическим произв. Тертуллиана является его «Апологетик» (ок.
197), в котором утверждается, что вера в единого Бога естественна для человека, поскольку человеческая душа «по природе христианка» (17:6). Эту тему продолжает трактат «О свидетельстве души» (197). Из др. апологетич.
сочинений Тертуллиана выделяется послание «К Скапуле» (212). В сер. 3 в. св. Киприан Карфагенский написал «Книгу о суетности идолов». В «Книге к Деметриану» (ок. 252), обвинявшему христиан в том, что они являются причиной войн и стихийных бедствий, св.
Киприан утверждает, что гнев Божий вызывают идолослужение и в особенности гонения против христиан.
Среди поздних латинских А. р. выделяются Арнобий, автор 7 книг «Против язычников» (кон. 3 – нач. 4 вв.), и Лактанций, ученик Арнобия, создатель апологии «Божественные установления» в 7 книгах (304–313). Апологетич.
темы развиваются в трактатах Лактанция «О гневе Божием» (ок. 303) и «О смертях преследователей» (ок. 314), а также в соч.
«Об ошибочности языческих верований» Фирмика Матерна (346–348), «История против язычников» Павла Орозия (417–418), «О граде Божием» блж. Августина (413–426).
Деятельность А. р. подготовила эволюцию сознания греко-рим. общества в сторону принятия христианской религии. А. р. выступили во всеоружии совр. религ. и филос. систем, используя их понятийный аппарат и некоторые идеи (напр.
, учение стоиков о Логосе) для обоснования христианской веры. Будучи во мн. вопросах первопроходцами, А. р. проложили путь для дальнейшей христианизации эллинизма и формирования целостной системы христианского богословия.
Источник: https://bigenc.ru/religious_studies/text/1824634
Апологеты
Апологеты. Защитники христианства И.П. Реверсов
Апологе́ты – (от греч. ἀπολογέομαι – защищаться, оправдываться) — 1) собирательное обозначение раннехристианских писателей, главным образом, действовавших во II—III вв.
(в период гонений на Церковь со стороны римского государства), защищавших христианство от нападок и критики со стороны нехристианских правителей, философов и представителей простонародья; 2) лица, активно занимающиеся апологией христианства; 3) специалисты в области христианской апологетики.
Наиболее значительные из Апологетов: восточные (писавшие на греческом языке) – Кодрат, Аристид, Юстин Мученик, Татиан, Афинагор, Феофил Антиохийский, Мелитон Сардский, Ориген; западные (писавшие на латинском языке) – Тертуллиан, Минуций Феликс.
Апологеты внесли существенный вклад в развитие христианского богословия. В частности, Феофил Антиохийский ввел в богословский оборот термин «Троица». С переходом христианства на положение государственной религии (IV в.), когда его защита от язычества стала не столь актуальной, апологетическая литература стала уступать место полемической, направленной против еретиков.
Никифоров М. В., статья из III тома «Православной энциклопедии»:
Апологеты раннехристианские, христианские писатели II–III вв., выступавшие с обоснованием и защитой христианской веры.
Распространение христианства ко II в. среди всех слоев населения Римской империи вызвало реакцию со стороны языческого мира. С юридической т. зр. христианство оказалось в положении «недозволенной религии» (лат.
religia illicitia), общины христиан подпадали под категорию «незаконных собраний» (collegii illiciti), а отказ от участия в языческих культах рассматривался как «преступление против религии». В этот период появляются первые нападки на христиан со стороны образованных язычников. Главными оппонентами христианства во II в. были Фронтон (наставник имп.
Марка Аврелия) и Цельс, автор направленного против христиан соч. «Истинное слово» (ок.178). Эти авторы рассматривали христианство исключительно как учение, полное предрассудков и фанатизма и угрожающее античному миросозерцанию. Кроме того, о христианах распространялись клевета и сплетни, отчасти вызванные закрытостью их собраний (см. Disciplina arcana).
Задача апологетов состояла в том, чтобы продемонстрировать языческому миру приемлемость христианства с самых разных сторон – гражданской, философско-богословской, религиозной, культурной и т. д. (о развитии апологетического жанра см. ст. «Апологетика»).
Прежде всего, раннехристианские апологеты старались опровергнуть возводимую на христиан клевету и дать ответ тем, кто обвинял Церковь в том, что она является угрозой государству.
Подчеркивая высокие нравственные качества своих единоверцев, они заверяли, что их вера способствует сохранению мира и благосостоянию как императора и государства, так и общества в целом.
Во-вторых, раннехристианские апологеты раскрывали абсурдность и безнравственность язычества, его мифологии и божеств и утверждали, что христианство обладает единственно верным учением о Боге и мире.
Они не просто опровергали аргументы философов, но показывали, что сама их философия, имея единственным обоснованием человеческий разум, не может достичь истины. Отмечая параллели между языческой философией и христианской мыслью, мн.
раннехристианские апологеты в то же время представляли философию как предшественницу христианства, а христианство – как откровение того, что философия лишь предчувствовала. Кроме того, раннехристианские апологеты опровергали обвинения в чудовищных преступлениях (атеизм, каннибализм, эдиповы кровосмешения и пр.), возводимые на христиан, доказывая их невозможность и абсурдность. Наконец, раннехристианские апологеты раскрывали перед языческим миром христ. понимание Священного Писания, при этом отмежевываясь от «ветхого Израиля» – иудейства.
Деятельность раннехристианских апологетов отчасти уже была подготовлена эллинистическим иудаизмом: Филону Александрийскому принадлежали такие сочинения (не сохранившиеся), как «Основания» и «Апология в защиту иудеев».
Иосиф Флавий написал апологию «О древности иудейского народа, против Апиона», оказавшую влияние на некоторых , раннехристианских апологетах. Апологетическая тематика присутствует в Новом Завете (см. напр. Деян. 14:15–17; 17. 22–31; Рим 1. 18–32) и в творениях мужей апостольских.
Однако в отличие от мужей апостольских, которые обращались преимущественно к христианам, А. р. адресовали свои творения языческой аудитории, что наложило отпечаток на круг рассматриваемых ими проблем.
Наиболее древними из греч. раннехристианских апологетов считаются Кодрат и Аристид, которые обратились с апологиями в защиту христ. веры к имп. Адриану (117–138) (Евсевий. Церк. Ист. IV 3). Ок. 140 г.
был записан «Диспут Иасона с Паписком о Христе», автором которого считают Аристона из Пеллы. Это произведение, фрагменты которого сохранились в апологии Оригена «Против Цельса», является наиболее ранним из дошедших до наст.
времени сочинений, целиком посвященных антииудейской полемике.
Самый известный из греч. раннехристианских апологетов II в.— мч. Иустин Философ († 165-166). Родившись в Палестине в языческой семье, он обратился в христианство после долгих поисков истины. Мч. Иустин, после обращения продолжавший «носить плащ философа», открыл в Риме одну из первых частных христианско-философских школ. Евсевий Кесарийский приписывает ему 8 сочинений (Церк.
Ист. IV 18), из которых сохранились и достоверно принадлежат ему только 3: 1-я и 2-я «Апологии» (ок. 150 и 161) и «Диалог с Трифоном Иудеем» (ок. 135). 1-ю «Апологию» св. Иустин адресовал императорам Антонину Пию (138–161) и Марку Аврелию (161–180, соправитель с 147), 2-ю – рим. сенату.
Основной целью обоих произведений является защита христиан от преследования «за одно лишь имя» (nomen ipsum), а также попытка представить христианство достойным более внимательного и объективного взгляда со стороны просвещенных рим. самодержцев. 1-я «Апология», кроме того, содержит изложение христ. вероучения и первое описание таинств Крещения и Евхаристии в древней Церкви.
«Диалог с Трифоном Иудеем» представляет собой запись диспута мч. Иустина с ученым раввином Трифоном. В этой первой обширной апологии против иудаизма выражены 3 основные идеи: временное значение Ветхого Завета в отличие от вечного и непреходящего смысла заповедей Нового Завета; оправдание поклонения Христу как Богу; богоизбранность христ. народов, составивших Новый Израиль.
Апологетический характер носит также речь мч. Иустина, сохранившаяся в составе его Мученичества.
У Евсевия (Церк. Ист. IV 26. 1; 27. 1) имеется свидетельство об Аполлинарии Иерапольском, обратившемся с речью к имп. Марку Аврелию. Ему же принадлежали и др. апологетические сочинения: «К эллинам» в 5 кн., «Об истине» в 2 кн. и 2 кн. «К иудеям». Ритор Мильтиад также в царствование Марка Аврелия написал 2 кн.
против эллинов, 2 кн. против иудеев и апологию христианской философии (Там же. V 28. 4; 17. 5). Ученик мч. Иустина Татиан (ок. 120–185) до своего уклонения в ересь написал «Речь против эллинов» (LТgoj prХj `/Ellhnaj, после 165), в которой подверг уничижительной критике всю языческую культуру.
Несмотря на резкость суждений, Татиан стремился к тому, чтобы добиться терпимости и уважения к новой вере. Проблема взаимоотношений Церкви и государства на примере связи судеб Римской империи с христианством была развита св. Мелитоном Сардийским в «Апологии» (др. название – «Книжка к Антонину», ок.
170, сохранилась только в отрывках), адресованной Марку Аврелию. Современником Татиана и Мелитона был Афинагор, христ. философ из Афин. Ему принадлежит «Прошение о христианах» (ок. 177), направленное императорам Коммоду и Марку Аврелию, в котором он стремился доказать, что преследование христиан неразумно. В правление имп.
Коммода (180–192) св. Аполлоний произнес апологетическую речь, сохранившуюся в мученических актах.
Среди раннехристианских апологетов были и такие, которые адресовали свои произведения частным лицам. Из них прежде всего следует упомянуть последнего из греч. апологетов II в. св. Феофила Антиохийского, автора 3 кн. «К Автолику» (ок.
182), написанных для образованного и влиятельного язычника, имеющего предубеждения против христианства. Анонимное «Послание к Диогнету» (ок.
200) представляет собой апологию, составленную в форме письма для знатного язычника, желающего познакомиться с христ. религией.
В III в. апологии пишут Климент Александрийский и Ориген. В отличие от предыдущих апологий, «Протрептик» («Увещание к эллинам», нач. III в.) Климента Александрийского создан уже не столько для защиты христианства от нападок и преследований, сколько ради привлечения язычников к истинной вере. К жанру «Протрептика» близко и сохранившееся на сир. яз.
«Слово к Антонину» Псевдо-Мелитона (нач. III в.). Самым значительным произведением раннехрист. греч. апологетики является соч. Оригена «Против Цельса» (сер. III в.). Цельс был одним из наиболее серьезных критиков христианства из среды язычников. Долгое время его сочинение против христиан не имело достойного опровержения и только в лице Оригена, спустя ок.
75 лет, получило надлежащую отповедь.
Стимулом для дальнейшего написания апологий было появление в 260 г. 15 кн. «Против христиан» неоплатоника Порфирия. Ныне утерянное, сочинение содержало критику Ветхого Завета и Нового Завета, жизни и учения Церкви.
Первым ответом на него стал труд Евсевия Кесарийского «Евангельское приуготовление» в 15 кн. (312–322). Ему же принадлежит трактат «Против Иерокла» (311–313), неоплатоника, написавшего антихрист. соч.
«Правдолюбец» об Аполлонии Тианском, в котором он доказывал преимущества этого мага и философа перед Христом.
Лат. раннехристианские апологеты появляются гораздо позднее греч.— в кон. II в. Их список открывают рим. адвокат Минуций Феликс диалогом «Октавий» (Octavius) и Тертуллиан (160–220) соч. «К язычникам» в 2 кн. (Ad nationes, 197).
Минуций Феликс многое заимствует из трактата Цицерона «О природе богов», а Тертуллиан, взяв за основу книгу Варрона «Antiquitates rerum divinarum» (Божественные древности), в которой содержится критика рим. религии, показывает суетность и ложность политеизма, призывая уверовать в единого Бога.
Самым значительным апологетическим произведением Тертуллиана является его «Апологетик» (Apologeticum, ок. 197), адресованный рим. наместникам в Африке. В этой апологии Тертуллиан помимо критики языческой религии утверждает, что вера в единого Бога естественна для человека, поскольку человеческая душа «по природе христианка» (17. 6).
В заключении Тертуллиан свидетельствует, что никакие гонения не могут уничтожить настоящую веру: «Кровь мучеников есть семя христианства» (50. 13). Тему, затронутую в «Апологии» о душе как «христианке по природе», продолжает трактат Тертуллиана «О свидетельстве души» (De testimonio animae; 197). В отличие от греч. раннехристианских апологетов II в.
Тертуллиан считает ненужным апеллировать к философии для доказательства истинности христ. веры, поскольку сама душа является лучшим свидетелем Истины. Из др.
апологетических сочинений Тертуллиана выделяются послание «К Скапуле», проконсулу Африки (Ad Scapulam; 212), а также трактат «Против иудеев» (Adversus Iudaeos; между 198 и 206), написанный под влиянием «Разговора с Трифоном Иудеем» св. Иустина Философа. В сер. III в. св.
Киприан Карфагенский написал «Книгу о суетности идолов» (De idolorum vanitate), в которой он доказывает, что языческие божества – не что иное, как цари, которым после смерти начали воздавать поклонение. В «Книге к Деметриану» (Ad Dimetrianum, ок. 252), направленной против некоего Деметриана, обвинявшего христиан в том, что они являются причиной войн и стихийных бедствий, св. Киприан утверждает, что идолослужение и в особенности гонения против христиан вызывают гнев Божий. Антииудейской полемике св. Киприан посвятил «Три книги свидетельств» (Testimoniorum Libri III, ок. 249).
Среди поздних лат. А. р. следует упомянуть Арнобия (ум. ок. 330), автора 7 кн. «Против язычников» (Adversus gentes; кон. III – нач. IV в.), из которых первые две апологетические, остальные – полемические, и Лактанция (ок. 250–330), ученика Арнобия, создателя апологии «Божественные установления» в 7 кн. (Divinae institutiones; 304–313).
Последняя, помимо собственно апологетического материала, содержит древнейшую на Западе систему христ. вероучения. К ней примыкает соч. «О гневе Божием» (De ira Dei; ок. 303), написанное против язычников (особенно стоиков и эпикурейцев). В ней Лактанций защищает возможность применения к Богу слова «гнев». Апологетические темы развиваются и в др.
сочинении Лактанция – «О смертях преследователей» (De mortibus persecutorum; ок. 314).
Несмотря на то что деятельность раннехристианских апологетов видимым образом мало способствовала ослаблению гонений на христиан, она, без сомнения, подготовила постепенную эволюцию сознания греко-рим. языческого общества в сторону принятия христ. религии.
Раннехристианские апологеты выступили во всеоружии совр. религ. и философских систем, используя их понятийный аппарат и некоторые идеи (напр., учение стоиков о Логосе) для обоснования христ. веры перед лицом своих языческих современников.
Одновременно они сделали первые шаги в формировании христ. богословской терминологии.
Отношение к языческой культуре среди раннехристианских апологетов было различным: от полного неприятия: «Что общего между Афинами и Иерусалимом?» (Тертуллиан. Опроверж. ерет. 7) – до осознания себя наследниками того лучшего, что было когда-либо посеяно Божественным Логосом в мире: «Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам» (Иустин. Апол. II 13).
На фоне критики языческой религии и философии складывались собственно христ. представления о Боге, мире и человеке. Политеизму противопоставлялось учение о едином, вечном Боге, обладающем по преимуществу такими апофатическими свойствами, как нерожденность, беспредельность, бесстрастность, непознаваемость (ср. Иустин. Апол. II 6; Татиан. Речь. 4; Афинагор. Прошение. 10).
Против философского учения о совечности Бога и материи некоторые раннехристианские апологеты (Афинагор, Феофил Ан-тиохийский) утверждали идею творения мира «ex nihilo» (из ничего). Вместо представления о роке и предопределении раскрывалось учение о Промысле Божием (Афинагор. Прошение. 24; Минуций Феликс. Октавий. 18). А. р. впервые начали развивать христ. учение о Пресв.
Троице, используя филоновское и стоическое учение о Логосе.
Христологическим вопросам уделялось меньше внимания по причине внешней ориентации богословия раннехристианских апологетов (исключение составляет лишь мч. Иустин).
Из остальных тем, затрагиваемых раннехристианских апологетов, можно выделить проблему образа и подобия Божия в человеке (Татиан. Речь 7–11), вопросы о первородном грехе (Феофил Антиохийский. К Авт.
II, 17), о воскресении, опровержение античного представления о судьбе и др.
В целом сочинения раннехристианских апологетов имели исключительно важное значение для самосознания христ. Церкви. Будучи во мн. вопросах первопроходцами, раннехристианские апологеты проложили путь для дальнейшей христианизации эллинизма и формирования целостной системы христ. богословия (см. также Богословие доникейское).
Седмица. Ru
См. АПОЛОГЕТИКА
Источник: https://azbyka.ru/apologety