Сенсуализм в философии. философы-сенсуалисты

Чтобы понять, какое место занимает сенсуализм в философии, нужно отталкиваться от его базовых понятий и глубины суждений тех, кто посвятил жизнь изучению этого явления. Философы сенсуалисты утверждали, что в разуме может находиться только то, что есть в ощущениях.

Учитывая факт, что современная психология берет много идей из философии, появляется утверждение: если человеку для счастья не хватает эмоций и созерцания, он будет считать их основным принципом жизни. Но так считали и представители других направлений, в том числе противоположных сенсуализму. Их точку зрения также можно считать правильной, исходя из свойств личности конкретного ученого.

Понятие сенсуализма

Существует две теории сенсуализма:

  • идеалистическая;
  • материалистическая.

Сенсуализм в философии. Философы-сенсуалисты

Источником знания в философии сенсуализма являются различные понятия. Для материалистов — это опыт, восприятие мира, его ощущение на физическом уровне.

Для идеалистов — рассуждения, утверждения, идеи, которые часто не имеют никакого отношения к реальному миру — человек просто так считает и уверен в этом.

Идеалистический подход также не имеет четкого ответа, почему одни люди получили такой опыт, а другие — другой. Утверждения, основанные на опыте, не могут быть основой правильного мышления.

Противоположностью сенсуализма является реализм. Эмпирическое направление допускает чувственное восприятие, но допускает вмешательство разума. Впервые данные методы разграничил Д. Бэкон, дав оценку каждому.

Понятие «рефлексия» произошло из сенсуализма. Оно заключается в возможности человека выделять определенные моменты из множественных чувственных событий, концентрироваться на них и анализировать, делая выводы. Выводы — работа разума, поэтому чувственное восприятие — это лишь часть возможностей человеческого организма, которую не желательно исключать, но нельзя превозносить, как главную.

Практики опираются на возможности человеческого мозга, находят структуры, которые отвечают за определенные функции, а также выявляют дефекты в поведении и мышлении, связанные с недостаточным развитием какой-либо области головного мозга. В зависимости от того, какая структура доминирует, так человек ведет себя в социуме. За эмоциональность и чувственность отвечает палеокортекс. В психологии его называют мозг млекопитающих.

Недостаток эмоционального восприятия или несдержанность — это нарушения физиологического характера или результат воспитания.

Основные положения

Многие считают философию ненужной наукой только потому, что не видят связи с практической стороной жизни: как можно использовать философские учения с пользой для себя.

В философии можно найти косвенный намек на проблему какой-то одной личности.

Эти утверждения успешно используют прогрессивные психологи, чтобы понимать, как мыслит человек, на что он ориентируется, насколько однобоко воспринимает ситуацию и реагирует на нее.

Человеческий мозг не понимает разницы между эмоциями, как реакцией на случайное происшествие и эмоциями, вызванными искусственно в ответ на давние события. Следовательно, эмоции нельзя считать основным критерием оценки личности, так как необоснованные страхи вызывают различные психологические отклонения и даже заболевания, не дают человеку жить полноценной жизнью.

Ученые, изучавшие сенсуализм, сходились во мнении по поводу следующих предположений:

  1. В разуме нет ничего — все начинается с ощущений и чувств. Накопленный с помощью ощущений эмоциональный потенциал впоследствии раскрывается в разуме.
  2. Врожденные чувственные навыки не признаются. Ум человека — чистый лист, на который, впоследствии, записывается опыт.
  3. Материальный мир — одновременно источник знания и его аспект.
  4. Разум выполняет промежуточную функцию между чувствами и идеями, выступая в роли классификатора и обоснователя.

Первый и последний пункты подвергались сомнению даже в рамках самого сенсуализма. Отдельные представители склонялись к различным теориям:

  • с помощью разума можно раскрыть чувственный потенциал;
  • с помощью интуиции можно совершить открытие, если быть уверенным в существовании чего-либо неизвестного науке.

Авторы теорий исходили из собственного опыта, не принимая во внимание опыт других людей, коллег.

Определение предмета с точки зрения сенсуализма

Предмет — источник чувств (ощущений). Есть предмет восприятия, а есть восприятие предмета. В первом случае — это материальная вещь, которую можно потрогать и оценить, во втором — духовный процесс. Они постоянно взаимодействуют. На основе взаимодействия возникает рефлексия — анализ предмета, внутренних ощущений.

Существовала теория, что мир не такой, каким его представляют. Изучаемые предметы и явления не существуют. Данная теория зашла в тупик, поскольку один из органов восприятия — зрение — говорили одно, а чувства — другое. Представления и предположения относительно предметов часто оказывались не верными.

Сенсуализм в философии. Философы-сенсуалисты

В зависимости от взаимодействия сенсуализма с различными течениями в философии — материализмом, эмпиризмом и субъективным идеализмом — видение предмета менялось в материальную, идеологическую или эмпирическую сторону.

Самая древняя теория принадлежит Эпикуру: он считал, что предметы передают образы, которые воспринимаются органами чувств. Истина заключается в ощущениях. Возможно, он имел в виду интуицию — природный талант видеть сущность предметов и людей.

Представители сенсуализма

Самыми первыми учеными, которые изучали чувственность и эмоции, были Эпикур и Протагор. В 19 веке проблемами чувственного восприятия занимался Виктор Кузен — французский ученый философ.

Этьенн Бонно де Кондильяк — французский философ, которому принадлежит разграничение ощущений на осязание и все остальные — обоняние, вкус, слух и зрение. Известен критикой Джона Локка за его попытку связать сенсуализм с рефлексией. По его мнению рефлексия — это не самостоятельное понятие, а результат переработки сознательных действий и размышлений.

Джордж Беркли — представитель сенсуализма в Ирландии 18 века. Его приверженность сенсуализму развивалась под влиянием протеста к реализму и материализму. Основным источником размышлений являлся Джон Локк.

Девид Юм — представитель шотландского просвещения. Считается, что он был первооткрывателем науки психологии еще до ее официального появления. Разумное обоснование вещей без чувственного опыта, Юм считал бесполезным. Новые знания появляются в результате многократного повторения вещей и взаимодействия с ними.

Сенсуализм в философии Новейшего времени

В 20 веке учение о сенсуализме продолжилось в виде учения эмпириокритицизма. Представитель и автор теории — Рихард Авенариус. Вторая волна позитивизма, как еще называют это течение, выбрала своим предметом исследования научное мышление. Главный вопрос — как образуются знания.

Сенсуализм в философии. Философы-сенсуалисты

Важным предметом стала история науки и возможные ошибки на пути сделанных выводов. Основным врагом своей теории последователи и приверженцы считали метафизику. Пик исследований выпал на начало 20 годов 20 столетия, они были непродолжительными. В России постулаты одно время занимали лидирующие позиции, но были неверно истолкованы, а потому некорректно представлены обществу.

Эрнст Мах — австрийский физик, который исследовал слух и зрение, пытался донести утверждение, что вещи и их свойства — мнимые явления, которые никак не соотносятся друг с другом.

Впоследствии, его учение стало отправной точкой возникновения таких учений, как бихевиоризм, неореализм, нейтральный монизм.

В России учение Маха было встречено холодно, потому что вожди усмотрели в нем попытку взломать установки партии и процветающий идеализм.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/sensualizm.html

Сенсуализм — плюсы и минусы чувственного познания

Сенсуализм в философии. Философы-сенсуалисты

Чувства, ощущения и представления играют важную роль в жизни человека. Многие вещи, предметы, явления этого мира познаваемы лишь в соприкосновении и ощущении. Сенсуализм рассматривает чувственную жизнь, как единственно верную, а сознание и разум лишь опираются на полученные впечатления.

Что такое сенсуализм?

Сенсуализм — это одно из течений в теории познания человека, возникшее из воззрений древнегреческих философов, считавших, что самой основной и достоверной формой познания являются ощущения и чувства. Сенсуализм (лат.

sensus восприятие) подразделялся на крайний и умеренный (в отдельных случаях признавалось влияние разума).

Как учение, крайний сенсуализм приобрел большую популярность в философских кругах и содержал в себе следующие постулаты:

  • весь внешний опыт, знания разум получает только с помощью ощущений;
  • рожденные идеи не существуют, ум это — «чистая доска»;
  • в разуме нет ничего того, что прежде не возникло бы в чувствах;
  • внешний мир — источник познания;
  • разум имеет лишь производное значение.
Читайте также:  Что такое кортикальная миоклония? понятия миоклонуса и миоклонии

Сенсуализм в психологии

Идеи и положения сенсуализма оказали мощное влияние на психологическую науку XVIII в.

Немецкий физиолог и психолог Вильгельм Вундт начал развивать экспериментальную психологию: ставил эксперименты, задачей которых являлось выявление первичных ощущений, из которых складывается архитектоника души человека.

Сенсуализм в психологии — это парадигма, вышедшая из философского учения, изучающая психическую жизнь с первичной опорой на чувственные впечатления. В дальнейшем, сенсуализм трансформировался в ассоциативную психологию.

Сенсуализм в философии. Философы-сенсуалисты

Сенсуализм в философии

Античная философия, зародившаяся в Древней Греции, славилась различными школами и течениями, оказывающими влияние на весь мир. Самыми первыми философами сенсуалистами принято считать Протагора и Эпикура.

Сенсуализм в философии — это «чувственное» направление в решении вопросов познания бытия противоположное рационализму и интеллектуализму, опирающихся на доводы разума. Широкое распространение сенсуализм получил лишь в конце XVIII в.

благодаря французскому философу Виктору Кузену.

Большой вклад в развитие сенсуалистической теории познания внесли Дж. Локк и позднее французский аббат-философ Этьен Боно де Кондильяк. Дж.

Локк, кроме ощущений в сенсуализме важным в познании считал рефлексию, с чем Э.Б.

де Кондильяк не мог согласиться и говорил о рефлексии, как не о самостоятельном явлении, а состоящем из переработанных ощущений. Основные представления Кондильяка о душевной жизни:

  1. Существует две группы ощущений. Первая группа — слух, зрение, обоняние вкус. Ко второй относится осязание.
  2. Осязание играет первостепенную роль в познании внешнего мира.
  3. Духовные процессы, протекающие самостоятельно независимо от ощущений – иллюзия.
  4. Любое знание содержит в основе ощущение.

Чем отличаются эмпиризм и сенсуализм?

Философия Нового времени (XVII – XVIII вв.) столкнулась с проблемами в познании мира и критериев истины. Происходит бурное развитие основных трех направлений философии рационализм, сенсуализм и эмпиризм.

Эмпирический и сенсуалистический путь близки между собой в основных положениях и противопоставляются рационализму. Эмпиризм — метод, открытие которого принадлежит английскому философу Ф. Бэкону.

В основе эмпирицизма лежит чувственный опыт, как мера познания и источник знаний.

Ф. Бэкон провел различия между методами сенсуализмом, рационализмом и эмпиризмом. Сенсуалисты – это «муравьи», довольствующиеся тем, что собрали. Рационалы – «пауки» плетут паутину рассуждений из самих себя. Эмпирики – «пчелы» добывают нектар из различных цветов, но располагают добытый материал по своему опыту и умению.

Основные отличия эмпиризма от сенсуализма по Ф. Бэкону:

  1. Эмпиризм признает важность чувств, но в тесном союзе с разумом.
  2. Разум способен извлечь истину из чувственного опыта.
  3. Пассивное созерцание природы в сенсуализме, заменяется на активное вмешательство с целью познать тайны.

Материалистический сенсуализм

Чувства — важнейший источник познания, сенсуализм полагающийся на эту субъективную категорию в своем течении, не был однородным, разделившись на идеалистический сенсуализм и материалистический, в последнем, воздействие внешних стимулов на органы чувств, влекут за собой чувственные впечатления. Яркий представитель материалистического сенсуализма Джон Локк.

Идеалистический сенсуализм

В противовес материалистическому сенсуализму Дж. Локка заявляет о себе идеалистический сенсуализм, приверженцами которого выступали философы Дж. Беркли и Д. Юм. Идеалистический сенсуализм это философия отрицающая зависимость ощущений от внешних объектов. Основные положения данного направления, сформированные Дж. Беркли и Д. Юмом:

  1. Человек не обладает чувственным восприятием материи;
  2. Отдельная вещь может быть воспринята посредством суммы отдельных ощущений.
  3. Душа – вместилище всех идей.
  4. Личность не может познать саму себя, но впечатления о себе могут дать представление.

Сенсуализм в философии. Философы-сенсуалисты

Сенсуализм — плюсы и минусы

Научная психология всегда опиралась на философские концепции, черпая из них многовековой опыт познания души. Сенсуализм оказал с влияние на становление экспериментальной и ассоциативной психологии.

Анализом спектра чувств и ощущений в произведении «Трактате об ощущениях», Э. Кондильяк внес весомый вклад в науку, по достоинству оцененный психологами. В дальнейшем, психология признала ограниченность сенсуализма в процессах познания.

Недостатки сенсуализма выявленные в ходе экспериментов:

  1. Мыслительный акт не равнозначен ассоциации ощущений.
  2. Человеческое сознание гораздо сложнее, чем набор чувственных впечатлений.
  3. интеллекта не сводится только к чувственным образам и ощущениям.
  4. Поведенческая мотивация и роль действий в построении впечатлений не могут быть объяснены с помощью сенсуализма.

Источник: https://womanadvice.ru/sensualizm-plyusy-i-minusy-chuvstvennogo-poznaniya

Сенсуализм – это что, в чем его смысл? Представители сенсуализма

Сенсуализм – это одно из направлений, выделяющихся в теории зания. Согласно ему, восприятия и чувства являются основной формой достоверного познания. Сенсуализм – это направление, обратное рационализму.

Главный принцип его заключается в том, что в разуме нет ничего того, чего нельзя найти в эмоциях. Таким макаром, сенсуализм – это чувственная форма зания.

Не считая восприятия и чувства, в нее заходит также представление.

Представители сенсуализма многочисленны, но посреди их можно выделить последующих больших философов: древнегреческого мыслителя Протагора (на фото выше), Эпикура, Дж. Локка, также Этьена Бонно де Кондильяка.

Понятие “сенсуализм”

Кузен ввел во всеобщее употребление сам термин “сенсуализм”. Он противопоставил его идеализму. Таким макаром, под этим термином Кузен обозначил направление, которое сейчас мы называем материализмом. Но данное значение термина не закрепилось. Сейчас сенсуализм – это направление в гносеологии, обратное рационализму и интеллектуализму.

Главные положения, сенсуализм и материализм

Главные положения интересующего нас направления последующие. Сначала отрицается существование прирожденных мыслях. Другими словами, за разумом признается только производное значение, а не первоначальное. Таким макаром, сенсуализм и рационализм в философии обратны.

Все познание представители сенсуализма сводят к чувству. Все свое содержание разум получает конкретно из чувств, а последние – из опыта. Как следует, окружающий мир – и аспект, и источник зания. В этом состоит и различие, и сходство сенсуализма с материализмом.

Представители обоих этих направлений говорят, что окружающий мир является источником нашего зания. Но сам он понимается ими различно. Представители материализма веруют в то, что имеется частичное либо полное тождество чувств с свойствами того либо другого предмета.

С этим не соглашаются сенсуалисты.

Мировоззрение Кондильяка

В собственном труде “Трактат об чувствах” Кондильяк заявляет, что даровитая чутьем скульптура принимает только личное состояние, когда нюхает розу. Кондильяк занимает принципную позицию в вопросе, касающемся дела чувств к качествам того либо другого предмета. Он считает праздным этот вопрос и воздерживается от выражения определенного суждения о нем. Философский сенсуализм, таким макаром, не ведет нас к материализму. Напротив, из него легче получить субъективизм (отрицание того, что окружающий мир можно узнать).

Сенсуализм и личный идеализм

Сенсуализм родственен личному идеализму (например, Фихте). Но и меж ними есть различие. Оно заключается в том, как понимается деятельность производящего ее субъекта. Суть сознания для личного идеализма заключается в синтетической деятельности людского разума.

При всем этом чувство является только одной, низшей ступенью данной деятельности. Напротив, для сенсуализма конкретно в нем и заключается вся активность нашего сознания. Из чувства выводится мышление и т. д.

Из этого отождествления мышления и чувства можно заключить, что нет никаких законов мысли.

Мировоззрение Кондильяка о соотношении чувств и мышления

Кондильяк уделил этому вопросу огромное внимание. Он тщательно сказал, как из чувств возникают внимание, память и мышление. Кондильяк показал, как создается иллюзия духовных процессов, протекающих без помощи других, независимо от чувства.

Необходимость мысли в реальности – это ассоциация либо привычка, из-за нередкого повторения ставшая неразрывной. В базе хоть какого познания находится известное чувство. Это значит, что познание является личным. Ничего реального обобщениям не соответствует.

В то же время источник познания определяет и его границы, и его нрав. Таким макаром, этот источник – аспект правды.

Так как чувство находится в зависимости от идущих снаружи воспоминаний (положение, принимающееся на веру сенсуалистами), а хоть какой опыт – это что-то относительное, иррациональное, случайное, то относительный и случайный нрав следует приписывать и всему познанию в целом.

Читайте также:  Что представляют собой трициклические антидепрессанты?

Определение предмета исходя из убеждений сенсуализма

Исходя из определенных психических фактов, Милль последующим образом определяет материю (предмет): это неизменная возможность чувств. Такое представление находится в рамках сенсуализма. Уже у Кондильяка мы встречаем намеки на него.

Исходя из убеждений этого мыслителя, предмет является совокупой представлений о плотности, величине, твердости и т. д. Другими словами, это соединение представлений, которые получены нами из разных категорий чувств, в главном осязания.

Как следует, для того чтоб составить определенное понятие о предмете, не надо для этого мыслить субстрата либо носителя свойств. Такая гносеология сенсуализма, представленная в общих чертах.

Критика сенсуализма

Этому направлению можно поставить в заслугу то, что его представители направили повышенное внимание на психический анализ разных фактов восприятия и чувства. Они попытались найти, как чувства значимы в зании и какую роль играют отдельные их категории. Повышенного внимания в данном отношении заслуживают труды Кондильяка.

Психический анализ этого направления, но, имеет и свои недочеты. Он глядит на подлежащие анализу факты с тенденциозной точки зрения. Подобно фокуснику, сенсуализм вносит в чувство то, что ему не характерно. Это с торжеством извлекается потом из него.

Совсем не чувство делает нашу память, сознание, мышление, воображение. Напротив, синтетическая деятельность нашего сознания проявляется в вышеперечисленных формах. Их набор находится в зависимости от материала, с которым приходится работать. Представители сенсуализма принижают, механизируют деятельность сознания.

Они пробуют по простому ее обнаружению судить о его деятельности в целом. Некорректные гносеологические выводы соответствуют неправильному психическому анализу.

Интересующее нас направление ограничивает область познания, превратно разъясняет его особенности (например, это касается нрава математического познания), предоставляет неверные аспекты правды. Такая, кратко, его критика.

Сенсуализм и другие направления

Сенсуализм в философии – это направление, которое исторически проявлялось в разные времена и очень многообразно. Оно переплеталось с эмпиризмом, материализмом, личным идеализмом. Из-за этого написать его историю нелегко, не внеся при всем этом чуждых ему частей.

Материалистический сенсуализм парадоксален, так как уже возможность чувства сама по для себя (и это отлично осознавал Кондильяк) безизбежно исключает материализм. Ведь она подразумевает наличие возможности духа. Смысл материалистического сенсуализма, таким макаром, тяжело совершенно точно найти.

Как же обстоит дело с другими направлениями? Сенсуализм сам по для себя является формой личного идеализма, которая обратна направлению, где суть духа видится в деятельности людского разума (один из представителей – Фихте-старший). Что касается эмпиризма, сенсуализм идентичен в нем в использовании психического анализа.

Не считая того, оба эти направления имеют однообразный взор на то, какое значение в зании имеет опыт.

Эпикуреизм и стоицизм

Сенсуализм в древности представлен в системах стоиков и Эпикура (на фото выше). По воззрению последнего, чувства формируются благодаря тому, что образы отделяются от предметов. Они попадают в органы наших чувств и потом против воли воспринимаются ими. Эпикур считал, что хоть какое чувство является настоящим. Конкретно в нем находится аспект правды. Все то, что не согласуется с ним, неверно.

Стоицизм как направление развивался в непрестанной полемике с эпикуреизмом. Все же у их есть много общего. По воззрению стоиков, душа вещественна. Но материализм этот содержит внутри себя элементы пантеизма. Конкретно они позволяют гласить о единстве души, также о том, что сила разумной деятельности является основной чертой души человека.

Согласно стоикам, душа не пассивна, как считали эпикурейцы. Напротив, она инициативна. Стоики в собственном учении об ощущении делают существенное добавление к эпикурейской теории. Они молвят о том, что все возникает из чувств (так же, как и эпикурейцы), но в их душа проявляет свою деятельность. По их мысли, из единичного появляется все общее.

Из чувств возникают все представления.

Сенсуализм в философии нового времени

В философии нового времени распространению интересующего нас направления содействовал Локк (портрет его представлен выше). Невзирая на то что он считал себя эмпириком и частично учеником Декарта, его труд “Опыт о людском разумении”, непременно, содействовал развитию сенсуализма. Локк из 2-ух источников нашего зания – рефлексии и чувств – более тщательно разглядел последний. Учение этого мыслителя о рефлексии несколько неопределенно. Это можно сказать и о его рассуждениях о субстанции. Потому из раздумий Локка просто выводится сенсуалистическое учение.

Сенсуализм - это что, в чем его смысл? Пред
ставители сенсуализма

И в сочинениях Кондильяка (на фото выше) мы находим поочередный сенсуализм нового времени.

Невзирая на то что психический способ этого мыслителя был неидеальным, а в его исследовательских работах не было экспериментального нрава (они были построены на априорных, умозрительных догадках), его работы имеют огромное значение в истории психологии.

Сенсуализм нового времени получил предстоящее развитие в следующие годы. Новым временем именуется период с 1918 года по нынешний денек. Скажем пару слов и о том, как развивалось интересующее нас направление после революции.

Сенсуализм в новейшее время

В новейшее время Тольбе защищал сенсуализм в философии. Это направление в трудах данного мыслителя вновь совершает поворот от феноменализма, характерного Кондильяку, к материализму. Это разъясняется тем, что в 1960-1970 годы материалистические тенденции значительно усилились в разных областях познания.

Разновидностью сенсуализма в 20 веке является эмпириокритицизм. Это направление было создано Э. Махом (на фото выше) и Р. Авенариусом. Мыслители считали, что чувства, лежащие в базе чувства, настроения и проявлений нашей воли – форма приспособления к среде. Они являются результатом эволюции.

Источник: https://live-note.ru/sensualizm-eto-chto-v-chem-ego-smysl-predstaviteli-sensualizma/

Дилемма сенсуализма и рационализма

В рассмотрении вопросов гносеологии в философии сложилось два основных течения в соответствии с характером наук, к которым тяготели философские учения: опытное естествознание оказало влияние на возникновение и развитие эмпиризма, аксиоматико-дедуктивная наука (математика) — рационализма.

При всем различии в их содержании оба направления руководствовались характерными для их времени методологическими установками: необходимостью найти абсолютно достоверное начало познания. Эмпиризм строил знание из атомарных чувственных данных, рационализм выводил его из аксиоматически очевидных идей мышления.

Каждая из этих моделей познания находила подтверждение в научной практике своего времени, но абсолютизировала один из моментов познания, игнорируя и принижая значение другого.

Сенсуализм

Преувеличение роли чувственного познания в эмпирической гносеологии получило также название сенсуализма (лат. Бешш — восприятие, чувство, ощущение). Главную идею сенсуализма высказал Гоббс (1588—1679): «…

нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущения».

Начиная рассматривать познание с единичных чувственных данных, сенсуализм неизбежно приходит к разработке индукции как основному способу обработки этих данных в сознании.

Сенсуализм преимущественно разрабатывался в рамках английской философской традиции и получил детальное обоснование в трудах Локка, который выводил из чувственного опыта все содержание и все формы человеческого сознания.

Бэкон, Гоббс, Локк, французские сенсуалисты-просветители принадлежали к материалистическому направлению в философии, усматривая в показаниях органов чувств отражение материального мира.

Однако был и идеалистический сенсуализм, который отбрасывал внешний мир как источник ощущений, считая их самостоятельной реальностью (Беркли, Юм).

Рационализм

Рационализм, утверждавший первенство разума в познании, исходил из невозможности выведения всеобщих и необходимых истин науки из единичных и частных опытов.

Однако существование математики, базирующейся на таких истинах, заставляло искать их источник во внеопытном — разумном — основании.

Нахождение такого основания приводило рационалистов к разработке дедуктивной модели вывода всего содержания познания.

Рационализм связан с признанием в мышлении идей, не зависимых от опыта: «врожденные идеи» Декарта, предрасположения и задатки мышления в разумной монаде Лейбница, рассмотрение мышления как атрибута субстанции Спинозой. Рационализм как течение в гносеологии развивался на разном онтологическом основании: дуализм Декарта, идеализм Лейбница, материализм Спинозы.

Хотя сенсуализм и рационализм прямо противоположно трактовали происхождение знания, природу истины и ее критерии, в условиях XVII в. они выступали единым фронтом против догматизма, схоластики, суеверий и предрассудков. Их усилия способствовали развитию модели науки, свободно полагающейся на организованный опыт и строгую логику.

Источник: https://poisk-istini.com/literatura/filosofija-uchebnoe-posobie-gorjunova/dilemma-sensualizma-i-racionalizma

Сенсуализм (Кузнецов, 2007)

СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus — чувство, ощущение) — философское направление, согласно которому источником и основанием знания является чувственность, данные органов чувств, чувственный опыт. Понятие С. связано с более широким по объему понятием эмпиризм, указывающим на опытное происхождение знания, но без конкретизации характера опыта. С.

Читайте также:  Категорический императив — что это такое, каким образом формулируется

по-иному, нежели рационализм, оценивает возможности и соотношение чувственного и разумно-дискурсивного познания. Еще в античности был выдвинут основополагающий принцип С.: «Нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в чувстве», противопоставленный учению о врожденности или априорности знания.

Тогда же появилось сравнение сознания («души») с «чистой доской», на которой внешний опыт пишет свои «письмена».

Различают крайний и умеренный С. Последний (характерный, например, для теории познания стоиков) признает систематизирующую роль разума, допускает, что не всякий чувственный опыт является достоверным.

Первый (представленный, например, античным эпикуреизмом и учениями французских просветителей XVII в. Э. Кондильяка и К.-А.

Гельвеция) подчеркивает чисто чувственный источник понятий и идей, трактует истины как согласие мнений с данными чувств, а причины заблуждений усматривает не в чувствах, но в наших суждениях. Одна из самых сложных для С.

(и последовательного эмпиризма как такового) проблем — объяснение механизма возникновения понятий (например, абстрактных понятий математики), источник которых трудно обнаружить в чувственности. В сфере научного знания С., как правило, отдает предпочтение индуктивным процедурам над дедуктивными, описанию — над теоретическим объяснением.

В эмпиристской философии XVII— XVIII вв. в центре внимания оказывается вопрос о внешнем источнике наших ощущений и восприятий и их способности адекватно отражать действительность. Решение вопроса в духе философского реализма дал Д.

Локк, рассматривавший механическое воздействие внешних предметов на органы чувств как источник «простых идей» и применивший свой гносеологический подход в педагогической теории, придававшей решающее значение в процессе воспитания внешнему окружению. Концепцию идеалистического С. разработал Д.

Беркли, руководствовавшийся принципом «быть — значит быть воспринимаемым». В философии Д. Юма С. приобретает форму феноменализма, т.е. учения, согласно которому в познании даны лишь дискретные чувственные явления (перцепции), источник которых неизвестен и из комбинации (ассоциации) которых складывается наша картина мира.

Аналогичная точка зрения была представлена в позитивистских, неопозитивистских и прагматистских учениях о «чистом опыте», распространенных в конце XIX — начале XX в. (махизм-эмпириокритицизм, логический позитивизм, «радикальный эмпиризм» У. Джеймса, теория «нейтрального монизма» Б. Рассела). Однако еще в XVIII в. критическая философия И.

Канта поставила вопрос о концептуальной нагруженности опыта, а философия и методология науки XX в. подчеркнула факт теоретической нагруженности эмпирического базиса знания.

В сфере этики С. был, в частности, связан с такими направлениями, как гедонизм (стремление к чувственному наслаждению — главный мотив человеческого поведения), утилитаризм (польза как основа нравственности), школа «морального чувства» (XVIII в.), эмотивизм (представление о сугубо эмоциональном содержании этических понятий и суждений в аналитических теориях 30-50-х гг. XX в.).

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 490.

Источник: http://ponjatija.ru/node/733

Философия нового времени. Сенсуалисты, рационалисты. Идеализм и агностицизм

Сенсуализм (от 0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA»фр. sensualisme, 0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA»лат.

sensus — 0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5″восприятие, чувство, ощущение) — направление в 0%93%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F»теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания.

Противостоит 0%A0%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F)»рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в 0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%BC»разуме, чего не было бы в чувствах».

Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения и восприятия входит представление.

  • Крупные философы-сенсуалисты:
  • • Протагор — древнегреческий философ, один из старших 0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%81%D1%82″софистов.
  • • Эпикур
  • • Джон Локк

• ЭтьенHYPERLINK «https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BA,_%D0%AD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%BD_%D0%91%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE_%D0%B4%D0%B5» HYPERLINK «https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BA,_%D0%AD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%BD_%D0%91%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE_%D0%B4%D0%B5″БонноHYPERLINK «https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BA,_%D0%AD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%BD_%D0%91%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE_%D0%B4%D0%B5» де HYPERLINK «https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BA,_%D0%AD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%BD_%D0%91%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE_%D0%B4%D0%B5″Кондильяк

Рационали́зм (от 0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA»лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является 0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%BC»разум.

Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-либо определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. В современной философии идеи рационализма развивает, например, 0%A8%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%83%D1%81,_%D0%9B%D0%B5%D0%BE»Лео Штраус, который предлагает применять рациональный метод мышления не сам по себе, а посредством майевтики. Среди других представителей философского рационализма можно назвать 0%A1%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B7%D0%B0,_%D0%91%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D1%82″Бенедикта Спинозу, 0%9B%D0%B5%D0%B9%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D1%86,_%D0%93%D0%BE%D1%82%D1%84%D1%80%D0%B8%D0%B4_%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC»Готфрида Лейбница, 0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82,_%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D0%B5″Рене Декарта, 0%93%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C,_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3_%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC_%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%85″Георга Гегеля и др. Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как 0%98%D1%80%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC»иррационализму, так и 0%A1%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC»сенсуализму.

Идеали́зм (0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA»фр. idéalisme, через 0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA»лат. idealis от др.-греч.

ἰδέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности 0%98%D0%B4%D0%B5%D1%8F»идеи по отношению к 0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F)»материи (см.

0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B8″Основной вопрос философии) в сфере 0%91%D1%8B%D1%82%D0%B8%D0%B5″бытия.

Во многих историко-философских трудах проводится 0%94%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%8F»дихотомия, считающая противопоставление идеализма 0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC»материализму (в Православии — христианскому материализму Святых Отцов, хотя сами термины «материализм» и «идеализм» предложил Лейбниц только в XVIII веке) сущностью философии. Категории материализма и идеализма во все эпохи являются историческими категориями. Применяя их, всегда нужно учитывать ту историческую их окраску и, в частности, ту эстетическую значимость, которую они получают в связи с разными периодами исторического развития, в связи с отдельными философами и культурологами и в связи с бесконечно разнообразной пестротой результатов и произведений философов и культурологов. Абстрактный идеализм в чистом виде и абстрактный материализм в чистом виде являются крайними противоположностями философского мировоззрения, не отвергающими, но предполагающими бесчисленное количество их совмещений с бесконечно разнообразной дозировкой.0%98%D0%B4%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC»[1]

Агностици́зм (от др.-греч.

ἄγνωστος — непознаваемый, непознанный) — 0%A2%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F»терминология, существующая в 0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F»философии, 0%AD%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F»теории познания и 0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5″теологии, полагающая принципиально невозможным 0%9F%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5″познание объективной 0%94%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C»действительности только через0%A1%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%B0″субъективныйHYPERLINK «https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%B0» опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ 0%A0%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C»реальности. Также отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках. Иногда агностицизм определяется как 0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F»философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира0%90%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC»[1

8. Философия хх века. Экзистенциализм, прагматизм, сциентизм.

Экзистенциали́зм (0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA»фр. existentialisme от 0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA»лат.

existentia — существование), также философия существования — особое направление в 0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F»философии 0%B2%D0%B5%D0%BA»XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его 0%98%D1%80%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC»иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям0%9F%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC»персонализма и 0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F»философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

Прагматизм (от др.-греч. πράγμα, родительный падеж πράγματος — «дело, действие») — 0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F»философское течение, базирующееся на практике как критерии 0%98%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0″истины и 0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB»смысловой значимости.

Его происхождение связывают с именем американского философа 0%B2%D0%B5%D0%BA»XIX века 0%9F%D0%B8%D1%80%D1%81,_%D0%A7%D0%B0%D1%80%D0%BB%D1%8C%D0%B7_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%81″Чарльза Пирса, который первым сформулировал 0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0″«максиму» прагматизма. Далее прагматизм развивался в трудах 0%94%D0%B6%D0%B5%D0%BC%D1%81,_%D0%A3%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC»Уильяма Джемса, 0%94%D1%8C%D1%8E%D0%B8,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD»Джона HYPERLINK «https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%8C%D1%8E%D0%B8,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD»Дьюи и 0%A1%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D0%B0,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B6″Джорджа HYPERLINK «https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D0%B0,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B6″Сантаяны. Среди основных направлений прагматизма известны 0%98%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC»инструментализм, фаллибилизм, антиреализм, радикальный 0%AD%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC»эмпиризм, верификационизм и др

Сциенти́зм (0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA»фр. scientisme, от 0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA»лат.

scientiaнаука, знание) — общее название идейной позиции, представляющей 0%9D%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0″научное знание наивысшей0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8″культурнойHYPERLINK «https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8» ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром.0%A1%D1%86%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC»[1] Нередко сциентисты считают «образцовыми науками»0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0″физику или 0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0″математику и призывают строить остальные науки по их образу и подобию. Сциентизм ставит науку во главу идейной и культурной жизни общества.0%A1%D1%86%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC»[2] Сциентизм сам по себе не является стройной системой взглядов, а скорее может рассматриваться как определённая ориентация различных систем.0%A1%D1%86%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC»[1]

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/31528.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector